Художественный замысел и история создания «Повести о житии Александра Невского»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:59, реферат

Описание работы

Актуальность данной работы определяется тем, что вплоть до XVI века «Житие Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов. Данное произведение примечательно тем, что написано современником событий, и следовательно, имеет огромное значения для понимания того, как оценивалась личность Александра Невского в те далекие времена, и каково было значение тех событий, участником которых он являлся.

Содержание работы

Введение
1. Древнерусская литература XIII века.
2. Художественный замысел и история создания «Повести о житии Александра Невского»
2.1. Исторический период княжения Александра Невского
2.2. История написания Жития
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Житие Александра Литра.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Принято считать, что написана повесть не позднее 80-х годов XIII века в монастыре  Рождества Богородицы во Владимире, где был погребён князь Александр  Невский.

По предположению  академика Д.С. Лихачёва, в создании произведения принимал участие митрополит Кирилл: вне всякого сомнения, – Кирилл имел отношение к составлению жизнеописания Александра. Он мог быть и автором, но, вернее всего, он заказал житие кому-нибудь из проживавших на севере галицких книжников.

По композиции, манере описания военных столкновений, отдельным стилистическим приёмам и некоторым фразеологизмам «Повесть о житии Александра Невского» близка к другому произведению «Летописцу Даниила Галицкого». То, что Кирилл имел отношение к составлению «Летописца Даниила Галицкого», аргументировал Л. В. Черепнин: Митрополит умер в 1280 году, и, следовательно, время возникновения «Повести о житии Александра Невского» нужно относить к периоду между 1263-1280 годами.

«Житие Александра Невского», написанное вскоре после  смерти князя (ум. в 1263 г.), создает идеальный образ правителя, защитника своего отечества от военных и идеологических посягательств внешних врагов. Оно не укладывается в каноны житийной литературы, и это понимали древнерусские книжники, внесшие его прежде всего в состав летописей (первая редакция жития вошла в состав Лаврентьевской и Второй Псковской летописей), и только в XVI в. оно вошло в «Великие Четьи-Минеи» Макария и «Пролог».

Само заглавие произведения дает определение его  специфики: «Повести о житии и  о храбрости благовернаго и великаго князя Александра» – рассказ о жизни, главным содержанием которой явились подвиги «храбрости». Основу жития Александра Невского составляют две воинские повести о битве на Неве и на Чудском озере.

Выбрав для  описания два победоносных сражения русского войска под началом Александра – картину сражений русских со шведами на реке Неве и с немецкими рыцарями на льду Чудского озера, автор постарался представить потомкам Великого князя и его войско, как наделенных героизмом, самоотверженностью и стойкостью во имя интересов русского народа мифических воинов - героев.

Агиографическое (житийное) описание – не простой  жанр. Оно требовало искусного  слога, умение подкреплять повествование  цитатами из церковных книг, сравнивать жизнь героя с библейскими персонажами. Всем этим требованиям вполне отвечает «Житие Александра Невского». Другим источником «Жития» были русские летописные повести на воинские темы, а также произведения устного народного творчества. В «Житии» органически сливались приемы церковно-агиографического стиля с элементами светского исторического повествования.

Начинается  оно по библейскому трафарету  с сообщения о том, что «Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и  более всего – кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк: Так говорит господь: "Князей я ставлю, священны ибо они, и я их веду". И воистину – не без божьего повеления было княжение его». Ростом он был выше всех других людей, голос его был «как труба в народе», в силе он равен Самсону, а в мудрости – царю Соломону, «храбрость же его – как у царя римского Веспасиана» и т.д. Однако в дальнейшем гиперболические характеристики уступают место обычному повествованию, из которых читатель узнает о патриотизме, воинских заслугах Александра, его государственной деятельности. Занимательность становится основным конструктивным элементом светской части «Жития». Но это не ослабляет достоверности изображения – наоборот, по-своему подчеркивает значение побед Александра на общем фоне мировых событий.

Так, прослышав  о необыкновенном мужестве Александра, «краль части Римския от полунощныя страны» (шведский король) решил завоевать  землю Александра. «Пыхая духом ратным», подступил он с многими полками  к реке Неве. Собрал Александр свою небольшую дружину и со словами «не в силе бог, а в правде» выступил против кичливого короля и «перебил их князь бесчисленное множество» неприятелей, а «самому королеви возложи печать на лицы острым своим копием». Мужеством и храбростью отличались «мужи» Александровы: Гаврило Алексич по единой доске въехал на коне на вражеский корабль и избил бесчисленное множество врагов, его столкнули в воду, но он выплыл; молодой новгородец Савва подрубил столб златоверхого шатра шведского короля, и падение шатра вызвало ликование в русском стане; Ратмир в пешем строю мужественно бился с врагами и скончался от ран на поле боя; Сбыслав Якунович рубился с врагами «единым топорком, не имеяша страха в сердце своем». Ловчий князя Яков Полочанин наехал с мечом на полк. Миша в пешем бою с дружиной «погуби три корабли римлян». При этом сообщается, что о подвигах этих славных «мужей» автор слышал от «своего господина» Александра Ярославича. Легко узнать в этой образной картине события, связанные с исторической победой Александра на Неве в 1240 году.

В типичном для  воинских повестей стиле рисуется и  другая важная победа Александра –  разгром немецких рыцарей на Чудском  озере в 1242 году. Сражение началось на «восходе солнца», в субботний день. Воины Александра полны были «львиной» отваги, сошлись оба войска. И была «сеча зла», и треск от ломающихся копий, и «звук от мечного сечения». Не было видно даже льда: он весь покрылся кровью. В битве этой не нашлось никого, кто бы смог противостоять Александру. Он возвратился с великой победой, ведя пленных, «называющих себя божии рыцари». С этого времени пошла слава об Александре по всем землям – до моря Египетского и гор аравийских до самого Рима.

Особо отмечается стойкость Александра в вере своей. Римский пап присылает однажды  своих кардиналов, дабы склонить его к католичеству. Но ничего не вышло из этого: русская вера была Александру дороже заморской, и в этом автор жития видит торжество национальной политики русского князя.

Описание взаимоотношений  с Ордой должно убедить, что на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам Русской земли. Победы Александра внушают страх восточным народам, жены татарские пугают своих детей его именем. Даже Батый признает величие Александра: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». И это помогает Александру «отмолить» русские полки от участия в походах монголо-татар.

Завершается житие  сказанием о смерти Александра (он был отравлен в Орде) в Городце  и его погребении во Владимире. Взволнован и лиричен рассказ о смерти князя. Автор не в силах сдержать своих чувств: «О горе тебе, бедный человече!.. Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами, как не вырвется сердце твое вместе с корнем!» Смерть князя всеми воспринимается как величайшее горе. Народ оплакивает любимого князя, «яко земли потрястися». Обращаясь к народу, митрополит Кирилл говорит: « Чада моя, разумейте, яко уже зайде солнце земли Суждальской!» — «Уже погыбаемь!» — ответила толпа. В агиографической традиции описано посмертное чудо Александра: подобно Алексею (под именем Алексея Александр перед смертью был пострижен в схиму), божьему человеку, он протягивает руку из гроба и берет «прощальную грамоту» у митрополита.

«Житие» содержит подробности, из которых можно заключить, в каких трудных условиях приходилось  Александру Невскому и его сподвижникам независимость северо-западных территорий, символизировавших общую непокоренность Руси.

Трудно усомниться в исторической достоверности перечисленных  имен и событий. Но если это художественное обобщение, то и тогда остается очевидной демократическая направленность «Жития». В нем проведена важная мысль о том, что сила родной земли крепится народом. Задачу, стоящую перед авторами, на соответствующем их современности историческом рубеже они выполнили. Возвеличивание русского народа, развитие чувства патриотизма и ненависти к врагам, поддержание авторитета военачальников отголоском эха пронесется по истории России вплоть до наших дней.

Житие Александра Невского XIII в. явилось основой для  всех последующих редакций памятника  в XIV-XVI вв. (их более десяти). На долгое время Житие стало образцом для княжеских жизнеописаний и воинских повестей, его влияние ощутимо в «Сказании о Мамаевом побоище», в «Слове о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича Донского» и многих других произведениях древнерусской литературы.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, подводя итоги  данной контрольной  работы, можно сделать такие выводы.  Молодой князь Александр не только к ратному делу, он был политиком  своего времени, который по-новому взглянул на город. При тогдашнем воспитании сильные характеры складывались в княжеской среде очень рано: исторически произошло формирование личности широко мыслящего, чуждого горемычной замкнутости мелких князьков общерусского радетеля.

Во-вторых, в  «Житии» много канонического, традиционного для этого жанра, проводится мысль о священности княжеской власти и внушает мысль об особом покровительстве князю Александру небесных сил.

В своей деятельности князь Александр исходит из того, что: «Не в силе Бог, но в правде». Во всем подобны князю и его воины. Деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность.

Как умный политик  и дипломат предстает Александр  Невский во взаимоотношениях с Ордой  и папой римским. Достойно, учено и мудро звучит ответ мужей Александра послам папы. Перечислив основные этапы в истории человечества и христианства, они завершили его словами: «А от вас учения не примем». Описание взаимоотношений с Ордой должно убедить, что на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам Русской земли. Победы Александра внушают страх восточным народам, жены татарские пугают своих детей его именем. Даже Батый признает величие Александра: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему».

Все исследователи отмечают литературную одаренность автора Жития, его ученость. Предполагают, что  непосредственное отношение к составлению  жизнеописания Александра имел митрополит Кирилл, который в 1250 г. переехал с  юга, от Даниила, к Александру Невскому.

Таким образом, «Житие Александра Невского» - одно из ценнейших произведений древнерусской  литературы, позволяющее судить о  том, как происходит становление  русской исторической прозы в  ее наиболее ранних образцах. Она впитала  в себя героику, эпические предания, широко использовала приемы воинских повестей, сочетая их с риторической украшенностью церковно-библейского стиля.  По образу «Жития Александра Невского» написаны героико-патриотические произведения XIV – XVI столетий.

Александр Невский, так же как и его соратники, принадлежал к поколению новых людей, их поведение отличалось от поведения удельных князей. Патриотизм Александра на несколько столетий определил принципы устроения Руси. Заложенные князем традиции, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до нашего времени привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях.

И в современной России многие народы видят своего защитника.

 

 

Список  использованной литературы

  1. Анисимова О.М., Одесский М.П. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник / Под ред. В.В. Кускова. - Издательство: ВЫСШАЯ ШКОЛА, 1998 г.
  2. Бегунов Ю.К. Памятник русской литературы XIII века: «Слово о погибели Русской земли» - М., Л., 1965
  3. Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. - Спб: Юна, 1992.
  4. Житие Александра Невского/ Подг. текста, перевод и примеч. Бегунова Ю. К.// Изборник (1969)
  5. Житие Александра Невского / Подг. текста, перевод и комм. Охотниковой В.И.// ПЛДР: XIII век.- М., 1981
  6. Карамзин Н.М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из “Истории государства Российского” / Сост. и вступ. ст. Г.П. Макогоненко; Коммент. Г.П. Макогоненко и М.В. Иванова. - М.: Правда, 1988.
  7. Щеблыкин И.П. История русской литературы (XI-XIX вв.): Учебник для нефилол. Фак-тов вузов. – М.: Высш. Шк., 1985.

Информация о работе Художественный замысел и история создания «Повести о житии Александра Невского»