Художественный мир Чимита Цыдендамбаева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 06:50, реферат

Описание работы

Цель работы - исследование специфики создания национальной картины мира в прозе Чимита Цыдендамбаева.
Творчество Ч. Цыдендамбаева, представляющее собой одну из ярких страниц в истории бурятской литературы ХХ века, занимает особое место в национальной художественной культуре, так как оно наиболее полно и глубоко выражает этническую ментальность бурят, их этноэстетическую и мировоззренческую природу.

Содержание работы

Введение
Главы:
1. «Становление художественного мира»
2. «Жанрово-стилевое своеобразие прозы»
3. «Поэтика повествования малой прозы»
Заключение
Используемая литература

Файлы: 1 файл

рефератпоЛБ.docx

— 33.47 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Глава 2

«Жанрово-стилевое своеобразие  прозы Ч. Цыдендамбаева» рассматривается  дальнейшая эволюция эпических жанров в творчестве писателя, выявляются особенности поэтики повествования  малой прозы, прослеживается его  путь от эпического объективированного мышления с элементами лиризма, сформированного  традициями в прозе, к открыто  выраженному лиризму в новеллах как выражению субъективных особенностей авторского сознания. Также рассматривается  смеховая природа рассказов и  сатирического романа в новеллах «Охотники за голубыми гусями» в  контексте восточных художественных традиций.

«Рассказы 1950-60-х годов: проблема характера» рассматриваются рассказы, в которых определяющей категорией поэтики в отражении художественного  мира выступает национальный характер.

В конце 1950-х годов Ч. Цыдендамбаев обращается к жанру рассказа, который  позволил писателю в малом объеме изображения ставить и решать и конкретные, и общие проблемы человеческого бытия, что достигается  не только характером пространственно-временных  отношений, но и конструктивным построением  прозы, своеобразием авторского, лирического  и комического начал. Рассказ  – это та жанровая форма, в которой, на наш взгляд, талант писателя проявляется  наиболее ярко. Ч. Цыдендамбаев пробует  известные ему приемы и средства лаконичного сюжета, экспериментирует, осваивает рассказ, новеллу, анекдот, фельетон, сказ. Процессы жанрового  синтеза, обогащения рассказа достижениями и художественными особенностями  жанров повести, романа, лирического  стихотворения, публицистической статьи отчетливо прослеживаются и в  прозе Ч. Цыдендамбаева.

Дух бурятской земли, национальной жизни живет почти во всех рассказах  Ч. Цыдендамбаева. Писатель с его  обостренным интересом к национальной культуре и тонким ощущением всех оттенков народной жизни создал своеобразный художественный мир и самобытный, неповторимый, именно «цыдендамбаевский» способ его изображения. В рассказах  и повестях Ч. Цыдендамбаева 1950-60-х  годов представлена галерея характеров, типологически сходных по своей  национальной самобытности характерам таких русских и бурятских  мастеров прозы, как В. Белов, В. Шукшин, В. Астафьев, Х. Намсараев, Ж. Тумунов, Ж. Балданжабон, А. Бальбуров, Ц. Дамдинжапов, Д. Эрдынеев и др. Это свидетельствует  о том, что бурятский писатель в своих поисках шел в общем  русле художественно-стилевых исканий  советской многонациональной литературы. Изначально выбранный объектом художественного  изображения родной национально-этнический мир воссоздается художником в неповторимых сугубо бурятских характерах. Присущей всем рассказам общей особенностью является преимущественное внимание к семейно-бытовому материалу – фактам, случаям. У Ч. Цыдендамбаева нет рассказов на модную в то время «производственную тему». Художник с любовью к родному народу, к его национальным традициям, умел передать переживание в его тонких нюансах и переливах. Именно через национальное в персонажах писатель проникает в глубину человеческой души.

Герои рассказов Ч. Цыдендамбаева  чаще люди немолодые, принадлежащие  к тому поколению, которое выросло  и впитало в себя формы быта, понятия и привычки этнонационального  мира. Писатель прекрасно знал этих людей и писал о них как  бы с натуры. Ч. Цыдендамбаев, раскрывая  характеры бурятских стариков и  старух, был уверен в том, что они  и есть носители многих непреходящих ценностей, хотя иногда и подшучивал над ними, над их «несовременностью». Автор со свойственной ему в доброжелательной манере, с тонким юмором, с легкой долей иронии показывал какие-то досадные промахи и недостатки пожилых  людей, которые казались таковыми на фоне современной жизни.

Старики интересуют писателя как сложившиеся личности, носители и хранители национального мира, свидетели прошлого, характеры, как  правило, сложившиеся, поучительные, показательные  по опыту пережитого. Герои многих его рассказов показаны в непрерывной  связи с родной землей, через отношение  к которой раскрывается их внутренний мир. В рассказах Ч. Цыдендамбаева  старики – это всегда любимые  герои. Старики Ч. Цыдендамбаева (Улзыто-бабай, Балдан Санхиров, Радна, Монтон, Жаргал-абгай, Норжимо и др.), как и герои  бурятских рассказов 1950-х годов - старуха Бумбу в рассказе Ц. Дамдинжапова «Просто мать», старик Лыгден из рассказа Д. Эрдынеева «Отцовская любовь», наделены особой жизненной мудростью, душевной теплотой, сердечностью, любовью к  своим близким, к родной земле.

Герои Ч. Цыдендамбаева немного  чудаковатые, немного не от мира сего. Показывая своих героев в разных ситуациях, порою смешных, комических и нелепых, трагических, тем не менее  писатель делает их победителями в  силу их чистоты и цельности внутреннего  чувства, часто незаметного у  самых благополучных персонажей. Характеры, созданные в рассказах  Ч. Цыдендамбаева живые, противоречивые по своей природе. Сам характер времени  дал возможность писателю основное внимание сосредоточить на внутренней жизни, на раскрытии переживаний  героев.

Любимые герои Ч. Цыдендамбаева, натуры деятельные и цельные, покоряют читателя внутренней силой, заражают своей  неутомимой энергией. Таковы старик Балдан Санхиров, Самбу-бабай, Улзыто, Борной и многие другие.

Изображая характеры, имеющие  тесную взаимосвязь со средой, писатель поднимал целый ряд общечеловеческих и социально-исторических проблем, таких как роль семейной традиции и ее преемственность, связь поколений, своеобразие и специфику народной жизни и национального характера  и т. д. Все эти проблемы нашли  то или иное художественное отражение  в его творчестве.

 

Глава 3

«Поэтика повествования  малой прозы» определяется вклад  писателя в процесс развития жанровых форм малой прозы, раскрываются особенности  ее поэтики повествования, лирико-субъективного  начала как проявления авторского сознания.

Период 1950-60-х годов можно  охарактеризовать как период становления  жанрово-стилевой системы прозы  Ч. Цыдендамбаева. У писателя вырабатывается стилевая манера, в которой ведущее  место принадлежит повествователю, близкому автору. Во многих произведениях  автор обнаруживает себя не только как лицо, близкое к главному герою (что находит выражение в многочисленных авторских обращениях к нему –  предостережении, сочувствии, возмущении и т.д.), но и как сам переживший или переживающий подобное. Многие рассказы Ч. Цыдендамбаева 1950-х гг. написаны от лица «повествователя», не названного, «растворенного» в тексте, это  так называемое «объективное» повествование  с элементами субъективности и лиризма. Таковы рассказы «Богатство», «Земля», «Дорога в Бильчир», «Новый дом», «Соль», «Спор под заклад», «Станция Баирмы», «Встреча двух знакомых», «На  чужбине», «Шульхимэ», «Последний смех», «У горбатых берез» и др. А в рассказах  и новеллах Ч. Цыдендамбаева 1960-70-х  гг. («Ливень в степи», «Разговор  происходил в темноте», «Мудрость», «Однажды в мае», «Бинокль», и др.) наблюдается усиление авторской  субъективности, лирического повествования. Для стилевой манеры Ч. Цыдендамбаева  этого периода характерно активное проявление лирико-субъективного начала, появление героя с чертами  автобиографизма, разработка литературного  сказа («Моя первая книга», «Соблазн», «О чем я думал возле цветущих берез», «На свадьбе» и др.). В рассказах  Ч. Цыдендамбаева 1960-70-х годов зарождаются  признаки новой повествовательной  формы – повествования, приближающегося  к литературному сказу. Если в  ранних рассказах автор-повествователь в основном был всезнающим, то теперь точка зрения повествователя не совпадает  с авторской, которая складывается из столкновения и переплетения разных точек зрения, что позволяет говорить о герое-рассказчике.

В малой прозе указанного периода лирическое, субъективное начало становится не только главной стилевой особенностью, но и жанровой, наблюдается  усиление внимания к описаниям и явлениям прошлого, соединяющим разные аспекты восприятия. Лирическая тональность, эмоциональная окраска, иллюзия превращения прошлого в настоящее, характерные для лирического повествования – эти стилевые черты многих рассказов Ч. Цыдендамбаева позволяют отнести их к лирической прозе, возникшей в середине 1950-х годов в советской литературе. Характерными особенностями этого стиля следует считать и условную дистанцию между автором и основным лирическим героем произведения, и форму воспоминаний, которая укрепляет данный факт реальностью своего существования в прошлом. Вместе с тем «история души» (Лейдерман) автора как важное свойство лирической прозы совмещена, сочетается с историей его жизни (отсюда и автобиографизм рассказов). Возникает форма некоего нового стилевого качества – лирико-субъективного или лирико-автобиографического рассказа, в котором ощутимо усиление роли автора.

Приметы лирической прозы  обнаруживаются в таких рассказах, как «Ливень в степи» (1960), «О чем  я думал возле цветущих черемух» (1969), «Моя первая книга» (1970), «На свадьбе» (1970) и других, в которых повествование  ведет герой-рассказчик, отличающийся от автора-повествователя более активным участием в развитии сюжетного действия, т.е. является главным героем произведения. Сюжет в произведениях, причисляемых к лирической прозе, отличается от сюжета в общепринятом понимании. В основе действия эпического произведения - конфликт, сюжет - движущаяся коллизия, чередование  и взаимодействие событий и ситуаций. В рассказе «Ливень в степи» (1960) два субъекта речи и два сознания: это автор-повествователь и герой-рассказчик. Рассказ построен как рассказ-воспоминание. К этой разновидности мы можем  отнести рассказы «Судьба человека»  М. Шолохова, «Фиалка» В. Катаева, «Просто  бурятская мать» Ц. Дамдинжапова, «Моя ангарская весна» А. Жамбалдоржиева. В них повествование пронизано  саморефлексией и духом самопознания, форма первого лица наделяет произведения наибольшей достоверностью и автобиографизмом.

Рассказ «Ливень в степи», безусловно, один из лучших рассказов  Ч. Цыдендамбаева. Он интересен не только своей оригинальной поэтикой, но и  особенным лирическим видением мира. Кольцевой принцип композиции, обуславливает  темпоральную организацию рассказа, построенную на циклическом со- и  противопоставлении временных измерений (настоящее – прошлое – настоящее). Герой-повествователь обращается к  прошлому и воссоздает в своей  памяти встречу со старухой Норжимо  абгай, которая рассказала ему историю  о чудесном докторе, спасшем ее сына. В рассказе через восприятие повествователя, занимающего позицию слушателя, автор раскрывает внутренний мир героини, ее заботы и переживания о взрослом сыне, его семье, воспоминания о дорогом докторе, образ которого навсегда запечатлелся в ее памяти.

Проведенный анализ показал, что в ранних рассказах писателя (1950-х годов) преобладает объективный  принцип повествования с элементами лиризма, а в рассказах 1960-70-х годов  доминирует лирико-субъективное повествование, в котором главное место занимает лирический герой. Сюжет и композиция многих рассказов указанного периода («Ливень в степи», «Моя первая книга», «О чем я думал возле цветущих черемух», «На свадьбе» и др.) отражают не развитие событий и характеров, а развитие поэтической мысли  исповедующегося лирического героя  – автора, более активное проявление авторского сознания.

Как становится понятно, выбранный  Ч. Цыдендамбаевым жанр рассказа в наибольшей степени отвечает поэтике и стилю  писателя как возможность запечатлеть  мгновения жизни. Рассказ, таким  образом, синтезируя и эпическое, и  лирическое, субъективное и объективное  начала, формирует творческую индивидуальность писателя, особенности его письма. Поэтика прозы Ч. Цыдендамбаева, как и его эстетическая концепция, индивидуальна и одновременно органически  включена в процесс развития бурятской  литературы ХХ века.

«Смеховая стихия в рассказах  и романе в новеллах «Охотники  за голубыми гусями» рассматриваются  средства и приемы создания смеховой атмосферы в прозе Ч. Цыдендамбаева. Одной из отличительных особенностей поэтики произведений Ч. Цыдендамбаева  является наличие в них смеховой стихии. Проза писателя богата различными оттенками смеха: от легкой усмешки, жизнеутверждающего, доброго юмора, иронии, сатиры, сарказма и до гоголевского «смеха сквозь слезы. Некоторые рассказы Ч. Цыдендамбаева уподобляются басням или притчам благодаря обобщающим выводам и сентенциям с назидательными нотками: «Последний смех», «Дыра в  овчинном одеяле», «Салдага Ямпил», «Заживо  умерший Шойроб» и др. Автор  то подчеркивает находчивость и остроумие  своих героев, то выразительно критикует  откровенную глупость, жадность людей, имеющих высокое социальное положение, то добродушно смеется над их недостатками. Это придает рассказам Ч. Цыдендамбаева  поучительный характер басни или  притчи, и, хотя концовка чаще всего  бывает заключена в юмористическую форму, она всегда выражает сокровенное  и глубокое раздумье автора над жизнью и человеком, его живую реакцию  на людскую глупость или находчивость, подлость или благородство.

В разделе также рассматривается  сатирический роман в новеллах «Охотники  за голубыми гусями», написанный в конце 60-х годов. Роман построен по типу «обрамлённых повестей», излюбленному восточной литературной традицией, в частности индийской: в ткань повествования вплетаются законченные эпизоды, которые часто носят характер поучения. В оригинале состоит из 57 отдельных частей с заглавным и подводящим итог новеллами (рамочная композиция), с неизменно воплощающимися в каждой части мотивами, образами и едиными героями.

Обращение Ч. Цыдендамбаева  к традициям народной смеховой культуры продуцировало определенный тип  образности, позволяющий квалифицировать  пространство романа «Охотники за голубыми гусями» как смеховое, с характерными признаками такого пространства: установкой на игру, карнавальностью, «перевернутостью», созданием галереи комических персонажей, особым типом главного героя. В карнавализованном  художественном мире романа смех является одним из главных компонентов.

С образом главного героя, борца за правду, поэта в золотистой рубашке, противопоставленного миру обывателей и карьеристов, связана в романе его лирическая струя, которая придает  роману жизнеутверждающий настрой. Персонажи романа представляют собой  интересную галерею образов: мелких служащих, чиновников, торговых работников, ученых, графоманов с их мнимой добродетелью, порядочностью, образованностью. И  все это показано автором ярко, живописно, с юмором и сарказмом: большой торговый начальник, ждущий от поэта оду в связи с юбилеем; хитрый псевдоученый, пишущий докторскую диссертацию о грибах «Человечество  и грибы»; портниха Намсал-абгай, думающая только о прибыли; графоман, автор  трехтомного романа-альбома, требующий  от поэта отзыва за свой «труд» и  другие, стремящиеся поймать «голубых гусей», постоянно оказываются в  комических ситуациях.

Информация о работе Художественный мир Чимита Цыдендамбаева