Художественный мир Чимита Цыдендамбаева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 06:50, реферат

Описание работы

Цель работы - исследование специфики создания национальной картины мира в прозе Чимита Цыдендамбаева.
Творчество Ч. Цыдендамбаева, представляющее собой одну из ярких страниц в истории бурятской литературы ХХ века, занимает особое место в национальной художественной культуре, так как оно наиболее полно и глубоко выражает этническую ментальность бурят, их этноэстетическую и мировоззренческую природу.

Содержание работы

Введение
Главы:
1. «Становление художественного мира»
2. «Жанрово-стилевое своеобразие прозы»
3. «Поэтика повествования малой прозы»
Заключение
Используемая литература

Файлы: 1 файл

рефератпоЛБ.docx

— 33.47 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 Введение

 

Главы:

 

1. «Становление художественного  мира»

 

2. «Жанрово-стилевое своеобразие  прозы»

 

3. «Поэтика повествования  малой прозы»

 

Заключение

 

 Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях современных глобальных реэтнических процессов, унификации национальных культур народов, приобретают особый смысл произведения писателей, создавших  в ХХ веке общезначимые духовно-нравственные ценности. Актуальной задачей в таком  контексте являются рассмотрение и  выявление своеобразия национальной картины мира, воплощения национальной ментальности в художественном слове, познание основ современной литературы.

Творчество Ч. Цыдендамбаева, представляющее собой одну из ярких  страниц в истории бурятской  литературы ХХ века, занимает особое место  в национальной художественной культуре, так как оно наиболее полно  и глубоко выражает этническую ментальность бурят, их этноэстетическую и мировоззренческую  природу. А между тем генетическая связь творчества Ч. Цыдендамбаева  с национальной культурой бурят, само содержание творений писателя не оценены в достаточной степени  в литературоведческих исследованиях. Более того, весьма своеобразная поэтика  прозы Ч. Цыдендамбаева, ее жанрово-стилевая специфика, глубокая внутренняя связь  творчества с традиционной культурой  народа, его историей, мировоззрением, художественный мир писателя в целом  остаются не изученными. Несмотря на то, что Ч. Цыдендамбаев оставил большое  поэтическое и прозаическое наследство, до сих пор не создано полное и  целостное исследование его творчества, хотя творческая индивидуальность, его  художественный мир, поэтика его  произведений представляют большой  научно-теоретический интерес.

Цель работы - исследование специфики создания национальной картины мира в прозе Чимита Цыдендамбаева.

Структура работы. Реферат  состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

«Становление художественного  мира Ч. Цыдендамбаева» рассматривается  роль национально-художественных традиций в становлении художественного  мира писателя, исследуется своеобразие  фольклорных, мифопоэтических традиций в романе-дилогии о Доржи Банзарове, повести «Бурятка», их значение в  формировании авторской позиции  и воплощении национального мира. Анализ раннего творчества писателя позволил проследить истоки и эволюцию прозы, которая начиналась с повести  и исторического романа. Здесь  раскрываются основополагающие приемы создания художественной картины мира на основе принципов историзма, выявляется роль пространственно-временных отношений  в концептуальной парадигме романа-дилогии. При изучении творчества Ч. Цыдендамбаева  наибольший интерес вызывает специфика  организации художественного мира писателя. Его своеобразие определяется особенностью художественного метода, сочетающего в себе фольклорные  и литературные традиции.

Творчество писателя формировалось  в 1950-е годы в условиях социалистического  реализма с соблюдением его поэтики  и эстетики. Однако, как всякий большой  художник, Ч. Цыдендамбаев уже тогда  предугадал приход в литературу и  лирического, и документального  начал. Ранний период творчества (1940-50-е  годы) Ч. Цыдендамбаева – это время  поисков темы, героя, жанра и собственного стиля в литературе. Писатель стремится  творить в художественной ситуации современного ему реализма и следует  национально-художественным традициям, пробует себя в поэзии, обращается к прозаическим жанрам – повести, затем к историческому роману, но близкими его эстетическим пристрастиям, как показало исследование, станут в дальнейшем эпические жанры  малой формы.

Наиболее показательным  в плане выражения национально-художественных традиций у Ч. Цыдендамбаева является исторический роман-дилогия «Доржи, сын Банзара» (1952-1958), который был  создан в пору активного становления  жанра романа в бурятской литературе.

Историзм и жизненная  правда, опора на документализм при  изображении национальной жизни  бурят в дилогии несомненны, так  как здесь налицо не только традиции бурятской литературы, но и опыт литературы социалистического реализма. Первые бурятские романы представляют собой освоение наиболее значимых моментов и событий истории бурятского народа, посвящены осмыслению историко-революционной  тематики, и это вполне закономерно  и связано с потребностью осознания  своей национальной истории. В сюжетах  бурятских романов наряду с изображением социально-значимых исторических событий, глубоко раскрывается внутренний мир  человека, показывается личность во всех его связях с миром. В изображении человека становится важным не только выделение его социального статуса, но и определение общечеловеческой сути характеров.

В становлении романа в  бурятской литературе одним из основополагающих факторов является процесс становления  национального самосознания. Существуют не только разные пути, но и различные  уровни выражения национального  самосознания, воплощающегося в отдельном  образе, в национальной картине мира и в создаваемом выдающимися  художниками национальном художественном мире.

Роман «Доржи, сын Банзара» Ч. Цыдендамбаева – произведение эпического плана, энциклопедического характера, воссоздающее широкую и  разностороннюю картину жизни бурятского народа первой половины ХIX века. Лучшие черты национального характера, неповторимый уклад жизни бурятского народа, его многовековой духовный опыт, обычаи и традиции воплощены  в романе-дилогии Ч. Цыдендамбаева. Создавая картину прошлого, художник широко использовал исторический материал в изображении быта и духовной жизни бурят. В романе перед читателем  разворачиваются панорамные картины  народной жизни: народные праздники (Сагаалган), ритуалы (шаманский тайлган, буддийский цам), различные национальные игры (отгадывание  загадок, конные скачки), песни. Ч. Цыдендамбаев обращает особое внимание на раскрытие  богатства душевного мира простых  людей, глубины их чувств, силы их ума, отзывчивости на добро, которые проявляются  в самых различных ситуациях. Писатель показывает национальные характеры, его положительных героев – как  правило, благородных, мужественных людей. Таковы дядя Доржи Хэшэгтэ, земляки  Еши Жамсуев, Эрдэмтэ, Ухинхэн, сказитель  Борхонок, Мунко-баабай, батрак Мархансая  – богатырь Балдан, Жалма, Аюхан  и др. Пространство исторического  романа позволило автору нарисовать впечатляющие картины национальной жизни, создать колоритные образы бурят  первой половины XIX в., показать существенные черты национального характера. Стремление к знаниям, пытливый ум закономерно  формируются в атмосфере народной жизни, где интеллект и образование  мыслятся как высшие ценности человеческой жизни. Ч. Цыдендамбаев воплотил в созданном  им образе Доржи Банзарова лучшие черты национального характера.

Постижение природы бурятского национального характера, основополагающих особенностей менталитета невозможно было, по мнению писателя, без обращения  к фольклору, выработавшему устойчивую систему нравственных, культурно-эстетических, религиозных и других представлений  и норм, характерных не для личности-индивидуальности, а для этноса в целом. В повествовательную  структуру романов, повестей, рассказов  Ч. Цыдендамбаева включаются в трансформированном виде традиционные для эпосов тюрко- и монголоязычных народов образы (богатыря, мудреца, коня), мотивы (подвига, испытания, поединка, огня, очага и др.), выполняющие важные литературные функции в изображении особенностей национального быта, характера, своеобразного мировосприятия и художественного мышления, развитию сюжета, созданию картины мира.

Мифологемы создают в  прозе Ч. Цыдендамбаева не только национальный контекст, присутствуют на образном уровне и на уровне мироощущения. Автор исследует художественные возможности познания мира и человека в романе-дилогии через использование  универсальных мифологем огня, очага, семьи, как очень важных ментальных понятий. Роман-дилогия состоит из глав, которые, в свою очередь, составляют самостоятельные новеллы. Главы  строятся таким образом, чтобы каждая новелла (подглавка) обнаруживает национальный образ мира в определенных мифологемах  и архетипах: в первой главе –  улигершина-сказителя, («Борхонок»), огня-очага («У очага»), коня («Үншэхэн Зээрдэ»  – Рыжая сиротка), богатыря и чудовища («Мархансай»), во второй главе –  мифологема семейного очага («Эрдэмтын  бүлэ» – Семья Эрдэмтэ) и др.

Архетипы в романе Ч. Цыдендамбаева  позволяют увидеть многие существенные стороны в содержании его произведений – прежде всего преемственность  в жизни человеческого рода, связь  времен, память о прошлом.

Интерес писателя к народной жизни, национальным образам, обычаям  и традициям объясняется поисками общих закономерностей, находится  в русле мировоззренческих исканий  автора. В контексте эпически широкой  картины жизни народа формируется  интерес не только к закономерностям  жизни вообще, но и к отдельной  человеческой судьбе. Такое понимание  реализуется в целом, во всем творчестве писателя – и в романах «Доржи, сын Банзара», «Вдали от родных степей», и в повести «Бурятка», и в  рассказах.

В повести «Бурятка» (1961) показано формирование и развитие традиционного  характера и поведения бурятской  женщины Жаргалмы в новых условиях. Писатель показывает сложность и  противоречивость национального характера, который может меняться под воздействием социальных обстоятельств.

В структуре повести выявляется аналог мифопоэтической модели мира с присущими ей бинарными оппозициями: верх-низ, небо-земля, свое-чужое, временные  оппозиции: лето-зима, весна-осень, день-ночь, закат-восход. Оппозиция родной дом-чужбина  в повести «Бурятка» выражена с помощью образа дороги как метафоры меняющегося мира, разлуки и свидания. Есть и оппозиции цветовых характеристик. Для мифопоэтического мышления характерно противопоставление белый-черный, усиливающее  сущностную оппозицию жизнь-смерть. Это такие эпитеты, как «хара сэдьхэл» (черная душа), «хара хараал» (черный гнев) старухи Хулганы, «хара сог» - черные угли, оставшиеся от костра Гэрэлтэ, «хара шубууд» (черные птицы), которые предвещали Жаргалме беду, и «сагаан бодолнууд» (букв. «белые», в значении «чистые, сакральные» мысли»), «сагаан сэдьхэл» (чистая душа), «сагаан харгы» (хорошая дорога), «сагаан эдеэн» (белая пища), символизирующие светлую сторону жизни.

На основе синтеза национально-художественных и реалистических традиций бурятской  литературы Ч. Цыдендамбаев создает  неповторимую картину мира в ее национальной специфике. Фольклорно-мифологические и национально-художественные элементы, включенные в виде реминисценций, архетипов, широкое использование изобразительно-выразительных  средств, выявляющих непосредственные контакты с традициями, раскрытие  специфики национального характера  являются основными способами создания национального художественного  мира дилогии Ч. Цыдендамбаева о  Доржи Банзарове и повести  «Бурятка».

«Лиро-эпическая природа  творчества Ч. Цыдендамбаева» рассматривается  ранняя проза Ч. Цыдендамбаева, в  которой ощутимо лирическое начало как особое стилевое проявление.

Проза Ч. Цыдендамбаева возникла на фоне уже сформированной им поэтической  системы. Поэтому естественно, что  в его прозаических произведениях  должны были претвориться характерные  для поэзии формы воссоздания  действительности, особенности художественного  обобщения, изобразительно-выразительные  средства лирического выражения. Лиризм ранних произведений объясняется не только влиянием поэтического опыта  писателя, но и тем, что тенденция  усиления авторской субъективности была связана и с проблемой  национальной самобытности, ценностных критериев в национально-художественном опыте.

Поэтическое начало присутствует и в поэтике первого романа Ч. Цыдендамбаева «Доржи, сын Банзара» (1952), который, как было уже отмечено, состоит из отдельных новелл. Короткий размер текста новеллы, частое выделение  в самостоятельную текстовую  единицу фразы, как аналога стихотворного  текста («Борхонок», «У очага», «Рыжая Сиротка», «История с красками», «Семья Эрдэмтэ» т. д.); синтаксический параллелизм, повторы, рефрены, анафоры и эпифоры  и т. д. – все это приемы стихотворной организации текста.

Несмотря на то, что в  романе «Доржи, сын Банзара» преобладающим  является эпическое повествование, вместе с тем в нем сильно выражено лирическое начало. В авторской речи, в речи главного героя Доржи, в  красочных пейзажах, в портретных характеристиках героев мы обнаруживаем тонкий лиризм. Изображение бурятских степей, картин природы в произведениях Ч. Цыдендамбаева придает повествованию лирическую тональность. Реалии национального быта, природы входят в прозу Ч. Цыдендамбаева не только как этнографический элемент, но и как средство отражения эмоционального восприятия мира. Пейзаж – поэтический образ природы, пространства национального бытия. Наличие такого мифологического объекта-образа в национальной литературе совершенно необходимо.

Для бурятских писателей  основной образной моделью мира является степь, которая выступает как  константа родины, образное воплощение ее природной космической органичности и самодостаточности. Природа, ландшафт, бурятские степи накладывают  определенный отпечаток на мироощущение героев Доржи, Жаргалмы, Аюхан и др.

Психологическое состояние  героев в повести «Бурятка» дано как при помощи прямого самораскрытия  и самоанализа, так через пейзажные  картины, сны и видения, психологический  портрет, речь героев, внутренние монологи, рефлексии – что сближает повесть  с поэмой, с лирикой. Лирические отступления  в повести связаны с описанием  мира чувств героини. Героиня Жаргалма воплощает черты национального  характера, она сдержанна и скромна  в проявлениях эмоций и чувств, несмотря на свой богатый внутренний мир, и поэтому большую часть  времени проводит в одиночестве, в раздумьях, в общении с природой, воспринимая окружающий мир поэтически образно.

Особенностью поэтики  стиля ранней прозы Ч. Цыдендамбаева  является и то, что писатель облекает прозаическое произведение в поэтическую  форму, используя возможности и  эпоса, и лирики, что формирует  лиро-эпическую концепцию прозы. Приемы внутреннего монолога, несобственно-прямой речи, отражающие процесс взаимопроникновения  авторского слова и слова героя, становятся отличительной особенностью повествовательной структуры прозы  Ч. Цыдендамбаева.

Художественный мир ранней прозы Ч. Цыдендамбаева представляет собой тесное взаимодействие национально-художественных традиций и реалистических принципов  отображения действительности, сложного синтеза национального, лирического  и эпического в создании картины  мира, концепции личности человека, его отношений с другими людьми. Можно говорить о том, что лиро-эпическое  начало, авторская ирония, яркая  индивидуальность писателя определяются на основе национальных художественных традиций.

Информация о работе Художественный мир Чимита Цыдендамбаева