Художественное своеобразие цикла стихов А.Васильева "Сигнал из космоса"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы- выявление художественного своеобразия цикла стихов «Сигнал из космоса», объект- одноимённый альбом группы «Сплин».

Содержание работы

Введение
Общие сведения об альбоме и принципы работы с ним
Анализ стихотворений цикла
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

основа.docx

— 71.34 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

ГОУ ВПО «Орловский государственный  университет»

Филологический факультет

 

 

Курсовая работа

на тему

«Художественное своеобразие цикла  стихов «Сигнал из космоса» А. Васильева»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка IV курса 43 группы

Данькина Юлия Валерьевна

Проверил:

Ковалёв Пётр Александрович

 

 

 

 

 

 

Орел 2012г.

 

Содержание:

Введение

Общие сведения об альбоме  и принципы работы с ним

Анализ стихотворений  цикла

Заключение

Список литературы

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

На сегодняшний день  просторы российского интернета, теле- и радиоэфира  замусорены  неисчислимым количеством низкосортной музыки. Как это ни печально, но с каждым годом текстовое содержание очередного «хита» всё меньше и меньше волнует современных слушателей. И даже форма, которой достаётся большая доля внимания, не всегда может порадовать слух : музыка и текст пишутся для продажи, а купят охотнее всегда то, что не заставит думать, а расслабит, развеселит. На мой взгляд, группа «Сплин»-одна из немногих представителей российского рока, для которой важнее сохранить свой имидж и передать соответствующее настроение, изначально заданное названием ( от англ. “spleen”-“хандра”). Высокий авторитет зарабатывался годами и «неформатным» питерцам покорился ни один концертный зал, несмотря на то, что песни этой группы редко блистали на вершинах хит-парадов. Бешеная популярность, переросшая в крепкую привязанность у самых преданных фанатов,-заслуга бессменного лидера коллектива, Александра Васильева. В две тысячи четвёртом году вышел его первый сольный альбом «Черновики», тогда же певец был удостоен награды «Поэзия года». Александр Васильев не скрывает, что изначально пишутся тексты, а уже под них подбирается музыка. И меня это заинтересовало: если автор отдаёт главенствующую роль тексту, значит, ему не всё равно, что петь (и содержание уже заслуживает внимательного рассмотрения).

Я остановила свой поиск  на альбоме «Сигнал из космоса», пожалуй, это самое необычное  и спорное творение питерского коллектива: альбом вышел в свет в 2009 году после  двух с половиной лет затишья (что для среднестатистической российской группы вообще гибельный срок!), ознаменовался  появлением первенца в семье Васильева(что не могло не повлиять на смысловую подоплёку текстов) и сопроводился  шквалом максимально контрастных мнений ведущих музыкальных критиков да и простых смертных.

Итак, цель моей курсовой работы-  выявление художественного своеобразия цикла стихов «Сигнал из космоса», объект- одноимённый альбом группы «Сплин».

 

 

 

 

 

Общие сведения об альбоме и принципы работы с ним.

 «Сигнал из космоса» - десятый по счету альбом группы, в пластинку вошли восемнадцать  треков. Интересный факт, подтверждающий  оригинальность данного сборника: в записи альбома приняли участие девичий струнный квартет и детский хор; сам же Александр Васильев позиционирует «Сигнал из космоса» как набор мини-симфоний или детский альбом и поясняет, что все песни написаны от лица человека, получившего сигнал из космоса. О причине такого названия солист упомянул в одном из интервью: « Первоначально доминировал вариант «Добролет» «. Всё крутилось вокруг темы космоса, это главная тема всех песен. Были разные названия – символы невесомости, они были близкими, но не совсем подходящими. А хотелось название, близкое к названию детской книжки, чтобы детям было интересно, потому что если детям это будет интересно, то и взрослые потянутся. «Сигнал из космоса» оказалось самым подходящим»[4].

Очень точно, на мой взгляд, об этом детище «Сплин» высказался Андрей Бухарин, российский музыкальный  критик, радиоведущий: «Васильев в  свои сорок лет самый, пожалуй, молодой  классик русского рока; в нем этот жанр достиг практически своей квинтэссенции. А в русском роке, как известно, содержание превалирует над формой. Васильев, в первую очередь, поэт, и  потому занят в основном улавливанием этих самых «сигналов из космоса», он типичный ретранслятор, проводник - через него будто льется какой-то стихийный информационный поток. В  потоке хватает и всякого мусора, но эти, так сказать, радиопомехи  перемежаются поэтическими жемчужинами  и пугающими откровениями»[4]. А вот пример кардинально противоположного мнения российского рок-музыканта Антона Пайкеса : «Слушать альбом «Сигнал из Космоса» сложно, возможно, даже старые фанаты будут неприятно удивлены, так как Васильев на этот раз сделал ставку на атмосферу. Это заставило его прибегнуть к ряду нестандартных решений. При первом прослушивании, кажется, будто он поставил перед собой цель собрать все самые часто повторяемые в жизни выражения и именно на них акцентировать внимание слушателя»[4]. Живой спор и по сей день продолжается вокруг следующих композиций:

01. Настройка звука

02. Дыши легко

03. Добро пожаловать !

04. Больше никакого рок-н-ролла

05. Вниз головой

06. Чердак

07. Зеленая песня

08. Камень

09. 3007

10. Без тормозов

11. Корабль ждет

12. Человек не спал

13. Ковчег

14. Выпусти меня отсюда

15. Письмо

16. Все так странно

17. Вальс

18. До встречи !

Чтобы выявить художественное своеобразие  всего цикла, мне  необходимо изучить  каждый текст, найти общие и контрастные стороны между всеми произведениями на всех четырёх уровнях литературного анализа (по М.Л. Гаспарову [5]):

1) верхний уровень –  идейно-образный: идеи, эмоции, образы, мотивы;

2) средний уровень - стилистический, включающий анализ лексики и  синтаксиса;

3) нижний – фонический (метрика, ритмика, рифма, строфика, анализ звукописи);

4) высший уровень –  анализ художественного мира  произведения.

За ведущий принцип  своего исследования я возьму высказывание Юрия Михайловича Лотмана из его  работы «О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста» : « …в поэтическом тексте все элементы взаимно соотнесены и соотнесены со  своими нереализованными альтернативами, следовательно - семантически нагружены. Художественная структура проявляется на всех уровнях.  Поэтому нет ничего более ошибочного, чем разделять  текст  художественного  произведения  на "общеязыковую часть",  якобы не имеющую художественного значения, и некие "художественные особенности" ». Так вот чтобы произвести качественный разбор  всего цикла и вдобавок понять васильевскую концепцию расположения композиций, я выбираю метод исследования «вслед за автором», в котором при характеристике каждого стихотворения я постараюсь гармонично соединить все четыре уровня анализа.

 

 

Анализ стихотворений  цикла.

Тематика космоса привязана  к общей картине альбома с  вполне определённой целью. Можно сказать, что в каждой песне лирический герой испытывает, пожалуй, самое  неприятное, и в тоже время, самое  мощное с точки зрения выразительности чувство – одиночество. И образ космоса, необъятной чёрной бездны, является лучшей аллегорией, т.к. каким бы большим и значительным ни был субъект на Земле, в пространстве космоса он лишь беспомощная песчинка.

Чтобы не запутаться в самом  начале пути, не помешает обратиться к  разъяснению верхнего уровня Михаилом Леоновичем Гаспаровым: «Образ - это всякий чувственно вообразимый предмет или лицо, т. е. потенциально каждое существительное; мотив - это всякое действие, т. е. потенциально каждый глагол; сюжет - это последовательность взаимосвязанных мотивов»[3]. Сохраняя верность теме всего альбома, Александр Васильев не один раз выводит образы Земли, планеты, космоса, корабля. К ним добавляется образ ребёнка, ожидание или сам процесс рождения- всё это объясняется личными мотивами поэта.

Альбом начинается скорее с демонстрации музыкального настроения коллектива, нежели со смыслового, что  и подтверждается названием первой композиции «Настройка звука». В этих шести строках появляется малопонятный образ «подруги», жаждущей «черно-белого кайфа», лишённого всякой радости и яркости. Но уверенно ощущается мотив вторжения («вошла без стука»), незваного проникновения в творческий процесс настройки звука. Автор будто вводит слушателей в свою мастерскую, выставляя напоказ напряжённость атмосферы, ожидание испытания («держись, подруга»). Что касается лексического наполнения, то можно отметить наличие существительных абстрактного значения: «стук», «настройка», «звук», «кайф». Благодаря такому наполнению текст теряет свою смысловую устойчивость, конкретных образов нет. В плане рифмы невооруженным глазом видно преобладание женских клаузул, и лишь в одной, пятой, строфе - наличие мужской («кайф»), она же является «холостой», т.к. выпадает из общей картины рифмовки. Размер текста- двустопный ямб, с явным выделением  всё той же пятой строфы, в которой присутствует спондей(постановка внеметрического ударения: «ловИ свОй чЁрно…»)[1]. По расположению рифмующих строк внутри строфы- смежный тип aabb.

 

Следующее стихотворение- «Дыши легко». Автор не собирается обнадёживать своих слушателей, и уже во второй композиции ощущается упадническое настроение, а усугубляющие его оттенки проявляются по ходу развития сюжета. Многократный повтор, призыв «дышать легко», (с соответствующим музыкальным сопровождением), рождает ощущение обречённости, окончательно закрепляющееся фразой «дыши, насколько сможешь глубоко». Мотив угасающей надежды тонко передаётся через образ  слабо мерцающего света за «чёрной пеленой»(аллегория всепоглощающего непреодолимого злого рока). Чувство покинутости(используется фразеологическое выражение «обходить стороной» в значении «избегать», приём антропоморфизма)- образ Луны, оставляющей свою вечную хозяйку, Землю (а ведь Луна издревле считалась символом обновления, возрождения, бессмертия-значит, ничего из перечисленного ждать не стоит).Следующая фраза,(«ты навсегда останешься со мной»),призванная нести трогательную ноту, в данном контексте наводит просто ужас. Напряжение и агрессия возрастают при повторе «кипела кровь» (можно только догадываться об агоническом состоянии лирического героя с температурой в сорок два градуса). Пятистишие, содержащее в себе уже некbq сюжет, раскрывает перед нами картину яростной борьбы. Существительные, употребляющиеся во множественном числе («корабли», «моря», «якоря»- используется троп синекдоха) создают ощущение масштабности событий и противопоставляются существительным в единственном числе («ветер», «волна»),являющемуся инструментом непобедимой всеразрушающей силы (безличное предложение «…срывало с якорей волной» плюс инверсия). Примечательно, что именно сюжетный отрывок наполнен глаголами интенсивного действия («кипеть», «плескаться», «бросать», «закрутить», «кричать», «срывать»), что подтверждает значимость демонстрации борьбы. Далее мы встречаем двойной повтор уже знакомого трёхстишия с небольшой поправкой на действия света(получившаяся цепочка: мерцает-не виден- мерцает), причём второй раз надежда слабо загорается после успокоительных призывов «дышать легко» (в самой этой мантре используется приём анафоры «дыши», оксюморон «легко и глубоко»). Космическая идея выражена в образах Земли, Луны, кораблей. В плане метрики это произведение-разностопный стих (нормированное чередование строк разной длины: первые четыре строки-двустопный ямб, следующие четыре строки- четырехстопный  ямб ,затем- и трехстопный с цезурой и спондеем), модификация ММ(сплошная мужская клаузула).

«Добро  пожаловать» даёт поразительный контраст с предыдущей композицией. Это произведение проникнуто светлым, лёгким настроением, позитивным настроем (слова речевого этикета «Добро пожаловать», «Привет»). Мотив сопричастности к чуду рождения, вхождения в этот мир и даже реинкарнации («любая жизнь, давно закончившая путь, начнётся заново»). Тематика космоса: идея о существовании жизни в иных мирах («прилетел сюда с других планет»), образ «белого света» (устойчивое выражение в значении «окружающий мир»), Земли, океана, кораблей. Лексический состав стихотворения также говорит о доброжелательном характере повествования (глаголы позитивной семантики «прилететь», «порадовать», «начинаться», «звать», «праздновать»). Риторические восклицания выражают не только приветствия, но и положительного рода убеждения(«Здесь все свои!»- устойчивое выражение, располагающее к доверительным отношениям; «И будем праздновать!»- определённо-личное предложение, сближающее в действии); активно используется традиция повтора целой строки («Добро пожаловать» звучит 4 раза. Стихотворение имеет чередующийся размер (двустопный и трёхстопный ямб), модификацию ДМ (дактилическая и мужская),опоясывающее размещение рифм в строфе (abccba), за исключением последней- abbcbca.

«Больше никакого рок-н-ролла». Без всяких предисловий, с самых первых строк автор погружает слушателей в мучительное состояние истязания болезнью, в начинающуюся агонию (при этом он использует  максимально конкретные образы, но в сочетании с метафорами(«льётся пот ручьями»), олицетворением(«жар бродит, хороводы водит…не пускает», сравнением («словно дура»), восходящей градацией и гиперболой одновременно («льётся…утром, днём, ночами»)). Припадок достигает той стадии, когда человек под страшными муками начинает давать всяческие заведомо невыполнимые обещания и зароки(«больше никакого рок-н-ролла»), которые в лихорадке повторяются снова и снова. Это была завязка, подробное описание ситуации. Во второй части стихотворения возникает интереснейшая идея о единообразии познания мира, фактически это кульминация произведения. В этом небольшом отрывке уместились целых две восходящих градации, что делает его необычайно сильным в эмоциональном, ритмическом и семантическом планах. Первая- повторяющаяся («утром, днём и ночью»), вторая- жизненно необходимые стремления каждого человека и этапы постижения мира(все представлены инфинитивами совершенного вида, два из них со значением избыточности, три-глаголы интенсивного ,мгновенного действия, усилены анафорой «дайте» и «в этот мир»): родиться-насладиться-надышаться-реализоваться-ворваться-влюбиться-врубиться-разочароваться. И наверняка каждый человек в своей жизни прошёл через эти состояния (недаром предложения безличные, подчеркивающие лишний раз универсальность таких выводов). Третья часть-развязка-больше напоминает состояние послеболезненной слабости, тоски, вялости, путанности мыслей. Появляется образ Поднебесной, в которой нет спасения, а только «тихо и тошно»( издревле это был китайский символ  всего существующего мира, поэтому он очень удачно вписывается в идеологию космоса),открытым текстом звучит обращение к ретроспекции(«детство», «прошлое»),прослеживается мотив быстротечности бытия угадывается через два события-абстрактное и гиперболизированное («видеть пух и перья рухнувших империй») и более жизненное и приземлённое («сын растет так быстро»).Многочисленные повторы сводящей с ума мысли(«больше никакого рок-н-ролла») создают очень сильный эмоциональный параноический фон произведения. Стихотворный размер текста-чередующийся двустопный и трёхстопный хорей с многократными пиррихиями, модификация ЖЖ (сплошная женская клаузула), размещение рифм- смежная (aabb).

Информация о работе Художественное своеобразие цикла стихов А.Васильева "Сигнал из космоса"