«Герой Нашего Времени» – психологический роман

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:13, аттестационная работа

Описание работы

C давних времен человечество совершало открытия в разных сферах, стремясь усовершенствовать свою жизнь, будь то техника, медицина или астрология. Поэтапно решая свои насущные проблемы, люди хотели найти ответы на вечные вопросы, открыть тайны, скрытые от них. И все чаще и чаще человек задумывался,- а что там, за пределами Земли, где заканчивается галактика и, наконец, сколько тайн хранит вселенная? Но, пытаясь познать далекую и неизвестную вселенную, порой забываем и не видим, что «вселенная» рядом. Когда мы присматриваемся ко всему и ко всем, что нас окружает, то понимаем, что каждый человек – море загадок и неизвестных тайн, разгадывать которые можно вечно.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Жизненный путь Михаила Юрьевича Лермонтова………………………..5
2.Закономерность появления романа «Герой Нашего Времени»…..............11
3.Психологизм в художественной литературе ………………………………14
3.1. Композиция романа «Герой Нашего Времени» и система рассказчиков……………………...............................................................15
3.2. Психологическая деталь как средство характеристики внутреннего состояния героев…………….…………………………………………...18
3.3. Природа как способ отображения характеров и эмоций героев…………….………………………………………………………..20
3.4. Личность Печорина…….…………………………………………....21
3.5. Грушницкий как психологический двойник Печорина……...........24
4. Психологический анализ главного героя романа «Герой Нашего Времени»…………………………………………………………………………26
Выводы и заключения…………………………………………………………..29
Список используемой литературы……………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

                                                     (Из статьи Белинского «Герой  Нашего Времени»)

Печорин – удивительный человек, потрясающая  личность: кто-то назовет его злодеем  и лицемером; кто-то точно подчеркнет его расчетливую сущность и холодный, «подобный блеску гладкой стали взгляд». Но автор дал свою оценку этому персонажу – Герой Нашего Времени. С первого взгляда шокирующее мнение. Но следует глубже проанализировать поступки, поведение и суждение этого героя – ведь не зря автор представил нашему вниманию характер именно этого человека, далеко не идеального, обладающего огромным количеством недостатков. Можно сказать, что Печорин – вечное поле боя для споров критиков и любопытных читателей.

Начинать исследовать характер Григория Александровича лучше с  обзора его жизненного пути, выстроенного в хронологически правильном порядке.

Григорий Александрович Печорин  – состоятельная, богато одаренная  личность. Судьба его, по неясным причинам, завела  на кавказскую войну, но поощрялся он там за какие-то заслуги, и были ли они у него – неизвестно. Нужно также отметить тот факт, что о жизни героя до начала войны нам ничего не известно: где родился, как рос, были ли какие-то моральные потрясения ранее – что дает нам возможность домысливать и догадываться о причине необычного, возможно даже – аморального поведения. Эта недосказанность- признак присутствия психологизма в данном романе. На Кавказе (глава «Тамань) Печорин испытывает судьбу, чуть не погибая от рук своей «ундины», которая, как он позже понял, оказалась контрабандисткой. Потом, во время отдыха на водах (глава «Княжна Мери»), ввиду некоторых обстоятельств, состоялась дуэль, где был убит офицер Грушницкий. Невозможно не отметить тот факт, что Печорин так же, как и Грушницкий, рисковал своей жизнью на этой дуэли. За это Печорина посылают в отдаленную крепость под руководством штабс-капитана Максима Максимыча (глава «Бэла»), где он похищает горянку Бэлу, которая позже погибает, причем не без вины главного героя. Через некоторое время Григорий Александрович выходит в отставку и отправляется в дальнее путешествие, где он и встречает рассказчика и Максима Максимыча, причем обижает последнего своим чересчур холодным поведением. Вскоре Печорин умирает.

Из краткого описания жизни героя  мало чего можно узнать о его характере, но описание жизни – это необходимое составляющее, которое может быть важным при объяснении мотивов некоторых его поступков.

Для подтверждения этих слов необходимо рассмотреть конкретные случаи из жизни Печорина, представленные в романе.

Следует обозначить самые  главные темы, которые помогают раскрывать характер Печорина на протяжении всего  произведения: его отношение другим людям; отношение к жизни и смерти, любви и дружбе; а также взаимоотношение Григория Александровича с другими персонажам, в том числе и с женщинами.

Говоря о любви в жизни  Печорина, сразу же вспоминаются две  истории несчастной любви с Мэри и Бэлой. Но нельзя выпускать из внимания  единственную женщину в жизни Григория Александровича, которая смогла вызвать у него чувство очень сильное, название которому герой не дает. Эта женщина – Вера, которая на протяжении долгих  лет разлуки, сохранила в своем сердце любовь к Печорину. Стоит отметить, что в «Бэле» и «Княжне Мэри» события разворачиваются примерно по одному сценарию: мелкая безнравственность в начале – катастрофа в конце. Ради исполнения своих целей герою приходится идти на поступки неблаговидные: подговорить брата Бэлы Азамата украсть сестру в обмен на краденого же коня; отбить княжну Мэри у Грушницкого, не будучи в нее влюблен. Мотив, подвигающий его на такие поступки – удовлетворение собственных потребностей. Он привык добиваться всего, чего ему захочется, никогда не думая при этом о других. Любовь для него являлась очередной потребностью, причем любовь однобокая – не взаимная. Сам он не умел любить, и в этом открыто признавался: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия, я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания – и никогда не мог насытиться…  ».Уместно будет заметить, что в стихотворении «Стансы» Лермонтов писал:

Мне любить до могилы творцом суждено,

Но по воле того же творца

Всё, что любит меня, то погибнуть  должно

Иль как я же страдать до конца.

 То же происходит и с  Верой, она его любит, но  мучается и он об этом знает,  и за это ценит ее больше  всех. Но рад ли он тому, что  не может любить? На этот вопрос нельзя ответить однозначно, т.к. Печорин сам является личностью  не однозначной. Он искренне недоумевает, когда в его душе проскальзывает мысль о том, что он влюблен в Мэри: «Я не видел ее! Она больна! Уж не влюбился ли я в самом деле?... Какой вздор!». Это означает, что герою не чуждо чувство смятения. Одна из главных проблем Печорина: отсутствие цели опустошило его и он, в бессмыслице страстей «утратил навеки пыл благородных стремлений». Но этого не смог понять никто из окружавших его людей.

Из всего вышеперечисленного следует, что Печорин абсолютно нормальный человек,  чувствующий, а значит живущий  так же, как и другие персонажи  романа. Так почему же автор представил нашему вниманию именно этого человека, его, живущего так неправильно и аморально? Да, все так. Но он один из немногих живет в гармонии с самим собой, он себе  никогда не лжет, что является редкостью. У многих людей просто не хватает силы признаться себе в том, что он способен на гадкие и постыдные чувства. Они слабы. А он не боится признаться себе в чувстве зависти и лжи, которое проскальзывает в его душе,(при определенной встрече с Грушницким): «Я лгал; но мне хотелось его побесить.<…> Признаюсь еще, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть. » Печорин не хочет казаться лучше, чем он есть на самом деле, он знает себя и других людей, но они для него другие, так же, как и он для них. Общество слишком мнительно, чтобы принять такого  человека, как Печорин: он живет только для себя и этого не скрывает (даже когда не искренне пытается влюбить в себя Мэри), он говорит, что думает, несмотря на то, что мысли его могут кого – то шокировать или показаться слишком дерзкими. Вот он, какой лермонтовский герой – не рискующий жизнью для других, не видящий четкой  грани между добром и злом, его героизм гаснет в быту, – он не герой, он герой нашего времени.

 

3.5 Грушницкий – психологический двойник Печорина

В повести «Княжна Мэри» прослеживаем некоторое сходство главного героя и Грушницкого, который является в начале миловидным другом, а затем ненавистнейшим врагом Печорина. Еще в начале повести он говорит: «Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда–нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». Грушницкий – некоторая пародия на Печорина. Поэтому-то он так ему  ненавистен. Юнкер, как человек недалекий, не понимает отношения к нему Печорина, не подозревает, что тот уже начал своеобразную игру. Сначала Печорин даже вызывает у Грушницкого некое снисходительное чувство, так как этот юноша самоуверен и кажется себе весьма проницательным и значительным человеком. «Мне жаль тебя Печорин», - говорит он в начале повести. Но события развиваются так, как этого хочет Печорин. Мэри влюбляется в него, забыв о Грушницком. Обуреваемый ревностью, негодованием, а затем ненавистью, юнкер вдруг открывается совсем с другой стороны. Он оказывается совсем не таким безобидным. ОН способен быть мстительным, бесчеловечным и подлым. Тот, кто совсем недавно рядился в благородство, сегодня способен выстелить  в безоружного человека. Эксперимент Печорина удался! Здесь с полной силой проявились «демонические» свойства его натуры: «сеять зло » с величайшим искусством. Во время дуэли Печорин испытывает судьбу, спокойно стоя лицом к лицу со смертью. Потом предлагает Грушницкому примирение. Но ситуация  уже необратима, и Грушницкий погибает, испив чашу стыда, раскаяния и ненависти до конца. Образ Грушницкого очень важен в романе, т.к. он открывает самое главное в главном герое. Грушницкий – кривое зеркало Печорина, он оттеняет истинность и значительность страданий этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры, доводит качества Печорина до абсурда. При всем своем превосходстве Печорин приносит окружающим значительно больше зла, чем Грушницкий. Он самолюбив, но, в сущности, он ни кому ранее не причинял страданий. Печорин же, исходя из своих эгоистических стремлений, заставляет жестоко страдать окружающих. Вот еще одно отличие – Грушницкий всегда хотел «сделаться героем романа», а Печорин всегда им являлся.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

 

Главный герой романа «Герой Нашего Времени», Печорин, всегда вызывал огромное количество споров вокруг своей персоны. Многие люди не могли и до сих пор не могут понять логику в его действиях, чем он руководствовался при совершении того или иного поступка. Характер Печорина – это огромная кладезь загадок, которые можно долго разгадывать. Весьма интересно рассмотреть личность Печорина с точки зрения психологии.

На основе изученной литературы можно подробно рассмотреть некоторые  психологические аспекты и приоткрыть завесу некоторых тайн Печорина. Сначала нужно определить тип личности, его эго-состояние. Американский психолог  Эрик Берн разработал в 60-х годах модель эго-состояний (я-состояний). По Берну этих состояний три: состояние родители-я, взрослые-я и состояние ребенок-я, каждое из которых в свою очередь  также делится. Изучив подробно каждое из этих состояний,  можно сказать, что Печорин точно не принадлежит к состоянию взрослый-я, так как взгляд его «не продолжительный, но проницательный и тяжелый», а характеристике данного эго-состояния соответствует прямой и открытый взгляд. Характеристике родители-я он также не подходит, так как люди, относящиеся к этому состоянию, думают, говорят, действуют, реагируют и чувствуют так, как это делали их родители или другие люди, пользовавшиеся у них авторитетом в детстве. О детстве Печорина мы знаем из его собственного рассказа: «Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечит дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и выбросил, - тогда, как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины». Из описания детства Печорина мы видим, что никто не пользовался у него авторитетом, а даже наоборот, все вызывали один только негатив. Однако состояние ребенок-я находит отражение в его личности. Ребенок-я, в свою очередь, делится еще на три состояния: свободное, приспосабливающееся и бунтарское. Печорин - это бунтарский ребенок-я. Его общее поведение - протест против более сильных и авторитетных, капризное, своенравное поведение, зачастую грубое, гневное, неприязненное, непослушное и агрессивное. Это описание полностью соответствует характеру Печорина. «В его улыбке было что-то детское», «…удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми…». Выражение лица – жестокое, упрямое, отсутствующее. «Они (глаза) не смеялись, когда он смеялся; взгляд не продолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлявший после себя впечатление не скромного вопроса». Печорин обладал очень тонкой и детской, чистой душой, которую не поняло примитивное общество.

На бунтарское состояние Печорина оказывают влияние требования и  желания людей, которые не соответствуют  желаниям других. Это эго-состояние  характеризуется со знаком минус. [ №15]

Отточенная до безупречности внешность  свидетельствует об очень  педантичном характере, можно даже сказать болезненном.

Можно сделать следующий вывод: Печорин - избалованный, «бунтарский» ребенок, желающий, чтобы все было, как он хочет. Это очень четко  отображено в повестях «Бэла» и «Княжна  Мэри». Печорин захотел, чтобы Бэла была с  ним, его не интересовало, каким способом он ее завоюет. Он  был ослеплен желанием достичь поставленной цели, а когда она (цель) была им достигнута, Печорин переставал интересоваться ею, и бросал, как ненужную вещицу. Автор, не зная всех тонкостей психологии, представляет нашему вниманию психологические игры, на примере взаимоотношений Печорина и Бэлы.

В 1964 году Эрик Берн исследовал  ситуации психологических  игр в своей  книге «Игры взрослых». Согласно выводам ученого, каждая психологическая игра имеет определенные закономерности: она состоит из одинаковой последовательности скрытых межличностных отношений, которые ведут к предсказуемому результату и оканчиваются недобрыми чувствами.

Отдельные конструкции психологической  игры, протекающей по полному сценарию, можно разделить на различные элементы или шаги.

Шаг первый: уловка, шаг второй: уязвимая точка, третий шаг: скрытые межличностные  отношения, четвертый шаг: смена  эго-состояния, пятый шаг: ошеломление, шестой шаг:  недобрый эффект. Все эти этапы прослеживаются  во взаимоотношениях Печорина и Бэлы.

Начнем с первого шага – уловка. Печорин встречает Бэлу на  свадьбе, она ему сразу же приглянулась: «Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз».  Он, как избалованный ребенок, хочет получить желаемое (после мы убедимся в этом). И он бросает уловку: просит Азамата, брата Бэлы, украсть сестру в обмен на  Казбича, Карагеза.

 Тем самым он давит на  уязвимую точку Азамата (шаг второй), т.к. Азамат обожал этого коня и любым способом хотел им завладеть. Тут же можно увидеть  и скрытые межличностные отношения – уговор Азамата и Печорина. 

Заполучив Бэлу,  Печорин  не хочет  грубо и пошло овладеть ею, ему нужна игра – ведь без нее жизнь не интересна. Он продолжает свою игру, исход которой для него уже известен. Но Печорин не хочет быстро закончить игру, ведь именно в процессе ее он получает удовольствие. Он начинает окружать Бэлу  внимание и заботой. Этот ход растапливает сердце дикарки, но девичья гордость  не покидает ее. Такое поведение Печорина ошеломляет ее (шаг пятый).  Дальше происходит смена эго – состояний героя. Печорин отпускает Бэлу, понимая, что тем самым он в ее глазах становится любимым и обожаемым. Она бросается ему на шею. Всё – цель достигнута, игра закончена. И он больше не проявляет заботы и интереса к Бэле, Печорин разломал интересную игрушку. И все. И конечно же недобрый эффект- Была умирает.

Информация о работе «Герой Нашего Времени» – психологический роман