«Герой Нашего Времени» – психологический роман

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:13, аттестационная работа

Описание работы

C давних времен человечество совершало открытия в разных сферах, стремясь усовершенствовать свою жизнь, будь то техника, медицина или астрология. Поэтапно решая свои насущные проблемы, люди хотели найти ответы на вечные вопросы, открыть тайны, скрытые от них. И все чаще и чаще человек задумывался,- а что там, за пределами Земли, где заканчивается галактика и, наконец, сколько тайн хранит вселенная? Но, пытаясь познать далекую и неизвестную вселенную, порой забываем и не видим, что «вселенная» рядом. Когда мы присматриваемся ко всему и ко всем, что нас окружает, то понимаем, что каждый человек – море загадок и неизвестных тайн, разгадывать которые можно вечно.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Жизненный путь Михаила Юрьевича Лермонтова………………………..5
2.Закономерность появления романа «Герой Нашего Времени»…..............11
3.Психологизм в художественной литературе ………………………………14
3.1. Композиция романа «Герой Нашего Времени» и система рассказчиков……………………...............................................................15
3.2. Психологическая деталь как средство характеристики внутреннего состояния героев…………….…………………………………………...18
3.3. Природа как способ отображения характеров и эмоций героев…………….………………………………………………………..20
3.4. Личность Печорина…….…………………………………………....21
3.5. Грушницкий как психологический двойник Печорина……...........24
4. Психологический анализ главного героя романа «Герой Нашего Времени»…………………………………………………………………………26
Выводы и заключения…………………………………………………………..29
Список используемой литературы……………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Теперь следует вернуться к  сюжету данного романа и рассмотреть  подробней каждую из частей.

«Бэла» - первая глава романа  данного  романа, где очень ярко представлены горцы.  В образы горцев Лермонтов вкладывает в свои мечты о сильном, свободном и цельном человеке. А Казбич и Азамат – отражение деятельной стороны человеческой жизни.

Образ Бэлы же – пленительный, полный дикой грации и женского обаяния. Любовь Бэлы – чувство подлинно человеческое. Интересно отметить тот факт, что этимология имени Бэла не установлена, среди традиционных мусульманских имен такого имени нет. Возможно эта маленькая деталь, которая придает Бэле большей таинственности, каким-то образом оттеняет суть характера или натуры Печорина. Казалось бы: такого имени нет, но ведь есть девушка, которую так называют; также и с Печориным: кажется, что человек не может быть таким странным, но ведь есть такой человек, как Печорин и с удивительным характером, непонятным каждому. Вот и еще одна загадка, разгадку на которую узнать практически невозможно, можно только предполагать.

Уже в «Бэле» автор намечает контур «героя времени», установив, что основой  его характера может быть «или решительное бездействие, или пустая деятельность». Причиной этого является противоречие между сознанием и жизненной практикой. В этой главе противоречивость сознания проявляется главным образом в тесно связанных с нею противоречиях поведения Печорина, которые постоянно ставят в тупик бесхитростного Максима Максимыча.

«Максим Максимыч» - вторая новелла  романа «Герой Нашего Времени». В этой главе показан образец жизненного и литературного контраста на примере  Печорина и Максима Максимыча. Этот контраст очень четко показан  на примере встречи вышеназванных персонажей, конкретней сказать на примере их реакции на встречу. Следует также отметить, что Белинский высоко оценил душевное здоровье Максима Максимыча и его моральную чистоту, а о Печорине он  говорит: «Какой страшный человек этот Печорин!». И снова мы можем наблюдать противоположность этих персонажей. Автор намеренно противопоставляет Печорина и Максима Максимыча, для того, чтобы читатель сделал выводы о несовместимости этих героев.

В этой главе описывается финал  событий, изображаемых в «Герое Нашего Времени». Но наиболее важное значение новеллы во внутреннем смысле, вытекающем из противопоставления Печорина и Максима Максимыча. Здесь нет развернутого действия, новелла построена как дорожный эпизод. Содержание главы исчерпывается столкновением двух характеров.

           Автор дает чрезвычайно развернутый детальный портрет главного героя, через его внешность передает черты характера. Через это описание можно отметить три особенности: во- первых, Лермонтов и по внешности Печорина подчеркивает черты личности необычной, сильной, выделяющейся над окружающими. Во-вторых, в портрете Печорина бросается в глаза, что это человек «странный», не понятный, так как весь он соткан из противоречий.

 «Тамань» – третья по порядку  повесть, которая своей проблематикой  и характером окружения героя  как бы продолжает «Бэлу». Автор  уделяет внимание показу самих событий, их участников, обстановки. Печорин поставлен перед лицом непосредственной опасности, угрожающей его жизни и требующей немедленного реакции. В этой главе Печорин как бы спрашивает: не в том ли подлинный выход для незаурядного человека, чтобы встать на путь прямого неподчинения общепринятым нормам. Контрабандисты, угрожающие жизни Печорина, являются своеобразными бунтарями против общественных норм жизни. Содержание их жизни – запретная нажива. Не это ли путь для натуры, ищущей бурь и волнений?

Создать таинственное и романтическое  настроение повести помогает пейзаж: Лермонтов описывает беспокойное  море, луну и тучи. Но некоторые вопросы  не дают покоя главному герою: что  за люди живут на берегу, какие загадки  таит их необыкновенное поведение? Пытаясь найти ответы на эти вопросы, он смело бросается на встречу опасности, вторгаясь в неизведанное. Он еще не знает, что его ждет разочарование.

Растрачивание энергии на случайные  приключения не приносит никакой  пользы.

«Тамань», как и «Бэла», раскрывает сильную сторону характера Печорина и показывает направление его исканий. Но та и другая новеллы демонстрируют и безысходность их.

Повесть «Княжна Мэри» занимает в композиции романа центральное  место. В этой новелле внутренний мир Печорина получает откровенное развернуто – психологическое объяснение. Лермонтов обостряет в своем герое каждую из сторон противоречия.

Печорин выступает в романе как  личность, противостоящая окружающему  миру, не согласная с ним, как некий  дух отрицания. Во всей истории взаимоотношений Мэри и Печорина ярко показан эгоизм последнего. В отношении Мэри, он не видит ни каких моральных граней. Чтобы более ясно показать прирожденные стороны личности Печорина, автор вводит в повесть линию отношение между Печориным и Верой. По замыслу автора Вера такой и должна быть, как символ любви беззаветной, самозабвенной, не знающей границ, переступившей через запреты среды, ничего не теряющей от сознания недостатков и пороков возлюбленного. Только такая любовь может раскрыть ожесточенное сердце Печорина.

Новелла «Фаталист» является завершающим  звеном в построении романа. В основе этой новеллы лежат три необыкновенных случая, тесно связанных между  собой. В первом звене прямо ставится вопрос о фатуме. Убеждение Вулича в фатальной предопределенности судеб человека и, в частности, часа его смерти как будто получает доказательство в его пари: пистолет, приставленный ко лбу Вулича, дал осечку. Второе звено – столкновение Вулича  с пьяным казаком на улице – Вулич нашел смерть вопреки всем ожиданиям. Роковая предопределенность человеческих судеб получает свое подтверждение. Но Лермонтов вводит третий эпизод. Несмотря ни на что, Печорин решает вновь испытать судьбу и отважно бросается навстречу смертельной опасности, надеясь выиграть ставку на жизнь вопреки всей очевидности. Однако Печорин, в отличие от Вулича, в испытании судьбы действует иначе. Только сперва кажется, что Печорин бросается в окно к казаку-убийце очертя голову. Но на самом деле он совершает это предельно расчетливо, предварительно все взвесив. Таким образом, если можно говорить о фатализме Печорина, то, как об особом, действенном фатализме.

 

3.2 Психологическая деталь как средство характеристики внутреннего состояния героев

В романе присутствуют  разные стили повествования от первого лица: автор в «Предисловии» к роману, рассказчик и Максим Максимыч в «Бэле» и «Максиме Максимыче» и, наконец, Печорин – в своем «Журнале». 

Открывая  произведение, мы увидим очень дерзкое и прямолинейное  вступление, в котором автор не скрывает безнравственность произведения, предварительно оскорбляя читателя, называя его провинциалом, раскрывающее горькую причину, сопутствующую написанию романа. Уже в самом начале книги можно заметить, какие замечания высказывает писатель в адрес читателя, что, без сомнения,  может напомнить характер главного героя этого же произведения.

Еще одна немаловажная деталь: все  персонажи романа, впечатления, описания природы, зарисовки быта осуществляются через восприятие, миросозерцание Печорина. Рассказ о жизни главного героя  охватывает хронологически единый период – его пребывание на Кавказе. Кавказ автором выбран не только потому, что с Кавказом связывалось типическая судьба всех беспокойных элементов русского дворянства, но и потому, что обстановка жизни на военизированной окраине государства представляла много возможностей для проявления деятельной натуры героя. Окружающая среда помогает выявить его одиночество, он чужд и непонятен всем окружающим людям. Из этого вытекает главная причина трагедии Печорина.

Также, говоря о психологических деталях романа, можно выделить ряд предметов и описаний, которые играют фабульную роль в романе.

  Средства передвижения:        

Наиболее часто употребляемым  средством передвижения является лошадь или конь( Мы можем проследить упоминание об этом животном во всех главах, кроме «Фаталиста»);также немаловажной деталью является коляска Печорина, обсуждаемая рассказчиком и Максимом Максимовичем; и лодка в повести «Тамань».

Конь Казбича – Карагез –  объединяет  сразу нескольких персонажей: Казбича, Азамата, Печорина и Бэлу. Следует заметить, что Карагёз является  только средством передвижения, т.е. только предметом без чувств и эмоций, но одним из немногих (ещё Черкес-лошадь Печорина) предметов, обладающий именем собственным в романе. Следует также заметить, как  рассказывает о своем коне Казбич: поёт ему песню, переданную в стихах в романе, называет его по-разному: конь, конь мой, скакун мой, мой Карагёз, также отношение Казбича к своему коню подтверждается сравнениями как птица, как вольный ветер. Кроме того, Карагёз является главным героем  самого большого по объёму повествовательного фрагмента.

    Вывод: в романе интересно сопряжение двух фрагментов и героев; лощадь почти для всех героев является средством передвижения, но только две лошади названы именами собственными: Карагёз Казбича и Черкес Печорина. Кроме этого есть и фабульная параллель. Казбич, чтобы отомстить за свою лошадь, убивает Бэлу; Печорин, чтобы догнать Веру, свою лошадь загоняет насмерть.

Оружие:

Еще одна деталь, встречающаяся на протяжении всего  романа- оружия: ружьё, кинжал, шашка, пистолет. Но только пистолеты в повестях «Княжна Мери» и «Фаталист» являются фабульными предметами. Хотя Печорин считает смешными пистолеты, которые повесил на себя Грушницкий (Княжна Мери»), чтобы казаться  солиднее. Позже драгунский капитан и Грушницкий обсуждают, как поставить Печорина в глупое положение, не положив пули в пистолет на дуэли. Наконец, пистолеты фигурируют  в сцене дуэли. В «Фаталисте» картина другая – пистолеты не фигурируют в кульминационной сцене, но это оружие стало предметом разрешением спора Вулича со своим товарищем.

Жилье:

Описание жилища можно встретить  не только в первой главе романа, когда рассказчик и Максим Максимыч останавливаются на ночлег в сакле. Сакля не связана ни с каким  из персонажей романа: это просто место ночлега двух рассказчиков, а также и в главе «Тамань», когда Печорин описывает дом, в котором он поселился.

 

3.3 Природа, как способ отражения эмоционального состояния героев

Создать таинственное и романтическое  настроение новеллам помогает пейзаж: Лермонтов описывает беспокойное море, луну и тучи. Помимо этого, природа также является способом выражение эмоционального состояния героев.

Невозможно не заметить, что практически  после каждого эпизода, в котором  описываются эмоции человека, следует описание состояния природы. Особенно ясно это можно увидеть в новеллах «Княжна Мэри» и «Тамань». Мы остановились на страницах, в которых Лермонтов передает переживания Печорина перед дуэлью, когда он думал, что  то  утро для него последнее, и эпизод, когда Печорин, пытаясь догнать Веру, загоняет свою лошадь. Теперь можно подробнее рассмотреть каждый из этих моментов.

В части «Тамань» вся атмосфера  пропитана таинственностью. Кажется, что все  говорило о том, что  это «самый скверный городишко». Прочитав внимательно описание природы, можно понять, что именно оно создает такую напряженную обстановку:         «… между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман…», «… берег обрывом спускался к морю…», «луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию…». Создается ощущение недосказанности. Природа используется, как средство, с помощью которого автор  заинтриговывает читателя, создается атмосфера детектива. В момент, когда Печорин и девушка-контрабандистка  ночью оказались на берегу моря, выразительно описывается природа, отражающая эмоциональное состояние главного героя. «Месяц еще не вставал, и только звездочки, как два спасительных маяка сверкали на темно-синем своде», «Тяжелые волны мерно и ровно катились одна за другой…». После такого описания следует, как пояснение, непосредственное описание эмоций Печорина: «…кровь хлынула мне в голову…». Затем следует развязка эпизода – напряженная, опасная борьба в лодке, после чего природа как будто успокаивается, расслабляется и отдыхает вместе с Печориным: «… луна уже катилась по небу, и мне показалось, что кто-то в белом сидит на берегу…»

Теперь подробней рассмотрим роль природы в повести «Княжна  Мэри». В отличие от главы «Тамань» в ней повествование ведет  уже сам герой. В этой новелле есть два наиболее ярких эпизода, в которых природа и эмоции неминуемо следуют друг за другом. Первый - момент с дуэлью, в котором Печорин сам описывает свои воспоминания и рассказывает о состоянии природы: «Я не помню утра более глубокого и свежего! <…>Я помню в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался я в каждую росинку… ». Умиротворенное духовное состояние отражалось во всем: в каждой росинке, в каждом листочке. Он думал, что это утро последнее, но это оказалось не так. Автор показывает его тонкую, чуткую, ранимую душу – душу ребенка.

              Далее следует сама дуэль. «Узкая  тропинка вела между кустарниками на крутизну; обломки скал составляли шаткие ступени этой природной лестницы…». Автор снова использует картины природы как способ отражения эмоций героев. В каждом слове, использованном при описании пейзажа, чувствуется что-то пророческое. Снова нагнетается обстановка. И вот она, кульминация момента - Печорин убивает Грушницкого. «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели». Такой яркий контраст между чувствами героя представлен автором благодаря описанию природы.

Еще один эпизод, когда Печорин  получает письмо от Веры. «Солнце уже  спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор…» Описания природы дополняет описание эмоций. Очень яркое впечатление оставляет описание картины, когда Печорин загоняет своего коня. При прочтении этого эпизода все сливается в одно огромное чувство. Это доказывает, что природа есть способ отражения эмоций и переживаний героев и что М. Лермонтов мастерски пользовался этим способом.

Такой прием еще раз доказывает, что роман «Герой Нашего Времени»- психологический роман.

 

3.4 Личность Печорина

«Какой страшный человек этот Печорин! Потому что его беспокойный дух  требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интересов жизни, потому должна страдать бедная девушка! «Эгоист, злодей, изверг, безнравственный человек!»- хором  закричат, может быть, строгие моралисты….Не подходите слишком близко к этому человеку, не нападайте на него с такой запальчивою храбростию: он на вас взглянет, улыбнется, и вы будете осуждены…. Но этому человеку нечего бояться: в нем есть тайное сознание, что он не то, чем самому себе кажется, и что он есть только в настоящую минуту. Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли….в самых пороках его проблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него….Его страсти-бури, очищающие сферу духа; его заблуждения, как ни страшны они, острые болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь. Это лихорадки и горячки, а не подагра, не ревматизм и геморрой… .Пусть он клевещет на вечные законы разума, поставляя высшее счастие в насыщенной гордости; пусть он клевещет на человеческую природу, видя в ней один эгоизм; пусть клевещет на самого себя…. Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь,- и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви…»

Информация о работе «Герой Нашего Времени» – психологический роман