Формирование представления о патриотизме на уроках литературного чтения как средство обогащения нравственного опыта младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Патриотические чувства заложены в генах человека. Задача начальной школы в том, чтобы разбудить эти чувства, научить детей понимать, ценить и беречь окружающий мир, Родину. Такое воспитание начинается еще дома, в семье. А школа должна развить, сформировать все эти понятия в определенную систему, воспитать каждого школьника настоящим патриотом.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования представлений о патриотизме младших школьников 5
1.1 Анализ понятия «патриотические чувства» в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Формировании нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения . 7
Глава 2. Направления работы по формированию патриотических представлений на уроках литературного чтения как средство обогащения нравственного опыта младших школьников…………………………………….15
2.1 Формы и приемы работы по формированию представлений о патриотизме на уроках литературного чтения в начальной школе……………………………15
2.2 Патриотическое воспитание на уроках литературного чтения…………….21
Заключение 25
Список использованной литературы……………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайность. Не секрет, что помимо экономических трудностей, страна сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.

Педагог вносит свой посильный вклад в процесс приобщения ребенка к лучшим образцам поэтического, музыкального, игрового фольклора, противопоставляет примитивные интонации окружающей школьника современной развлекательной музыки богатому совершенством выражения интонационному словарю музыки народной.

В основу обучения учащихся младшего школьного возраста положены педагогические принципы:

- гуманизация обучения, стоящая  на том, что каждая личность  неповторима, каждый ребенок - чудо.

- интеграция различных видов  искусства: музыки, хореографии, элементов  театрализации, игры.

- широкое привлечение игровых  технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.

Патриотическое воспитание - вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытанием. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Произошла потеря общественного идеала. Средства массовой информации распространяют тотальную пошлость, антиколлективизм, антипатриотизм, вседозволенность, культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, познания, отечественной культуры.

Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма. Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живет, учится).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Агапова И.С. Патриотическое воспитание  в школе. - М: Айрис-пресс,-2002. - 224 с.

2. Ануфриев Е.А. Национальная идея  и воспитание патриотизма// Педагогика - 1998. - № 5. - С. 52-54.

3. Активные методы в работе  школьного психолога. Сб. научный ст. под редакцией И. Дубровиной. - М. Педагогика. - 1990. - 180 с.

4. Аркин Е.А. Родителям о воспитании - М.: Мысль - 1989. - 340 с.

5. Асеев В.Г. Мотивация поведения  и формирование личности. - М.: 1976. - Наука. - 158 с.

6. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания //Педагогика, 2006.- № 2,.- с.3742.

7. Батурина Г.И. Народная педагогика  воспитания школьников. - М.: пресс. - 1995. - 160 с.

8. Блонский Л.Л. Избранные педагогические  произведения. - М.: Учпедгиз - 1988. - 695 с.

9. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. - А К.: Генеза. - 1995. - 168 с.

10. Возрастные и индивидуальные  особенности младших школьников/ под редакцией Д.Б. Эльконина. - М.: наука. - 1967 - 360 с

11. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий; АН СССР, Ин-т философии.- М.: Наука, 1977.- 333 с.

12. Кравцов И.С. Индивидуальные различие  и способности к общению у  детей младшего школьного возраста /./Вопросы психологии. - 1969. -№ 5. - с. 19

13. Коменский Я.Л. Избранное педагогические труды.- М.: Наука. - 1969. - 678 с.

14. Крутецкий В.А. Психология обучения  и воспитания школьников. - М: Просвещение. - 1976. - 303 с.

15. Макаренко А.С. Книга для розичлего. - М.: Учпедгиз. - 1954. 351 с.

16. Максимов В.Г. Педагогическая  диагностика в школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. учеб.заведений.--М.: Издательский центр «Академия», 2002.

17. Манькорская Т.Н. Роль ценностных  ориентаций в формировании личности // Психологические особенности формирования  личности - М.: Наука. -1983. - 108 с

18. Мищенко Л.И. Человек как предмет воспитания. - початкова школа. - 2006. № 4. - С. 36

19. Начальная школа 2007. - 9. - С. 17 - 20

20. Непомнящий Н.И. Становление личности  ребенка 6-7 лет. - М; + педагогика. - 1992. - 160 с.

21. Развитие младших школьников. Сб. под редакцией Л.В.Занкова. - М.; Педагогика. - 1967. 268 с.

22. Савченко О.Я. Дидактика начальной  школы. - К.;Генеза. - 1995. - 689с.

23. Солдатенков А.Д. Опыт изучения  результативности патриотического  воспитания школьников// Советская  педагогика. - 1974. - № 10. - С. 46-52/50.

24. Суходолова Т.М. Организационно-педагогические  основы взаимодействия школы, семьи, общественности в патриотическом  воспитании старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Челябинск, 1975. - 27 с.

25. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Мысль - 1982. - С. 166

26. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю  детям. М: мысль. - 1980 - 157 с.

27. Терентий М.А. Теория и практика  патриотического и интернационального  воспитания подрастающего поколения. - Кишинев: Штиница, 1978. - 275 с.

28. Усова А.В. Актуальные проблемы воспитания и обучения школьников// Вопросы психологии. - 1987. - № 6. - С. 36.

29. Ушинского К.Д. Собрание сочинений: в 6 томах. - К.: Наука. - 1989.

30. Харламов И.Ф. Патриотическое  воспитание школьников. - М.: Просвещение. - 1982. - 199 с.

Приложение .  Урок литературного чтения в 4-м классе по теме «С.А. Есенин стихотворение "Береза"»

 

Цели урока:

Показать многообразие произведений С. Есенина о природе; уметь передавать свои чувства через выразительное чтение; учить сравнивать разные стихи, их интонационные рисунки, чувства поэта; показать красоту поэтического языка; находить в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения; Знакомить с картинами художников.

Оборудование урока:

Презентация, подготовленная учителем; портрет С. Есенина; репродукция картины «Февральская лазурь»; фотографии берёзы в разные времена года; романсы: «Отговорила роща золотая», «Тихо струится река серебристая»; магнитофон.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Постановка темы (на экране 1 слайд)

Рисунок 1

Звучит романс на стихи С. Есенина  «Тихо струится  река серебристая» в исполнении вокального трио «Реликт».

Сегодня мы немного необычно начали наш урок: с прослушивания  прекрасного произведения «Тихо струится река серебристая».

Как вы думаете, почему я вдруг начала наш урок  с исполнения произведения? (мы изучаем С. Есенина,  а слова написаны им)

О чём это произведение?

Так какая же тема нашего сегодняшнего урока?

Конечно же вы правы, мы продолжаем работать с  произведениями С. Есенина по теме «Стихи о природе», но сегодня я хотела бы  поговорить с вами о стихах, посвящённых берёзе. (появляется слайд 2)

Рисунок 2

3. Вступительное слово (во время  беседы появляются слайды 3, 4).

Вы, наверное, не раз слышали выражение «модная песня». Так говорят о песне, ставшей известной, популярной. Правда, мода скоро проходит, и такие песни забывают. Но есть песни, которые не подвластны изменчивой моде.  Их пели наши предки, и будут петь потомки. Я говорю о народных песнях. Эти песни находят отклик в душах людей, потому что выражают их мысли и чувства. Среди русских народных песен есть немало таких, где поётся о деревьях: ивушке, рябине, клёне, берёзе.

Рисунок 3

Обычно это трогательные, красивые, порой печальные песни, напоминающие о родных местах, об ушедшей юности. Каждое дерево по-своему красиво. И песни о них очень хороши. Знал и любил эти песни и Сергей Есенин.

В одном из своих стихотворений «Не жалею, не зову, не плачу», которое вы будете изучать в старшей школе,  поэт называет Россию «страной берёзового ситца». (Появляется слайд 5)

Рисунок 4

Как вы поняли «страна берёзового ситца»?

Что такое ситец?

Какие авторские приёмы, помогающие показать красоту речи вы знаете?

Что такое метафора, олицетворение, сравнения?

Какой приём использовал автор, чтобы показать красоту страны? (метафора).

Правильно. Автор не раз признавался в любви к берёзке.

4. Разбор отрывков из произведений  С. Есенина 

Давайте откроем учебник на стр. 63 и посмотрим на первый отрывок.

а) Чтение учеником первого отрывка

б) Разбор

Что значит золотые косы?

Что автор называет «холщовым сарафаном»?

Можем ли мы по такому короткому отрывку определить, о каком  времени года говорится в этом стихотворении?

Докажите (появляется картинка).

Найдите метафору в этом отрывке (холщовый сарафан, золотистые косы).

в) Чтение второго отрывка

Берёзы напоминали поэту стройных девушек. Посмотрите на следующий отрывок  (чтение учеником).

г) Разбор

В какое время года описана эта берёзка?

Почему вы так решили? (появление картинки)

Что значит зеленокосая?

О какой белой юбчонке говорит автор?

Обратите внимание: листва с ветвями – это косы, а ствол автор называет по – разному сарафан и юбчонка (появление картинки)

5.Физминутка (Танцевальные движения  под песню «Во поле берёза  стояла»).

6. Стихотворение «Берёза»

а) Вступительное слово учителя.

В январе 1914 года в детском журнале «Мирок» № 1 появилось стихотворение «Берёза», которое не осталось незамеченным. Это было первое печатное произведение С.  Есенина, опубликованное под псевдонимом Аристон, что означает «музыкальный ящик».

б) Чтение учителем

в) Разбор

Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?

Прочитайте это стихотворение ещё раз про себя.

г) Чтение  учениками про себя

д) Описание красок

Скажите в какое время года стоит берёза? Докажите словами из текста. (появление слайда)

Рисунок 5

- Как вы думаете, какие краски понадобятся художнику, если он захочет проиллюстрировать эту берёзку? (белая, чёрная, серебряная, бледно – розовая, золотистая)

- Вот какое многообразие красок, хотя поэт описал заснеженную  берёзу. С. Есенин, рисуя картины  природы, всегда называет цвета, в которые она окрашена. Это сделано для того, чтобы читатели могли лучше представить то, о чём он пишет. С этой же целью поэт использует сравнения.

е) Поэтические приёмы

Сколько строф в этом стихотворении?

Что такое строфа?

С чем автор сравнивает снег в 1 строфе?

С чем автор сравнивает опушенные кисточки берёзовых веток? (появляется слайд)

Рисунок 6

Обратите внимание, что поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные приёмы. В 1 строфе  идёт явное сравнение – автор говорит «точно». Подберите синоним к слову «точно».

А какой приём использует автор в последней строфе? (Метафора, здесь идёт скрытое сравнение, автор сразу называет снег серебром, надеясь, что мы догадаемся)

Какой ещё приём использует автор, чтобы показать красоту берёзы зимой? (олицетворения)

Зачитайте олицетворения (принакрылась снегом, заря лениво, заря обсыпает, заря обходит)

Молодцы. А теперь я хочу проверить вашу сообразительность. Есенин пишет «снежинки горят в золотом огне». В каком значении употреблено слово «горят»? (переносном)

Конечно же. Ведь мы часто говорим глаза горят, работа горит. Но ведь глаза не могут гореть, как дрова, да и работа не может полыхать.

Как вы думаете, откуда взялся золотой огонь? (свет зари)

Что такое заря? (появляется слайд)

Рисунок 7

Зимой небо озаряется не так ярко, как летом.

А теперь вопрос сложный: как долго стоит берёза в сонной тишине? (от утренней зари до вечерней зари, сначала на востоке, а  потом на  западе)

Давайте прочитаем последнюю строфу. (чтение учеником последней строфы)

Почему поэт называет зарю ленивой? (заря начинается позже, чем летом, как будто ей лень встать пораньше, и горит она не так ярко, как летом)

Как автор относится к берёзе?

ж) Подготовка к выразительному чтению

Теперь, когда мы внимательно разобрали стихотворение, нам надо выбрать нужную интонацию для чтения.

Информация о работе Формирование представления о патриотизме на уроках литературного чтения как средство обогащения нравственного опыта младших школьников