Формирование представления о патриотизме на уроках литературного чтения как средство обогащения нравственного опыта младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Патриотические чувства заложены в генах человека. Задача начальной школы в том, чтобы разбудить эти чувства, научить детей понимать, ценить и беречь окружающий мир, Родину. Такое воспитание начинается еще дома, в семье. А школа должна развить, сформировать все эти понятия в определенную систему, воспитать каждого школьника настоящим патриотом.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования представлений о патриотизме младших школьников 5
1.1 Анализ понятия «патриотические чувства» в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Формировании нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения . 7
Глава 2. Направления работы по формированию патриотических представлений на уроках литературного чтения как средство обогащения нравственного опыта младших школьников…………………………………….15
2.1 Формы и приемы работы по формированию представлений о патриотизме на уроках литературного чтения в начальной школе……………………………15
2.2 Патриотическое воспитание на уроках литературного чтения…………….21
Заключение 25
Список использованной литературы……………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

3) Противоречие между вариативностью  образования, заявленной в Законе «Об образовании», и набором обязательных учебных дисциплин и примерных учебных программ.

Жизнь показала, что профессиональное сообщество, в целом декларируя приверженность ценностям вариативного образования, на деле (в том числе и в стандарте 2004 года) в большинстве своем отдает предпочтение жестким нормативным документам и решениям, не допускающим различных трактовок и вариаций. Существующий федеральный учебный план, существующий минимум обязательного содержания, примерные учебные программы по всем дисциплинам фактически уничтожили вариативность образования на уровне школы. Переход к вариативной системе образования нашел отражение преимущественно в научно-методических разработках и отчасти (стихийно) в образовательной практике. 

Поэтому следующая задача, которая должна быть решена в ходе данного Проекта -   разработка таких требований к содержанию и структуре образовательных программ, которые бы смогли задавать образовательным учреждениям, отдельным школьникам возможности реально строить свои индивидуальные образовательные маршруты (траектории) как внутри отдельных учебных дисциплин, так и в построении межпредметных (междисциплинарных) отдельных образовательных модулях, включающих как учебные, так и внеучебные виды деятельности.

Необходимы другие принципы и требования к содержательному наполнению учебно-предметных (образовательных) областей образовательного плана школы.

4) Противоречие между декларированными в Госстандарте  2004 года целями образования и его структурой.

Стандарт как инструмент организации деятельности и развития национальной образовательной системы требует, в первую очередь, четкой фиксации предмета  организации. Стандарт должен потенциально регламентировать: цели, процесс (условия, средства, ресурсы) и результат. Однако при разработке стандартов 2004 года не были расставлены приоритеты регламентации. Была сделана попытка с одной стороны создать стандарт, ориентирующий систему образования на новые цели, с другой стороны, сохранить традиции советско-российской школы, в частности, предметоцентристский подход к содержанию образования. Стандарт 2004 года сохранил традиционную для российской школы ориентацию на фундаментальный характер содержания образования без учета необходимости и реальности усвоения этого содержания. Поверх «обновленного» содержания были положены (встроены) так называемые «общеучебные умения и способы деятельности», которые практически не были увязаны с предметным содержанием и базисным учебным планом.

Предметоцентристское образование за много лет выработало механизмы измерения (оценки) результатов образования в терминах единиц учебного содержания: чему учим, то и измеряем. Никаких других инструментов измерения (или хотя бы квалификации) предложено не было, да и не могло быть предложено. Поэтому авторы стандарта вынуждены были идти по пути соотнесения требований к выпускнику с элементами обязательного минимума, а декларируемые цели так и остались только целями. Иными словами, в этом месте происходила подмена целей: цель «образования ребенка» подменялась целью «изучение физики, математики и пр.»

Итак, для Госстандарта 2004 года характерна бόльшая продуманность формулировок, их направленность на решение актуальных образовательных задач, однако само содержание стандарта в основном повторяет сложившиеся подходы.

В рамках данного ТЗ необходимо разработать другие требования к разработке и содержанию контрольно-измерительных материалов, ориентированных на новые образовательные результаты.

5) Противоречие между большим  количеством вариативных учебников  в федеральном перечне и небольшим реальным числом вариативных учебников на местах в школах.

По данным РАО (2002 год), например, 86% начальных классов РФ занимались по учебникам математики авторского коллектива под руководством М. И. Моро, на другие 14 учебников математики в начальной школе приходилось 14%. Причинами такой «вариативности» являются: централизованная закупка учебников региональными властями, а не школами, и ориентация существующих контрольно-измерительных материалов и для начальной, и для основной школ, а также ЕГЭ в старшей школе на усвоение формальных знаний, для которых не требуются современные инновационные учебники. Педагогам проще «натаскать» школьников на репродуктивные знания с помощью «проверенных и надежных» учебников.

В настоящее время для решения современных задач российского образования необходимы не просто учебники, а учебно-методические комплексы, ориентированные на широкие возможности современных педагогов и школьников с использованием современных информационных образовательных технологий, с обязательными требованиями к современному учебнику.

Итак, описанные выше противоречия дают основание для проектирования варианта новой модели инновационных государственных стандартов общего образования (госстандарта второго поколения).

В связи с этим  в период (март-ноябрь 2008 года) силами общественных профессиональных образовательных организаций, пилотных регионов Приоритетного национального проекта «Образование» необходимо разработать и предложить свой вариант образовательных стандартов второго поколения. Для этого необходимо:

разработать требования к результатам и условиям достижения новых образовательных результатов на трех ступенях школьного образования;

разработать и описать виды образовательных программ, их структуру, требования к их содержанию и их наполнению с учетом требований к новому стандарту образования, в том числе требования к базисному образовательному плану;

на основе лучших образцов международной и российской практики проведения мониторинговых исследований сформулировать требования к содержанию   контрольно-измерительных материалов для оценки учебных и внеучебных достижений школьников;

сформулировать требования к содержанию, организации и проведению итоговой аттестации школьников на региональном и школьном уровнях с учетом новых требований к оценке учебных и внеучебных достижений школьников, а также аттестации педагогов.

 

2.2  Патриотическое воспитание на уроках литературного чтения

 

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания, являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция  духовно- нравственного развития,         и воспитания личности гражданина России.

       Программа духовно  нравственного развития и воспитания  направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни.

      Целью духовно-нравственного  развития и   воспитания  обучающихся  на ступени начального общего  образования является развитие  высоконравственного и творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

     Организация духовно-нравственного  развития и воспитания  обучающихся  осуществляется по следующим  направлениям:

1 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.

Литературное чтение- осмысленная , творческая духовная деятельность обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы.

Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества  через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение героев литературных произведений.

Литературное чтение обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

-Смыслообразования через прослеживание  судьбы героя и ориентацию  учащегося в системе личностных  смыслов;

-основ гражданской  идентичности  путем знакомства с героическим  прошлым своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам достижениям ее граждан.

Патриотическое воспитание существовало во все времена. Патриотизм  - очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе.

Одной из основных задач, стоящих на современном этапе перед учителем является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою Родину. Без любви к Родине и уважения к ее истории, культуре невозможно воспитать гражданина  патриота своей страны.

В.А. Сухомлинский писал: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины.»

Для достижения этих задач имеют богатейшие возможности уроки литературного чтения. Детские книги щедро утоляют потребность ребенка любить  родную страну. Какое наслаждение ему доставляет дивная поэзия о русской природе, каким упоением блаженством наполняется его сердце при чтении книг о доблести тех, кто старается для Отечества сегодня.

Приобщаясь к ценностям русского народа, знакомясь с историей развития языка и речи, дети получают возможность осмыслить язык как величайшее творение человечества.

Фольклор является благодатным источником и опорой в деле патриотического воспитания.

Так ,работая по теме « Народная мудрость», дети узнают, что у нашего народа есть «  живой цветок», который сказывает сказки, учит, потешает и поет. Особенно велика ценность фольклора потому что он дает детям понятия о жизни человека и общества.

Ярко выражено отношение народа к Родине в пословицах. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни. Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками  при изучении нового материала, при закреплении, способствуют расширению словарного запаса у детей и воспитывают высокое чувство к родной земле.

«Жить - Родине служить»,  «Герой умирает, а слава его живет», «Любовь к Родине сильнее смерти».

Ни в одной из форм языкового творчества народа, указывал К.Д. Ушинский, не проявляется так ум народа, быт, мировоззрение, как в пословицах. «Родной дом дороже золота».

Дети заучивают пословицы, составляют мини- сочинения( с включением пословиц на тему: «Моя Родина», «Мой родной город», рисуют рисунки. Одним из глубоких патриотических чувств человека является любовь к родной природе. Анализ пейзажных мотивов помогает понять не только национальное своеобразие русской поэзии, но и ее историческое значение. В произведениях И.Бунина, С.Есенина, А.Пушкина таинственный и загадочный мир растений, птиц, зверей создает ощущение единства, целостности и гармонии. Вместе с тем работа над лирическим образом природы формирует у младших школьников собственное понимание жизненных ценностей.

К стихотворениям учащиеся позволяют самостоятельно делать выводы, выражать свое нравственное отношение к природе и передавать в рисунке.

Материал учебника литературного чтения насыщен произведениями русских поэтов, писателей, воспевающих красоту родной природы. Все эти произведения помогают воспитывать любовь к природе, к Родине.

   «Любить свою родину - значит  пламенно желать видеть в ней  осуществления идеала человечества  и по мере сил своих  способствовать  этому»,- писал В.Г. Белинский.

Формирование истинного патриота своей Родины – дело благодатное и значимое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее - в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.

Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.

Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса, и специфику патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе:

- обусловленность патриотического  воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;

- обусловленность содержания, форм  и методов, средств и приемов  патриотического воспитания возрастными  и индивидуальными особенностями  учащихся;

- диалектическое единство и  органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;

- интеграция патриотического воспитания  с другими направлениями воспитательной  работы;

- опора на новые концепции  организации и осуществления  учебно-воспитательного процесса  и на новое понимание основных педагогических понятий;

- опора на положительное в  личности воспитанника и создание  благоприятной психологической  атмосферы в процессе педагогического  взаимодействия;

- координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе  патриотического воспитания.

Информация о работе Формирование представления о патриотизме на уроках литературного чтения как средство обогащения нравственного опыта младших школьников