Формирование лексических навыков при чтении различных по жанру произведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 23:50, дипломная работа

Описание работы

Одной из самых сложных задач при обучении школьников английскому языку является обучение чтению. При изучении иностранного языка очень важно научиться читать правильно, чтобы получать из прочитанного больше информации. Но, увидев в учебнике графическое изображение английских слов, прочитав их за учителем, при самостоятельном чтении ученики, тем не менее, пытаются прочитать слова по буквам, как в русском языке. Многие учащиеся даже в старших классах делают много ошибок при чтении, бессознательно перенося способ чтения из родного языка в иностранный. Кроме этого, в большинстве действующих УМК учебный материал для обучения чтению подобран так, что требует большой помощи учителя; представлен он в традиционной форме и не отвечает интересам школьников.

Содержание работы

Введение
1. Формирование лексических навыков на уроках чтения в начальных классах.
1.1 Формирование лексических навыков на уроках чтения в начальных классах.
1.2 Условия формирования лексических навыков при чтении произведений различных по жанру.
2. Формирования лексических навыков при чтении произведений различных по жанру.
2.1 Работа над лексическими заданиями при чтении произведений различных по жанру.
2.2 Опытно - практическая работа по формированию лексических навыков при чтении произведений различных по жанру.
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)
  • на технических задачах, (технике чтения), решение которых приводит к решению и смысловых задач;
  • на смысловых задачах, которые тренируют при этом и определённые персептивные навыки, обеспечивая тем самым непроизвольное овладение техникой чтения.

Выбор материальных и операционных средств, способов и приёмов обучения технике чтения зависит, прежде всего, от возрастных особенностей учащихся, так как именно учащиеся являются внутренним и определяющим условием обучения иностранному языку, и особенно учащиеся раннего школьного возраста.[1]

Достигнув семилетнего возраста, ребёнок становится школьником. Известно, что младший школьный возраст есть промежуточный этап развития от дошкольного возраста к подростковому, который характеризуется постоянным изменением психики детей. 

Ведущей деятельностью детей после семи лет становится учение. Именно в процессе учения школьник продолжает своё знакомство с миром природы и людей, с их настоящей и прошлой жизнью. В учебной деятельности складываются новые черты формирующейся личности, устанавливаются новые отношения подрастающего человека с окружающим его миром предметов, природы и людей. По мере формирования умений учебной деятельности как ведущей, включения в трудовую и другие виды деятельности, у младших школьников происходит развитие психики, выражающееся в таких психологических новообразованиях как:  произвольность, внутренний план действии и рефлексия. Для данного возраста характерна потребность во внешних впечатлениях, которая впоследствии преобразуется в познавательную потребность, однако учащимся трудно выделить существенное, главное.

По-прежнему сильна потребность в игровой деятельности, в том числе в подвижных играх. Игра является для ребенка особой формой освоения действительности и системы человеческих отношений путем их воспроизведения, моделирования.[2]

У младшего школьника формируется изобразительная, конструкторско-композиционная деятельность. Он развивается в самой учебной деятельности, осваивает новые способы анализа, синтеза, классификации. Начинает формироваться отношение к себе, миру, обществу, другим людям, становится важным процесс и результат его деятельности.

Ребенок в этом возрасте способен к значительной концентрации внимания, но длительность его невелика, поэтому очень важно разнообразить его деятельность. Помимо этого надо учитывать, что внимание младшего школьника более устойчиво при выполнении внешних действий и менее устойчиво при выполнении умственных действий. В связи с этим важно чередовать те и другие действия.

На ранних этапах развития восприятие ребёнка очень несовершенно: образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечёткостью, однако, приступая к  учению, учащиеся данного возраста овладевают техникой восприятия, становятся наблюдательными, учатся выделять главное, видеть, что предмет состоит из многих деталей. Их восприятие становится расчленённым и превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс. Воображение у учащихся этого возраста характеризуется незначительной переработкой имеющихся представлений, и образы у младших школьников носят схематический характер.

Очень важна для них доступность целей, оптимальная сложность заданий. Разрешимая задача, создавая объективную возможность успеха, заставляет ребёнка мобилизовать силы, проявить организованность, терпение и настойчивость.

В 7-8-летнем возрасте начинается интенсивное формирование познавательных процессов ребенка, формирование внутренней речи, которая становится основой для устной речи, развивается фонематический слух, что позволяет добиться хороших произносительных навыков без каких-либо теоретических объяснений. С развитием речи и накоплением опыта ребёнок переходит к образному мышлению. Это прежде всего обнаруживается в конкретности тех образов, которыми ребёнок оперирует. Что касается логического мышления, то оно работает на основе материала, отобранного в процессе наглядно- действенного и наглядно- образного мышления.

Обучая младшего школьника иностранному языку необходимо использовать приёмы и способы обучения, адекватные перечисленным выше психологическим особенностям данного возраста и обеспечивающие рациональное и продуктивное усвоение изучаемого иностранного языка. Что касается техники чтения, то здесь необходимо подобрать такие приемы, которые помогли бы учащимся усвоить правила чтения букв, буквосочетаний, правила произношения, правила связывания, приобрести навык делать правильное логическое ударение и паузы, что будет говорить о сформированной технике чтения.

 

2.2  Составление алгоритма работы  с иноязычными текстами, способствующего  формированию лексических навыков

 

 

 

В младших классах изучаются слова, обозначающие конкретные предметы (такие, как, например, pencil, letter,table, chair, book, picture, jeans), которые можно наглядно изобразить. Показ картинки — самый распространенный способ семантизации, соответствующий психологическим особенностям детей; зрительное и слуховое восприятие помогает ребенку активно, сознательно усвоить лексический материал для чтения. Ознакомление с правилами чтения слов с помощью компьютера включает в себя  и их первичное закрепление. В результате многократных, целенаправленных упражнений сознательно автоматизируемые операции превращаются в навык.

Приведем примеры компьютерных упражнений, направленных на отработку формы, значения и употребления лексических единиц.

Упражнения на отработку формы слова.

1. Звуковая форма. Экран дисплея разделен на три колонки, в которых написаны звуки [a:]-, [e:], [ei]; справа даются слова, в которых есть один из этих звуков: name, ten, day, bed, start, date, car, arm, pen.Дети распределяют слова по колонкам.

Графическая форма. На экране даны буквы w, s, d, a, n, c, i, h. Ребятам предлагается составить из них слово. Выбери из данных французских слов лексические единицы с сочетанием ph: splash, phone, shine, phlox, catch, phase, shop, physics.

Грамматическая форма. Школьники группируют слова по частям речи (существительное — world, fire, bird, car; прилагательное — dark, green, tired, pure; глагол — to put, to ask, to start, to turn), помещая их в соответствующую колонку.

2. Для отработки значения слова может служить, например, упражнение на распределение слов по тематическим группам (vegetables: tomato, potatoes, cabbage, carrot; fruit: orange, lemon, apple). Например, учитель может предложить учащимся рассказать, из чего можно приготовить салат или варенье.

3. Для тренировки в употреблении слов с помощью компьютера можно, например, предложить учащимся составить предложение из данных слов: are my you friend ( you are my friend), like I the USA to would visit (I would like to visit the USA). Переведиследующиепредложения: This is a room. That is a blackboard.

Специфика перечисленных компьютерных упражнений заключается в том, что все они связаны с движением (перемещением лексического материала на экране дисплея), то есть при работе с компьютером к зрительному каналу восприятия добавляется моторный. Возможность перемещать ЛЕ способствует запоминанию, формированию произвольного внимания, повышению его устойчивости, управляемости восприятия, поскольку, как утверждают психологи, младший школьник гораздо быстрее усваивает материал, если он связан непосредственно с действием, которое он видит или выполняет сам.

Учебная компьютерная программа обеспечивает не только задание, но и контроль над ходом его выполнения. При обучении с помощью компьютера обучающие учебные действия чередуются с контролирующими, тем самым обеспечивается пошаговая обратная связь и, следовательно, пошаговая управляемость учебным процессом. Преподаватель, использующий компьютер, имеет возможность сразу же узнать, как каждый ученик усвоил лексический материал, а следовательно и технику чтения. Поскольку все дети работают одновременно, компьютер сразу же «сообщает», кто стал победителем, и «вносит» результаты каждого школьника в журнал успеваемости.

Например, целью формирования навыков техники чтения выполняется упражнение по заполнению пропуска в высказывании. Показателем правильности в данном случае является соответствие смыслового значения подставляемой лексической единицей той, с которой она сочетается. Учащимся предлагается заполнить пропуски в диалогах подходящими лексическими единицами. Можно дать задание выбрать фразу для ответа на вопрос: do you study at school?

a) I want to eat.

b) no, I study at the University.

Быстрое выполнение подобных упражнений дает возможность увеличить скорость чтения.

Кроме сказанного выше, компьютер дает возможность создавать задания для групповой работы. Так, например, каждому ученику первой группы предлагается прочитать текст и подчеркнуть слова, в которых есть звук [æ] , а каждому ученику второй группы — подчеркнуть слова в которых есть звук [e]. После выполнения задания каждая группа дает свой вариант ответа. Таким образом, компьютерная программа помогает увеличить количество видов заданий и включить всех учащихся в работу.

Компьютер способствует также формированию навыков самостоятельной работы. Несмотря на то, что у детей во II-III классах эти навыки только начинают формироваться, учащиеся уже имеют индивидуальные трудности в процессе овладения техникой чтения и преодолевают их, выполняя предназначенные для конкретного ученика серии упражнений.  Компьютер фиксирует количество ошибок у всех учеников при выполнении каждого упражнения. Просмотрев компьютерный журнал успеваемости, учитель сразу видит, как формируются навыки техники чтения у того или иного школьника. Вид и количество ошибок, зафиксированных в журнале успеваемости, позволяют учителю дать учащемуся конкретные упражнения, направленные на отработку той операции, при выполнении которой он допускает ошибки.

Таким образом, компьютер создает условия для индивидуализации и интенсификации процесса обучения технике чтения, обеспечивая выполнение разных по сложности упражнений всеми школьниками одновременно.

 

Все упражнения разделены на 3 группы:

  • упражнения на обучение точности или безошибочности чтения ( направлены на обучение учащихся правильному узнаванию речевых единиц в разных ситуациях чтения,  а также на преодоление интерференции родного языка учащихся).
  • упражнения на обучение скорости чтения (предназначены, чтобы научить учащихся читать с нормальной скоростью и подвести их к скоростному чтению, при котором отсутствует операция внутреннего проговаривания читаемого).
  • упражнения на расширение поля чтения (направлены на развитие механизма антиципации и логического понимания).[3]

Пользуясь идеей адекватности упражнений навыкам техники чтения, можно заключить, что для эффективности обучения необходим комплекс упражнений, содержащих коммуникативную задачу и ситуацию чтения , который позволит сформировать у учащихся навыки техники чтения, способные действовать в этом виде речевой деятельности.

Под комплексом упражнений мы понимаем совокупность упражнений определенного качества, количественное соотнесение и последовательность которых обеспечивает приобретение навыков всех характеристик, необходимых для его функционирования в говорении. Назначением комплекса упражнений для формирования навыков техники чтения является обеспечение оптимальным путем прочного усвоения до уровня навыка какой-то дозы речевого материала. Качественная сторона упражнений, которые должны быть включены в комплекс для формирования навыков техники чтения, определяется нами с учетом критерия их адекватности навыкам техники чтения (подразумеваются упражнения, предназначенные для обучения точности или безошибочности чтения, скорости чтения и расширению поля чтения).

Такими упражнениями являются те упражнения, которые содержат в себе ситуацию чтения и коммуникативную задачу. Что касается последовательности упражнений, то их целесообразно расположить по степени нарастания трудностей, а именно, вначале включить упражнения для обучения безошибочности чтения, затем для расширения поля чтения и, наконец, увеличение его скорости. При разработке комплекса упражнений для обучения технике чтения следует исходить из необходимости создания условий для формирования навыков чтения. В качестве таких условий выделяется однотипность примеров на правило чтения, регулярность их поступления в разнообразном окружении и направленность заданий на извлечение информации. При этом расположение этих упражнений носит ступенчатый характер, что позволяет их использовать на ряде уроков. Форма проведения этих упражнений и их количество устанавливаются с учетом психолого-педагогических особенностей младших школьников. У большинства школьников этого возраста преобладающим видом внимания все еще остается непроизвольное внимание, которому присущи такие отличительные черты, как неустойчивость и легкая отвлекаемость. Установлено, что внимание школьников устойчиво тогда, когда учащиеся полностью заняты работой, которая требует от них максимальной умственной деятельности, активизирующей мышление. В этом возрасте у человека еще  неокончательно сложилось умение самостоятельно творчески мыслить, делать обобщения и выводы. Что касается сравнения, то младшие школьники легче находят различия, чем сходства. Процессы, связанные с запоминанием, все еще зависят от наличия или отсутствия наглядности. Так, ученики прочно сохраняют в памяти конкретный материал, предъявляемый им многократно (что объясняется быстрой забывчивостью)  и с опорой на наглядность. Немаловажным является и тот факт, что школьники данного возраста все еще с большим интересом откликаются на такой вид деятельности, как игру, поэтому логично предположить, что и упражнения для обучения чтению должны содержать в себе игровые элементы. Однако, в тоже самое время эти упражнения должны позволить учащимся проявить свою самостоятельность, тем самым давая им возможность почувствовать себя взрослыми.[6] На основании вышеприведенного описания структуры комплекса упражнений для формирования навыков техники чтения можно сделать вывод, что при его составлении необходимо строго учитывать качество упражнений, входящих в комплекс, их последовательность, количество, форму и способ их проведения, что позволит быстрее и эффективнее сформировать необходимые навыки.

Информация о работе Формирование лексических навыков при чтении различных по жанру произведений