Философская лирика А. С. Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 19:25, реферат

Описание работы

А. С. Пушкин - величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием.

Файлы: 1 файл

Философская лирика А.docx

— 17.28 Кб (Скачать файл)

Философская лирика А. С. Пушкина     

А. С. Пушкин - величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой  русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты  других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь  бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским  содержанием. Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь  задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло  не отразиться на его лирике, поэтому  философские мотивы пронизывают  все его творчество.  
    Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.  
    Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:  
    Смертный, век твой привиденье:  
    Счастье резвое лови;  
    Наслаждайся, наслаждайся;  
    Чаще кубок наливай;  
    Страстью пылкой утомляйся  
    И за чашей отдыхай!  
    Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакреона” (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:  
    До капли наслажденье пей,  
    Живи беспечен, равнодушен!  
    Мгновенью жизни будь послушен,  
    Будь молод в юности твоей! 
 
    (“Стансы Толстому”, 1819) 
 
      
    Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч.  
    Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества.  
    В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:  
    Искатель новых впечатлений,  
    Я вас бежал, отечески края;  
    Я вас бежал питомцы наслаждений,  
    Минутной младости минутные друзья, -  
    так писал Пушкин в элегии “Погасло дневное светило” (1820). И в этом, и в стихотворении “К морю” (1824) появляется яркий романтический символ - океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана.  
    Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:  
    Мне вас не жаль, неверные друзья,  
    Венки пиров и чаши круговые -  
    Мне вас не жаль, изменницы младые,  
    Задумчивый, забав чуждаюсь я,-  
    пишет поэт в стихотворении “Мне вас не жаль, года весны” (1820).  
    К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни - реализм. Он реаль но теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.  
    В стихотворении “Телега жизни” (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца.  
    Катит по-прежнему телега;  
    Под вечер мы привыкли к ней,  
    И дремля едем до ночлега,  
    А время гонит лошадей.  
    Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:  
    Цели нет передо мною:  
    Сердце пусто, празден ум,  
    И томит меня тоскою  
    Однозвучный жизни шум.  
    Трудно поверить, что стихотворение “Дар напрасный, дар случайный” (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения.  
    Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных...” (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или “в соседней долине” умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать.  
    Младенца ль милого ласкаю,  
    Уже я думаю: прости!  
    Тебе я место уступаю:  
    Мне время тлеть, тебе цвести.  
    Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении “Анчар” (1828), в котором повествует о “древе яда” - анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему желанию, рассылая гибель “к соседям в чуждые пределы”.  
    Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении “Элегия”, написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:  
    Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе  
    Грядущего волнуемое море.  
    Но не хочу, о други, умирать:  
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.  
    Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, и счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает:  
    Не дай мне бог сойти с ума.  
    Нет, легче посох и сума;  
    Нет, легче труд и глад. 
 
      
    (“Не дай мне бог сойти с ума”, 1833) 
 
      
    Пушкин считает, что цель его жизни как поэта - “глаголом жечь сердца людей”. Он обязан своим мастерством, своим поэтическим словом служить людям, наставлять их на путь истинный.  
    Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или поздно на его место придут другие.  
    Здравствуй, племя  
    Младое, незнакомое! не я  
    Увижу твой могучий поздний возраст, -  
    пишет он в стихотворении “Вновь я посетил...” (1835).  
    Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам:  
    Нет, весь я не умру - душа в заветной лире  
    Мой прах переживет и тленья убежит -  
    И славен буду я, доколь в подлунном мире  
    Жив будет хоть один пиит.  
    Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков.  
    Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров. Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе.. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.


Информация о работе Философская лирика А. С. Пушкина