Философская лирика Александра Сергеевича Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 21:55, реферат

Описание работы

До Пушкина не было в России истинных поэтов; русская публика знала поэзию только по слухам, из переводов или по слабым опытам, в которых искры поэзии гасли в пучине риторики или льдах внешней холодной отделки. Пушкин дал первые художественные произведения на родном языке, познакомил с неведомою до него поэзией.

Содержание работы

1. ВСТУПЛЕНИЕ……………………… 3
2. БИОГРАФИЯ ………………………..3
ЛИЦЕЙ ……………………………………4
ПЕТЕРБУРГ ……………………………..4
ССЫЛОЧНЫЙ НЕВОЛЬНИК ……….5
В НАДЕЖДЕ СЛАВЫ И ДОБРА ……5
БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ ……………….6
САМОСТОЯНЬЕ ЧЕЛОВЕКА ………..6
ПОЕДИНОК ……………………………...6
3. ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА ……….7
ЮНОСТЬ ………………………………….7
ПРОЩАНИЕ С ЮНОСТЬЮ…………..8
СВОБОДА …………………………………9
БОЛДИНО ………………………………..11
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …15

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 38.58 Кб (Скачать файл)

Министерство образования молодёжной политики Чувашской Республики

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Мариинско-Посадский технологический техникум»

 

 

 

 

 

Реферат

По русской литературе

На тему «Философская лирика Александра Сергеевича Пушкина»

 

 

 

 

Выполнил: студент по профессии «мастер наладчик» группы №  11

Сабакаев Максим Юрьевич

Проверила: преподаватель по чувашской и русской литературе и русскому языку Сергеева З.П. 

 

 

 

 

ПЛАН.

1. ВСТУПЛЕНИЕ……………………… 3

2. БИОГРАФИЯ ………………………..3

ЛИЦЕЙ ……………………………………4

ПЕТЕРБУРГ ……………………………..4

ССЫЛОЧНЫЙ НЕВОЛЬНИК ……….5

В НАДЕЖДЕ СЛАВЫ И ДОБРА ……5

БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ ……………….6

САМОСТОЯНЬЕ ЧЕЛОВЕКА ………..6

ПОЕДИНОК ……………………………...6

3. ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА ……….7

ЮНОСТЬ ………………………………….7

ПРОЩАНИЕ С ЮНОСТЬЮ…………..8

СВОБОДА …………………………………9

БОЛДИНО ………………………………..11

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …15

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВСТУПЛЕНИЕ

До Пушкина не было в России истинных поэтов; русская публика знала поэзию только по слухам, из переводов или по слабым опытам, в которых искры поэзии гасли в пучине риторики или льдах внешней холодной отделки. Пушкин дал первые художественные произведения на родном языке, познакомил с неведомою до него поэзией.

Он истинный отец русской поэзии, он воспитатель эстетического чувства и любви к благородным и эстетическим наслаждениям в русской публике, масса которой чрезвычайно значительно увеличилась благодаря ему, — вот его права на вечную славу в русской литературе.

Когда Пушкин ушел из жизни, русская литература была вполне сложившимся молодым существом, со своим оригинальным лицом, с твердо звучащим голосом, с обещанием самого блестящего дальнейшего расцвета. Одно за другим являлись яркие, оригинальные молодые дарования: Баратынский, Языков, Полежаев, Лермонтов, Тютчев, Гоголь, Веневитинов. «Пушкин, — говорит Гоголь, — был для всех поэтов, ему современных, точно сброшенный с неба поэтический огонь, от которого, как свечки, зажглись другие самоцветные поэты».

И вся последующая литература шла от Пушкина, как от своего основоположника и учителя. Крупнейший непосредственный преемник Пушкина Гоголь так отозвался на смерть Пушкина: «Моя жизнь, мое высшее наслаждение умерло с ним. Когда я творил, я видел перед собою только Пушкина. Ничего не предпринимал, нечего не писал я без его совета. Все, что у меня хорошего, всем этим я обязан ему ... О, Пушкин, Пушкин! Какой прекрасный сон удалось мне видеть в жизни и как печально было мое пробуждение!». Пушкина, как бесспорнейшего своего учителя, благоговейно чтили Тургенев, Лев Толстой, Достоевский, Гончаров, Островский, Некрасов, Чехов.

И Пушкин не был таким учителем, у которого ученики взяли то, что им было нужно, и пошли дальше, не оглядываясь на оставленного позади старика, — учителя, какими, например, для самого Пушкина были Державин, Батюшков, Жуковский. Пушкин был и остается учителем, как непревзойденный мастер; над ним до сих пор ломают головы; тщетно стараясь открыть законы и тайны несравненного звучания его стиха.

 

 

  1. БИОГРАФИЯ

 

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 — 1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, прозванная за происхождение от "арапа" Ганнибала и за смуглый цвет лица «прекрасной креолкой».

Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы — гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе.

Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки.

 

ЛИЦЕЙ

В августе 1811 Пушкин зачислен в Царскосельский лицей, новое привилегированное учебное заведение, находящееся под патронажем императора. Сильнейшее впечатление лицейских лет — Отечественная война 1812. Лицей, не дав систематического образования, научил товариществу и остался для Пушкина символом братства (близкие друзья — начинающие поэты А. А. Дельвиг и В. К. Кюхельбекер, будущий декабрист И. И. Пущин).

Уже первые сохранившиеся стихотворения свидетельствуют о мастерстве Пушкина. Он ориентируется по преимуществу на французскую легкую поэзию, К. Н. Батюшкова и В. А. Жуковского, но учитывает и другие образцы.

 

ПЕТЕРБУРГ

Петербургский период (лето 1817 — весна 1820) проходит бурно: формально числясь по Коллегии иностранных дел, Пушкин не обременен службой. Продолжается дружба Пушкина с П.Я. Чаадаевым, он общается с убежденным противником крепостничества Н. И. Тургеневым. ), пишет стихи в высокой гражданственной традиции, отказывается от безоглядного карамзинизма и отдает должное исканиям поэтов—архаистов. Молодой словесностью Пушкин осознается как признанный лидер. Итогом этих лет стала поэма «Руслан и Людмила».

Жуковский сразу по прочтении поэмы признает в Пушкине «победителя—ученика», а прозвучавшие позднее упреки не отменяют огромного успеха.

Окончание работы над «Русланом и Людмилой» совпало с резким недовольством императора поведением и возмутительными стихами Пушкина. Пушкин был вызван к военному губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу и, сознавшись в том, что загодя уничтожил крамольные стихи. Тронутый рыцарским жестом, Милорадович обещал царское прощение. Пушкин был откомандирован в распоряжение наместника Бессарабии генерал—лейтенанта И. Н. Инзова.

 

ССЫЛОЧНЫЙ НЕВОЛЬНИК

Встретившись в Екатеринославе с новым начальником и совершив с его разрешения путешествие по Кавказу и Крыму, Пушкин прибывает в Кишинев. Вести о европейских революциях и греческом восстании, бессарабская «смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний», контакты с членами тайных обществ способствовали как росту политического радикализма, так и творческому увлечению Дж. Байроном.

Заняв вакансию «первого романтического поэта», Пушкин в кишиневско—одесский период далек от подчинения эстетике Байрона. Он работает в разных жанрово—стилистических традициях. В Кишиневе был начат «Евгений Онегин» — «роман в стихах», рассчитанный на долгие годы писания, свободный и не боящийся противоречий рассказ не только о современных героях, но и о духовно—интеллектуальной эволюции автора.

Сложности личного плана, конфликты с Воронцовым, мрачность европейских политических перспекти и реакция в России, изучение «чистого афеизма» привели Пушкина к кризису 1823—24; мотивы разочарования, близкого отчаянию, охватывают не только сферу политики, но получает и метафизическое обоснование. В конце июля 1824 неудовольствия Воронцова и правительства привело к его исключению из службы и ссылке в родительское имение Михайловское Псковской губернии.

На осень 1824 приходится тяжелая ссора с отцом, которому был поручен надзор за поэтом. Духовную поддержку Пушкин получает от владелицы соседнего имения Тригорское П. А. Осиповой, ее семейства и своей няни Арины Родионовны Яковлевой. В Михайловском Пушкин интенсивно работает. Склоняясь к примирению с действительностью, надеясь на монаршее прощение, Пушкин в то же время строил планы бегства за границу. Внимание к истории и фольклору, далеким культурам, новое открытие ценностей любви, дружества, простого и грустного бытия, убежденность в единстве поэзии и свободы, в пророческой миссии поэта, трезвый скептицизм в оценке современности, отказ от политизации поэзии и своеволия в политике позволили Пушкину выдержать ссылку, помогли пережить декабрьскую катастрофу.

 

В НАДЕЖДЕ СЛАВЫ И ДОБРА

В суматохе междуцарствия Пушкин намеревался нелегально прибыть в Петербург, но в последний момент переменил планы. 13—14 декабря 1825 написан «Граф Нулин». Известия о восстании, арестах и следствии вызвали у Пушкина сложные чувства: товарищеское сострадание к декабристам соединялось с признанием сложившейся ситуации, надежды на освобождение.

8 сентября 1826 Пушкин был доставлен  в Москву на аудиенцию к  Николаю I, результатом которой стало  взаимное признание; император взял  на себя цензуру пушкинских  сочинений. Пушкин, отдавая должное  преобразованиям Николая, сохранил  верность друзьям.

Свободно заняв «государственническую» позицию, Пушкин не желал ставить свой дар на какую—либо службу, что вело к внешне парадоксальному соседству стихов гражданских и отстаивающих абсолютную свободу творчества.

Оправдание действительности не гарантировало от внешних конфликтов. Отношения с императором были далеки от намеченной идеальной модели. Стремление к твердому общественному статусу оказалось трудно реализуемым — отсюда «охота к перемене мест»; отсюда мотивы одиночества, бессмысленности существования, беззащитности человека перед лицом «равнодушной природы», судьбы, деспотизма; отсюда же мотивы расчета с прошлым и надежды на спасительную новую любовь.

 

БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ

В 1830 Пушкин, давно мечтавший о женитьбе и «своем доме», добивается руки Н. Н. Гончаровой, юной московской красавицы—бесприданницы. Отправившись вступать во владение имением, подаренным отцом к свадьбе, он из-за холерных карантинов оказался на три месяца заключенным в селе Болдино (Нижегородская губерния). «Болдинская осень» открылась стихотворениями «Бесы» и «Элегия» — ужасом заблудившегося и надеждой на будущее, трудное, но дарящее радости творчества и любви. Три месяца были отданы подведению итогов молодости и поискам новых путей.

 

САМОСТОЯНЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Первое лето после свадьбы (18 февраля 1831) Пушкины проводят в Царском Селе. Европейские революции, польское восстание и кровавые холерные бунты внутри страны — предмет его постоянных размышлений, отразившихся в эпистолярии и обусловивших появление имперских по духу стихотворений «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина». Общение с Жуковским и Н. В. Гоголем, взаимно стимулировало обращение к фольклору. Вопрос о сложных, чреватых катастрофой отношениях между властью, дворянством и народом становится для Пушкина важнейшим. Большинство оставшихся нереализованными замыслов, планов, отрывков обычно «эпичны» по форме и «лиричны» по сути.

 

ПОЕДИНОК

Семейная жизнь радовала (имел четверых детей), но была осложнена отношениями с двором и светским обществом. Петербургская жизнь вводила в расходы, не искупаемые высокими гонорарами за редкие публикации. Ориентированный на культурную элиту журнал «Современник», как и «История Пугачева», успехом у публики не пользовался. Духовная независимость Пушкина, его культурно—государственная стратегия, установка на особые отношения с государем, личная честь и презрение к бюрократическо—аристократической черни обусловили вражду со «свинским Петербургом». Получив 4 ноября 1836 анонимный пасквиль, Пушкин посылает вызов Ж. Дантесу, публично ухаживавшему за женой поэта. Дуэль была расстроена, Дантес вынужден жениться на Е. Н. Гончаровой, свояченице Пушкина, однако его поведение после свадьбы и светская реакция на «историю» показали, что кризис не разрешился. 25 января 1837 Пушкин отправляет приемному отцу Дантеса, нидерландскому посланнику Л. Геккерну, письмо, ответом на которое мог быть только вызов на дуэль. 27 января около 5 вечера Пушкин был смертельно ранен. После двух неполных суток физических мук, благословив близких, простившись с друзьями, получив от императора обещание взять жену и детей «на свое попечение», исповедовавшись и причастившись, Пушкин умер.

Известие о дуэли и кончине Пушкина вызвало сильное волнение в Петербурге; у его гроба побывало (по разным данным) от 10 до 50 тысяч человек.

 

 

  1. ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА

 

Нет полноценной личности без глубины самосознания. Каждый человек стремится осмыслить окружающий мир, постичь, как и во имя чего живут и умирают люди. Проблемы цели и смысла жизни, соотнесения бытия и личности — центральные вопросы русской литературы. "Проклятыми вопросами" назвал их Федор Михайлович Достоевский, один из глубочайших философов нашей литературы. Проклятыми — ибо не найти на них однозначного, ясного ответа, ибо всегда они мучили и будут мучить людей. И это — залог бессмертия человечества, прочу, что вечная жизнь духа в этой неуспокоенности, в этой бесконечной жажде самопознания.

Творчество Пушкина чарует, наверное, прежде всего гармонией, тем, что поэт удивительно полноценно прожил все возрастные периоды, глубоко прочувствовал и блистательно отразил в своей поэзии все человеческие состояния: от ранней юности до полного, гармоничного расцвета всех душевных, интеллектуальных и творческих сил взрослого человека. По сути, пушкинское творчество — отражение духовного пути Человека: со всеми взлетами и падениями, с заблуждениями, самообманом — и их преодолением, с вечным стремлением к самопознанию и познанию мира.

 

ЮНОСТЬ

Так, юность не может не узнать себя в восхитительном эпикурействе ранней пушкинской лирики: жить надо днем сегодняшним, стремясь возможно более полно исчерпать все радости, которые он нам несет , ибо кто знает, что будет завтра?! Упоительное ощущение своей молодости, силы, здоровья и желание сполна насладиться ими торжествуют в каждой сточке стихотворения 1814 года "Пирующие студенты":

«Друзья! досужный час настал;

Все тихо, все в покое;

Скорее скатерть и бокал!

Сюда вино златое!

Шипи, шампанское, в стекле.

Друзья! почто же с Кантом

Сенека, Тацит на столе,

Фольянт над фолиантом?

Под стол холодных мудрецов,

Мы полем овладеем;

Под стол ученых дураков

Без них мы пить умеем».

Из всех философов пирующие студенты выбирают Эпикура бросившего в века девиз : "Живи сегодняшним днем!"

Жизнь ценна лишь пока мы молоды, пока гибки наши тела, пока души полны огня и желаний. Великолепно сформулировано кредо тех лет в послании:

«Не пугай нас, милый друг,

Гроба близким новосельем:

Право, нам таким бездельем

Заниматься недосуг.

Пусть остылой жизни чашу

Тянет медленно другой;

Мы ж утратим юность нашу

Вместе с жизнью дорогой».

Так ставится знак равенства между юностью и жизнью.

 

ПРОЩАНИЕ С ЮНОСТЬЮ

Информация о работе Философская лирика Александра Сергеевича Пушкина