Филологический анализ рассказа С. Залыгина «Блины»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Залыгин родился 6 декабря 1913 в селе Дурасовка Стерлитамакского уезда Уфимской губернии в семье служащего, в студенческие годы подвергавшейся политическим репрессиям. К литературе Сергей Залыгин пристрастился очень рано.
После окончания школы поступает в Барнаульский сельскохозяйственный техникум, окончив его, стал работать агрономом в Хакасии. Будучи студентом, написал пьесу, которая шла на клубных сценах в исполнении самодеятельных коллективов.
Цель данной работы – произвести филологический анализ рассказа Сергея Залыгина «Блины», а также овладение навыками самостоятельного анализа текста.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I. Филологический анализ художественного произведения………..6
Понятие о филологическом анализе текста.……………………….....6
Порядок филологического анализа текста……………………………7

Глава II. Филологический анализ рассказа «Блины»…………………..……8
Литературоведческий анализ…………………………………………..8
1.1. Сюжет рассказа «Блины»…………………………………………....8
1.2. Тематика и конфликт рассказа…….…………………………….......9
1.3. Система персонажей в «Блинах».…………………………..…….....9
1.4. Время действия в рассказе «Блины»………………………….…....10
Лингвистический анализ…………………………………………….....12
2.1. Речевая характеристика персонажей…………………………......12
2.2. Портрет героев……………………………………………………..13
2.3. Языковые приемы описаний……………………………………...14
2.4. Подтекст…………………………………………………………....16
2.5. Когезия……………………………………………………………..17

Заключение…………………………………………………………………….19
Используемая литература……………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 53.92 Кб (Скачать файл)

Залыгин наделил каждого из персонажей особой речью, характерной для его положения, образа жизни. В речи Алексея Лбова, Игната Лбова, бабки Семенихиной присутствуют диалектные и просторечные слова и их формы, так как персонажи живут в колхозе, и в основном малограмотные. В речи пожилых колхозников упоминается много церковных праздников. Это связано с тем, что в простом народе еще живы были православные традиции.

Кроме речи, автор в раскрытии  образа использует особый прием-черту, с помощью которой раскрывается портрет героя. Помогает прочувствовать образ мысли героев и подтекст. Подтекстовый смысл в рассказе «Блины» касается в основном непростых отношений между героями. К художественным достоинствам рассказа относится и когезия двойного типа: дистантная и традиционно-грамматическая. Так, слово «блины» является центром всего рассказа, на который нанизываются все остальные сообщения.


Используемая  литература

  1. Большая советская энциклопедия.  В 30 т. М.: Советская энциклопедия, 1969.  Т.1
  2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Издание 4-ое, стереотипное. М.: КомКнига, 2006.
  3. Залыгин С. П. Интервью у самого себя // Избранные произведения в 2х т. Т. 1, М., 1974
  4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Николюкина. М.: Интелвак, 2003
  5. Литературная энциклопедия. В 11 т. М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. «Сов. Энциклопедия», 1934-1935. Т.9, Т.8
  6. Нуйкин А.А. Феномен Залыгина //Вопросы философии. №4, 1986. С. 105
  7. Нуйкин. А.А. Зрелость художника. Очерк творчества С. Залыгина. М.: Советский писатель, 1984.
  8. Сафронова Е.А. Приемы сатирической характеристики в рассказах С. Залыгина 50-х гг. Учен. записки. Томский государственный университет. №54, 1964.
  9. Турков А. Вечный огонь. М.: Современник, 1984
  10. Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений: «Воспоминание» Пушкина // Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957.
  11. Яновский Н. Сергей Залыгин. Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1965.

 

 

 

 

 

Рецензия 

На курсовую работу

студентки 3 курса филологического  факультета

 Мельниковой Елены  Владимировны

 «Филологический анализ  рассказа С.Залыгина «Блины»»

научного руководителя д.ф.н., доцента

Бакаловой Зинаиды Николаевны

 

Курсовую работу Мельникова Е.В. написала в соответствии с планом и задачами, сформулированными в  вводной части.

В целом тема раскрыта, задачи реализованы. Филологический анализ текста рассказа С. Залыгина «Блины» осуществлен  в двух направлениях: литературоведческом (сюжет, тематика, конфликт избранного для анализа рассказа, система  его персонажей, время и место  действия) и лингвистическом (речевая  характеристика героев, их портрет, некоторые  особенности языка рассказа, упоминание основных подтекстных смыслов). Библиография оформлена в соответствии с государственным  стандартом.

Недочеты:

- случаи нелогичности  связок частей повествования  в курсовой работе,

- в рассмотрении сюжета  встречаются то недоговоренности, то, напротив, избыточность деталей,

- заключение содержит  текстовые повторы вместо теоретических  особенностей,

- лингвистическая часть  могла бы быть изложена более  детально.

 

 

Оценка:   хорошо

 


Информация о работе Филологический анализ рассказа С. Залыгина «Блины»