Филологический анализ рассказа С. Залыгина «Блины»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Залыгин родился 6 декабря 1913 в селе Дурасовка Стерлитамакского уезда Уфимской губернии в семье служащего, в студенческие годы подвергавшейся политическим репрессиям. К литературе Сергей Залыгин пристрастился очень рано.
После окончания школы поступает в Барнаульский сельскохозяйственный техникум, окончив его, стал работать агрономом в Хакасии. Будучи студентом, написал пьесу, которая шла на клубных сценах в исполнении самодеятельных коллективов.
Цель данной работы – произвести филологический анализ рассказа Сергея Залыгина «Блины», а также овладение навыками самостоятельного анализа текста.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I. Филологический анализ художественного произведения………..6
Понятие о филологическом анализе текста.……………………….....6
Порядок филологического анализа текста……………………………7

Глава II. Филологический анализ рассказа «Блины»…………………..……8
Литературоведческий анализ…………………………………………..8
1.1. Сюжет рассказа «Блины»…………………………………………....8
1.2. Тематика и конфликт рассказа…….…………………………….......9
1.3. Система персонажей в «Блинах».…………………………..…….....9
1.4. Время действия в рассказе «Блины»………………………….…....10
Лингвистический анализ…………………………………………….....12
2.1. Речевая характеристика персонажей…………………………......12
2.2. Портрет героев……………………………………………………..13
2.3. Языковые приемы описаний……………………………………...14
2.4. Подтекст…………………………………………………………....16
2.5. Когезия……………………………………………………………..17

Заключение…………………………………………………………………….19
Используемая литература……………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 53.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Филологический анализ рассказа

С. Залыгина «Блины»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

 

Глава I. Филологический анализ художественного произведения………..6

  1. Понятие о филологическом анализе текста.……………………….....6
  2. Порядок филологического анализа текста……………………………7

 

Глава II. Филологический анализ рассказа «Блины»…………………..……8

  1. Литературоведческий анализ…………………………………………..8

1.1. Сюжет рассказа «Блины»…………………………………………....8

1.2. Тематика и конфликт рассказа…….…………………………….......9

1.3. Система персонажей в «Блинах».…………………………..…….....9

1.4. Время действия в рассказе «Блины»………………………….…....10

  1. Лингвистический анализ…………………………………………….....12

2.1. Речевая характеристика персонажей…………………………......12

2.2. Портрет героев……………………………………………………..13

2.3. Языковые приемы описаний……………………………………...14

2.4. Подтекст…………………………………………………………....16

2.5. Когезия……………………………………………………………..17

 

Заключение…………………………………………………………………….19

Используемая литература……………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Залыгин родился 6 декабря 1913 в селе Дурасовка Стерлитамакского уезда Уфимской губернии в семье служащего, в студенческие годы подвергавшейся политическим репрессиям. К литературе Сергей Залыгин пристрастился очень рано.

После окончания школы поступает  в Барнаульский сельскохозяйственный техникум, окончив его, стал работать агрономом в Хакасии. Будучи студентом, написал пьесу, которая шла на клубных сценах в исполнении самодеятельных коллективов.

В 1933 - 1939 учится в Омском сельскохозяйственном институте  на гидромелиоративном факультете. Всю  войну проработал на Севере инженером-гидротехником.

Залыгин печатал свои рассказы, очерки в институтской многотиражке «Омская правда». В 1941 году издает первую книгу рассказов в Омске. Основная тема рассказов посвящена людям, борющимся за расширение и улучшение хозяйственных угодий в Сибири.

В 1947 году появляется вторая книга Залыгина – «Северные  рассказы». Она была хорошо встречена  читателями и критикой. Но Сергей Павлович в 1948 году защищает диссертацию на звание кандидата технических наук и  возглавляет кафедру сельхозмелиорации  в Омском сельскохозяйственом институте.

В 1953 г. Залыгин переехал в Новосибирск и занялся в основном литературной деятельностью, оставаясь одновременно сотрудником Сибирского отделения АН СССР. Много ездит по Западной Сибири и Алтаю в составе лесных экспедиций. Важную роль в судьбе писателя сыграла встреча с Твардовским, который помогал осознать, что настоящее призвание Залыгина – литература.

 В 1962 в журнале "Новый мир" появляется роман "Тропы Алтая", имевший большой успех. В 1964 году А. Твардовский публикует повесть Залыгина "На Иртыше". Многие годы Сергей Павлович ведет борьбу за спасение огромных территорий Севера от затопления, начатую еще в 1962 г. статьей «Леса, земли, воды».

В течение восьми лет писатель совмещает научную работу с литературой, активно публикуясь в Новосибирске и Москве. Но вскоре оставляет научную деятельность и полностью посвящает себя литературному творчеству.  В конце 1960-х переезжает в Москву, где ведет семинары прозы в Литературном институте.

В 1967 был опубликован роман "Соленая  Падь", в 1975 - "Комиссия". Как ученый Сергей Павлович не мог пройти мимо темы "Человек и НТР", и в 70 - 80-е годы она по-новому зазвучала в его романе «Южноамериканский вариант». Перу Залыгина принадлежат статьи о А. Чехове, Л.Толстом, А.Пушкине, Н.Гоголе, А.Платонове, В.Распутине, В.Шукшине и многих других. В 1982 - 85 был написан роман "После бури". В 1987 была выпущена его книга "Критика, публицистика"; в 1988 - книга "Три пункта бытия" (роман, повести, рассказы) и сборник публицистических очерков "Позиция"; в 1991 - "Проза. Публицистика".

С 1985 г. его назначили главным редактором журнала «Новый мир», который благодаря перестройке под его руководством вновь начал играть весьма значительную роль в культурной жизни СССР. Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

Умер С. П. Залыгин 19 апреля 2000 года в Москве. Сергей Павлович оставил после себя большое литературное наследие, в том числе и рассказы.

Рассказ – небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение с реалистической окраской, содержащему развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде. 1


1 Литературная энциклопедия. В 11 т. М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", Т.9, 1935 г.

 

Особенности рассказа:

- маленький объем произведения,

- малое количество действующих  лиц,

- одна сюжетная линия,

- одна главная проблема, конфликт,

- кратковременность изображаемых  событий.

 

Цель данной работы – произвести филологический анализ рассказа Сергея Залыгина «Блины», а также овладение навыками самостоятельного анализа текста.

Задачи:

- изучить литературу по проблеме филологического анализа текста,

- определить порядок филологического разбора текста,

- изучить особенность речевой характеристики персонажей,

- выявить языковые средства создания образов героя,

Актуальность настоящей работы определяется ее отнесенностью к антропоцентрическому направлению современного языкознания, на правах своей составной части включающему функционально-коммуникативное исследование языковых фактов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Филологический анализ художественного произведения

 

1. Понятие о филологическом анализе текста

Для того чтобы перейти к разбору понятия филологический анализ текста, нужно выяснить, что такое «текст». «Текст (письменный и устный) как первичная данность всех этих дисциплин и вообще всего гуманитарно-филологического мышления. Текст является той непосредственной действительностью, из которой только и могут исходить эти [гуманитарные] дисциплины и это [гуманитарно-филологическое] мышление. Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления».1 Без внимания к художественному тексту невозможен филологический анализ текста.

«Филологический анализ художественного текста предполагает взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему».2 В таком случае художественный текст рассматривается как «эстетический феномен» и «частная динамическая система языковых средств». 3

ФАТ – это совокупность лингвистического, лингвостилистического и литературоведческого анализов.  Рассмотрим его составляющие. «Лингвистический анализ текста является начальным этапом филологического анализа». 4 Под лингвистическим анализом текста Л. В. Щерба понимал «разыскание тончайших смысловых нюансов отдельных


 

1М. М. Бахтин. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа// // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.

2 Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003

3 Там же, С. 10

4 Там же, С. 10

выразительных элементов русского языка». 1 «Лингвостилистический анализ — это анализ, «при котором рассматривается, как образный строй выражается в художественной речевой системе произведения». 2 Это основа, с помощью которой происходит переход от лингвистического к литературоведческому анализу.

Литературный анализ текста – это  исследование идейной стороны произведения, жанровой специфики, системы образов, времени и пространства, изображаемых событий.

 

 

2. Порядок филологического анализа текста

В основу предлагаемого порядка филологического анализа обычно кладутся положения, предложенные Л.В.Щербой, часть из которых будет затронута в настоящей курсовой работе. 4

- краткий пересказ произведения,

- идейный смысл,

- определение жанра,

- интонация, паузы, ритм,

- лексика, фразеологизмы, окраска слов, устаревшие и новые слова,

- синтаксис, особенности построения предложений,

- связь произведения с историческим временем.


 

1 Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений: «Воспоминание» Пушкина // Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. С. 26 – 44

2 Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003

3 Там же, С.11

4 Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений: «Воспоминание» Пушкина // Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. С. 26 – 44

Глава II. Филологический анализ рассказа «Блины»

 

1. Литературоведческий  анализ

1.1. Сюжет

Тихон Лбов, главный бухгалтер и член правления колхоза «Сибирский партизан»,  предвкушал запах блинов. Но задержка с блинами произошла из-за нового председателя Пыжикова, потому что тот не давал машины, чтобы съездить на мельницу.

Тогда Лбовы пригласили нового председателя Пыжикова на крестины, чтобы наладить с ним отношения. Он не пришел. Приглашали на все праздники, но Пыжиков не приходил. Оскорбленные Лбовы решили продавать продукты председателю не по льготной, а по базарной цене. И даже после этого Пыжиков не приходил на их приглашения.  И очевидно, что больше не будет приглашений Пыжикову, так как Прохора Лбова, брата Тихона, освободили от обязанностей фуражира, Алексея Лбова перевели в рядовые конюхи. 

В колхозе обнаружена большая  приписка по молоку. Зачастили в  колхоз комиссии. В ночь накануне того дня, когда Пыжикову было сказано явиться райком и положить партбилет, он просматривал бухгалтерские книги, отчеты, квитанции. А утром получилось у него на линейке – приписки нет, а по бухгалтерским точным книгам – приписка есть. Тетя Феня, пришедшая убирать контору, в сердцах сказала: «Все ищешь? Ищешь все… Нет чтобы поглядеть, каким таким манером нетели рекорды по молоку ставят…». Ситуация прояснилась: это Прохор ввел райком в заблуждение. За этот обман разбирали Прохора Лбова на собрании.

И решили братья Лбовы надумали намолоть муку на блины. Дружно поехали на мельницу. Но Пыжиков не могу допустить того, чтобы Лбовы намололи муку первые из всего села. Он с шофером Степаном погнались за ними. Пока Лбовы ждали своей очереди на мельнице, Пыжиков забрал их машину. ЗИС поставил в гараж, и на двери повесил замок.

Вечером собрались у Тихона все Лбовы, обсудить произошедшую ситуацию. Зашли к ним бабка Семенихина, тетка Спиридониха, тетка Феня. Передали от Пыжикова, что ждут их на общем собрании.

 

 

 

 

1.2. Тематика и конфликт произведения

В рассказе «Блины» звучит тема борьбы с расхищением общественного добра, коррупцией.  Лбовы не боялись правосудия, осуждения со стороны колхозников, они желали поднять свой авторитет и корысть: «Кто сильнее в Петровке – Лбовы…чей авторитет стоит выше, каждому будет ясно!». Автор вынес эту тему не случайно.Тихон Лбов, бухгалтер, стоял у бразды негласного правления, его все побаивались. Общество боялось перечить всей его семье. В роду Лбовы завелось с далекого прошлого, что им доставалось самое лучшее. Кто знает, может, они бывшие кулаки.

И нашелся один честный  человек, который без боязни вступил в борьбу с коррупцией – председатель, человек справедливый, преданный делу, великий труженик и бессеребреник. Он был один против злой силы Лбовых и не пошатнулся под их напором.

В произведении один конфликт, между Пыжиковым и Лбовыми.

 

 

1.3. Система персонажей

Лбов Тихон – главный бухгалтер и член колхоза «Сибирский партизан». Был главным и среди своих многочисленных братьев. Живут братья по принципу «чем хуже в колхозе, тем лучше для них». Лбовы работали во всех отраслях в колхозе. И каждый воровал.

Пыжиков – новый председатель в колхозе «Сибирский партизан». Он борец за справедливость и против воровства в колхозе. Пыжиков сменил председателя Калистрата Калистратовича Обменяйло-сына. Пыжиков честный, порядочный, справедливый, бескорыстный человек. Он воевал на фронте: «То ли соображал, то ли чуял… Вот так – гляну из окопа, а там уже любой ориентир с закрытыми глазами найду. Услышал команду раз, помирать буду – повторю…». И в этой фразе заключается жизненный принцип героя «помирать буду», а достигну справедливости, победы. На посту председателя старался побороть тот механизм управления в колхозе, который подчинял всех остальных жителей Лбовым. У председателя болит душа за общественное добро.

Система персонажей в произведении представляет собой главных и  второстепенных героев. Главные – Пыжиков и Тихон Лбов. Второстепенные – братья Лбовы, тетя Феня, жены Лбова и Пыжикова, шофер Степан, Виталька, бабка Семенихина, тетка Спиридониха. Между главными персонажами важный конфликт всего произведения.

Можно условно разделить всех героев на «темную сторону» - это все Лбовы, Виталька и на «светлую сторону» - Пыжиков, шофер Степан, а также жители колхоза -  тетя Фенья, бабка Семенихина, тетка Спиридониха. «Темная сторона» является воплощением зла, несправедливости, воровства. «Светлая» - воплощение добра, справедливости. Жители колхоза выражают общественное мнение.

 

 

 

1.4. Время действия в рассказе «Блины»

Информация о работе Филологический анализ рассказа С. Залыгина «Блины»