Частушка в годы первой мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 19:12, творческая работа

Описание работы

Частушка, жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети XIX века.; генетически связана с традиционными (преимущественно частыми) песнями. Широчайшее распространение получила в 1-й половине XX в. Частушки создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон — мажорный.

Содержание работы

Целью исследования было:
обозначить роль частушки в 20-ые годы как отклик на события.
Задачи исследования:
1 проследить роль народного фольклора в литературе;
2. проанализировать тексты частушек , как менялись симпатии и антипатии улицы от месяца к месяцу; услышать , понять город, голос улицы в переломные годы истории;
3. исследовать некие закономерности сохранения или преодоления традиций, унаследованных частушкой от лирической песни ;

Файлы: 1 файл

АСТУШКИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1914.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Частушка 

 

                Частушка, жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети XIX века.; генетически связана с традиционными (преимущественно частыми) песнями. Широчайшее распространение получила в 1-й половине XX в. Частушки создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон — мажорный. Тематика, главным образом , любовно-бытовая, однако уже в дооктябрьский период возникают частушки общественного содержания (чаще с сатирической окраской);

 в советское время их доля в общей массе частушек значительно возрастает, тематический диапазон расширяется. Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Стих частушки. — хореический, рифмовка — перекрёстная (обычно рифмуются лишь 2-я и 4-я строки), иногда парная. Музыкальной основой Ч. являются короткие одночастные, реже — двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно.

В последние десятилетия интенсивность народного творчества в жанре частушек несколько уменьшилась. Под влиянием фольклорных частушек возникла литературная частушка. (Д. Бедный, В. В. Маяковский, А. А. Прокофьев и др.); многочисленные частушки создаются в коллективах художественной самодеятельности. Возникнув впервые в русском фольклоре, частушка появились затем на Украине, в Белоруссии и других республиках СССР.

 

 

 

 

Отметим некоторые особенности  частушки, одного из самых любимых  народом лирических жанров. Каждая частушка - это высказывание отдельной личности, ее отклик на явления действительности. Так как действительность бесконечна, то и назвать конечное число откликов на нее не представляется возможным. Но продолжительность жизни частушек различна: одни из них, только родившись, как бабочки-однодневки, почти сразу забываются, умирают; другие же, напротив, отличаются долговечностью и прочно оседают в памяти. Частушка, как любой фольклорный жанр, выживает только при том условии, если находит ответное чувство в других людях, которые обнаружат в своих душах нечто похожее, волнующее их сейчас или пережитое когда-то. Частушка - это творение личное, индивидуальное, но в то же время в ней проглядывает общее, типичное и даже, если угодно, общечеловеческое.

 

Большинство частушек посвящено любви, и в них отразилось то, что так или иначе имеет отношение к этому чувству. Для исполнителя то, что он сейчас ощущает, возможно, покажется новым, но на самом деле это «новое» уже было пережито кем-то другим и является вечно обновляющимся и проявляющимся в различных вариантах старым. Частушка - это не просто эмоция и отклик, но еще и акт познания, позволяющий хоть немного приблизиться к тайне личности, а также к сущности жизненных явлений. Начиная исследование частушек я постоянно имела в виду то положение, которое сформулировал отец Павел Флоренский для исследователей этого жанра. Он писал, что перед ними «ставится задача понять процессы народной жизни из самой жизни... Прочесть жизненное явление в контексте жизни не из общих положений науки, которые и сами нуждаются в проверке, и не в свете субъективных толкований, а из самой жизни... Но для этого необходимо изучить тот или другой уголок жизни, более или менее типичный,- изучить проникновенно, до тончайших сплетений жизненной ткани, и, притом, - всесторонне...».[1] В своем исследовании я использовала частушки,???? записанные мной в Тульской области, Каменском районе, в деревне Яблонево, но также обратилась и к частушкам из классических сборников Зеленина Д.К. «Песни деревенской молодежи», «Сборник деревенских частушек»Симакова В.И., сборник «Частушки в записяях советского времени» под ред. Власовой З.И. и Горелова А.А., сборники частушек под ред. Селиванова В.М., под ред. Селиванова Ф.М., сборник Зырянова «Прикамские посиделки» и т.д. Но среди них мне особенно бы хотелось отметить «Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда» отца Павла Флоренского, который во вступительной статье к своему сборнику отметил черты сходства частушки с лирикой символистов. Их объединяет «прерывистость мысли», «крайняя субъективность случайных ассоциаций», «стремление к звучности, выражающееся как там, так и тут, в двойственных рифмах; первая половина стиха рифмует или, по крайней мере, созвучна со второю», а также «рафинированность любовного чувства и многообразие его проявлений».[2] По роли своей в народном быту, по своему жанровому типу частушка родственна поговорке, афоризму, пословице».[3] то есть в ней содержится народная мудрость.

 

Большинство исследователей считают, что частушка генетически связана  с лирической песней, и, как следствие, вобрала в себя ее традиции, однако во многом их переосмыслила, трансформировала, в чем можно убедиться на примере исследования символики платка. И цель моей работы состоит в том, чтобы исследовать некие закономерности сохранения или преодоления традиций, унаследованных частушкой от лирической песни. Первые результаты этого исследования , а именно исследования символики платка в частушке, я хотела бы предоставить вашему вниманию.

 

« Ай, да славный, красный Питер…»

 «Городская частушка времен революции и гражданской войны»

Цель: помочь проследить роль народного  фольклора в литературе; услышать , понять город, голос улицы в переломные годы истории; проследить на текстах  частушек , как

 менялись симпатии и антипатии  улицы от месяца к месяцу

О чем поете в частушках.?

Эпиграф.

Ай да славный , красный Питер:

Николашке  нос он вытер

.Революции час настал,

 Николашка   забежал

1.О роли частушек в литературе 20 – х. годов.

К фольклору, где живы его традиции , всегда требовалось особое отношение.

Традиции нужно беречь , сохранять.

Частушка -явление позднее. Первые  упоминание  о ней относятся  к

50 –ым годам .

19 век .Вознесение частушки происхождит   одновременно и в городе , и  в деревне.

Изменения, происходящие в фольклоре , отразили эволюцию национального сознания;

 на смену патриархальному  укладу жизни шли новые   капиталистические отношения. Все  это привело к развитию личностного  начала в человеке, появивилась  необходимость  в востребовании  нового жанра, отвечающего   изменениям, происшедшими  с человеком и окружающим его миром .

Появляется частушка – небольшая , чаще 4-х строчная песенка. Она продолжает и развивает традиционную систему  поэтических средств. Частушка отличается

актуальностью(своевременностью) Каждая частушка своевременна. Частушка давала в  содержании моментальную реакцию, отклик на происходящее вокруг.

Очень часто частушки отражали какие-то политические явления эпохи. В таких  частушках встречается диалектная фонетика( употребление букв, звуков).

2.Частушка в 20 –е годы .

а) о создании временного правительства.

Обратимся к исторической эпохи 20 –х годов.

Николай 2 у низов популярностью  не пользовался. Отречение царя воспринимается  с радостным злорадством :

Ай, да славный , красный Питер;

Николашке нос он вытер

Революции час настал,

Николашка забежал.

Создание Временного правительства  тоже не оправдывало надежд народа..

Проблемы оставались нерешенными. А толпа нетерпелива.

Тут же обличает в частушках министров  первого состава

Временного правительства.

Слово « большевик » оказался символом надежды петербургских низов .

Убирайтесь к черту , черти!

Расстреляем вас до смерти.!

Милюков и ты , Гужов!

Надо нам, большевиков.

К июлю1917 г образы больших лидеров , обещавших многое народу- Ленин  и Троцкий -входят в уличную поэзию:

Эх, июльские денечки,

Светлы дни да жарки ночки!

Ленин,  Троцкий вести шлет ;

« Скоро нашая возьмет»

8 июля 1917  г. образовался 2-й  состав временного правительства,  который возглавил А.Керенский.  Это  в питерской  –   революционной толпе вызвало  враждебное настроение:

Вот чертовские напасти ,

Вы уйдете ли от власти?

А не то, живей, матросы,

Мы покажем вам, барбосы

О слухе о том, что Керенский  поздней осенью бежал  из Зимнего  дворца

В женском платье, в частушках  пелось так:

Ну и трус же ваш Керенский ,

Разрядившись в  кохте   женской ,

Запрягает лошадей

И в Финляндию скорей.

Октябрьский переворот петроградская  чернь  встречает с радостью.

Фигура  большевика становиться  привлекательной.

Впрочем, как и во всякой революции, толпу прельщает прежде всего  дух разрушителя, анархии:

То-то счастья, то-то радость,

Мы прогнали  эту гадость .

Надо нам сначала пить

А потом жидов ловить

Хоть теперь я большевик 

А к жидам  все не привык.

Слово « октябрь»  как символ  социальной справки , очень скоро  вошло в сознание петроградцев.

Торжественные праздновья  октября , организованные                                                                                                  в первую  годовщину,  вызывали у многих искреннюю радость:

Мы не спали долги ночки    

  Шили красные платочки

  И взошла наша заря.

  В день счастливый октября.                               

.

( одевает бантики и платки , берет  знамя)

 

 Праздники нравились   .Нравились  красные знамена, транспаранты,

красные платки, торжественные  шествия                                                      радовала невиданная дерзость-купание ребятишек в Неве напротив Зимнего дворца,

Ишь, собачим- то лица

Стинксы, как ругаются

На бережной столицы

Мальчишки купаются.

 

Эх, вы, собачоночки, собачонки

Возле вас сидят 

Все девчоночки

А на каждой девочке 

Платочек красной

Будущее рисовалось прекрасным, светлым. Казалось, что  автомобили и аэропланы  – завидная недостаточная роскошь  буржуазии – приблизилась к представителям петербургской бедноты.

Как врага мы победим,

На машинке полетим,

Ух, как хочется мне страсть ,

В грузовик большой попасть.

Но эти частушки ,которые вы услышали , рождались в среде сознательных пролетариев.

Большинство питерцев видели одновременно с революционными праздниками и  тяжелую реальность: кровь, смерть, разруху, голод, неустроенный быт .

Задача незадачная –

Ни палки на бугре.

Продал штаны удачно я 

В Апраксином дворе.(рынок в Питере)

 

 

Родился у жены ребеночек,

Слабый как котеночек.

Ей питание нужно дать,

Нету хлеба-где достать?

 

С сахаринком чай попьешь,

Завтра к вечеру помрешь.

Самолучная повадка-

Пить чай с сахаром вприглядку.

Кто же виноват? Виновников ищут среди  власти, делая опасные сравнения  представителей власти:

Покушал чаек у Плоцкина( на заводе Плоцкина в 1918г. выдавали паек рабочим  испорченной воблой)

Воблу и треску.

Дал бы его Левке  Троцкину

В самую башку.

Модель «Ленин  Троцкому сказал»  или , наоборот,- была очень продуктивной.

 

Троцкий Ленину сказал:

«Я б буржуев наказал;

Выселения, уплотнения,

Среди белого дня ограбления»

 

 

Троцкий Ленину сказал:

«Пойдем, Володя, на базар,

Купим кобылу карюю

Накормим пролетарию»

 

Ленин Троцкому сказал:

«Ты б мне русских показал.

Ну а то- не будь в обиде

Что за царство? Жид на жиде».

 

 

 

Троцкий Ленину сказал:

« Ты бы русских в шею гнал.

Ведь еврей- поумней,

Все б наладилось скорей!»

 

 

Ленин Троцкому сказал:

«Я б с тебя сейчас начал.

Ты хоть –жид, а –дуралей!

Выкидайся поскорей!»

 

Все знают, что в первые послереволюционные годы большевики пытались решить экономические  проблемы за счет церковных ценностей .Народ принял это болезненно, был оскорблен в своей вере в большевиков.

Всю ночь до нас таскаются

Сребро в больших кулей.

А громом называется -

Изъятие церквей.

 

 

Мы усе большевики, Я не лицемерю.

Только знайте , дураки. Я у Бога верю.

 

В 1921 году большевики объявили новую экономическую политику .Страна выходила из разрухи гражданской войны. Но НЭП воспринимался питерцами как возврат к старому. С одной стороны появились « толстозадые купчины», с другой- «обдуренная пролетария».

Идет купчина толстопузый,

В Гостиный двор снов торговать,

И будут снов все те же тузы,

Пролетарию страшно жить.

 

Все это показывает, что русская  частушка в период революции и  гражданской войны была чрезвычайно  политизирована.

Этот жанр оказался очень удобным  для выражения народом своих  политических симпатий и антипатий.

Но е исчезает и любовная тема в 20-ые годы в городах.

Рядом с образом «милки» появляется реальность политической жизни города.

Вправду стало ожиданье

Нету более царя.

Стречу милку на свиданье,

На проспекте Октября.

 

Любовная частушка Петрограда периода  гражданской войны отражает растерянность  и отчаянность героини уличной  жизни.

Нам-то ,бабам, революцья

Только на беду.

Комиссары поцелую,

С охвицером спать пойду.

Но героиня частушек быстро сориентируется в жизни и решает опереться  на тех, кто оказался победителем  в гражданской войне .Место юнкеров  и офицеров занимают матросы и  большевики.

Говорила мне Наташа:

«Ну и глупая ты, Даша,

Любишь ты большевиков,

Нету лучше моряков».

 

Надсмехалася мне Даша:

«А ты глупая, Наташа!

Любишь грубых моряков,

То ли дел-большевиков».

И действительно, большевики сравниваются с идеалом стабильной семейной жизни.

В воскресенье повенчались,

А во вторник с ней подрались.

В среду утром взял развод

И ушел на пароход.

 

К 1922 году закончилась гражданская  война и одна из эпох напряженной  жизни.

Частушка , наконец-то , получила возможность  уйти от политики и вернуться к  своей вечной теме любви.

Следующий всплеск политической мысли в частушках произойдет  в начале 30-х годов в период коллективизации.

 

 

 

Фольклор периода Октябрьской  революции и гражданской войны.

 

 

Особенно же большое развитие в  советских условиях получил жанр частушки. Продолжают развиваться не только частушки традиционных видов (любовные, семейно-бытовые, социальные, сатирические, юмористические и плясовые), но и новых жанровых разновидностей (публицистические, агитационные, гимнические, лозунговые и др.).

Вот пример гимнической частушки, в которой прославляется

Советская Ргодина:

Между сосен, между елей      Наша Родина Советов

Льется быстрая река.    И могуча, и крепка!

А вот частушка-призыв:

Вы, друзья, мои товарищи,     Будем власть слою Советскую

Пойдемте воевать!    От белых  защищать!

Меня милый провожал Все елкою  да елкою. Все сердечко исколол Тонкою иголкою.

Многие частушки, созданные в  советское время, отличает высокая  художественность. В них часто  используется метафора:

На полях гудят моторы, Землю  пашут трактора — Разноцветными  цветами Жизнь в колхозе расцвела

Встречаются в частушках метонимии и гиперболы.

Никогда я не ходила    Мы с  миленком расставались

Одна с улицы домой,    Между белых двух берез-

Всегда меня провожали    Листья падали и вяли

Глазки кари, чуб волной.    От моих горячих слез

Приведенные примеры показывают, что в песнетворческом процессе пооктябрьского периода отчетливо проявляются как традиции, так и новаторство. В советское время создаются песни как в старых фольклорных, так и в новых литературных жанровых формах. Исследователь советской фольклорной песни В. М. Потявин пишет: «В народном песнетворчестве советской эпохи следует различать две основные идейно-художественные системы: старую, традиционную систему фольклора, сложившуюся в прошлые эпохи, и новую систему народно-поэтического творчества, являющуюся частью современной художественной самодеятельности» [33, 98].

Информация о работе Частушка в годы первой мировой войны