Автор и его герой в произведении Евгений Онегин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:59, доклад

Описание работы

В первой главе романа отношение Пушкина к Онегину слегка насмешливо, и герой еще не воспринимается нами как фигура трагическая. Но уже в начале романа есть немало моментов, где автор разделяет онегинскую точку зрения, говорит одновременно от собственного лица и от лица героя:
И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он — с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой.

Файлы: 1 файл

онегин.docx

— 21.61 Кб (Скачать файл)

Саратовский Государственный  Университет

Им. Чернышевского

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Автор и его герой  в произведении Евгений Онегин»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки заочного отделения

Сидориной Марии

Автор и герой, сравнение в произведении.Отношение  А.С.Пушкина к герою Евгению  Онегину.

В первой главе в самом  начале Пушкин знакомит нас с Онегиным , описывая это словами(цитирую):

«Условий света свергнув бремя,  
    Как он, отстав от суеты,  
    С ним подружился я в то время.  
    Мне нравились его черты,  
     Мечтам невольная преданность,  
    Неподражательная странность  
    И резкий охлажденный ум»

Их несхожесть в том, что автор склоненяется больше к природе и творчеству, а герой интересуется в основном социально-экономическими вопросами- он не может отличить ямба от хорея, зато читал Адама Смита.  
  Они  представляют собой две стороны одного и того же явления: неудовлетворенности обществом, оторванности от него, так называемые странности. Направление Онегина — практическое, ум его резок и холоден. Страстная натура Пушкина ищет спасения в прекрасном. Героя и автора объединяет то, что оба они — мыслящие люди, выделяющиеся из “черни светской”.  
    В первой главе романа отношение Пушкина к Онегину слегка насмешливо, и герой еще не воспринимается нами как фигура трагическая. Но уже в начале романа есть немало моментов, где автор разделяет онегинскую точку зрения, говорит одновременно от собственного лица и от лица героя:

И снова, преданный безделью,  
    Томясь душевной пустотой,  
    Уселся он — с похвальной целью  
    Себе присвоить ум чужой.  
     Отрядом книг уставил полку,  
    Читал, читал — а все без толку:  
    Там скука, там обман иль бред;  
    В том совести, в том смысла нет;  
    На всех различные вериги;  
    И устарела старина,  
    И старым бредит новизна...

Но что же объядиняет их? Я думаю то, что оба они из светского круга, что Пушкин жил такой жизнью и, грубо говоря, потратил время, так как его это не интересовало, а вот Онегин наоборот, был Светским в душе и посещал все мероприятия: балы, театры, вечеринки, но, в конечном итоге тоже устал от всего этого, ему все наскучило и стало не интересно,изо дня в день одно и тоже. Поэт описывает высший свет исключительно в иронических тонах: вид «величавых», «неприступных» дам вызывает в нем «сплин», их «умный» разговор для него — «несносный, хоть невинный вздор». Так же Онегин далек от всего русского, национального. Он читает европейскую литературу, кумирами его являются Байрон, Наполеон. Он, в сущности, равнодушен к России, его воспитывал француз-гувернер, прививая ребенку европейские манеры, стиль мышления, культуру. Онегин — романтический герой «европейского типа». Автор же — человек русский по духу своему и мироощущению, истоки его личностного развития — в русской культуре. Он по-настоящему любит Россию: и «ночное небо над Невою», и «старинные главы» «белокаменной Москвы».

Во второй главе  рассказывается о переезде Онегина в деревню, знакомстве его  С Лариным:

С Онегиным желал сердечно 
Знакомство покороче свесть. 
Они сошлись. Волна и камень, 
Стихи и проза, лед и пламень 
Не столь различны меж собой. 
Сперва взаимной разнотой 
Они друг другу были скучны; 
Потом понравились; потом 
Съезжались каждый день верхом 
И скоро стали неразлучны. 
Так люди (первый каюсь я) 
От делать нечего друзья.

  Также мы можем наблюдать обсуждение Татьяны и Ольги их внешности,их жизни и их семьи. На счет Татьяны, Пушкин и Онегин тоже рассходятся во мнениях: Онегин не осознает, насколько притягательны в женщине простота и естественность, — для Пушкина же черты эти являются идеалом. На страницах романа поэт неоднократно говорит о своем предпочтении, противопоставляя Татьяну легкомысленным кокеткам: 
 
Кокетка судит хладнокровно,

Татьяна любит не шутя

И предается безусловно

Любви, как милое дитя.

Да и в деревне Онегина мало, что радовало, только если по началу дней. А потом все приелось. В отличии от автора , который восхищается природой.

В третьей главе Пушкин пишет уже с сочувствием об Онегине, что он был жертвой бурных заблуждений, привычкой жизни избалован, что он утратил свое время попусту. Но тем не менее, он подчеркивает роптание вечное души, , считая его натурой страдающей и противоречивой (как и сам Пушкин). В лирических отступлениях романа звучит то страсть, то разочарование, то нежность, то холодное презрение, то вера в будущее, то пессимизм. При этом он пытается и защитить Онегина, когда Онегин ответил Татьяне,и пишет, что он проявил благородство по отношению к ней. Онегин и Пушкин снова оказываются в одинаковом положении- они не поняты людьми, одиноки. Но есть отличие и в этом, так как Онегин к своей семье был «хладнокровен», а для автора семья –это святое и самое главная ценность в жизни. 
    Рассуждая о причинах того, что Онегин принял вызов Ленского на дуэль, автор опять-таки оправдывает своего героя, на этот раз путем обобщения: 
 
    И вот общественное мненье!  
    Пружина чести, наш кумир!.. 
 
    Поэт призывает читателя взглянуть на себя самого, перед тем как судить Онегина. Способность честно оценить свое поведение — свойство незаурядных натур. Им обладает как сам Пушкин, так и Онегин. В этом они тоже поднимаются над “чернью светской”.  
    После описания дуэли Пушкин заявляет: 
 
    ...я сердечно  
    Люблю героя моего... 
 
    Это еще раз подтверждает и то, что Пушкин оправдывает Онегина, и то, что невозможно отождествить автора и героя даже там, где во многом сближаются их судьбы, настроения, отношения с окружающим миром.  
    Далее следует лирическое отступление об изменении характера творчества Пушкина, заканчивающееся обращением к вдохновению: 
 
    Не дай остыть душе поэта,  
    Ожесточиться, очерстветь,  
    И наконец окаменеть  
    В мертвящем упоенье света... 
 
    Видимо, не случайно мысль о духовной смерти возникает у Пушкина именно после рассказа о дуэли. Конечно, душа Онегина еще не окаменела, но убийство Ленского совершено человеком с ожесточенным и черствым сердцем. Не виня в этом своего героя, Пушкин находит причину в “мертвящем упоенье света”.  
    Проявляется глубокое, принципиальное различие между автором и героем: душа Онегина стала холодной, личность Пушкина остается “прекрасною и гуманною. Но страшная участь духовной гибели минует Онегина. “Им овладело беспокойство”, — говорит Пушкин. В восьмой главе романа Онегин вновь является в свете. Он чужд обществу, в котором нет места живой критической мысли, и оно чуждо и враждебно ему.  
 
   ...Посредственность одна  
    Нам по плечу и не странна, —  
 
    пишет Пушкин. Это его собственная боль из-за одиночества, неудовлетворенности, стремления к недосягаемым идеалам.

   Таким образом, пушкинский герой во многом отличается от автора, мироощущение которого покойно и гармонично, жизнь одухотворена творческим поиском, поэтическим трудом, общением с друзьями. Жизнь Онегина пуста, это вечный скиталец на русской земле. Пушкин оставляет ему возможность духовного возрождения, способность обретения любви, однако счастье для него навсегда потеряно. Трагедия Онегина не в его жизненных обстоятельствах, а прежде всего, в его мироощущении. 
    


Информация о работе Автор и его герой в произведении Евгений Онегин