Хронос и топос в романе "Евгений Онегин"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 22:07, контрольная работа

Описание работы

1. «Роман в стихах «Евгений Онегин» навсегда останется одним из замечательнейших достижений русского искусства. Пожалуй, это единственное произведение, где во всей своей полноте уместилась вся Россия александровской эпохи с ее предрассудками и в то же время с той истинно русской красотой, которую не мог не воспевать поэт. Но почему же все-таки так глубоко затрагивает роман наши души? Что же заставляет нас перечитывать роман вновь и вновь, почему нас волнует проблема, даже пожалуй, трагедия целого поколения? Виссарион Григорьевич Белинский сказал, что до Пушкина
«поэзии, которая прежде всего была бы поэзией, – такой поэзии еще не было!». «Пушкин был призван быть живым откровением ее тайны на Руси».

Файлы: 1 файл

Аттестац.работа №1.doc

— 40.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

                        Таврический национальный университет  им. В. И. Вернадского

 

 

 

 

Факультет славянской филологии и журналистики

Кафедра русского языка и литературы

 

 

 

 

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА № 1

 

 

Дисциплина: введение в литературоведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнила:

Студентка 1-го курса

Группы 1-РВ

Мацола Маргарита

Проверила:

д.ф.н., проф. Новикова М. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Симферополь, 2014 

 

 

 

1. «Роман в стихах «Евгений  Онегин» навсегда останется одним  из замечательнейших достижений  русского искусства. Пожалуй, это единственное произведение, где во всей своей полноте уместилась вся Россия александровской эпохи с ее предрассудками и в то же время с той истинно русской красотой, которую не мог не воспевать поэт. Но почему же все-таки так глубоко затрагивает роман наши души? Что же заставляет нас перечитывать роман вновь и вновь, почему нас волнует проблема, даже пожалуй, трагедия целого поколения? Виссарион Григорьевич Белинский сказал, что до Пушкина 
«поэзии, которая прежде всего была бы поэзией, – такой поэзии еще не было!». «Пушкин был призван быть живым откровением ее тайны на Руси».

  Но кто же стал этим откровением поэзии в романе «Евгений Онегин»? Кто стал ключом к пониманию романа? Автор наделяет «святой исполненной мечтой, поэзией живой и ясной» лишь одну героиню, несомненно ставшую самой прекрасной Музой во всей русской литературе, – Татьяну. Татьяна становится Музой всего повествования, она Муза самого автора, светлая мечта Пушкина, его идеал. Смело можно сказать, что главная героиня романа-Татьяна. 
 
В своем черновике в Михайловском Пушкин писал: «Поэзия, как ангел- утешитель, спасла меня, и я воскрес душой». В этом ангеле-утешителе сейчас же узнаем мы Татьяну, которая, словно путеводная звезда, всегда находится рядом с поэтом на протяжении всего романа.

 Татьяне суждено было стать истинной хозяйкой романа, завладеть сердцами читателей. Ей Пушкин предназначил быть символом России, своего народа, Музой и сливающейся с ней поэзией, ибо для поэта они неделимы.

 Главным в понимании образа Татьяны, её внешности, души является биографический хронос героини.

  В начале книги нам представлена застенчивая барышня-подросток. Она «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива», не умеет ласкаться к родителям, «играть и прыгать не хотела /и часто целый день одна / сидела молча у окна»(2, XXV).Татьяна не занимается традиционными девичьими занятиями— не вышивает, не играет в куклы, не играет со сверстницами в подвижные игры, зато любит слушать страшные рассказы няни Филипьевны. «Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны. / Её тревожили приметы»(5, V).

 

 

 

Сколько точно лет Татьяне — в романе не названо. В первый раз её возраст упоминается словом «отроковица» (3, XII).Отроковица- средний возраст между младенцем и девицей.

 Есть версия, что в момент первого появления в романе Татьяне 13 лет, поскольку в произведении есть строки «Уничтожать предрассужденья, / Которых не было и нет / У девочки в тринадцать лет!» (4, VIII), не имеющие точной привязки к конкретному лицу. Но традиционно принято считать, что ей было около 17 лет. Подтверждением данной мысли являются слова: « Все стали толковать украдкой,/ Шутить, судить не без греха, / Татьяне прочить жениха», а как известно в 19-м веке девушки выходили замуж не позже 17-ти лет.

 К аргументам, подтверждающим то, что Татьяна была молода можно отнести :

 -  « всё деве милой/ Без умолку волшебной силой/ Твердит о нём», «И в необдуманном письме/ Любовь невинной девы дышит» (дева-то же, что девушка);

-   « И между тем луна сияла/ И томным светом озаряла/ Татьяны бледные красы, / И распущенные власы..»(длинные распущенные волосы у женщин означали статус незамужней или девственность, как в христианской иконографии у Девы Марии и святых дев, в противовес заплетенным волосам блудниц.);

-  «Любви безумные страданья / Не перестали волновать/Младой души, печали жадной»;

-   «Татьяна не дитя,-/ Старушка  молвила кряхтя.-/Ведь Оленька  её моложе»

- одним из самых частых спутников  Татьяны является образ вечно  юной, вечно девственной богини-охотницы Дианы. Сам выбор Пушкиным именно этой античной богини для своей Тани уже показывает ее юную душу, неопытность, наивность, незнание пошлости света.

  Можно лишь добавить, что душа Татьяны подобна чистой луне, источающей свой дивный, печальный свет. Луна в романе абсолютно чиста, на ней нет ни пятнышка. Так и душа Татьяны чиста и непорочна, ее мысли, стремления так же высоки и далеки от всего пошлого и приземленного, как и луна. Надо сказать, что луна у Пушкина – это еще и повелительница небесных светил, затмевающая своим чистым сиянием все вокруг. А теперь перенесемся на мгновенье в последние главы романа. И вот мы видим Татьяну в Москве:

Красавиц много на Москве.

Но ярче всех подруг небесных

Луна в воздушной синеве.

Но та, которую не смею

Тревожить лирою моею,

Как величавая луна,

Средь жен и дев блестит одна.

С какою гордостью небесной

Земли касается она!

 Рассмотрев биографический хронос Татьяны, можно с точностью утверждать, что роман «Евгений Онегин» относится к русской литературе, так как Татьяна истинно русская душа, и в этом, без сомнения, убеждаешься, читая роман. С момента ее первого появления в «Евгении 
Онегине» во второй главе Татьяна становится символом России, русского народа. Эпиграфом ко второй главе, где автор «впервые освятил именем таким страницы нежные романа», являются слова Горация:«О, rus! Hor…» («О Русь! О Деревня!»).Этот особый эпиграф посвящен именно Татьяне. Пушкин, для которого так важна близость любимой героини к родной земле, к своему народу, к своей культуре, делает Татьяну «народной героиней». В эпиграфе слово «Русь» заключает в себе и связь героини со своим народом, и с Россией, и со стариной, с традициями, с культурой Руси. Для автора с самим именем «Татьяна»«неразлучно воспоминанье старины».

 Уже в первых описаниях Татьяны замечаешь ее близость к природе, но не просто к природе, а именно к русской природе, к России, ну, а впоследствии воспринимаешь ее как единое целое с природой, с родной землей.

 В «Евгении Онегине» природа выступает как положительное начало в человеческой жизни. Образ природы неотделим от образа Татьяны, так как для Пушкина природа есть наивысшая гармония души человеческой, и в романе эта гармония души присуща лишь Татьяне:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму.

 Через природу России Татьяна связана со своей культурой и народом. Мы уже знаем, что автор связывает имя Татьяны с «воспоминаньем старины», но наиболее символичным моментом в этом плане становится песня девушек, которую слышит Татьяна Ларина перед встречей с Онегиным. «Песня девушек» представляет второй, после письма Татьяны, «человеческий документ», вмонтированный в роман. Песня также говорит о любви (в первом варианте – трагической, однако в дальнейшем для большего контраста Пушкин заменил его сюжетом счастливой любви), песня вносит совершенно новую фольклорную точку зрения. Сменив первый вариант «Песни девушек» вторым, Пушкин отдал предпочтение образцу свадебной лирики, что тесно связано со смыслом фольклорной символики в последующих главах. Символическое значение мотива связывает эпизод с переживаниями героини.

 Отдельно в композиции выделен сон Татьяны, который доказывает, что роман относится к русской литературе. Описания святок, предшествующие сну Татьяны, погружают нас в атмосферу фольклорности:

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Ее тревожили приметы.

  Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу( у русских-это «святые вечера» и «страшные вечера»).

  В «Евгении Онегине», в этой бессмертной и недосягаемой поэме, Пушкин явился великим народным писателем. Он разом, самым «прозорливом», самым метким образом отметил самую глубь общества того времени. Пушкин первый из всех русских писателей «провел перед нами образ женщины, твердость души которая черпает из народа».

 

 2. И.С.Тургенев является одним из самых уважаемых и почитаемых авторов. Его классические литературные произведения являют собой живой пример отношений между людьми, жившими в девятнадцатом веке, но проблемы всесторонне описанные в его произведениях и по сей день являются актуальными. Произведения И.С.Тургенева отражают не только черты присущие аристократии, но и со всей глубиной литературного стиля показывают простое крестьянское население нашей страны в девятнадцатом веке. Его глубочайшие познания быта тех времён и стилистики современной ему речи показываю многослойность и веяния того общества.

 

 Внешним конфликтом романа «Отцы и дети» является конфликт социальный, противостояние «отцов-аристократов» и молодой разночинной интеллигенции. Однако за внешним конфликтом стоит внутренний, раскрывающий глубинный, философский смысл произведения: отношение человека к жизни, к судьбе. Соответственно, каждый из персонажей в романе предстает в различных «ипостасях», имеет несколько различных «обликов» — социальный, психологический и философски-символический.

 Проанализируем в данных аспектах образ Павла Петровича Кирсанова, рассмотрев его биографический хронос.

 Павел Петрович воспитывался в пажеском корпусе. Став офицером, он пользовался успехом в свете: Кирсанов был самоуверен, насмешлив и «забавно желчен». Он нравился женщинам легко заводил романы, вызывал зависть у мужчин. В двадцать восемь он уже был капитаном, его ждала блестящая карьера. Однако всё внезапно изменилось: в петербургском свете появилась женщина, ставшая для Кирсанова роковой.

 Павел Петрович страстно влюбился в княгиню, слывшую в свете легкомысленной кокеткой. Однако любовь не принесла Кирсанову счастья: ответив вначале на его чувство взаимностью, княгиня вскоре охладела к нему. После этого потрясения герой отказывается от надежд на счастье.

 В момент нашего знакомства с героем«на вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов ».

 Сейчас Павел Петрович представляет собой тип блестящего аристократа, утонченного и рафинированного. Так, уже сама холеная внешность выдает в нем былого светского льва и щеголя: «вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук  лаковые полусапожки».Несмотря на свой возраст, Павел Петрович сохранил всю строгую чопорность своих аристократических привычек. Поклонник английских аристократов, он «всю жизнь свою устроил на английский вкус»: читает только английские книги и газеты, одевается на английский манер, уехав за границу, «знается больше с англичанами».

 

 

 

 Несмотря на то, что Тургенев вводит в речь героя множество иностранных слов, которые, как замечает Базаров, «русскому человеку даром не нужны»(барское пренебрежение к языку народа проявляется у Павла Петровича в употреблении таких словечек, как эфтим, зфто),Павел Кирсанов- герой русской литературы. Подтверждением являются насмешливые слова писателя: «Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

На аттестационную работу № 1

По дисциплине введение в литературоведение

Студентки Мацола Маргариты 1 курса, гр. 1-РВ

 

Задание выполнено полностью

Содержание задания раскрыто полностью

Оформление задания соответствует ГОСТу РФ полностью

Итоговая оценка по содержанию задания – 5

Итоговая оценка по оформлению задания –5

Суммарная оценка задания всей работы № 1 –  5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент: Трушина Анастасия

Группа: 1-РВ

Курс: 1

Дата: «17 » сентября 2014 г.

 

 


Информация о работе Хронос и топос в романе "Евгений Онегин"