Анализ романа Салиаса де Турнемира «Пугачевцы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проведение комплексного анализа романа Салиаса де Турнемира «Пугачевцы». В соответствии с указанной целью, поставлены следующие задачи:
дать характеристику конкретно-исторического контекста произведения (особенности исторической и историко-литературной обстановки);
проанализировать идейное содержание романа «Пугачевцы» (в аспектах тематики, проблематики и пафоса произведения);
охарактеризовать особенности идейно-художественного единства произведения «Пугачевцы» в аспекте содержания и авторских художественных средств его выражения

Содержание работы

Введение 2
1 Характеристика конкретно-исторического контекста произведения (особенности исторической и историко-литературной обстановки) 3
2. Идейное содержание романа «Пугачевцы» (тематика, проблематика и пафос произведения) 7
3 Особенности идейно-художественного единства произведения «Пугачевцы» в аспекте содержания и авторских художественных средств его выражения 10
Заключение 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Анализ романа Салиаса де Турнемира.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

А.П. Чехов высоко оценивал роман  «Пугачевцы»: «…огромнейший и, право  же, интереснейший роман "Пугачевцы". По своему времени - литературное событие  первого ранга было. Чуть-чуть не наравне с "Войною и миром" Толстого трактовалось. Да в нем и есть немало достоинств, и - прежде всего - отличная форма, отличный язык, великолепно разработанная фабула»15.

В целом творчество Салиаса отличает вызывающая для его времени (когда  Герцен уже разбудил народников, а писатель мог не быть поэтом, но гражданином - обязан) безыдейность и деидеологизированность.

Некоторые критики, предубежденные против Салиаса из-за его здорового консерватизма, упрекали его в поверхностном  подходе к изображению исторического процесса, в излишней развлекательности и скорописи. Об этом писал и его современник К. Головин: «Не торопись он всегда, имей он время продумать и пропустить через критическое сито каждое свое произведение, из него бы вышел очень крупный писатель»

 

В то же время даже видный критик-мыслитель  народнического толка Н. К. Михайловский, в целом отрицательно относившийся к творчеству Салиаса, признавал, что  его романы «найдут себе ценителей  и поклонников именно за отсутствие в себе всякой тенденциозности»16

 

 

Заключение

 

Русская литература Х1Х века – занимает особое место в истории как  отечественной, так и мировой  художественной мысли. Важнейшей ее особенностью является синтетичность, что делает ее не только предметом «изящной словесности», но и явлением общественным, политическим, нравственным, философским. Историческая проза в XIX веке отвечала насущным запросам времени, соответствовала духовным устремлениям русского общества, остро ощутившего связь времен и эпох и потребность углубленного осмысления опыта прошлого в связи с многосложной современностью и предощущением грядущих социальных потрясений.

Она становилась как бы общелитературной основой, необходимой для постановки и разработки многих социальных проблем, создания национального характера, познания социально-исторической обусловленности событий, а также поступков, мыслей и переживаний людей.

Историзм становился неотъемлемым качеством любого подлинно художественного  произведения: даже если оно было обращено к живой современности, все равно  решало проблемы исторического значения.

Творчество Салиаса было значительно  не только в силу своего познавательного  и просветительного характера. Оно  вносило свою лепту в общее  развитие отечественной литературы и через свою художественность, через  создание полнокровных литературных образов.

Признание читающей России в конце XIX века, и нынешнее возвращение Салиаса  де Турнемира к русскому читателю свидетельствуют о том, что он был писателем по призванию и  созданное им обеспечивает ему по праву место в пантеоне российской словесности.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

  1. А.П.Чехов в воспоминаниях современников». М.: Издательство "Художественная литература", 1986. – 348 с.
  2. Белова Н.М. История русской литературы  ХIХ века. 40-60 годы// URL: http://www.sgu.ru/faculties/philological/kaf/folklor/ucheb_deyat/istir_rus_lit_19-2.php
  3. Беляев Ю. Любимец читающей России // Салиас Е. Сочинения : в 2 т. - М., 1992. - Т. 1. - С. 5-24.
  4. Евгений Андреевич Салиас-де-Турнемир: (К 160-летию со дня рождения) // Тамбовские даты. 2000 год : рек. библиогр. указ. — Тамбов, 1999. - С. 37–39.
  5. Исторический вестник, 1899, т. LXXV, с. 614
  6. Кокорев А. Салиас-де-Турнемир // Литературная энциклопедия. В 11 т. Т. 10. - [М. : Худож. лит., 1937]. - С. 500-501 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/lea/lea-5002.htm (12.01.2011).
  7. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. –  752 с.
  8. Манькова Л.В. Кто он, «русский Дюма»? // Наука в России. - 1997. - № 2. - С. 89-98. ил.
  9. Михайловский Н. К. Полн. собр. соч., изд. 2-е, т. X. СПб., 1913, с. 815
  10. Салиас де Турнемир (Салиас) Евгений Андреевич // России Чернозёмный край. — Воронеж, 2000. - С. 648-649.
  11. Салиас де Турнемир Евгений Андреевич // Краткая литературная энциклопедия : в 9 т. - М., 1971. - Т. 6. - С. 616.
  12. Салиас-де-Турнемир Евгений Андреевич [Электронный ресурс] // Русский биографический словарь : сетевая версия. – 1997-2011. – URL: http://www.rulex.ru/01180186.htm (12.11.2011).
  13. Салиас-де-Турнемир, Евгений Андреевич [Электронный ресурс] // ВикипедиЯ – свободная энциклопедия. – 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D1%81-%D0%B4%D0%B5-%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80,_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 (12.01.2011).
  14. Сдобнов В.В. Е.А. Салиас в литературном процессе 1880-1890-х гг // О литературе, писателях, читателях : сб. ст. памяти Г.Н. Ищука. - Тверь, 1994. - С. 58-63. - Библиогр.: с. 63.
  15. Скафтымов А.П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического изучения в истории литературы // Введение в литературоведение. Хрестоматия. М., 1988. С. 176.
  16. Старцев А. Граф Салиас, его время, его повести и романы / А.Старцев, В. Чубатый // Салиас Е.А. Избранные сочинения. - Калининград, 1997. - Т. 1. - С. 7-28.
  17. Сорочан А.Ю. Формы репрезентации истории в русской прозе XIX века. Автореф. на соискание учёной степени д. ф.н., Тверь, 2008. – 46 с.

 

1 Белова Н.М. История русской литературы  ХIХ века. 40-60 годы// URL: http://www.sgu.ru/faculties/philological/kaf/folklor/ucheb_deyat/istir_rus_lit_19-2.php

2 Скафтымов А.П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического изучения в истории литературы // Введение в литературоведение. Хрестоматия. М., 1988. С. 176.

3 Старцев А. Граф Салиас, его время, его повести и романы / А.Старцев, В. Чубатый // Салиас Е.А. Избранные сочинения. - Калининград, 1997. - Т. 1. - С. 8

4 Сорочан А.Ю. Формы репрезентации истории в русской прозе XIX века. Автореф. на соискание учёной степени д. ф.н., Тверь, 2008

 

5 Сдобнов В.В. Е.А. Салиас в литературном процессе 1880-1890-х гг // О литературе, писателях, читателях : сб. ст. памяти Г.Н. Ищука. - Тверь, 1994. - С. 58-63. - Библиогр.: с. 63.

6 Беляев Ю. Любимец читающей России. Вступительная статья к Евгений Салиас. Сочинения в двух томах. М.: «Художественная литература», 1991. – С.12

7 Манькова Л.В. Кто он, «русский Дюма»? // Наука в России. - 1997. - № 2. - С. 89

8 Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. – С.437

9 Беляев Ю. Любимец читающей России. Вступительная статья к Евгений Салиас. Сочинения в двух томах. М.: «Художественная литература», 1991. – С.19

10 Головин К. Мои воспоминания, т. 1. СПб., 1908, с. 326. – цит.по: Беляев Ю. Любимец читающей России. Вступительная статья к Евгений Салиас. Сочинения в двух томах. М.: «Художественная литература», 1991. – С.17

11 Исторический вестник, 1899, т. LXXV, с. 614

12 Сорочан А.Ю. Формы репрезентации истории в русской прозе XIX века. Автореф. на соискание учёной степени д. ф.н., Тверь, 2008. – С.26

13 Граф Салиас Е.А. де Турнемир. Собрание сочинений в пяти томах. Т3, Пугачевцы. Части 1-4. М.: Известия, 1993. -С. 102

14 Сорочан А.Ю. Формы репрезентации истории в русской прозе XIX века. Автореф. на соискание учёной степени д. ф.н., Тверь, 2008. – С.28

15 А.П.Чехов в воспоминаниях современников». М.: Издательство "Художественная литература", 1986. – С.217

16 Михайловский Н. К. Полн. собр. соч., изд. 2-е, т. X. СПб., 1913, с. 415


Информация о работе Анализ романа Салиаса де Турнемира «Пугачевцы»