Анализ романа Салиаса де Турнемира «Пугачевцы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проведение комплексного анализа романа Салиаса де Турнемира «Пугачевцы». В соответствии с указанной целью, поставлены следующие задачи:
дать характеристику конкретно-исторического контекста произведения (особенности исторической и историко-литературной обстановки);
проанализировать идейное содержание романа «Пугачевцы» (в аспектах тематики, проблематики и пафоса произведения);
охарактеризовать особенности идейно-художественного единства произведения «Пугачевцы» в аспекте содержания и авторских художественных средств его выражения

Содержание работы

Введение 2
1 Характеристика конкретно-исторического контекста произведения (особенности исторической и историко-литературной обстановки) 3
2. Идейное содержание романа «Пугачевцы» (тематика, проблематика и пафос произведения) 7
3 Особенности идейно-художественного единства произведения «Пугачевцы» в аспекте содержания и авторских художественных средств его выражения 10
Заключение 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Анализ романа Салиаса де Турнемира.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования «Анализ  романа Салиаса де Турнемира «Пугачевцы»» обусловлена высокой значимостью  изучения исторического романа как  неотъемлемой части литературы XIX века, оказавшей на неё самое непосредственное влияние.

Цель исследования – проведение комплексного анализа романа Салиаса  де Турнемира «Пугачевцы». В соответствии с указанной целью, поставлены следующие  задачи:

  • дать характеристику конкретно-исторического контекста произведения (особенности исторической и историко-литературной обстановки);
  • проанализировать идейное содержание романа «Пугачевцы» (в аспектах тематики, проблематики и пафоса произведения);
  • охарактеризовать особенности идейно-художественного единства произведения «Пугачевцы» в аспекте содержания и авторских художественных средств его выражения

В соответствии со сформулированной целью и задачами исследования, предметом  исследования является исторический роман  «Пугачевцы» Салиаса де Турнемира  в контексте художественно-исторической литературы второй половины XIX столетия, а объектом - анализ идейного содержания и художественной формы данного произведения.

Источниками информации для написания  работы послужили произведения Салиаса  де Турнемира, результаты литературоведческих изысканий видных отечественных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Высокая значимость и недостаточная  степень разработанности темы творчества Салиаса де Турнемира определяют научную новизну данной работы.

1 Характеристика конкретно-исторического контекста произведения (особенности исторической и историко-литературной обстановки)

 

К середине XIX столетия в русской  литературе закончился процесс развития основных принципов изображения действительности, утвердился реализм.

Это эпоха господства жанра романа в русской литературе, когда складываются основные его формы: социально-психологический  в 40-50-е годы и общественный в 60-е  годы в разных его разновидностях: социально-идеологический, философский, сатирический, этнографиче-ский, роман-эпопея. Роман становится лидирующим жанром, оказывающим влияние на рассказ, повесть, драматургию, поэму, лирику1.

40-60-е годы  – важнейшая эпоха в истории  русской литературы, именно в этот период возникает направление, обозначенное как «натуральная школа»,  содержание и направление которой в большей степени определило творчество Гоголя. Новое направление предлагало темы, которые до этого не были признаны важными: быт, нравы, характеры, события из жизни низших сословий.

Историческая  проза (имеются в виду художественные произведения, обращенные к историческому  прошлому отечества) на общелитературном фоне этого столетия выглядит, на первый взгляд, весьма скромно. Конечно, такие имена, как М. Загоскин, И. Лажечников или Е. Салиас де Турнемир, заметно тускнеют, если поставить их рядом с именами А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Тургенева, Н. Чернышевского, М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского, Л. Толстого. Однако такое сопоставление можно признать несправедливым, если более вдумчиво подойти ко всей русской литературе XIX столетия, вникнуть в суть и характер ее идейно-художественных поисков, ее исторического развития. Русская литература рассматриваемого периода, решая важнейшие вопросы национальной и общечеловеческой жизни, ответы на них искала не только в современности, но и в историческом прошлом. Чувство истории входило в ее художественный мир неотъемлемо и безусловно, поскольку именно обращаясь к прошедшим временам, писатели постигали исторический ход времени и место человека в истории, осмысливали судьбы народа и государства, находили глубочайший смысл в деяниях исторических личностей и обычных людей, втянутых в большие события2.

Собственно, без  исторической прозы, достойное место в которой занимают сочинения авторов, к числу которых, несомненно, относится и Е. Салиас де Турнемир, невозможно представить всю русскую литературу XIX века.

В развитии русской  литературы значительную роль сыграли  писатели исторической темы, к числу которых относится известный русский писатель, граф Евгений Андреевич Салиас де Турнемир (1840-1908), которого справедливо называли «русским Дюма».

Евгений Салиас оставил огромное литературное наследие - в 1909 г., через год после смерти 68-летнего писателя, издателем Карцевым было завершено его полное собрание сочинений в 33 томах3. Примечательно (и это также роднит Е. Салиаса де Турнемира с Дюма), что Салиас стал практически первым в России истинно коммерческим писателем, неутомимым поставщик развлекательного чтива, выполненного на самом высоком профессиональном уровне. Расцвет коммерческой исторической беллетристики в конце 1870-х гг. объясняется не прямым влиянием Толстого, а успехом Салиаса4.

Е. Салиас де Турнемир, однако, замечателен не только и  не столько количеством написанного, а в первую очередь, заслугами талантливого исторического романиста-беллетриста, пробудившего широкий общественный интерес к отечественной истории. Это понимали и отдельные дальновидные критики того времени, позволявшие себе выступать с объективным анализом текущего литературного процесса. Так, например, по мнению современника Е.А. Салиаса де Турнемира, критика А. Бороздина, «романы графа Салиаса, увлекая массу читателей своим изложением всяких приключений, незаметно внесли в обращение нашей образованной публики обильное количество исторического материала, которому иначе долго пришлось бы оставаться в различных ученых изданиях и исследованиях, недоступных для простых смертных: нельзя, наконец, отрицать и в известной мере облагораживающего влияния этих романов, из которых иные отличаются выдающимися художественными достоинствами»5.

Творчество Салиаса  было значительно не только в силу своего познавательного и просветительного характера. Оно вносило свою лепту  в общее развитие отечественной литературы и через свою художественность, через создание полнокровных литературных образов. Так, существует свидетельство влияния Салиаса на такого гения мировой литературы, как Достоевский. В записях последнего в период работы над романом «Подросток» есть упоминание героя романа «Пугачевцы» князя Данилы, и отталкиваясь от образа которого, показавшегося писателю слишком слабым дли настоящего «хищного типа», Достоевский стал формировать характер своего центрального героя в романе «Подросток»6.

Уже последнее десятилетие царствования Николая I получает последнюю закалку русский радикализм (политический и идейный), который, с переменой режима при Александре II, выступает на сцену с полной отчетливостью и решительностью, что отразилось и на творчестве Салиаса, отказавшегося от леволиберальных настроений своей мятежной студенческой молодости и стремящемуся уйти в мир «русской старины». На основании этого тенденциозно настроенные «демократические» литературные критики нередко зачисляли писателя в «квазипатриоты» или «реакционеры».

На первый план в исторической прозе Е.А. Салиаса  де Турнемира выдвигаются патриотические настроения, а его тематика охватывает, главным образом, события эпохи  царствования Екатерины II, Александра I и начала XIX века.

 

 

2. Идейное содержание романа «Пугачевцы» (тематика, проблематика и пафос произведения)

 

Исторический роман «Пугачевцы» (напечатанный впервые в журнале («Русский Вестник», 1874) стал заметным явлением литературной жизни России того времени, выражая важные тенденции всей литературы. Работая над этим произведением, Е. Салиас де Турнемир предварительно собрал богатый историографический и фактологический материал, как изучая архивные документы, так и предпринимая поездки на места действий Пугачёва.

Не  случайны аналогии романа «Пугачевцы» с «Капитанской дочкой» А. Пушкина и «Войной и миром» Л. Толстого: Салиас де Турнемир в своём произведении предпринимает попытки соединить пушкинскую модель (история-факт) с толстовской (история-случай). Своей «Капитанской дочкой» А. Пушкин положил начало новому историческому роману в России - социальному по своему содержанию и реалистическому по своему методу7. В этом же русле действует и Салиас де Турнемир в романе «Пугачевцы».

Под тематикой в литературоведении  обычно понимают совокупность основных и побочных тем литературного произведения или ряда произведений одного писателя или целой группы, школы, направления. Тема (греч.) — предмет изложения, повествования, изображения, то, о чем говорит автор в произведении8. Каждое явление действительности, — будь то живые лица, представители различных социальных слоев, события и отношения общественной и личной жизни, мысли и переживания, будь то черты быта, картины природы или образы фантазии, — может стать темой литературного изображения, возбудив интерес художника и став предметом его познавательных обобщений и идейных оценок.

Тематика и  связанная с ней проблематика являются исходным моментом в развертывании  содержания произведения.

Тематика произведения «Пугачевцы» чрезвычайно разнообразна, что определяется самой спецификой его жанровой формы – исторический роман-эпопея. Предметом эпопеи является национальное, историческое прошлое. Роман-эпопея охватывает большое пространство действия (Крестьянская война 1773-1775 гг. охватила огромные территории и привлёкла в ряды восставших несколько сотен тысяч человек), большое количество персонажей (в рассматриваемом произведении в числе персонажей - представители всех слоёв населения), выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (каковым и является в истории России Крестьянская война под предводительством Пугачева).

Планы Салиаса  были грандиозны: четырехтомная эпопея «Пугачевцы» предполагалась как  лишь первая часть еще более монументальной тетралогии. Вторая часть должна была называться «Вольнодумцы», и в ней фигурировали бы Новиков и Радищев, а также герои и жертвы Великой французской революции. Третью часть под названием «Супостат» Салиас собирался посвятить истории 1812 года и наполеоновского нашествия. Содержание последней части раскрывает ее название – «Декабристы»9. Замысел Салиаса, как видим, превосходил в своем величии даже планы Толстого, из которых родилась «Война и мир». К сожалению, творческий замысел Салиаса, действительно один из самых грандиозных в отечественной словесности, оказался нереализованным.

Проблематику рассматриваемого произведения Е. Салиаса де Турнемира образуют три круга вопросов: проблемы противостояния народа и власти (народного бунта), проблемы поведения народных масс в  периоды великих потрясений и  проблемы роли личности в истории.

Наряду с основной проблематикой выделяются частные проблемы человека во всём многообразии его чувств и мыслей.

Сюжетная схема романа-эпопеи Салиаса  де Турнемира в целом совпадает  с хронологической последовательностью  хода Крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева.

Роман имел оглушительный успех  у читателей, об этом свидетельствует  и современник автора, писатель эпохи  К. Головин, по словам которого, «в то время  исторические романы были в большом  ходу, и четыре тома "Пугачевцев" проглатывались всеми»10.

Критики, же, указывая на яркость и  колоритность языка, на удачную обрисовку  некоторых второстепенных личностей  и характерных сторон эпохи «пугачевцев», ставили в упрек автору творческую несамостоятельность и чрезмерное подражание «Войне и миру» Л. Н. Толстого. С другой стороны, как справедливо замечает критик А. Бороздин:  
«… зависимость от графа Толстого…разделяется графом Салиасом со всеми его современниками в области исторического романа»11.

 

 

 

 

 

3 Особенности идейно-художественного единства произведения «Пугачевцы» в аспекте содержания и авторских художественных средств его выражения

 

Исторические произведения Салиаса  де Турнемира,  написанные в яркой  и увлекательной форме, воспроизводят  прошлое России, ее быт, нравы и  характеры.

Роман «Пугачевцы» отличается строгой исторической последовательностью сюжета и характеров героев. При этом художественную манеру автора отличает то, что Салиас, подобно Александру Дюма, вводит в повествование выдуманных героев, и через их судьбы входит в повествование большая жизнь страны в критический для неё момент.

Для «Пугачевцев» (как и для последующих  романов Салиаса де Турнемира) характерно то, что литературное произведение выполняет преимущественно иллюстративную функцию, более или менее подробно и убедительно живописуя эффектные эпизоды с минимальным комментарием. Салиас, будучи мастером остросюжетного историко-авантюрного повествования, отразил в своем произведении бурные события XVIII века, внеся в историческую беллетристику собственное понимание событий.

Салиас анализирует пугачевское восстание «изнутри», пытаясь реконструировать диалектику души, исторические аналогии для него роли не играют12. Текст огромного романа (как и у Толстого, в 4-х томах) разделен на главы «психологические» и «исторические», в которых присутствуют философские преамбулы или заключения. Каждая часть открывается сопоставлением непреходящих природных катаклизмов и преходящих человеческих бедствий (море людское, степь на ветру, ураган и прочее). Анализ психологии героев в романе крайне примитивен: «Воспитывал их Азгар, склад барской жизни и дворня; характеры же слагались из двух сил: первая сила – родовые, потомственные пороки и добродетели, а вторая – случай». Носителям барской психологии противопоставлены «степные люди». Степь – идеальное место для разгула «удали молодецкой… Набредет кто на простор и приволье степное – начнет топить печали свои в крови человеческой»13.

Сама трактовка сюжета многое объясняет  в необычайном успехе автора. Романист предлагает «случаи» яркие, сохраняющие притягательность при всем их неправдоподобии. Скажем, непоследовательность в поведении Пугачева Салиас объясняет наличием двух самозванцев – доброго и злого. И сюжет строится так, что читатели наблюдают последовательно за обоими героями и обнаруживают абсолютную неспособность исторических лиц направлять события. Все герои Салиаса «плывут по течению» и совершают поступки «неведомо почему». Внешняя непоследовательность может получать условное сюжетное объяснение, но никаких попыток осмыслить происходящее автор и герои не предпринимают – да они и невозможны в силу отсутствия какой-либо логики в истории14.

Информация о работе Анализ романа Салиаса де Турнемира «Пугачевцы»