Анализ философских идей в произведении Гёте «Фауст»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:13, творческая работа

Описание работы

Величайший немецкий поэт, ученый, мыслитель Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832 гг.) завершает европейское Просвещение. По разносторонности дарований Гете стоит рядом с титанами Возрождения. Уже современники молодого Гете хором говорили о гениальности любого проявления его личности, а по отношению к старому Гете утвердилось определение "олимпиец".
В 1775 году Гете переезжает в Веймар по приглашению восхищавшегося им молодого герцога Саксен - Веймарского и посвящает себя делам этого небольшого государства, желая реализовать свою творческую жажду в практической активности на благо общества. Его десятилетняя административная деятельность, в том числе на посту первого министра, не оставляла места для литературного творчества и принесла ему разочарование.

Файлы: 1 файл

Анализ философских идей в произведении Гёте.docx

— 25.95 Кб (Скачать файл)

Анализ философских идей в произведении Гёте «Фауст»

Величайший немецкий поэт, ученый, мыслитель Иоганн Вольфганг  Гете (1749–1832 гг.) завершает европейское  Просвещение. По разносторонности дарований  Гете стоит рядом с титанами Возрождения. Уже современники молодого Гете хором  говорили о гениальности любого проявления его личности, а по отношению к  старому Гете утвердилось определение "олимпиец".

В 1775 году Гете переезжает в  Веймар по приглашению восхищавшегося им молодого герцога Саксен - Веймарского и посвящает себя делам этого небольшого государства, желая реализовать свою творческую жажду в практической активности на благо общества. Его десятилетняя административная деятельность, в том числе на посту первого министра, не оставляла места для литературного творчества и принесла ему разочарование.

Драмы: 
1) "Ифигения в Тавриде» 
2) "Эгмонт» 
3) "Торквато Тассо» 
Произведения: 
1) "РейнекеЛис« 
2) "Римские элегии« 
роман : 
"Годы учения Вильгельма Мейстера« 
бюргерская идиллия в гекзаметрах: 
"Герман и Доротея"

Шиллер же настаивал, чтобы  Гете продолжил работу над "Фаустом", но "Фауст. Первая часть трагедии" была завершена уже после смерти Шиллера и опубликована в 1806 году. Гете не предполагал больше возвращаться к этому замыслу, но поселившийся в его доме на положении секретаря  литератор И. П. Эккерман, автор "Разговоров с Гете", убеждал Гете завершить трагедию. Работа над второй частью "Фауста" шла в основном в двадцатые годы, а опубликована она была, согласно желанию Гете, после его смерти. Таким образом, работа над "Фаустом" заняла свыше шестидесяти лет, она охватила всю творческую жизнь Гете и вобрала в себя все эпохи его развития.  
  
За шестьдесят лет работы над "Фаустом" Гете создал произведение, сравнимое по объему с гомеровским эпосом (12 111 строк "Фауста" против 12 200 стихов "Одиссеи"). Вобравшее в себя опыт целой жизни, опыт гениального постижения всех эпох в истории человечества, произведение Гете покоится на способах мышления и художественных приемах, далеких от принятых в современной литературе, поэтому лучший способ приблизиться к нему — неторопливое комментированное чтение.

 

 

 

 

 

ЛЮДВИГ ФЕЙербах

Лю́двиг Андре́ас фон Фейерба́х (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут, Бавария — 13 сентября 1872, Нюрнберг,Бавария, Германская империя) — выдающийся немецкий философ-материалист, атеист, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха.

Изучал богословие в Хайдельберге у гегельянца Дауба, от которого и воспринял идеи Гегеля; затем слушал самого Гегеля в Берлине. С1828 года читал лекции в Эрлангене; с 1836 года жил около Байройта, потом в Нюрнберге на горе Рехенберг.

Умер в бедности. Похоронен в Нюрнберге. В настоящее время на месте его жилища разбит парк Рехенберг, установлена массивная глыба в его честь, а также распланирована «Философская тропа» с таблицами, содержащими некоторые из его сентенций

Первым значительным произведением  Фейербаха была «История новой философии  от Бэкона до Спинозы» (1833). Эта книга  написана в духе гегелевской философии. В ней уже зарождается вопрос, который всегда всего более интересовал Фейербаха — вопрос об отношении философии к религии. Вторую часть истории философии составило исследование лейбницевской философии (1837), третью часть — характеристика философии Пьера Бейля (1838).

Философское развитие Фейербаха  лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней»[источник не указан 915 дней]. От изучения теологии он перешёл к увлечению гегелевской философией, а от неё — к сенсуализму втеории познания и к антропологической точке зрения в религии.

Фейербах убеждён, что  чувственность — единый источник истинного знания. Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. Повторяя, таким образом, сенсуалистов XVIII века, Фейербах не останавливается на подробном исследовании того, как чувство само может быть источником знания; в то же время Фейербах вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания

Цитаты

«Сперва человек бессознательно и непроизвольно создает по своему образу бога, а затем уже этот бог сознательно и произвольно создает по своему образу человека» («Сущность христианства»)

«Этими словами, господа, я заключаю свои лекции и желаю  лишь, чтобы мне удалась та задача, которую я себе поставил в этих лекциях и которую я изложил  еще в самом начале курса, а  именно — превратить вас из друзей бога в друзей человека, из верующих — в мыслителей, из молельщиков — в работников, из кандидатов потустороннего мира — в исследователей этого мира, из христиан, которые, согласно их собственному признанию и сознанию, являются „наполовину животными, наполовину ангелами“, — в людей, в цельных людей» («Сущность религии» или «Лекции о сущности религии»)

 

 

Философия Гегеля. Краткая характеристика таких понятий как «Диалектика», «Идеализм», «Идея», «Разум».

Самым значительным немецким философом начала 19 в. являлся Георг  Фридрих Вильгельм Гегель (1770 – 1831). Гегель получил философское образование  в Тюбингенском университете. В молодости Гегель придерживался демократических воззрений: одобрял французскую революцию, писал сочинения, подвергавшие сомнению догмы христианства.

Однако постепенно убеждения  Гегеля эволюционировали вправо. В  конце жизни он признавался официальным  философом прусского государства, исповедовавшим консервативные убеждения. Почти всю взрослую жизнь Гегель преподавал философию и смежные  дисциплины в различных университетах  Германии. Наконец, в 1818 году он приезжает  в Берлин, где становится ведущим  преподавателем в университете. Чтобы  послушать лекции Гегеля, ставшего к тому времени европейской знаменитостью  в Берлин приезжали образованные люди из других стран, в том числе  и из России. Главными произведениями Гегеля были «Феноменология духа», «Наука логики» и «Энциклопедия философских  наук» (3 тома), «Философия права». После  смерти Гегеля были восстановлены (по записям самого философа и конспектам слушателей) и опубликованы тексты лекций Гегеля прочитанных в Берлинском университете по истории философии, философии истории, эстетике.

Философия Гегеля была очень  распространена среди его современников  и некоторое время после смерти Гегеля. 

Философия Гегеля была в 1830-1840 гг. была чрезвычайно популярна и  в России. Например, Л. Н. Толстой  писал в своих воспоминаниях: «Когда я начал жить, гегельянство было основой всего: оно носилось в воздухе, выражалось в газетных и журнальных статьях, в исторических и юридических лекциях, в повестях, в трактатах, в искусстве, в проповедях, в разговорах. Человек, не знавший  Гегеля, не имел права говорить; кто  хотел познать истину, изучал Гегеля. Всё опиралось на нём». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ диалога Платона «Федр»

Платон родился в Афинах в 428 или 427 г. до н. э. в аристократической  семье. Сначала он учился у Кратила, последователя Гераклита. Затем в возрасте двадцати лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа в З99 г. он удалился на некоторое время в Мегару, к также учившемуся у Сократа Евклиду, основателю Мегарской школы, а затем возвратился в Афины. Несколько лет спустя он предпринял великое путешествие.

Сперва Платон отправился в Египет, и эта древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление. Из Египта перебрался в Южную Италию, задержавшись в Кирене у математика и астронома Феодора. В Италии он вступил в контакты с пифагорейцами, которых было много в этих краях (эта философская школа переживала тогда период расцвета). Из своего пребывания среди пифагорейцев он извлек величайшую любовь к жизни и общественному благу. Признаки влияния пифагорейцев прослеживаются и в последних произведениях Платона.

Затем Платон переехал в Сицилию, в Сиракузы, где царствовал тиран  Дионисий I. Он подружился с молодым  зятем тирана, Дионом, пылким и великодушным принцем, которого вдохновили нравственные и политические идеалы Платона. Но Дионисий враждебно отнесся к тому, что Платон обрел такое влияние на Диона, и философу пришлось покинуть Сиракузы: его высадили на острове Эгина, находившемся в состоянии войны с Афинами, и продали в рабство. К счастью, он был выкуплен гражданином Кирен, который находился на острове и узнал Платона.

Таким образом Платон смог вернуться в Афины, и тогда-то, в возрасте сорока лет, он основал Академию, в которой преподавал до конца своих дней, лишь дважды покинув Афины ради двух новых путешествий на Сицилию. Академия была обращена в сторону Востока. Ученики Платона были даже из Вавилона. Влияние философии Востока на Академию еще больше усилилось с приходом Евдоха, астронома, побывавшего в различных районах Востока. Платон не сделал, подобно Сократу, философию предметом социальной беседы; напротив, он жил в уединении, ограничившись кругом своих учеников. Однако, благодаря престижу его имени, несколько греческих городов просили его составить для них свод законов, и в некоторых случаях Платон делал это.

В диалоге "Федр" Платон раскрывает свой эстетический идеал, стоящий  в связи с его учением об идеях. Выступает не только как философ, но и как писатель-поэт.

В «Федре» рисуется философская  беседа Сократа (в его лице выступает  Платон) с Федром, частым собеседником Сократа и, по свидетельству Диогена  Лаэртского, любимцем Платона. В этой беседе Сократ отвергает ложное красноречие и доказывает, что риторика (Риторика – филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие) должна быть ценной только при условии, что она опирается на истинную философию. Раскрывается значение истинной любви, изображение любви связывается с рассмотрением природы души. В «Федре» запечатлены важные стороны учения Платона об «идеях», об их познании, о прекрасном, о постижении прекрасного, о любви к прекрасному.

Согласно учению Платона, мир вещей, воспринимаемых посредством  чувств, не есть истинный: чувственные  вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет  ничего прочного, совершенного и истинного. Но эти вещи – лишь тень, образ  вещей истинных, которые Платон называет «видами» или «идеями».

 

Владимир Соловьёв  
(1853-1900)

Основные философские  труды "Кризис западной философии (против позитивистов)" 1874; "Философские  начала цельного знания" (1877); "Критика  отвлечённых начал" (1877-1880); "Чтения о Богочеловечестве" (1977-1881); "Три  речи в память Достоевского" (1881-1883); "Религиозные основы жизни" (1884); "Великий спор и христианская политика" (1883); "Россия и Вселенская церковь" (1889); "Смысл любви" (1894); "Оправдание добра" (1895); "Первое начало теоретической философии" (1899); "Три разговора" (1900).

«Смысл мира есть внутреннее единство каждого со всем»

«Если нравственный смысл  жизни сводится в сущности к всесторонней борьбе и торжеству добра над злом, то возникает вечный вопрос: откуда же само это зло?… Вопрос о происхождении зла есть чисто умственный и может быть разрешен только истинной метафизикой, которая в свою очередь предполагает решение другого вопроса: что есть истина, в чем ее достоверность и каким образом она познается?»

«Это противоположение в  платонизме, как и вообще в философии, есть по преимуществу теоретическое. Недолжный, ненормальный характер действительности заключается с точки зрения Платона  в ее неразумности, случайности, неистинности»

Непрерывное возникание и исчезание есть время, и мы должны признать время условием всякого психического бывания, а следовательно и мышления с его психической стороны… логическое мышление как такое обусловлено тем относительным упразднением времени, которое называется памятью, или воспоминанием. Говоря образно, то, что помнится или вспоминается, тем самым отнято у времени, и только этими отнятыми жертвами времени питается логическая мысль»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спор западников и славянофилов

Славянофилы - представители  национального дворянско-либерального направления (идеологами которого были братья И.С. и К.С.Аксаковы, И.В. и П.В.Киреевские, А.И.Кошелев, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков) - видели реальные перспективы развития России только в самобытном, исконно русском, исторически сложившемся русле.

Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки  зрения западников, Россия, как и  большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс  перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную  историю.

Говорят про Россию, что  она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо еще доказать, что человечество, помимо двух своих  сторон, определяемых словами —  Запад и Восток, обладает еще третьей  стороной. Пётр Яковлевич Чаадаев (Западник)

Русские уже благодаря  размерам своей страны космополиты  или, по крайней мере, на одну шестую космополиты, поскольку Россия занимает почти шестую часть всего населенного  мира. Генрих Гейне  (Западники)

Даже искренне верующий славянофил все-таки остается внутренне чужд и непричастен народной вере. Он верит в народ и в его веру; но ведь народ верит не в самого себя и не в свою веру. Владимир Соловьев (Словянофил)

Сравнивают народ с  растением, говорят о крепости корней, о глубине почвы. Забывают, что  и растение, для того чтобы приносить  цветы и плоды, должно не только держаться  корнями в почве, но и подниматься  над почвой, должно быть открыто  для внешних чужих влияний, для  росы и дождя, для свободного ветра  и солнечных лучей. Владимир Соловьев (Совянофил)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Альбер Камю и его творчество

Альбер Камю (фр. Albert Camus, 7 ноября 1913, Мондови (ныне Дреан), Алжир — 4 января 1960, Вильблевен, Франция) — французский писатель и философ, близкий к экзистенциализму, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года.

Информация о работе Анализ философских идей в произведении Гёте «Фауст»