Александр Дюма (отец). Биография и творчество. Роман "Две Дианы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Александр Дюма родился в 1802 году в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре, дочери хозяина гостиницы в Вилле-Котре. Бабушка Дюма по отцовской линии была чернокожей рабыней с острова Гаити. Своё детство, отрочество и юность Дюма провёл в родном городе. Там он подружился с Адольфом де Лёвеном, своим ровесником, поэтом и завсегдатаем парижских театров. Дюма решил непременно стать драматургом. Без денег и связей, надеясь лишь на старых друзей отца, он решил перебраться в Париж. Двадцатилетнему Александру, не имевшему образования, дали должность в Пале-Рояле (Париж) в канцелярии при герцоге Орлеанском, которую помог получить генерал Фуа

Файлы: 1 файл

Дюма.docx

— 53.16 Кб (Скачать файл)

8

 

 

А. Дюма создает свои историко-авантюрные романы «Три мушкетера» (1844), «Двадцать  лет спустя» (1845), «Виконт де Бражелон» (1848-1850), «Королева Марго» (1845), «Госпожа Монсоро» (1846), «Сорок пять» (1847-1848). Дюма выступает продолжателем традиции В. Скотта, с творчеством которого он был хорошо знаком.

В 1816 г. роман В. Скотта «Уэверли» был переведен на французский язык — в эту эпоху основной язык межнационального общения, — и к В. Скотту приходит поистине мировая слава. Дюма брался за перевод «Айвенго». Влияние английского писателя сказывается прежде всего в точности и выразительности описаний места действия. Дюма признавался: «Есть одна вещь, которой я не умею делать — писать книгу о местах, которых я не видел». 

Дюма мог допускать неточности, искажение исторических фактов в  своих произведениях. Как говорил  Дюма, «Что такое история? Это гвоздь, на который я вешаю свои романы». Для Дюма-романтика история —  это прежде всего совокупность забавных анекдотов, живописных картин и колоритных деталей. История в романах Дюма поставлена на службу занимательности. Напряженный, стремительно развивающийся сюжет, увеличение числа персонажей, непосредственность и богатство интонации, блестящие диалоги, выразительные сцены, построенные по законам театрального искусства — все эти приемы помогают писателю добиться эффекта занимательности. 

Романы Дюма рассказывают о нескольких важнейших периодах французской  истории: о эпохе Франциска I и Генриха II, о времени правления Генриха III. XVII век — время действия в романах «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон». Регентство и эпоха Людовика XV описаны в романах «Дочь Регента», «Шевалье д’Арманталь», к концу монархического правления относятся события в романах «Ожерелье королевы» и «Шевалье де Мэзон-руж», к периодам Консульства и Империи — в роман «Соратники Иегу». Как писал Андре Моруа, «...весь мир и сама Франция знакомились с французской историей по романам Дюма. История эта не во всем верна, зато она далеко не во всем фальшива и всегда полна самого захватывающего драматизма». 

Самые известные и значительные в художественном отношении исторические романы Дюма образуют две трилогии: первая включает «Трех мушкетеров» (1844), «Двадцать лет спустя» (1845) и  «Виконта де Бражелона» (отд. изд. 1848–1850), вторая «Королеву Марго» (1845), «Графиню де Монсоро» (отд. изд. 1846), «Сорок пять» (отд. изд. 1847–1848). 

«Три мушкетера» стал одним из первых во французской литературе романов-фельетонов. Слово «фельетон» происходит от французского «feuille» — листок. В 1800 году парижская газета «Журналь де деба» стала выходить с вложенным дополнительным листком, в котором печатались объявления, рецензии и прочие неофициальные материалы. Впоследствии в рубрике «фельетон» стали печататься из номера в номер романы с продолжением, что позволяло издателям поддерживать постоянный интерес читателей к своему изданию и таким образом сохранять подписчиков.

 

 

9

 

 

Замысел «Трех мушкетеров» возник у Дюма, когда однажды Огюст  Маке принес ему план романа из эпохи  Людовика XIII. Огюст Маке был преподавателем истории в одном из парижских лицеев, не лишенным литературных амбиций и способностей, и Дюма часто поручал ему не только работу с историческими источниками, но и разработку чернового варианта,

первоначального эскиза произведения, который затем мэтр доводил до завершения.

В 1843 году Дюма знакомится с книгой ГасьенаКуртиля де Сандраса «Мемуары господина д’Артаньяна, капитана-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров, содержащие множество необыкновенных и секретных сведений о событиях, происходивших в эпоху правления Людовика Великого» (1700). ГасьенКуртиль (1644–1712) — офицер королевской гвардии, свидетель и участник многих придворных интриг, автор нескольких памфлетов, за которые был посажен в Бастилию. ГасьенКуртиль был другом некоего Шарля де Бааца д’Артаньяна (1611–1673), который выполнял во Франции и за ее пределами некоторые щекотливые поручения короля и его министров, зачастую выступая в роли шпиона. Его услуги были по достоинству оценены Людовиком XIV и Анной Австрийской: в качестве капитана мушкетеров д’Артаньян был принят при дворе и имел честь принимать участие в королевских трапезах. Был убит в Майстрихте пушечным ядром в 1673 году.

Дюма в «Трех мушкетерах», конечно, не буквально следует за первоисточником, многое воспроизводит неточно, кое-что  пропускает вовсе, лучшие эпизоды и  целые сюжетные линии романа (история  мадам Бонасье, история леди Винтер) были переделаны или полностью придуманы писателем. «Мемуары» ГасьенаКуртиля начинаются с рассказа о приезде героя в Париж и о встрече с тремя братьями-мушкетерами, которых зовут Атос, Портос и Арамис. В «Мемуарах» встречаются имена некоторых второстепенных персонажей будущего романа — Жюссак, Бернажу, Миледи.

«Три мушкетера» не биографический роман, воссоздающий более-менее точно  и полно жизненный путь исторических персонажей. Вместе с тем это и не исторический роман в точном смысле слова, раскрывающий закономерности социально-исторического развития Франции XVII века. Исторический материал в романе придает романтический колорит авантюрному сюжету. 

Другой знаменитый роман-фельетон Дюма «Граф Монте-Кристо» (1845–1846) был  написан в соавторстве с О. Маке. Замысел романа возник, когда  Дюма в записках из архивов парижской  полиции прочитал о злоключениях молодого сапожника Франсуа Пико, просидевшего в тюрьме семь лет по ложному доносу. Выйдя на свободу, Пико жестоко расправляется с теми, кто был повинен в его несчастье. Обыкновенный человек, переживший удар судьбы и обозлившийся на род людской, ставший жестоким и кровожадным убийцей, в романе Дюма преображен в романтического героя, благородного мстителя.

 

 

 

10

 

Опыт страдания, приобретенный  Эдмоном Дантесом за время заточения  в замке Иф, убеждает его в необходимости противостоять злу, очистить мир от скверны. Дантес осознает себя не убийцей, но орудием Божьей кары. Он не пятнает рук кровью своих обидчиков. Он лишь организует и направляет удары судьбы: Кадрусс зарезан беглым каторжником Бенедетто, разорен Данглар, кончает жизнь самоубийством обесчещенный генерал де Морсер, сходит с ума прокурор де Вильфор. В финале романа Дантес задумывается о том, имеет ли он право наказывать и прощать по своему усмотрению. Он покидает Париж. Возвращаясь на остров Монте-Кристо, Дантес в своем прощальном письме любящим друг друга Максимилиану и Валентине высказывает выстраданную им истину: «В мире нет ни счастья, ни несчастья. Все познается в сравнении. Только тот, кто безмерно страдал, способен испытать блаженство. Надо почувствовать вкус смерти, чтобы с удовольствием вкушать жизнь. Вся премудрость — в двух словах: ждать и надеяться!..».

Дюма, достигнув творческой и человеческой зрелости, будучи на вершине славы, не переставал ждать и надеяться. В конце 40-х–50-х гг. Дюма полон энергии и творческих замыслов: он выдвигает свою кандидатуру в депутаты, руководит Историческим театром, основывает ежедневную вечернюю газету «Мушкетер», пишет и издает свои мемуары, перерабатывает для постановки в театре романы «Три мушкетера», «Королева Марго», «Граф Монте-кристо», «Шевалье д’Арманталь» и др. Выходят в свет романы «Две Дианы» (1847), «Жозеф Бальзамо» (1848), Виконт де Бражелон» (1848-1850), «Ожерелье королевы» (1849–1850) и др. В середине 60-х годов Дюма пишет романы «Сан Феличе» и «Прусский террор», но пик славы уже миновал.

Щедрый талант Дюма, его вера в  силу и благородство человека, в  незыблемость таких ценностей, как  дружба, верность слову, отвага, его  удивительное жизнелюбие — все это  и по сей день привлекает читателей  в творчестве французского писателя. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

Исторический роман «Две Дианы». Правда и вымысел.

Дюма часто упрекали в том, что  его исторические романы полны фальши и вымыслов, искажающих подлинную  картину истории. Упреки эти не лишены справедливости, но грешат односторонностью.

Обратимся к главным участникам разыгранной перед нами драмы. Это  две пары: граф де Монтгомери – старший  и Диана де Пуатье, граф де Монтгомери – младший и Диана де Кастро. Выдуманы ли они? И да, и нет. Они  существовали в действительности и  в чем – то схожи с героями  романа. Однако лишь фантазии Дюма они обязаны тем, что оказались соединены узлом мелодраматической интриги. Вот что мы знаем из истории о двух графах Монтгомери и двух Дианах.

Граф Жан де Монтгомери, сеньор де Лорж, был видным военачальником, возглавлял французские войска во время одного из походов в Италию. В молодости он действительно ранил случайно короля Франциска I, но король не лишил его своего расположения.После смерти Франциска I, в 1547 году, он удалился от двора. Жан де Монтгомери был трижды женат, имел не одного, а трех сыновей и умер не в тюрьме Шатле, как написано в романе, а в своей постели.

Дюма воспроизвел в романе несколько  фактов из биографии графа де Монтгомери. Все остальное принадлежит фантазии романиста.

В правление Генриха II Габриэль де Монтгомери оставался незаметной фигурой. Он не участвовал ни в обороне Сен – Кантена (героем этого памятного в военной истории Франции события был адмирал Колиньи), ни в штурме Кале. Он ревностно исполнял королевские приказы о преследовании еретиков – гугенотов.30 июня 1559 года Габриэль принимает участие в рыцарском турнире, где смертельно ранил Генриха II (в романе молодой Монтгомери мстит за смерть и мучения отца и убивает короля). Габриэля отстраняют от военной службы. Екатерина Медичи –в духе своих итальянскийобычаев королева не могла допустить, чтобы осталось неотомщенной гибель ее мужа. После жестоких пыток граф Монтгомери был казнен на Гревской площади в Париже 27 июня 1574 года.

Еще менее в романе совпадений с  подлинной историей Дианы Ангулемской, внебрачной дочери короля. Не было воспитания в глуши, не было и тайны королевского происхождения. Генрих II узаконил Диану, когда оно была еще ребенком. Дочь была поразительно похожа на отца, и сомневаться в том, что Генрих II–отец Дианы, никому не приходило в голову. В пятнадцать лет Диану отдали замуж за итальянского герцога де Кастро, а через полгода ее муж погиб на войне. Незадолго до смерти Генриха II Диана вышла замуж второй раз (и не наперекор своей воле) как раз за того Франциска Монморанси, домогательства которого она так решительно отвергает в романе.

 

 

 

 

12

 

Вторая Диана – Диана де Пуатье – изображена в романе более достоверно. Диана «женщина, не имеющая возраста», была на двадцать лет старше Генриха  II. Король любил ее с юности и до самой смерти. Эта любовь дорого стоило Франции: не было предела ненасытной жадности Дианы. Простые люди ненавидели королевскую фаворитку. Придворные же поражались способности Дианы так долго удерживать привязанность короля.

Таким образом, в действительности не было ни ужасной смерти Монтгомери – старшего, обреченного на многолетнее  молчание в каменном гробу подземной  темницы, ни торжественного акта мести  Габриэля королю за страдания и смерть его отца, ни трагической любви  Габриэля и дочери короля, ни роковой  тайны, разделивший их, ни эффектного освобождения «в последний момент»  Дианы де Кастро из английского плена, ни монастырского затворничества Дианы – дочери, ни сатанинского смеха Дианы – матери у монастырской решетки над разбитой любовью ее дочери. Это все эффекты мелодрам, которые во время Дюма привлекали многих читателей. Итак, прототипы героев романа живут в истории своей реальной жизнью, далекой от приключений, придуманных для них писателем.

В свете фактов любовная интрига  разваливается. Что же остается от романа? Остается история. Или многое из истории. Без права на вымысел роман  не существует. Дюма очень широко и вольно понимал свое право на вымысел. Он мало заботился о том, чтобы интрига лавировала между известными фактами, не задевая их и согласуясь с ними. Он, если ему это требовалось, отбрасывал факты в сторону, пренебрегал тем, что мешало открыть простор для приключений и любовной интриги. Чтобы убедиться в этом на примере нашего романа, надо вспомнить некоторые моменты из истории Франции. Действие в «Двух Дианах» развертывается в последние годы правления Генриха II (1547 – 1559) и во время недолгого правления его сына Франциска II (1559 – 1560). Это канун гражданских, или Религиозных, войн во Франции. В романе показано, как складывается лагерь гугенотов, готовый вступить в вооруженную борьбу с католиками. Описанные в романе исторические события завершаются Амбуазским заговором – неудачной попутки дворян – гугенотов захватить короля Франциска II в его Амбуазском замке. После этого заговора начинается кровавая полоса гражданских войн. Десять войн прокатились по земле Франции на протяжении тридцати двух лет (1562 – 1594), ввергнув страну в пучину кровавых бедствий (события этого периода отображены в трилогии Дюма:«Королева Марго», «Графиня Монсоро» и «Сорок пять»).

С конца XVвека французские короли вели войны, пытаясь утвердиться в Италии. В этих войнах им пришлось столкнуться с самым могущественным из государей Европы – императором Германии и королем Испании Карлом V, а затем его сыном Филиппом II. Испанские войска вторгались во Францию и, как это было в дни обороны Сен –Кантене, угрожали Парижу. Пока шла война, пока не миновала иноземная опасность, противоречия внутри страны были приглушены. В 1559 году кончилась война, и недовольство прорвалось наружу. В этих условиях вспыхнули гражданские войны.

 

13

 

 

Дворяне разделились на две клики  – католиков во главе с Гизами и гугенотов во главе с Бурбонами и адмиралом Калиньи. Дюма в «Двух Дианах» не сумел показать действия Гизов и Бурбонов как борьбу против королевского абсолютизма.За старые феодальные вольности и представил ее только как столкновение личных честолюбий.

Дюма нарисовал в «Двух Дианах» галерею достоверных портретов исторических лиц.

Исторически достоверен и Анн Монморанси, «первый барон, коннетабль и первый сановник Франции». Человек грубый, неотесанный. Был полной противоположностью герцога Франциска де Гиза, блестящего молодого

человека с рыцарственным обликом  и способного полководца. Но их роднило  то, что в Монморанси, и де Гиза, обуреваемые честолюбием, готовы были принести в жертву ему интересы родной страны. Это отчетливо показано в романе.

Информация о работе Александр Дюма (отец). Биография и творчество. Роман "Две Дианы"