Александр Дюма (отец). Биография и творчество. Роман "Две Дианы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Александр Дюма родился в 1802 году в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре, дочери хозяина гостиницы в Вилле-Котре. Бабушка Дюма по отцовской линии была чернокожей рабыней с острова Гаити. Своё детство, отрочество и юность Дюма провёл в родном городе. Там он подружился с Адольфом де Лёвеном, своим ровесником, поэтом и завсегдатаем парижских театров. Дюма решил непременно стать драматургом. Без денег и связей, надеясь лишь на старых друзей отца, он решил перебраться в Париж. Двадцатилетнему Александру, не имевшему образования, дали должность в Пале-Рояле (Париж) в канцелярии при герцоге Орлеанском, которую помог получить генерал Фуа

Файлы: 1 файл

Дюма.docx

— 53.16 Кб (Скачать файл)

 

3

Александр Дюма (отец). Биография.

Александр Дюма родился в 1802 году в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре, дочери хозяина гостиницы в Вилле-Котре. Бабушка Дюма по отцовской линии была чернокожей рабыней с острова Гаити. Своё детство, отрочество и юность Дюма провёл в родном городе. Там он подружился с Адольфом де Лёвеном, своим ровесником, поэтом и завсегдатаем парижских театров. Дюма решил непременно стать драматургом. Без денег и связей, надеясь лишь на старых друзей отца, он решил перебраться в Париж. Двадцатилетнему Александру, не имевшему образования, дали должность в Пале-Рояле (Париж) в канцелярии при герцоге Орлеанском, которую помог получить генерал Фуа. Дюма принялся пополнять своё образование. Один из его знакомых составил для Александра список авторов, которых он был должен прочитать: туда входили книги классиков, мемуары, хроники. Дюма посещал театры с целью изучить профессию драматурга, на одном из спектаклей он случайно познакомился с Шарлем Нодье. Вместе с Левеном, считавшим, что успеха легче добиться в лёгком жанре, Дюма сочинил водевиль «Охота и любовь», тот был принят к постановке театром Амбигю. Однажды на одной из выставок ежегодного Салона Дюма обратил внимание на барельеф с изображением убийства Джованни Мональдески. Прочитав во «Всемирной биографии» статьи о Мональдески и шведской королеве Кристине, Дюма решил написать на эту тему драму. Сначала он предложил сотрудничество Сулье, однако в конце концов каждый решил написать свою «Кристину». Пьеса Дюма понравилась королевскому комиссару при Комеди Франсез барону Тейлору, с его помощью «Кристину» приняли при условии, что Дюма её доработает. Однако против постановки драмы возражала всесильная мадемуазель Марс, коньком которой был классический репертуар. Когда же молодой автор наотрез отказался внести по её просьбе исправления в пьесу, мадемуазель Марс сделала всё, чтобы «Кристина» не появилась на сцене Комеди Франсез.

Дюма, которому надо было содержать  мать, а также незаконнорожденного  сына Александра, написал пьесу на новую тему. Драма «Генрих III и его двор» была создана за два месяца. Актёры КомедиФрансез после читки пьесы, прошедшей в салоне Мелани Вальдор, просили принять её вне очереди. Премьера прошла успешно 10 февраля 1829 года и это была победа романтиков в театре, до сих пор считавшемся опорой классицизма.

Дюма стал завсегдатаем знаменитого  салона Нодье в Арсенале, где собирались представители новой школы —романтизма. Он одним из первых обратился к драме из современной жизни, отважился коснуться роли страсти в современном обществе. Новым было и то, что автор наделил современного человека таким накалом чувств, который, по общепринятому мнению, был скорее свойственен эпохе Возрождения. Его пьеса «Антони» была вызвана к жизни личными обстоятельствами — в то время Дюма переживал страстное увлечение поэтессой Мелани Вальдор, которую вывел в образе Адель д’Эрве.

 

4

 

Премьера драмы состоялась 3 мая 1831 года в театреПорт-Сен-Мартен с Дорваль и Бокажем в главных ролях и «наделала не меньше шуму, чем премьера „Эрнани“».Пьесы Дюма не отличались художественным совершенством, но он, как никто другой владел умением держать внимание публики с первого до последнего акта и сочинять эффектные реплики под занавес. Его имя на афише для директоров театров означало большие сборы, а для других драматургов он стал соавтором, способным привести к успеху самые неудачные пьесы.В июле 1830 года во Франции произошла Июльская революция, свергнувшая Карла X и утвердившая буржуазное королевство. На престол вступил герцог Орлеанский под именем Луи-Филиппа. Александр Дюма был среди повстанцев, штурмовавших королевский дворец Тюильри.

С первых же дней революции Александр  Дюма принял деятельное участие в  общественной жизни и выполнил несколько  важных порученийгенерала Лафайета, стоявшего тогда во главе национальной гвардии.

В 1833 г.по совету друзей Дюма покинул Францию и направился в Швейцарию, где прожил несколько месяцев, подготавливая к изданию свой первый историко-публицистический очерк «Галлия и Франция».В 1840 году женился на актрисе ИдеФерьер, но продолжал связи со многими другими женщинами. Супруги фактически расстались в 1844 году, но развод так и не был оформлен. В опале после переворота 1851 года, бежал в Брюссель (Бельгия) от кредиторов, где начал писать «Мемуары», которые по своим художественным достоинством не уступают его лучшим беллетристическим сочинениям. Провёл два года в России (1858—1859), посетил Петербург, достопримечательности Карелии, остров Валаам, Москву, Царицын, Закавказье. О своём путешествии в России Дюма написал книгу Путевые впечатления. В России. Три года участвовал в борьбе за объединённую Италию. Известие о первых поражениях французов во время франко-прусской войны Дюма воспринял как личное горе. Вскоре его настиг первый удар. Полупарализованный он успел добраться до дома сына, где и скончался через несколько месяцев.В 2002 году прах Дюма был перенесён в парижский Пантеон. Его произведения были переведены на множество языков и служили материалом для многочисленных театральных постановок и кинофильмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

Творчество автора

Судьба книг Александра Дюма удивительна. Прошло более века, как ушел из жизни  один из самых плодовитых и признанных писателей XIX столетия. Им написано около  шестисот томов. Дюма работал в различных жанрах: писал трагедии, драмы, комедии, романы, мемуары, путевые заметки, исторические очерки. В 1873 г., через три года после смерти писателя, была опубликована написанная им поваренная книга. 

По фантастической работоспособности  и творческой продуктивности Дюма можно  поставить в один ряд, пожалуй, лишь с одним его великим современником  — Оноре де Бальзаком. По популярности уже при жизни Дюма занимал  место рядом с другим великаном  французской литературы, главой французских  романтиков Виктором Гюго. Правда, мнение читателей далеко не всегда совпадало  с оценками критиков. Так, авторитетный французский критик, современник  Дюма Шарль-Огюстен Сент-Бёв говорил: «Дюма? Да это так же легковесно, как завтрак вечного холостяка». Другой мэтр французской критики Гюстав Планш считал, что «господин Дюма не привык думать, у него поступки с детской торопливостью следуют за желаниями...» и предрекал автору «Трех мушкетеров» скорое забвение. Однако это предсказание не сбылось. Книги Дюма издаются огромными тиражами во всем мире.

Известность Дюма принесла постановка его драмы «Генрих III и его двор» (1929) на сцене старейшего театра Франции  и Европы КомедиФрансез. Театр был основан указом короля Людовика XIV в 1680 г. и получил монопольное право ставить «пьесы серьезного драматического содержания». С тех пор и до конца 20-х гг. XIX в. КомедиФрансез оставался цитаделью классицизма. На его сцене играли великие французские актеры АдриеннаЛекуврер, Лекен, Ипполита Клерон, Рашель, мадемуазель Марс, Тальма. О том огромном значении, которое власти придавали деятельности КомедиФрансез, о его особом статусе свидетельствует, в частности, Московский декрет Наполеона 1812 года, согласно которому репертуаром театра ведал назначаемый правительством главный интендант. КомедиФрансез, в отличие от других французских театров, получал субсидии от государства, что позволяло труппе ослабить зависимость от вкусов публики. Завоевать КомедиФрансез значило утвердиться на театральной сцене Франции. Битва за КомедиФрансез между приверженцами классицистской драмы и романтиками, выступавшими за обновление драматургии, разворачивается в конце 20-х–начале 30-х гг. XIX века. Постановка «Генриха III» А. Дюма, наряду со знаменитой премьерой «Эрнани» В. Гюго, стала важнейшим эпизодом этого сражения. 

В пьесе Дюма обращается к одному из самых ярких эпизодов французской  истории XVI века — противостоянию короля Генриха III и Католической лиги.

 

 

 

 

 

6

 

 

Действие разворачивается в  течение одних суток с 20 на 21 июня 1573 г. Фаворит короля граф де Сен-Мегрен влюблен в супругу одного из руководителей лиги герцога де Гиза, который вынашивает планы свержения короля. Герцог де Гиз находит платок своей супруги, догадывается о ее свидании с Сен-Мегреном и решает отомстить. По приказу мужа герцогиня де Гиз пишет записку графу де Сен-Мегрену, в которой назначает ему тайное свидание. Это ловушка. Во время свидания герцог врывается в комнату супруги и убивает Сен-Мегрена.  

Обращаясь к историческому материалу, Дюма не слишком заботится о точности изложения фактов. Писателя история  интересует лишь как материал, позволяющий  показать игру случая и человеческих страстей. Главная забота Дюма —  быть занимательным, заинтриговать  и развлечь читателя. И в «Генрихе III» Дюма удалось это сделать. Постановка спектакля на сцене КомедиФрансез сопровождалась триумфом. На представлении присутствовали Беранже, А. де Виньи, В. Гюго, герцог Орлеанский. По окончании спектакля зал, включая герцога Орлеанского, приветствовал автора стоя. 

Окрыленный успехом, Дюма пишет  новую драму «Антони», которая  была поставлена в театре Порт Сен-Мартен 3 мая 1831 года. На этот раз драматург  обращается не к историческому, а  к современному материалу. Молодой  человек, незаконнорожденный Антони влюблен  в очаровательную Адель, которую  выдают замуж за нелюбимого человека барона д’Эрвэ. Однажды Антони предоставляется случай доказать свою любовь: рискуя жизнью, он спасает Адель, карету которой понесли лошади. Герои признаются друг другу в любви. Романтический герой Антони, презирающий общественные предрассудки, утверждает права страсти и хочет, чтобы Адель последовала его примеру. Свидание любящих прервано неожиданным появлением вернувшегося в Париж барона д’Эрвэ. Спасая любимую от бесчестия, Антони в финале убивает ее. 

Убийца Антони пополнил галерею  «благородных разбойников» романтической  литературы. В пьесе разворачивается  конфликт между человеческим чувством и общественной моралью. Преступник оказывается нравственно выше тех, кто готов его осудить. Герой  пьесы и нравственен и аморален одновременно. Дюма рассматривает игру противоречий как основу жизни вообще и человеческой натуры в частности. 

В пьесе использованы приемы мелодрамы. Преувеличенные страсти, напряженная интрига, разделение героев на добрых и злых, морально-назидательный пафос. В отличие от трагического героя, выбирающего свою судьбу, герой в мелодраме — пассивная жертва или баловень судьбы, о которой он ничего не знает. Человек — игрушка в руках судьбы, случайности. Адель предстала перед зрителями как жертва роковой страсти и случайности. Основоположником мелодрамы во Франции был французский писатель конца XVIII века Э. Пиксерекур, но именно Дюма сделал возможной постановку мелодрамы на сцене серьезного театра. 

7

 

Пьеса имела оглушительный успех. Почитатели Дюма стали носить прически а л’Антони. В авторе увидели одного из мэтров новой романтической драмы. Дюма отчетливо осознавал новизну своей пьесы, о которой он писал: «Антони» не драма и не трагедия, «Антони» ни в коей мере не пьеса для театра. «Антони» — это сцена любви, ревности, гнева в пяти действиях». 

Триумфальной стала постановка драмы Дюма «Кин, или Гений и беспутство» (1836). Прототипом главного героя пьесы стал крупнейший английский актер-трагик Эдмунд Кин, прославившийся в пьесах Шекспира. Кин прожил короткую и трагическую жизнь, полную страстей и борьбы. Романтик не только в своем творчестве, но и в жизни, Кин сочувствовал угнетенным и ненавидел угнетателей. Ограниченность, душевная тупость и самодовольство власть имущих заставили его воскликнуть однажды: «Ненавижу всех лордов, кроме лорда Байрона!». Травимый знатной и богатой публикой, считавшей его актером толпы, подорвав свои силы в неравной борьбе с несправедливостью, Кин умер на сцене, во время спектакля в 1833 году, в возрасте сорока шести лет.

Дюма создает пьесу о трагической  судьбе великого художника, посмевшего, защищая свое право на любовь, бросить  со сцены вызов сопернику —  наследному принцу. Конфликт гения  с властью приводит к тому, что  Кин вынужден оставить сцену и отправиться, по существу, в ссылку в Америку. 

Далеко не все пьесы Дюма имели  успех. Провалились поставленные в  Одеоне в 1831 году трагедии «Наполеон  Бонапарт» и «Карл VII у своих  вассалов», встретила холодный прием  публики пьеса «Алхимик» (1838), написанная в соавторстве с Жераром де Нервалем.

Многие свои произведения Дюма писал  в соавторстве (с Огюстом Маке, ФелисьеномМальвилем, Полем Мерисом, Ипполитом Ожье, Жераром де Нервалем и др.), как правило, не указывая при этом имени соавтора. Во времена Дюма такое «сотрудничество» не считалось зазорным, если автор соблюдал свои финансовые обязательства перед литературными «неграми». Одни работали с историческими источниками, другие одевали героев, третьи выписывали фон, четвертые дописывали отдельные эпизоды и сцены. Случались скандалы и раздоры. Судебные разбирательства. Иногда литературные поденщики были задеты тем, что их имена не указываются на афишах или книжных обложках.

Получая огромные гонорары, построив в окрестностях Парижа роскошный  особняк Монте-Кристо, Дюма между  тем был «в долгу как в шелку» и вынужден был частенько скрываться от кредиторов. Причиной столь плачевного состояния его бюджета была удивительная щедрость и расточительность. 

В 40-е годы Дюма обращается к жанру  романа. Он как-то сказал о себе: «Я неистощимый  романист». У Дюма было полное право  на такую самооценку. Им написано шестьдесят пять романов, среди которых живой  и поныне частью творческого наследия Дюма остается прежде всего его авантюрно-приключенческие романы на историческом материале. В своих романах, как и в большинстве пьес, Дюма обращается к истории. 

Информация о работе Александр Дюма (отец). Биография и творчество. Роман "Две Дианы"