Виртуальная реальность и действительность в сознании молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить отношение к интернету и телевидению студенческой молодежи Белгородской области.
Задачи исследования:
1) провести анализ теоретического материала по теме курсового проекта;
2) получить информацию об отношении к интернету и телевидению студенческой молодежи Белгородской области;
3) выявить, как виртуальная реальность влияет на сознание студенческой молодёжи.

Файлы: 1 файл

передел.docx

— 144.64 Кб (Скачать файл)

«Одноклассники» – мультиязычная социальная сеть, используемая для поиска одноклассников, однокурсников, бывших выпускников, а также родных и близких родственников и общения с ними. Проект запущен 4 марта 2006г., его автором является российский веб-разработчик Альберт Попков. Каждый пользователь видит имена всех, кто заходил посмотреть на его анкету. Кроме того, все публичные действия пользователей (сообщения в форумах, добавление друзей, загрузка фотографий) отображаются в доступной другим пользователям «Ленте активности». Недавно начала действовать платная услуга «Невидимка», при включении которой тот, кого вы посещали, не узнает, кто вы. Одним из способов обеспечения приватности является создание виртуала. В ленте активности же остаются только записи общего плана, без указания старых фамилии и имени. Другим способом убрать информацию о посещении является удаление учётной записи, после которого у всех посещённых вами пользователей упоминание о факте захода перестаёт отображаться. Пользователи не имеют возможности поменять адрес своей электронной почты, если у них нет доступа к телефону, принимающему короткие сообщения.

«Фейсбук» – в настоящее время самая крупная социальная сеть в мире. Была основана в 2004 году Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете – Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом.

Первоначально веб-сайт был назван «Thefacebook» и был доступен только для студентов Гарвардского университета, затем регистрацию открыли для других университетов Бостона, а затем и для студентов любых учебных учреждений США, имеющих электронный адрес в домене .edu. Начиная с сентября 2006 года сайт доступен для всех пользователей Интернета в возрасте от 13 лет, имеющих адрес электронной почты. Фейсбук позволяет создать профиль с фотографией и информацией о себе, приглашать друзей, обмениваться с ними сообщениями, изменять свой статус, оставлять сообщения на своей и чужой «стенах», загружать фотографии и видеозаписи, создавать группы (сообщества по интересам). В 2007 году Фейсбук предложил сторонним программистам создавать приложения (игры, средства обмена музыкой, фотографиями и т. д.) и зарабатывать на этом. Благодаря этой возможности посещаемость сайта повысилась. Фейсбук предлагает множество функций, с помощью которых пользователи могут взаимодействовать между собой. Среди наиболее популярных – виртуальное подмигивание, фотоальбомы и «стена», на которой знакомые пользователя могут оставлять сообщения. Пользователь может контролировать уровень доступа к информации, опубликованной в его профиле, и определять, кто имеет доступ к той или иной части страницы.

«Твиттер» – система, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов), используя веб-интерфейс, средства мгновенного обмена сообщениями или сторонние программы-клиенты. Характерной особенностью Твиттера является публичная доступность размещённых сообщений; это называется микроблоггингом.

Пользователи могут объединять группу сообщений по теме или типу с использованием хештэгов – слов или фраз. Кроме того, буква «d» перед именем пользователя позволяет отправлять сообщения в частном порядке, приватно. Наконец, знак «@» перед именем пользователя используется для упоминания или ответа другим пользователям. В конце 2009 года была добавлена функция «Списки Твиттера», что позволяет пользователям следить (а также отмечать и отвечать) за списками авторов, а не за отдельными авторами.

«Спрашивай.ру» – сайт для того, чтобы анонимно задавать вопросы ползователям сайта.

Все «личные» и «тайные» сообщения, фотографии, защищенные настройками  приватности, видео «только для  друзей» не всегда такие «тайные» и «личные», как обещают владельцы  многих сетей. Как минимум, их знают  владельцы социальной сети, в которой  человек зарегистрирован, как максимум, их могут знать почти все. Самым  безобидным можно считать использования  личных данных самими владельцами социальных сетей для развития своего бизнеса. Самый простой способ – это поиск информации, на основе заполненных анкет пользователей, так, например, социальная сеть от Mail.Ru – МойМир автоматически находит и предлагает одноклассников и однокурсников после добавления информации о месте учёбы. Отдельно стоит вспомнить рекламные технологии. Можно с уверенностью сказать, что профиль пользователя (им же добровольно предоставленная информация о себе) и его поведение в социальной сети (недобровольно предоставленная информация) являются бесценным источником информации для маркетологов и очень перспективным источником для прибыли. Уже сейчас многие социальные сети предоставляют возможность поведенческой рекламы, и данные технологии стремительно развиваются. Начиная от простого разделение по полу (как например у Фейсбук) и заканчивая сложными системами слежения и анализа действий пользователя, на основе которых ему и будет показа реклама. Хотя с первого взгляда и кажется, что тут нет ничего страшного, и всё вполне логично, всё не так замечательно. В 2007 году одна из самых популярных социальных сетей – Фэйсбук запустила рекламные сервис Beacon, который фактически шпионил за пользователями этой социальной сети, общее число которых на тот момент превышало 50 миллионов человек. Фэйсбук Beacon рассылал друзьям пользователей информацию о покупках пользователей. В результате более 70 тысяч человек воспротивились таким нововведениям, и вскоре сервис был отправлен на доработку, а основатель этой социальной сети Марк Цукерберг принёс свои извинения пользователям.

Вспоминая о приватности, невольно приходят на ум услуги по взлому паролей  к социальным сетям в рунете. И  стоит это совсем недорого (всего  около 20$ за один пароль), оплата только после взлома и проверки пароля. Были и реальные истории с последствиями  такого взлома, когда недоверчивые супруги покупали пароли друг друга  и обнаруживали любовников и любовниц, с которыми переписывался партнёр. Кроме того, юристы говорят о том, что откровенные сообщения в  социальных сетях могут влиять на бракоразводные процессы, в основном на западе. Так что в следующий  раз, когда женатый пользователь будет в переписке по социальной сети упоминать конфиденциальную информацию, общаться на откровенные темы с любовницей/любовником, стоит дважды подумать, чем это  может обернуться, и кому нужна  ваша личная информация.

Так же мы решили спросить молодых  людей оказывает ли Интернет и  телевидение пагубное влияние на их сознание и получили такие результаты:

Диаграмма 6. Мнение респондентов о том, оказывает ли Интернет и телевидение пагубное влияние на их сознание

 

Ответ «да» и «отношусь к этому  нейтрально» дали поровну по 30,0% респондентов. 40,0% опрошенных молодых людей считают, что интернет и телевидение полезно влияют на их развитие.

На вопрос «Согласны ли Вы с тем, что существует Интернет-зависимость?» утвердительный ответ дали 23 из 40 опрошенных.

Так или иначе, но человек  уделяет больше внимания виртуальному миру, а не реальному. В результате нарушаются его общественные связи, человек сам может измениться, причем неизвестно, в лучшую ли сторону. Интернет-зависимость рассматривается, как обычная поведенческая зависимость. Единственная специфика заключается в том, что все это связано с компьютером, как Интернет-зависимость с Интернетом. Это единственное отличие от других поведенческих зависимостей. Сама по себе Интернет-зависимость может быть определена как навязчивое желание войти в Сеть и нежелание выходить из нее. Здесь нужно подчеркнуть слово «навязчивое». Навязчивое стремление блуждать по Интернету иногда совершенно бесцельно. Этим и отличается обычное пользование компьютером или Интернетом от зависимого18.

Современный мир уже невозможно представить без интернета –  он прочно вошел в повседневную человеческую жизнь. Можно привести положительные  стороны интернет-взаимодействий, обеспечивающие реализацию базовых потребностей человека: познавательных (поиск новой информации, повышение квалификации, получение  экспертного мнения); коммуникативных (родственное, интимное, дружеское, деловое  общение); потребности в саморазвитии (творческая реализация, самообразование, демонстрация достижений: рекреации (игры, досуг, увлечения); аффилиации (новые  знакомства, сотрудничество, поиск  единомышленников, сопричастность к  группе, партнерство).

Виртуальные взаимодействия выступают  и как способ провести время и  как способ осуществить за более  короткое время множество межличностных  контактов, что отражает реалии «скоростного века», в котором мы живем. Вместе с тем современная практика интернет общения в молодежной среде вскрывает  наличие неблагоприятных факторов как в физическом, так и психическом  отношении.

Важнейшей областью исследования в  микросоциологии стало изучение особенностей развития личности и процесса коммуникаций в условиях опосредования  основных видов деятельности человека через новые информационные технологии. В этом направлении интерес представляет вопрос: «Как влияет использование информационно-коммуникативных технологий на личность?». Таким образом, актуальными становятся исследования, проводимые с целью изучения влияния интернет-взаимодействий на здоровье человека. Вместе с тем интерес представляет поиск ответа на вопрос: «Какое влияние оказывают виртуальные взаимодействия на социализацию молодежи?»

Результаты проведенных исследований в данной области доказывают, что  Интернет-общение воздействует на здоровье человека как в физическом, так  и в психическом отношении. В  связи с этим наука рассматривает  факторы, угрожающие нервно-психическому здоровью при виртуальных взаимодействий человека.

Известно, что любая чрезмерная увлеченность человека чревата неблагоприятными воздействиями на его здоровье: это  может выражаться от элементарного  переутомления до появления зависимости. Избыточное применение информационных технологий может привести к таким  отрицательным эффектам, как информационные перегрузки, технострессы, игровая  и Интернет-зависимость, идентификация  себя с кибер-персонажем, стремление к экстапизму. Таковы наиболее типичные проявления патологичного использования сети.

Таким образом, проанализировав  ответы респондентов на вопросы анкеты можно сделать следующие выводы:

  1. Виртуальная реальность стала неотъемлемой частью жизни молодёжи, а так же частью культуры и повседневной жизни. Молодёжь использует Интернет во всех сферах своей жизни – учёба, общение, взаимоотношения. Огромное количество молодых людей уже не могут жить без очередной «дозы» Интернета. Он привлекателен тем, что в нём каждый может найти что-то интересное для себя. Одни люди производят нужную информацию, а другие её потребляют. Но это бесконечный круговорот, в который втягивается всё большее и большее количество людей19.
  2. Интернет-зависимость становится всё более частым проявлением, что является прямым воздействием на психику молодых людей.

Проблема интернет-зависимости  выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали  настолько увлекаться виртуальным  пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером  огромное количество времени. Резкий отказ  от Интернета вызывает у таких  людей тревогу и эмоциональное  возбуждение.

Интернет-зависимость – психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Официальная медицина пока не признала диагноз «Интернет-зависимость» теоретически и организационно, но практически часто приходится встречать людей, страдающих от данного состояния. И их зависимость носит вполне реальный характер, существенно нарушающий их адаптацию.

В ходе проведенного социологического исследования  гипотеза курсового  проекта подтвердилась. Виртуальная среда оказывает влияние на сознание молодёжи. Так как современный информационный мир оставил далеко позади ориентиры в направлении гармонии, традиции, гуманизму. Появились новые информационные технологии, которые заменяют человеческое общение, помогают в развитии, самореализации и становлении человека, заменяя собой традиционные способы прохождения процесса социализации. Следовательно, меняет сознание молодого поколении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Арестова, О.Н. Психологические исследования мотивации пользователей интернет [Текст] / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский. – М. : Экопсицентр РОСС, 2000. – 269 с.
  2. Яндекс. Словари [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://slovari.yandex.ru/ – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
  3. Википедия [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://ru.wikipedia.org/wiki. – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
  4. Знание. Понимание. Умение [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/1/Shitov/. – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
  5. Академик. Словари и энциклопедии [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/21517.  – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
  6. Википедия [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://ru.wikipedia.org/wiki/. – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
  7. Genon [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://www.genon.ru/GetAnswer. . – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
  8. Войскунский,  А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде [Текст] / А.Е. Войкунский. – М. : Экопсицентр РОСС, 2000. – 250 с.
  9. Белинская, Е.П. Социальная психология личности [Текст] / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М. : Проспект, 2004. – 174 с.
  10. Раковская, О.А. Социальные ориентиры молодёжи: тенденции, проблемы, перспективы [Текст] / О.А. Раковская.  – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 186 с.
  11. Бабаева, Ю.Д. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в интернете [Текст] / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войкунский, О.А. Смыслова. – М. : Можайск-Терра, 2000. – 431 с.
  12. Борецкий, Р.А. Осторожно, телевидение! [Текст] / Р.А. Борецкий. – М. : Издательство ИКАР, 2002.  – 224 с.
  13. Воробьёв, Г.Г. Молодёжь в информационном обществе [Текст]  / Г.Г. Воробьёв. – М. : Молодая гвардия, 1990. – 225 с.
  14. Кон, И.С.Психология юношеского возраста [Текст] / И.С. Кон. – М. : Издательство ИКАР, 1975. – 217 с.
  15. Трубицына, Л.В. Средства массовой информации и психологичская травма [Текст] / Л.В. Трубицына, Е.Е. Пронина. – М. : РИП Холдинг, 2002. – 352 с.
  16. Ковалева, И.А. Концепция социализации молодёжи: нормы, отклонения, социализационная траектория [Текст] / И.А. Ковалёва. – М. : РИП Холдинг, 2003. – 217 с.
  17. Засурский, Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации [Текст] / Я.Н. Засурский. – М. : Академия, 1999. – 40 с.
  18. Тихомиров, О.К. Общение, опосредованное компьютером [Текст] / О.К. Тихомиров. – М. : Издательство ИКАР, 2004. – 320 с.
  19. Арестова, О.Н Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия [Текст] / О.Н. Арестова. – М. : Издательсвто ИКАР, 2003. – 115 с.
  20. Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации [Текст] / Ю.Д. Бабаева. – М. : Молодая гвардия, 2005. – 90с.
  21. Афанасьев, К.А. Виртуальная реальность [Текст] / К.А. Афанасьев. – М. : Академия, 1998. – 219 с.

Информация о работе Виртуальная реальность и действительность в сознании молодёжи