Виртуальная реальность и действительность в сознании молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить отношение к интернету и телевидению студенческой молодежи Белгородской области.
Задачи исследования:
1) провести анализ теоретического материала по теме курсового проекта;
2) получить информацию об отношении к интернету и телевидению студенческой молодежи Белгородской области;
3) выявить, как виртуальная реальность влияет на сознание студенческой молодёжи.

Файлы: 1 файл

передел.docx

— 144.64 Кб (Скачать файл)

 

РАЗДЕЛ I. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В СОЗНАНИИ МОЛОДЁЖИ»

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

 

Обоснование проблемы исследования. В условиях Нового времени молодёжное сообщество стало рассматриваться, как одно из важнейших социокультурных пространств, внутри которого адаптируются идеи прогресса. Под влиянием глобализации меняются ценности, приоритеты, исторически сложившиеся модели поведения, а так как молодёжь является самой динамичной и мобильной частью социума, то она быстрее всего реагирует на происходящие изменения в общественной среде. Подростки активно проникают в социальную жизнь общества, устанавливают с ней определенные связи и взаимоотношения, постигают смысл деятельности и поступков. В данный возрастной период происходит чрезвычайно интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, формирование связанных с ними нравственных привычек поведения и нравственных качеств личности. Главным условием  становления молодого человека, как личности является процесс социализации, который проходит под влиянием различных институтов социализация, важнейшими из которых являются семья и образовательные учреждения1.

Но в условиях социально-экономических, а так же прогрессивно-технических изменений в обществе, воспитательное влияние семьи и школы уменьшилось. Отсюда – возросшее влияние средств массовой информации (в частности интернета и телевидения) на процесс социализации, формирование мировоззрения и сознания молодёжи. В нашем исследовании мы акцентируем внимание именно на этих составляющих виртуальной реальности, так как, интернет и телевидение на данном этапе технического прогресса имеют самое интенсивное влияние на молодёжную среду.

Телевидение создаёт в  бытовых условиях постоянно действующую информационно-стетическую среду, которая стихийно формирует ценностные ориентации молодёжи в области искусства, культуры быта, эстетической организации среды, деятельности, отношений. В последнее время коммерческое вещание, предоставленное стихии рынка, рассчитано на усреднённые вкусы молодёжи. Всё чаще мы встречаемся с проявлениями пошлости, отсутствия вкуса, жестокосердия, цинизма. Исчезли познавательные передачи, канули в лета манеры поведения в кадре ведущих и участников передач, воплощающих в прошлом наши представления об истинной интеллигентности.

Тем временем «всемирная паутина» – Интернет, охватывает с каждым годом всё больший диапазон пользователей. К постоянному нахождению в Интернете молодых людей больше всего подталкивают быстро набравшие популярность социальные сети, такие как Вконтакте, Одноклассники, разнообразные блоги. Повышается значимость сети Интернет, происходит замена человеческого общения искусственными формами социальной коммуникации, осуществляющимися посредством службы сети Интернет. Не успевая общаться с друзьями и знакомыми в реальном мире, а так же передавать и принимать новую информацию, молодые люди переходят на виртуальное общение, и большинство из них постепенно приобретает интернет–зависимость 2.

Студенты и школьники  уже намного реже посещают библиотеки, потому что Интернет предоставляет  любую нужную им информацию; телевизор позволяет хорошо провести свободное время, не вставая с места; он-лайн игры погружают в другую реальность, где можно быть модератором событий, управлять виртуальной реальностью – всё это становится частью жизни молодёжи и безусловно влияет на психику и сознание молодого поколения, которое является опорой и будущим нашего общества3.

 Для того, чтобы узнать и предугадать, какие изменения общественного сознания нас ждут, мы и должны изучать часть общества, которое прямо влияет на всё социальное пространство в целом – молодёжь.

Молодёжь – это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума4.

Учитывая, что наличие высшего образования является ключевым условием общественного успеха человека, можно с уверенностью сказать, что группа, определяющая завтрашнее общественное сознание – это сегодняшние студенты ВУЗов. Кроме того, молодёжь, в том числе студенчество, является нестабильной, и как говорилось ранее – самой динамичной и мобильной частью общества, поэтому особенность студентов, как объекта исследования заключается в том, что, с одной стороны, у студентов уже сформированы или находятся на завершающей стадии формирования культурные и политические мировоззренческие позиции, а с другой стороны – студенты еще не способны активно влиять на процессы культурной и политической жизни общества.

Итак, с одной  стороны, мы имеем необходимость  изучения влияния виртуального мира на общества, с другой стороны, существует необходимость исследовать перспективу  данного явления.

Из всего вышеупомянутого  можно сделать вывод, что сознание молодёжи, является опорой всего общества в целом, то следовательно, изучение конкретных аспектов влияния на сознание молодого поколения представляется весьма актуальным.

Объект  социологического исследования: сознание молодёжи.

Предмет социологического исследования: виртуальная реальность и действительность в сознании молодёжи.

Цель исследования: изучить отношение к интернету и телевидению студенческой молодежи Белгородской области.

Задачи исследования:

1) провести анализ теоретического материала по теме курсового проекта;

2) получить информацию об отношении к интернету и телевидению студенческой молодежи Белгородской области;

3) выявить, как виртуальная реальность влияет на сознание студенческой молодёжи.

Гипотеза  исследования основывается на предположении о том, что виртуальная среда влияет на сознание молодёжи.

Интерпретация и операционализация основных понятий.

Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества5.

На определенных этапах исторического  развития в каждом конкретном обществе социальные институты могут поддерживать как позитивную, так и негативную полярность разрешения соответствующих  кризисов развития. В связи с этим при рассмотрении социальных систем, с точки зрения психосоциального подхода, важно понять, каково реальное смысловое наполнение, вкладываемое обществом либо уполномоченными  его представителями (идеологами, пророками, законодателями и т. п.) в структуру, формализованную как тот или иной социальный институт, а также, как данное содержание отражается и преломляется в реальной социальной практике.

Другая важная проблема, без пристального рассмотрения которой представляется невозможным понять механизм развития идентичности индивида и ее взаимосвязь  с обществом в процессе социализации, связана с качественными особенностями референтных фигур и групп, посредством которых осуществляется взаимосвязь личность – общество. Средства и формы передачи содержания и смыслов базисных социальных институтов данного общества, а также субъективное преломление их на рефлекторном и бессознательном уровне конкретных референтных фигур или групп могут быть полностью адекватны, а могут существенно отличаться и, более того, вступать в противоречие с фактическими результатами социогенетического развития. При этом фильтрация содержания социальных институтов на уровне референтных фигур и групп может, в зависимости от особенностей последних, происходить как в сторону компенсации негативных аспектов традиции, повышения институциональной витальности ее составляющих, так и в противоположном направлении – культивировании и консервации деструктивных и инфантильных установок личности.

По-видимому, говорить о полном разрешении конфликта развития и успешной социализации конкретного индивида в конкретном обществе можно в том случае, когда  направленность и выраженность реального  содержания базисных социальных институтов и компонента идентичности, сформировавшаяся на соответствующей психосоциальной  стадии при посредничестве референтных  фигур, в целом совпадают. Если же имеет место существенное расхождение  линий онто- и социогенетического развития, это ведет к внутриличностному  конфликту, влекущему за собой специфические  социальные последствия. В этом случае можно говорить о кризисе идентичности и десоциализации индивида.

Одним из базовых показателей успешной социализации является уровень социальной адаптации личности.

При совпадении полярностей разрешения кризиса развития на индивидуальном уровне и содержания соответствующего ему базисного института общества, высокий уровень социальной адаптации  обусловлен как совпадением личностных и социальных ценностей и смыслов, так и предпочтительных типов  адаптационного процесса.

Если же полярности разрешения онто- и социогенетического развития не совпадают, то уровень социальной адаптации  индивида в рамках соответствующего социального института, как правило, оказывается низким в силу несовпадения личностных ценностей и смыслов  содержанию традиции, а также оппозиционности  типа адаптационного поведения общественным установкам и связанным с ними социальным стереотипам.

Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности6.

Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Интернет – всемирная система объединённых компьютерных сетей. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть.

Интернет-зависимость – навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус как психического расстройства формально не установлен, и она не включена в классификаторы заболеваний.

Телевидение – комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние. В обиходе используется также для обозначения организаций, занимающихся производством и распространением телевизионных программ. Является наиболее массовым средством распространения информации7.

Общественное сознание –  отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. 

Институт социализации – конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. Основные институты социализации – это семья и образовательные учреждения.

Семья. Такие институты организации, как семьи во всех концепциях личности традиционно рассматриваются как  одни из важнейших. Именно в ней дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в  том числе половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (например, авторитарный или либеральный) оказывает  воздействие на формирование у ребенка  тех или иных особенностей «образа  Я».

Такие институты социализации, как  семьи имеют свою специфику, которая  состоит в том, что семья, с  одной стороны, может быть рассмотрена  как структурный элемент общества, а с другой – как малая группа. Соответственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности, является, с одной стороны, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а с другой – средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.

Как элемент макросреды семья является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают  в основном через семью. При этом отмечается, что роль семьи в трансляции культурных влияний тем больше, чем  выше гомогенность окружающей ее социальной общности: в разнородном, поликультурном социуме отдельные культурные традиции могут находиться в противоречии друг с другом, затрудняя процесс  вертикальной трансмиссии культуры. Однако множественные исследования показывают, что и при достаточной  культурной разнородности общества родители становятся референтным источником выбора ценностей и моделей поведения  в тех областях, в которых культурные нормы стабильны (таковыми преимущественно  являются религиозные убеждения, этнические и полоролевые стереотипы).

Образовательные институты. Институты  социализации также включают в себя систему образования. В этом своем  качестве она обладает рядом специфических  особенностей.

Во-первых, отчетливо выраженным целенаправленным характером: для любой исторической формы образования характерна четкая экспликация своих целей, причем при всех возможных нюансах основная задача образовательной системы как социального института – воспроизводство существующей общественной системы, и в этом смысле образование неминуемо консервативно.

Во-вторых, для любой системы  образования характерна ориентация на идеальную модель: и учебное  и воспитательное воздействие предполагает наличие некоторого идеального образца (выражаемого в сумме умений и  знаний и в качествах личности), который необходимо получить «на выходе».

Информация о работе Виртуальная реальность и действительность в сознании молодёжи