Управление и регулирование в сфере труда и занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

В работе рассмотрены мероприятия и действия предпринимаемые государством для уменьшения числа безработных среди всех категорий населения, а так же выплаты и пособия предусмотренные законодательством РФ.

Содержание работы

Введение
Глава1. Общие понятия управления и регулирования в сфере труда и занятости населения
1.1 Понятие рынка труда и рабочей силы
1.2 Службы занятости населения: федеральные службы, региональные службы, фонды занятости
1.3 Механизмы государственного регулирования рынка труда в рыночных условиях
1.4 Перспективы и основные пути повышения труда и занятости населения в РФ
Глава 2.Управление и регулирование в сфере труда и занятости населения в Москве.
2.1.Анализ ситуации на рынке труда
2.2. Мероприятия по содействию занятости населения в Москве
2.3. Мероприятия по содействию трудоустройства населения
2.4. Временное трудоустройство безработных
2.5. Трудоустройство инвалидов
2.6. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних
2.7. Трудоустройство выпускников высших учебных заведений
2.8. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда
2.9. Организация общественных работ
Глава3. Система социальной поддержки безработных граждан.
3.1. Выплата пособий, материальной помощи безработным
3.2. Временная нетрудоспособность
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине «Система государственного и муници.doc

— 604.50 Кб (Скачать файл)

 

2.5. Трудоустройство инвалидов

 

Качество жизни лиц  с нарушениями жизнедеятельности  не должно отличаться от качества жизни  остальной части населения. Важно, чтобы эта цель достигалась не столько за счет социальной благотворительности  государства, отдельных организаций и лиц, сколько за счет системы социальных, организационных, экономических, психологических и других мер, позволяющих инвалиду адаптироваться в новых условиях и найти свое место в жизни.

В целях усиления социальной защищенности и повышения конкурентоспособности безработных граждан данной категории службой занятости республики предусматривается:

трудоустройство инвалидов  на рабочие места, установленные  квотой, а также их участие в  общественных работах;

содействие в организации  предпринимательской деятельности;

направление на обучение профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда;

оказание психологической  помощи и социальная адаптация на рынке труда через программу  «Клуб ищущих работу»;

Подбирая для инвалида подходящую вакансию, специалист службы занятости основывается на рекомендациях, которые отражены в индивидуальной программе реабилитации инвалида, заполняемой в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов РФ» органами медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Трудовые рекомендации, выдаваемые врачом-экспертом, являются первым звеном в организации рационального трудоустройства инвалидов. Они основываются на комплексной оценке медицинских, психологических и социально-профессиональных факторов. Рекомендации даются с учетом функциональных возможностей инвалидов, профессиональных навыков, специальной и образовательной подготовки, личных наклонностей, а также мотивации инвалида на трудовую деятельность. При этом учитывается и ситуация, складывающаяся на рынке труда города, района республики.

Реализация форм занятости  инвалидов осуществляется посредством:

- Трудоустройства безработных  инвалидов в рамках программы  «Организация временного трудоустройства  безработных граждан, испытывающих  трудности в поиске работы».

Взаимодействие Центров занятости населения с работодателями строится на договорной основе. В качестве работодателей могут выступать юридические лица независимо от форм собственности и частные предприниматели без образования юридического лица, стабильные в финансово-экономическом положении и имеющие условия труда на рабочих местах, соответствующие требованиям трудового законодательства.

В случае принятия решения  о приеме безработного инвалида на рабочее место работодатель заключает  с ним срочный трудовой договор, в котором указывается по какой профессии принимается инвалид, о чем производится соответствующая запись в трудовой книжке. СЗ может оказывать материальную поддержку на период временного трудоустройства из средств субвенций Федерального бюджета.

- Оказания содействия безработным инвалидам, желающим организовать собственное дело по программе: «Организация содействия самозанятости безработных граждан».

Одним из альтернативных вариантов занятости инвалидов  является предпринимательская деятельность. Служба занятости для тех безработных инвалидов, которые активны и хотят реализовать свои возможности, потенциал, оказывает содействие в получении необходимых знаний по профессиям, дающим возможность организовать собственное дело.

Оказывает финансовую помощь на подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов.

- Профконсультирования  и профориентации с учетом  деловых качеств безработного  инвалида.

Профессиональная ориентация является одним из средств повышения  адаптации и конкурентоспособности  безработных инвалидов. Каждый инвалид, обратившийся в службу занятости республики, получает обязательную услугу профконсультанта, которая включает в себя: индивидуальную консультацию по выбору профессии, информационную консультацию о ситуации на рынке труда, консультацию по обучению рекомендуемой профессии.

Большой популярностью  у инвалидов пользуются групповые  программы «Мастерская поиска работы», «Консультационно-информационная школа». Для инвалидов проводятся ярмарки  учебных и рабочих мест.

- Квотирования рабочих мест

Действенным механизмом, обеспечивающим содействие в занятости инвалидов, является квотирование рабочих мест. Квота - минимальное количество (в процентах от среднесписочной численности работников организации) рабочих мест для приема на работу инвалидов, которые работодатель обязан создать или выделить за счет собственных средств, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.

Прием на работу инвалидов  работодателями в счет установленной  квоты производится по направлениям органов службы занятости населения, органов социальной защиты, а также самостоятельно.

- Проведения общественных работ.

Служба занятости организует трудоустройство инвалидов на общественные работы, учитывая их желания и возможности. Общественная работа - это трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки инвалидов, ищущих работу. К основным видам общественных работ относятся озеленение и благоустройство территорий, уход за престарелыми, проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, участие в организации спортивных соревнований, фестивалей и т.д.).

Привлечение молодых  инвалидов, впервые вступающих на рынок  труда, к общественной работе, имеющей  временный характер, помогает приобрести им трудовые навыки.

- Профобучения и переобучения безработных инвалидов.

Для повышения конкурентоспособности  инвалидов на рынке труда, расширения возможностей их трудоустройства служба занятости организует профессиональное обучение под рабочие места, пользующиеся спросом на рынке труда.

Для повышения профессионального  уровня безработных инвалидов, совершенствования  профессиональных навыков службой  занятости организуется прохождение  «Стажировки» по программе профессионального  обучения, которая предназначена  и для выпускников среднего и высшего профессионального образования.

 Обучающиеся по  направлению службы занятости  безработные инвалиды получают  стипендию. Также за счет средств  службы занятости оплачивается  стоимость обучения, транспортные  расходы и стоимость проживания при направлении на учебу в другую местность.

 

2.6 Организация временного трудоустройства несовершеннолетних

 

Временная занятость  подростков регламентируется Законом  РФ "О занятости населения в  РФ", совместным приказом Министерства труда и социального развития РФ от 25.03.2002 года № 57 и Министерства финансов РФ от 25.03.2002 года № 21н.

Основной задачей содействия трудоустройству несовершеннолетних граждан на временную работу является их приобщение к труду, получение  профессиональных навыков, адаптация к трудовой деятельности.

Приоритетным правом при временном трудоустройстве  пользуются несовершеннолетние граждане:

-из числа сирот  и оставшихся без попечения  родителей, а также лиц, их  заменяющих;

-из семей безработных  граждан, неполных, многодетных семей; семей беженцев и вынужденных переселенцев;

-состоящие на учете  в комиссиях по делам несовершеннолетних;

-освобожденные из  воспитательно-трудовых колоний  или закончившие специальные  учебно-воспитательные учреждения.

Трудоустройство несовершеннолетних граждан осуществляется в соответствии с нормами законодательства, предусмотренными для данной категории граждан, на работу, не наносящую ущерба их здоровью, моральному развитию, нравственности и не нарушающую процесса обучения.

Направление подростков для трудоустройства осуществляется в соответствии с Перечнем видов работ, рабочих мест и профессий, на которых допускается применение труда подростков. Запрещается направление подростков на тяжелые работы, работы с вредными или опасными условиями труда и в ночное время, на работы по переноске и передвижению тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы, а также связанные с производством, хранением и торговлей спиртными напитками, наносящие ущерб нравственности подростка и работы, выполняемые вахтовым методом.

Продолжительность рабочего времени в период каникул не может  превышать: для учащихся в возрасте от 16 до17 лет - 36 часов в неделю и 6 часов в день; для учащихся от 14 до 16 лет - 24 часа в неделю и 4 часа в  день.

Период работы несовершеннолетнего гражданина подтверждается справкой с указанием выполненной работы, времени работы и заработной платы или соответствующей записью в трудовой книжке, выдаваемой предприятием-организатором работ.

Трудоустройство несовершеннолетних граждан на временную работу может осуществляться в организации, независимо от их форм собственности.

Организация трудоустройства  подростков на временную работу проводится при непосредственном участии органов  службы занятости, органов государственной  исполнительной власти, образования с привлечением органов по труду, здравоохранения, комиссий по делам несовершеннолетних, комитетов по делам молодежи и осуществляется во взаимодействии с работодателями, а также профсоюзными, молодежными, детскими и другими общественными организациями и объединениями.

 

2.7 Трудоустройство выпускников высших учебных заведений

 

Следует признать, что  за последний год ситуация с трудоустройством выпускников значительно осложнилась, что в большинстве своем отмечали многие аналитические источники. Задачей было установить, как эти изменения повлияли на конкретную работу вузов по содействию занятости молодых специалистов, и выяснить, насколько согласованы две точки зрения основных игроков на этом рынке – вузов и работодателей. Ведь зачастую от согласованности, одинакового видения ситуации и потребностей друг друга зависит успешная работа по трудоустройству студентов и выпускников.

 

 

Задавая практически  один и тот же вопрос вузам и  работодателям, можно увидеть несколько  разную картину восприятия текущей  ситуации на рынке труда. В целом, и вузы и компании отмечают тенденции к значительному снижению потребности в молодых специалистах. Однако компании более категоричны в свои оценках – более трети из них (38%) не готовы трудоустраивать выпускников, и лишь 6% вузов отмечают эту тенденцию. Хотя более половины учебных заведений (56%) отмечают повышенные сложности в трудоустройстве. Что касается нейтральных или положительных тенденций, то здесь обе стороны практически едины в своих оценках – менее трети отмечают, что ситуация не изменилась, а тех, кто отмечает тенденции роста, почти нет (6%).

 

Примерно аналогичная  картина наблюдается в оценке потребности в молодых специалистах со стороны вузов и работодателей. Обе стороны в минимальной  степени склонны указывать на большую потребность в выпускниках со стороны работодателей. Однако, вузы опять же, по сравнению с работодателями, переоценивают текущие запросы на выпускников. Подавляющее большинство (60%) опрошенных компаний сейчас минимально заинтересованы в молодых специалистах, тогда как со стороны вузов этого мнения придерживается только треть (34%). Учебные заведения более склонны отмечать среднюю потребность в молодых специалистах (46%), среди компаний это число меньше примерно в два раза (21%).

 

Интересно посмотреть соотношение мнений работодателей и вузов относительно того, какие компании наиболее и наименее заинтересованы в работе с выпускниками. Как показал наш опрос, мнение двух сторон по этому вопросу носит достаточно согласованный характер. Большинство вузов считает, что лидерами на рынке труда по трудоустройству молодых специалистов могут стать государственные компании, и именно они демонстрируют к выпускникам наибольший интерес (44%), хоть и несколько меньший, чем склонны полагать вузы (67%). Второе место занимают небольшие российские компании, и здесь мы также видим согласованность мнений (49% и 40%). Крупные иностранные компании также согласованно воспринимаются участниками опроса как перспективные для трудоустройства (30%), а на небольшие иностранные компании практически никто не ставит.

Единственное, что следует  отметить – вузы достаточно сильно переоценивают нынешнюю готовность крупных российских компаний работать с выпускниками. Видимо, опыт предыдущего  взаимодействия с ними еще играет свою роль в ожидании продолжения такого взаимодействия (50% вузов склонны полагать, что эти компании заинтересованы в выпускниках), однако сами работодатели из этого сегмента гораздо менее в них заинтересованы (всего 20%).

Информация о работе Управление и регулирование в сфере труда и занятости населения