Управление дошкольным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить роль педагогической диагностики в осуществлении управлением ДОУ
Задачи:
- выяснить степень изученности использования педагогической диагностики в управлении современным ДОУ;
- изучить особенности методологической организации проведения педагогической диагностики.
- исследовать влияние педагогической диагностики на результаты профессионального развития педагогов ДОУ как условия обеспечивающего повышения качества образования и, следовательно, его развития.
- сделать выводы и обобщение

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ………………………………………………………………….7
1.1 Сущность и содержание педагогической диагностики…………………….7
1.2 Педагогическая диагностика в дошкольном образовательном учреждении…………………………………………………………………..15
1.3 Роль педагогической диагностики в управлении дошкольным образовательным учреждением…………………………………………….20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………………34
2.1 Организация проведения исследования……………………………………34
2.2 интерпретация результатов исследования…………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….46
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….................49

Файлы: 1 файл

курсовая по удо.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

-   Конвенции о правах ребенка,

-   Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании»,

- приказов и инструктивных писем Министерств образования Российской Федерации и субъекта федерации, управления образования администрации города и района,

-  Устава образовательного учреждения,

- приказов руководителя образовательного учреждения и т.п.

Важно отметить, что диагностическая работа должна включаться в план работы на учебный год, а в случае внепланового обследования – проводиться на основании приказа руководителя. При этом речь не идет о случаях диагностики, проводимой в рамках психолого-педагогического консультирования или в рамках выполнения индивидуальных коррекционных программ, реализуемых отдельными специалистами. Предполагается, что в годовой план или в приказ по учреждению включается диагностика, охватывающая все или отдельные возрастные группы с привлечением большинства членов педагогического коллектива.

В случаях привлечения  к проведению диагностики специалистов из других учреждений необходимо включить этот пункт в договор и план взаимодействия, например с детской  поликлиникой, фельдшерско-акушерским пунктом, школой, психологическим центром и тому подобное.

Включение в  договор с родителями фразы о  том, что образовательный процесс  в учреждении строится на диагностической  основе, позволяет, с одной стороны, соблюсти права родителей, как законных представителей интересов ребенка, а с другой стороны, избежать необходимости каждый раз спрашивать согласие родителей на проведение плановой диагностической работы [31].

Педагогическая  диагностика имеет в виду профессиональную деятельность педагога (учителя, преподавателя, воспитателя) по постоянному изучению и оценке динамичной ситуации педагогического процесса и его непрерывно развивающегося объекта: ребенка, школьника, студента или группы, коллектива. Она преподносит педагогу исходные данные и ключ для практического решения конкретных педагогических задач. Следовательно, педагогическая диагностика есть предпосылка и условие для грамотной и успешной постановки и конструирования педагогической технологии.

По мнению Никишиной  И.В., диагностика педагогического  мастерства, успешности педагога позволяет оптимально решать проблемы аттестации работников образования, так как устраняет субъективизм в оценке администрации образовательного учреждения. Однако руководителям образовательного учреждения, советует, помнить, что диагностика не самоцель, а лишь один из этапов работы с педагогами наряду с консультацией, коррекцией, адаптацией и поддержкой [18].

В процессе диагностики  собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов  и учеников, уровне их предшествующей подготовки и многих других важных обстоятельствах. В процессе диагностики происходит корректировка первоначальных задач: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствие с реальными возможностями. Далее проводится прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы еще до начала процесса оценить его   возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Применение научного прогнозирования, дает возможность теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Оно осуществляется по довольно сложным методам, но затраты на получение прогноза окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в протекание и ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным или приведет к нежелательным последствиям[32].

Педагог (учитель, воспитатель, преподаватель) всегда в  какой-то мере исследователь – и  по профессиональной обязанности, и  по совести, и по познавательной потребности и интересам. Например, чтобы добиться хороших результатов в учебно-воспитательной работе, современный учитель-воспитатель изучает новинки психолого-педагогической литературы, постоянно наблюдает за динамикой физического и духовного развития своих воспитанников – каждого в отдельности и всей группы как социальной единицы (группы, коллектива). Всестороннее изучение индивида и группы особенно необходимо тогда, когда педагог работает с ними впервые. Он постоянно следит за беспрерывно меняющимися условиями педагогического процесса. Более того, «сканирование» (от англ. to – can – просматривать, просвечивать) педагогической ситуации в учебно-воспитательной работе является неотъемлемым компонентом успешной деятельности учителя и воспитателя. Кроме того, учитель, воспитатель воспринимает из разных источников и аккумулирует в себе широкий круг новой информации по смежным наукам, искусству и культуре вообще, технике, политике и даже хозяйственно-бытовым вопросам, перерабатывает ее, то есть анализирует, систематизирует, обобщает, рекомбинирует и оценивает как средство профессиональной деятельности с тем  чтоб потом, этот переработанный и осмысленный материал наиболее выгодно использовать в практической работе как компонент педагогической технологии.

Профессиональные педагоги имеют дело не только с методикой учебной работы. Их интересуют и физическое развитие, и состояние здоровья ученика, и социальная среда, в которой формируется личность. Значит, учитель и воспитатель наряду с педагогической диагностикой, в тесной взаимосвязи с нею обращаются и к психодиагностике, и к диагностике социальной, медицинской. Данные о воспитанниках получаемые с их помощью, педагог также учитывает и использует для успешного решения практических учебно-воспитательных задач.

Педагогическая диагностика относится к различным разделам учебно-воспитательного процесса: к изучению личности индивида, группы и коллектива, учебной и воспитательной деятельности, системе управления образованием. Ее применяют во всех типах дошкольных и внешкольных учреждений и учебных заведений.

Методами педагогической диагностики и научно-педагогического  исследования являются самонаблюдение и самоанализ. Они предполагают постоянную фиксацию педагогом своих творческих усилий по внедрению достижений педагогической науки, по разработке новых форм и методов воспитания и обучения с последующим анализом результатов воздействия на детей [14].

И. А Глазаткина в своей статье «Использование педагогической диагностики в дошкольном учреждении» выдвигает принципы педагогической диагностики. Она считает, что эффективной и целесообразной можно назвать такую педагогическую диагностику развития и эмоционально-личностного состояния, которая разработана с учетом следующих принципов.

1. Педагогическая  оценка нацелена на помощь ребенку в обучении и развитии. Недопустимо с точки зрения педагогической этики пытаться использовать полученную информацию о ребенке для решения сиюминутных проблем, которые могут возникнуть у воспитателя с этим ребенком.

2. Педагогическая  оценка исходит из собственной  личности ребенка. Результаты  оценки сравниваются только с  собственными достижениями ребенка.  Недопустимо сравнивать их с  результатами других детей или  с общими знаниями воспитателя  об обычном ходе развития в зависимости от возраста, социального слоя или других внешних обстоятельств. Надо помнить: каждый ребенок имеет право на собственный уникальный путь развития.

3. Педагогическая  оценка отличается от психологической  диагностики. Психологические тесты  стандартизированы, а потому ограничены сферы их действия, способы обработки полученных данных и возможные варианты интерпретации результатов. Педагогическая диагностика носит комплексный характер, она складывается из множества частных оценок. Для оценки общего уровня развития ребенка необходимо иметь информацию о различных сферах его развития: социальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, интеллектуальной и другое. Очень важно также получать информацию о развитии ребенка от разных источников: от родителей и близких взрослых, анализировать данные о социальном статусе семьи, атмосфере в ней и тому подобное.

4. Педагогическая  оценка осуществляется в привычной  для ребенка обстановке. Все результаты  своих наблюдений воспитатель  фиксирует в регистрационных  формах и использует за тем для оказания ребенку помощи в его обучении и развитии, подбирая для него соответствующие методы и подходы, организуя, таким образом, особый контекст развития. Специальные диагностические процедуры, направленные на выяснение некоторых конкретных аспектов развития ребенка (эмоциональный статус, самооценку и другое) проводятся в привычной для ребенка обстановке и включаются в обычные виды деятельности» [3].

Таким  образом, в современном понимании педагогическая диагностика – это система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий, методик и тестовых заданий, позволяющих определять уровень профессиональной компетенции педагога, уровень развития ребенка-дошкольника, а также диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества образовательных услуг дошкольного учреждения. Педагогическая  диагностика  призвана,  во-первых, оптимизировать процесс  индивидуального  обучения,  во-вторых,  в  интересах общества  обеспечить  правильное  определение  результатов  обучения и развития. Диагностическая работа способствует повышению качества образования только в том случае, если педагоги видят в ней смысл, заинтересованы в её проведении и могут учитывать полученные данные в своей работе, то есть если у педагогов сформирована психологическая готовность к реализации диагностического направления деятельности.

 

    1.  Педагогическая диагностика в дошкольном образовательном учреждении

Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. В частности, введенные Л.С. Выготским понятия "зоны ближайшего развития" и «зона опережающего развития» особым образом фиксировало именно этот известный факт. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его "склонности", выступающие основой дальнейшего развития способностей.

Проведение диагностики всегда связано с этапом интерпретации, то есть объяснения полученных данных с точки зрения развития ребенка. Известно, что наиболее информативные диагностические методики допускают наибольшую свободу в интерпретации их результатов. В руках квалифицированного педагога эти методики являются инструментом получения глубокой и точной информации об уровне развития и склонностях ребенка. В то же время именно эти методики представляют наибольшую опасность, если они попадают в руки неквалифицированного или недобросовестного исследователя [19].

Самым типичным проявлением человека является его  социальная сущность, которая отражается в системе его отношения к миру и себе. Отражательная природа психики приводит к тому, что  существующие общественные процессы и явления в каждом человеке преломляются, отражаются, обусловливаются, перерабатываются, тем самым обеспечивается развитие природным сил и возможностей людей, дальнейшее развитие того, что ими приобретено в результате индивидуальной жизни и воспитания.  Типичное в людях (пол, возраст, тип нервной системы, темперамент и так далее) связывается с типичными явлениями социальной действительности (эпоха, социальная система, уровень развития идеологии и морали, науки и техники, культуры и производства, воспитания и семейных отношений) [13].

Поэтому объектом педагогической диагностики является не только воспитанник, но и воспитательные возможности зоны его ближайшего социального окружения.

Воспитание  – это управляемая система     процессов      взаимодействия           общества      и  личности,    обеспечивающая,     с  одной  стороны,    саморазвитие   и  самореализацию      этой  личности,   а  с  другой  –  соответствие   саморазвития       ценностям     и  интересам общества [2].            

Воспитательная  работа начинается с педагогической диагностики. «Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях», - так писал К.Д.Ушинский.

Обращение к научно-методической литературе показывает, что вопросу изучения эффективности воспитательного процесса посвящено большое количество публикаций, Однако до сих пор остается немало белых пятен в теории, методике и практике диагностики результативности воспитательной деятельности. Необходимость разработки новых подходов к изучению эффективности процесса воспитания учащихся обусловлена рядом причин, из которых три обстоятельства являются наиболее важными. Во-первых, в последние годы претерпевает значительные изменения методологическая основа теории воспитания. Ранее многие теоретические положения о воспитании основывались на марксистско-ленинской теории, документах КПСС, поэтому не случайно содержательные аспекты диагностики эффективности воспитательного процесса были детерминированы партийно-государственными установками (установками сверху). Во-вторых, в последние годы существенно изменилась практика воспитания ребенка. На смену социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру подхода к построению воспитательного процесса пришла парадигма гуманистического, личностно ориентированного воспитания. В соответствии с этой парадигмой надо внести значительные коррективы в диагностико-результативный компонент воспитательной деятельности. В-третьих, с каждым годом обогащается теоретический, методический и практический арсенал психолого-педагогической диагностики, что позволяет усовершенствовать диагностический инструментарий исследования эффективности воспитательного процесса. Если ранее диагностика результативности воспитания строилась чаще всего на основе педагогического наблюдения и экспертной оценки, то сейчас существует обширная палитра диагностических методик [28].

Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязанные  элементы: цели, содержание, методы и  формы работы, наконец, ребенок и воспитатель, другие субъекты воспитания. Наука предлагает организовывать учебно-воспитательный процесс как технологический: «изготовление» выпускника можно сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно. Конечно, воспитание - дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни воспитатель, ни воспитуемый не являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее, идея технологизации образования все больше разрабатывается.

Информация о работе Управление дошкольным учреждением