Управление дошкольным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить роль педагогической диагностики в осуществлении управлением ДОУ
Задачи:
- выяснить степень изученности использования педагогической диагностики в управлении современным ДОУ;
- изучить особенности методологической организации проведения педагогической диагностики.
- исследовать влияние педагогической диагностики на результаты профессионального развития педагогов ДОУ как условия обеспечивающего повышения качества образования и, следовательно, его развития.
- сделать выводы и обобщение

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ………………………………………………………………….7
1.1 Сущность и содержание педагогической диагностики…………………….7
1.2 Педагогическая диагностика в дошкольном образовательном учреждении…………………………………………………………………..15
1.3 Роль педагогической диагностики в управлении дошкольным образовательным учреждением…………………………………………….20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………………34
2.1 Организация проведения исследования……………………………………34
2.2 интерпретация результатов исследования…………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….46
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….................49

Файлы: 1 файл

курсовая по удо.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

Рассматривать работу любого воспитателя с позиций  технологии - значит, выделить в его деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы, составляющие цикл работы:

1. Изучение воспитанников  и постановка конкретных задач воспитания

2. Планирование  работы

3. Реализация  плана (выполнение работы)

4. Анализ и  оценка результатов работы

Далее ставятся новые задачи, если решены прежние [9 с. 8].

Воспитание следует понимать не как работу, а как деятельность, характер, формы и средства которой, как известно, определяются теми целями, которые ставит перед собой субъект этой деятельности, а они, в свою очередь, определяются его ценностями и мотивами.

Педагог, воспитывающий  детей, как убедительно доказала в своих исследованиях А.И. Григорьева, не может ни выполнять предписанную ему сверху функцию воспитания, ни исполнять возложенные на него кем бы то ни было должностные обязанности воспитателя. Ибо все это предполагает стороннее давление, внешние предписания, поступающие сверху инструкции, доминирование мотивов (одобрение администрацией, соответствие ожидаемому ролевому поведению, материальное стимулирование и т.п.), не связанных непосредственно с воспитанием детей. На самом деле, педагог может только реализовывать собственную позицию воспитателя, которая представляет собой единство его сознания (побуждаемый соответствующими мотивами, он свободно и осмысленно ставит перед собой воспитательные цели) и деятельности (он стремится достичь этих целей, самостоятельно выбирая необходимые пути и средства).

Из такого понимания  воспитания следует:

- смысл диагностики  - обнаруживать и решать собственные профессиональные проблемы: где мы как воспитатели, администрация, методисты, чиновники недоработали; что нужно предпринять для решения обнаруженных проблем; какую помощь необходимо оказать ребенку, родителям, педагогам? Такая диагностика предполагает не сравнение изучаемого объекта с неким общим для всех стандартом, а отслеживание динамики изменений данного объекта (каким был, каким стал) - ибо именно так педагогам удобнее всего отслеживать собственное продвижение в решении тех или иных воспитательных проблем;

- для педагогов,  реализующих собственную позицию  воспитателя, гораздо важнее анализировать  собственную деятельность, а не  отчитываться о ней перед кем-то;

- педагоги как  профессионалы самостоятельно определяют  цель, задачи, формы, способы своей деятельности и планируют ее так, как это удобнее им самим, а не так, как этого требует кто-то еще.

 Эффективное планирование, как известно, возможно только на основе тщательного анализа процесса воспитания. При этом анализ трудно осуществить без сбора необходимой для этого информации, то есть без диагностики, которая позволила бы дать оценку организуемому процессу воспитания. В свою очередь и сама диагностика немыслима без определения критериев оценки процесса воспитания [29].

Владение педагогической диагностикой позволяет усилить профессиональную направленность работы каждого воспитателя и руководителя, повысить заинтересованность в научно-методическом осмыслении своей работы[8].

Значит, на современном  этапе образования  невозможно представить воспитательно - образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая  оценка тоже может быть использована) - необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.

Диагностика имеет большое  значение для целенаправленного  и эффективного осуществления воспитательно - образовательного процесса. Она позволяет  путем контроля (мониторинга) и коррекции  всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

 

    1.  Роль педагогической диагностики в управлении дошкольным образовательным учреждением

Система дошкольного  образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ [7]. Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Перед работниками ДОУ стоит непрерывная задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждое дошкольное учреждение должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность, необходимость.  Это достигается, в первую очередь, высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Под качеством  управления дошкольным образовательным  учреждением понимается совокупность свойств и признаков, определяющих его достоинство, высокосортность. И здесь особая роль уделяется управленческому мастерству. От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус [5].

Под управлением  дошкольным учреждением следует  понимать целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного  труда сотрудников в решении  задач воспитания детей на уровне современных требований. Цель управления дошкольным учреждением - обеспечить оптимальное функционирование систем, высокую эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми при наименьших затратах времени и сил [24].

Для развития ДОУ  необходимо найти те рычаги, с помощью которых можно преодолеть такие негативные явления как формализм, пассивность многих педагогов и воспитанников. Главным из этих рычагов является активизация человеческого фактора в просвещении, развитие, творческого потенциала педагогов и педагогического коллектива в целом [23].

Для того чтобы  этот процесс был успешным, необходимо постоянно повышать требования к  развитию профессионализма воспитателей дошкольных образовательных учреждений и это не случайно, так как профессионализм выступает одним из факторов создания творческой, развивающей среды в ДОУ и одним из условий эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.

Для целостного представления о возможных путях, способах формирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений рассмотрим ключевые понятия: компетентность, компетенции.

«Компетентность»  как феномен, несмотря на достаточное  количество исследований, сегодня еще  не имеет точного определения  и не получила своего исчерпывающего анализа. Зачастую в научной литературе это понятие относительно педагогической деятельности употребляется в контексте приведения в действие внутренних движущих сил педагогического процесса, причем чаще в роли образной метафоры, а не научной категории [11].

Компетенции - единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью [21].

Уровень педагогической культуры и профессионализма воспитателя — главное условие качественного образования любого дошкольного образовательного учреждения, а педагогическая команда, единая в своих устремлениях и подходах, — главная движущая сила любых проектов и образовательных инициатив.

 Поэтому  создание системы поддержки профессионального роста педагогов детского сада сегодня должно являться центральным звеном методической работы [15].

Сегодня каждый из педагогов –  руководитель, завуч, методист, учитель, воспитатель –  должен видеть проблемы  «своего»  образовательного  учреждения с позиции нарастания, то есть в движении  от  того,  что  имеется  сейчас,  к тому, что ожидается в будущем, и тем    самым  как  бы  определить  для  себя     цель: «Чего я хочу достичь в работе по    своему направлению». Это и будет являться   его    творческим    ростом.       Тогда   и   аттестация   педагога   будет проходить не  надуманно,  а  с оценкой    его  вклада  в развитие  образовательного учреждения и его собственного творческого развития.  При работе  с педагогическим коллективом   руководителю   важно   научить педагогов развивать свой творческий  потенциал.  Именно  это может стать движущей силой развития всего   коллектива.   Проблема диагностики педагогической  деятельности  чрезвычайно  актуальна  и  значима  для  дальнейшего  совершенствования  воспитательно-образовательного  процесса  в  образовательных  учреждениях,  для  повышения квалификации педагога и наращивания его творческого потенциала.   Особое  значение  приобретает  проблема достоверной диагностики целевого,  содержательно-организационного и результативного компонентов образовательного процесса как деятельностной  системы. 

Преобразования, происходящие в современном образовании, предъявляют новые требования к  личности педагога. Педагогика сотрудничества, ориентированная на развитие личности, способной к самоопределению и самореализации, успешно реализуется педагогами с развитым креативным потенциалом.

 Совершенствование  всех сторон деятельности дошкольного  образовательного учреждения возможно  лишь при условии ясного видения руководителем основных направлений профессионального роста всех специалистов. Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.

 Систематическая  работа, организованная с педагогами  по повышению профессиональной  компетентности поможет вывести  их на более высокий уровень [25]. Педагогическая диагностика как система методов и средств изучения профессионального мастерства педагога создает основу для выявления затруднений в работе каждого педагога, позволяет определить сильные и слабые стороны его педагогической деятельности, наметить оптимальные пути и способы их преодоления [10, с. 83].

Освоение специалистами ДОУ методики педагогической диагностики является важнейшим условием профессиональной компетенции. Не административная воля и нажим становятся движущей силой развития ДОУ, а реальный творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности раскрытия потенциальных возможностей воспитанника. Непрерывное определение динамики развития различных процессов и явлений требует адресности: профессиональный рост педагогов оценивается руководителями ДОУ, воспитанников - воспитателями, научно-методического сопровождения - научным сообществом, атмосферы ДОУ – родительско - социумным объединением. Это, в своей совокупности, становится основой управленческих решений, инструментом регулирования отношений в коллективах ДОУ [30]. 

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

В связи с  этим проектирование условий воспитания и развития ребенка всегда начинается с анализа первичной информации о реальном состоянии воспитанности  и образованности дошкольника, характера  предпочитаемой им деятельности, эффективности созданных условий в развитии детской личности [4].

В настоящее  время разработано большое количество методов диагностики, но не все они  применимы к детям дошкольного  возраста. На наш взгляд наиболее приемлемыми  являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.

Наблюдение:

Древняя, неизменная, простая и одновременно сложная, легкая, но не надежная диагностика - это  диагностика, осуществляемая педагогом  в процессе естественно протекающей  реальной жизни детей. Находясь рядом  с детьми, педагог видит и слышит самые разнообразные проявления личности воспитанников, по этим наблюдениям он делает вывод. Педагог наблюдает отношение к ценностям окружающего мира. Например, дети, увидев малыша, проявили жалость и активное желание оказать помощь; в другом случае они откликнулись на затруднения молодой дамы; потом педагог увидел, как дети плакали в театре, проживая горе героя спектакля; и на занятии когда, обнаружилось, что нет цветной бумаги у одного из дошкольников, они протянули ему со всех сторон свою бумагу. У педагога появились основания характеризовать детей как отзывчивых и умеющих сочувствовать другому человеку. Их реальному поведению доверять можно больше, чем решениям, которые дети дадут во время тестирования. Но при условии свободного проявления воли детей, без воспитательного давления педагога.

Наблюдение  предполагает так же создание искусственным  образом ситуаций естественного  плана. Производить наблюдение в  таких ситуациях профессионально  интересно, потому что дети в этот момент свободны в выборе поведения.

Повседневные  наблюдения за детьми всегда обладают приоритетом перед особыми методиками, как бы хитры последние не были. Но вот что важно:

- наблюдают отношения - не действия;

- наблюдают в ситуации свободного проявления - без давления со стороны;

- наблюдают ценностные отношения в их конкретной частной форме, извлекая из события или действия скрытое ценностное отношение;

- наблюдение не является хаотичным, оно фиксирует характеристики, а если предоставляется возможность, производит так называемый «поведенческий срез», отмечая совершенный детьми поведенческий выбор в его количественных показателях и наглядной, удобной для анализа форме;

 Наблюдают не только  за тем, что проявляется, но  и за тем в какой мере  под благотворным влиянием изменяется проявленное сейчас отношение, скорректированное тоже сейчас, ибо педагог находится рядом, наблюдает динамику развития детей, прослеживает плодотворность освоения, усвоения и присвоения культуры.

Беседа:

Информация о работе Управление дошкольным учреждением