Трудовая занятость студентов: мотивация и результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 09:11, творческая работа

Описание работы

Обоснование выбора темы .Характерной особенностью современного образовательного процесса в высшей школе является совмещение учебы с работой студентами очной формы обучения. При наличии других форм обучения − очно-заочной, заочной, дистанционной − некоторые студенты предпочитают учиться на дневном отделении и работать. И учеба, и работа являются формами их занятости .Во избежание терминологических разночтений уточним, что под занятостью понимается «участие <населения> в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми» . Считается, что занятость –это общественно-полезная деятельность индивидов, которая в большинстве случаев обеспечивает их заработком.

Содержание работы

1)Обоснование выбора темы;
2)Выделение тенденций изменений объекта;
3)Схема «образа» объекта
4)Постановка проблемы, цели и задач.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации (2).docx

— 42.23 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Ульяновский государственный  технический университет

 

 

 

 

 

Предварительный анализ проблемной ситуации по теме:

«Трудовая занятость  студентов: мотивация и результаты»

 

 

 

                                                                               

 

 

                                                                       

 

 

 

                                   

 

Ульяновск 2012

 

1)Обоснование  выбора темы;

2)Выделение тенденций  изменений объекта;

3)Схема «образа»  объекта

4)Постановка  проблемы, цели и задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Обоснование выбора темы .Характерной особенностью современного образовательного процесса в высшей школе является совмещение учебы с работой студентами очной формы обучения. При наличии других форм обучения − очно-заочной, заочной, дистанционной − некоторые студенты предпочитают учиться на дневном отделении и работать. И учеба, и работа являются формами их занятости .Во избежание терминологических разночтений уточним, что под занятостью понимается «участие <населения> в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми» . Считается, что занятость –это общественно-полезная деятельность индивидов, которая в большинстве случаев обеспечивает их заработком. Данное определение позволяет рассматривать в качестве занятости и учебу, и труд студентов, поскольку оба вида деятельности являются общественно-полезными и предполагают наличие финансовых выплат: стипендии или заработной платы. Если «учебная»занятость студентов подразумевает систему отношений, определяющую процесс обучения в вузе, то трудовая занятость включает социальные отношения по поводу рабочих мест и участия в экономической деятельности. Нередко занятость студентов классифицируется как вторичная , но, согласно определению, вторичная занятость включает дополнительную работу (помимо основной), совместительство, случайные и разовые работы, работу по контракту . Обращаясь к проблемам трудовой занятости студентов,  было бы опрометчивым заранее утверждать, каковы именно вид и характер этой занятости, каковы приоритеты студентов в распределении времени и собственных усилий между учебой и работой .Постановка вопроса о трудовой занятости студентов очной формы обучения обострилась вследствие некоторой рассогласованности между содержанием Закона «Об образовании», Трудового кодекса и Примерного устава образовательного учреждения, рекомендованного Федеральным агентством по образованию, то есть нормативных документов, регламентирующих образовательную и трудовую деятельность. Согласно закону «Об образовании РФ» 1992 г., режим занятий в вузе должен определяться Уставом образовательного учреждения , возможность (либо невозможность) совмещать учебу с работой для студентов-очников четко не сформулирована. В соответствии с Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г., обязанностью студентов среди прочих других является соблюдение Устава высшего учебного заведения (Глава III ст.16 п.8), а за нарушение его положений предусмотрены дисциплинарные меры вплоть до отчисления (Глава III ст.16 п.9) . В то же время в Закон включена статья 17 (Глава III) «Гарантии и компенсации, предоставляемые лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой», а пункт 6 вышеназванной статьи предполагал налоговые льготы для тех организаций, предприятий и учреждений, работники которых обучаются очно. В Трудовым кодексе РФ перечислены гарантии и компенсации работникам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой, что подтверждает как для студентов, так и для работодателей допустимость такого совмещения (Глава 26, статья 173).При всей лояльности трудового законодательства к работающим студентам, именно  Типовой устав вуза, рекомендованный Федеральным агентством по образованию, как указано в пункте 6.7.3, определяет обязанности обучающихся в вузе, в числе которых: «…в обязательном порядке посещать все виды учебных занятий, определенных учебным планом, если иное          не предусмотрено локальными актами  вуза…» . Напомним, что объем  учебной нагрузки, в соответствии с государственным образовательным стандартом, составляет не более 54 академических часов в неделю (п. 3.14) . Получается, что трудовая занятость студентов очной формы обучения легитимна лишь в том случае, если обучающиеся не нарушают устав своего вуза. С другой стороны, несоблюдение вышеозначенных норм посещения занятий все же представляется нам допустимым, не говоря уж о неизбежности такого несоблюдения. Таким образом, рассогласования и противоречия в правоустанавливающих документах создают коллизию, при которой юридическая проблема совмещения учебы с работой переходит в социальную.

2.Выделение тенденций изменения  объекта:

Трудовая занятость является характерной  особенностью обучения студентов на протяжении всей истории российского  высшего образования, но в последние  два десятилетия проблема совмещения учебы с работой приобрела  особую, по сравнению с предшествующими  этапами, актуальность. В современных  условиях трудовая занятость студентов  обусловлена не столько микросоциальными процессами и намерениями непосредственных акторов (студентов), сколько макросоциальными процессами в системе высшего образования и на рынке труда, экономическим и политическим развитием страны в целом. Распространенности трудовой занятости студентов способствует глобализация образования, оказавшая влияние и на процесс реформирования высшего образования в России. . Трудовая занятость российских студентов имеет ряд особенностей по сравнению с другими странами, хотя в международной практике совмещение студентами учебы с работой – распространенное явление. Трудовая занятость студентов на современном этапе развития общества является одним из следствий процесса глобализации. Глобализация образования привела к обострению традиционных проблем в сфере высшего образования, а также стимулировала развитие рыночных отношений, ослабление государственной поддержки, способствовала прагматизму и снижению финансовой активности в тех направлениях, которые не обеспечиваются быстрым возвратом вложенных средств. Глобализация и дальше будет способствовать многоаспектной взаимосвязи высшей школы, науки и рынка. Социальное неравенство, воспроизводимое системой образования, под влиянием трудовой занятости студентов углубляется. Трудовая занятость студентов является следствием конфликта между системой образования и рынком труда, так как в большинстве случаев трудовая занятость студентов во время обучения в вузе никак не связана с профессиональной сферой и предполагаемой специальностью либо имеет к ней лишь косвенное отношение, а большинство студентов не рассматривают трудовую деятельность во время учебы как средство наилучшего овладения профессией. Установлена отрицательная связь между вовлеченностью студентов в трудовую деятельность и удовлетворенностью занятиями в вузе. В большей мере удовлетворены занятиями в вузе неработающие студенты, тогда как с увеличением объема трудовой занятости (от периодической занятости к постоянной) удовлетворенность занятиями снижается. Меньше половины опрошенных студентов полагают, что в дальнейшем им будет полезна большая часть знаний, полученных в вузе.

С целью определить масштаб и характер вовлеченности  студентов очной формы обучения в трудовую деятельность в октябре 2007 г. Научно-образовательным центром  Социологического института РАН  был проведен опрос среди студентов  очной формы обучения семи вузов  Санкт-Петербурга . Опрошено 836 человек  по пропорциональной выборке − студентов  второго, третьего, четвертого и пятого курсов государственных и негосударственных образовательных учреждений (далее – ГОУ, НОУ), обучающихся по четырем группам специальностей: «образование и педагогика», «экономика и управление», «гуманитарные науки», «культура и искусство». Выборка соответствует генеральной совокупности студентов указанного профиля в Санкт-Петербурге. Можно подчеркнуть, что наблюдается устойчивое преобладание доли обучающихся по этим группам специальностей в общем составе петербургского студенчества. Доля обучающихся в ГОУ в 2006−2007 уч. гг. по указанным группам специальностей составляла более половины от доли всех обучающихся по данным группам специальностей (в ГОУ − 53,8 %, в НОУ – 59,1 %).Кроме того, методика исследования включала полуструктурированные экспертные интервью с преподавателями и менеджментом вузов. При разработке опросной методики «Студент на рынке труда» был сделан акцент на содержательные моменты обстоятельств учебы, труда и жизни респондентов. Анкета для студентов и сценарий экспертных полуструктурированных интервью для преподавателей и менеджеров высшей школы были согласованы друг с другом. Ряд вопросов, обсуждение которых предполагалось в ходе интервью, был продублирован в анкете в целях сопоставления полученных данных с оценкой ситуации экспертами. В ходе исследования опрошено 30 экспертов, представляющих преподавательские коллективы и административно-управленческие аппараты вузов Санкт-Петербурга. Как оказалось, в период обучения в вузе на дневном отделении постоянно работает или подрабатывает каждый четвертый из опрошенных студентов (27,0 %). Еще чуть менее половины (44,8 %) работают или подрабатывают время от времени. Таким образом, в трудовую деятельность в период учебы в вузе с разной степенью интенсивности вовлечены более двух третей студентов дневного отделения (71,8 %). Только 6,7 % убеждены, что в работе или подработке нет необходимости, а у 21,5 % опрошенных не было случая, чтобы работать или подрабатывать. Вывод о высокой распространенности трудовой занятости среди студентов справедлив почти для всех рассмотренных нами групп обучающихся. Но, как показывает корреляционный анализ, между ними существуют и статистически значимые различия (применялся расчет коэффициента Tau-b Кемпбелла). В частности, они обнаружены в связи с изменением возраста респондентов (Tau-b=-0,126 при Sig=0,000) и курса обучения (Tau-b=-0,098 при Sig=0,002). Как правило, переменные «курс» и «возраст» содержательно довольно близки. Большинство выпускников оканчивают вузы в 21 год при условии, что они поступили сразу после окончания школы (в нашей выборке поступившие в вуз в первый год после окончания школы составляют 92 %). Именно с 20 лет студенты начинают активно совмещать учебу с работой (как с постоянной, так и с временной)−формально это средний возраст обучающихся на четвертом курсе. Но результаты опроса второкурсников свидетельствовал, что уже в течение первого курса обучения (напомним, что опрос проводился в сентябре) примерно каждый пятый студент имеет опыт совмещения учебы с работой на постоянной основе (18,5 %), и более трети студентов − совмещение учебы с работой «время от времени» (38,2 %). В целом, более половины всех обучающихся на втором курсе работает 56,7 %. Можно подчеркнуть, что доля студентов, работающих постоянно, от второго курса к пятому возрастает: на третьем курсе постоянно работает уже каждый четвертый (25,5 %), а на пятом – каждый третий студент (32,5 %). С учетом периодической занятости («время от времени») доля работающих на третьем и четвертом курсе составляет три четверти опрошенных (74,6 %), на пятом – почти четыре пятых опрошенных (78,0 %). Отмечено, что если доля тех респондентов, у кого в работе «нет необходимости», от второго курса к пятому сокращается в 1,5 раза, то доля респондентов, у которых «не было случая» − сокращается более чем в 2 раза. Различия в трудовой занятости также были выявлены в связи с оценкой студентами собственного материального положения (вопрос «Как Вы оцениваете свое материальное положение?», Tau-b=-0,207 при Sig=0,000). Примерно половина всех опрошенных придерживались мнения, что у них «есть все необходимое» (47,3 %), в этой группе с разной степенью периодичности работает более двух третьих респондентов (70,1 %). Каждый пятый участник опроса благополучен в материальном плане («живу в достатке, ни в чем себе не отказывая» или «считаю себя материально обеспеченным человеком», в сумме 22,7 %), но и в этой группе работает или подрабатывает постоянно или периодически чуть больше половины опрошенных (около 58 %) В группе тех, кто оценивает свое материальное положение как менее благополучное − «неплохое, но для этого приходится тратить много сил и экономить» − постоянно работают два респондента из пяти, и еще столько же работают или подрабатывают время от времени. Среди студентов, которые оценивают свое положение как трудное («едва хватает на самое необходимое», или «бедственное, приходится ограничивать себя в самом необходимом»), степень занятости еще выше. На стремление студентов работать или подрабатывать оказывают некоторое влияние условия проживания (применялся расчет статистики Хиквадрат: χ2=20,16; при df =10, α=0,05: χ 2 dfα=18,31; 20,16>18,31). Четыре пятых всех респондентов из тех, кто снимает комнаты или квартиры, а также проживает в общежитии, работают или подрабатывают постоянно. Но и среди проживающих в квартирах с родителями или другими родственниками количество так или иначе работающих составляет свыше 70 % (71,8 % − для проживающих с родителями и 70,2 % − с другими родственниками), хотя в этом случае у студентов преобладает временный характер занятости. Среди собственников отдельных квартир работает каждый второй. По данным нашего исследования, показатели совмещения учебы с работой юношей и де- вушек близки друг к другу (различия находятся в пределах статистической погрешности), причем это утверждение справедливо как для постоянной (29,6 % у юношей и 26,3 % у девушек), так и для временной занятости (43,7 % у юношей и 43,4 % у девушек). Отличия были увидены в том, что девушки несколько чаще (в 1,3 раза), чем юноши, не работают вообще. Число студентов, состоящих в официальном браке на момент проведения опроса, оказалось невелико. Почти втрое больше человек указывали, что они находятся в гражданском браке, но значительная доля студентов определяет себя как незамужние или неженатые. Согласно нашим данным, семейные отношения не оказывают существенного влияния на трудовую занятость студентов. Отметим только, что состоящие в так называемом гражданском браке несколько чаще других студентов работают постоянно. По результатам исследования были сделаны выводы о массовом характере трудовой занятости среди студентов; установлено, что доли неработающих студентов и работающих постоянно примерно одинаковы и составляют чуть более четверти для каждого случая, менее половины всех обучающихся имеют периодическую или временную работу. Вовлеченность в трудовую деятельность охватывает студентов всех курсов обучения, начиная с первого, и возрастает к началу занятий на пятом курсе. Наиболее явные различия в том, работают студенты или нет, обнаружены в связи с самооценкой материального положения и условиями проживания респондентов, курсом обучения и возрастом, но почти не зависят от пола, семейного положения, постоянного места проживания, формы собственности вуза (и наличия оплаты за обучение), групп специальностей обучения. Для понимания социальной обусловленности данного феномена мы обратились к проблеме мотивации совмещения студентами учебы с работой. Для выявления мотивов трудовой деятельности респондентам было предложено ответить на вопрос: «Как Вы считаете, по какой причине в большинстве случаев студенты совмещают учебу и работу?» Репертуар ответов включал следующие варианты: чтобы лучше овладеть будущей профессией; чтобы оплатить расходы на обучение; необходимо зарабатывать деньги на жизнь; есть свободное время, которое хочется потратить с пользой; чтобы почувствовать себя независимым человеком; это гарантия получить работу сразу после окончания вуза; есть много увлечений (музыка, спорт, путешествия), которые требуют средств. Значимость каждого из семи перечисленных мотивов следовало оценить по пятибалльной шкале. В шкале ответов значения 1 и 2 соответствовали наименьшей и меньшей степени важности для респондента данного обстоятельства, значение 3 − той же степени важности, что и все другие среди перечисленных, значения 4 и 5 – большей и наибольшей степени важности указанного обстоятельства для респондента. Главными мотивом совмещения работы и учебы, оказались «необходимость зарабатывать деньги на жизнь» (80,5 %) и желание «почувствовать себя независимым человеком» (73,9 %). Они преобладают у студентов любого курса обучения. Но если для второкурсников «оплата расходов на обучения» так же актуальна (65,3 %), как и «желание почувствовать себя независимым человеком» (65,9 %), то у студентов каждого последующего курса значимость этого мотива снижается, и к пятому курсу он важен только для половины опрошенных (53,6 %). Напротив, «гарантия получить работу сразу после окончания вуза» у студентов от второго курса к пятому по значимости возрастает в 1,6 раза (от 50 % до 71,8 %), что вполне закономерно в связи с приближающимся завершением учебы и проблемой трудоустройства. К пятому курсу увеличивается и доля тех, кто хотел бы «лучше овладеть будущей профессией», с той лишь разницей, что доля студентов, ориентированных на личную независимость (74,7 %), в полтора раза превышает долю тех, кто стремится к вершинам профессии (46,9 %).Обратим внимание на следующий факт: «реализация увлечений, требовавших средств»как причина совмещения работы и учебы для студентов по значимости обладает большим весом, чем «возможность лучше овладеть будущей профессией». Это означает, что большинство студентов, участвующих в опросе, не рассматривает трудовую деятельность во время учебы как средство наилучшего овладения профессией. С точки зрения большинства экспертов, по преимуществу верно оценивающих масштаб данного явления, основными мотивами совмещения являются «необходимость зарабатывать деньги на жизнь» и «трудоустройство, карьера», что по смыслу ближе к варианту ответа «гарантия получить работу сразу после окончания вуза» в анкете для студентов. Совмещение студентами учебы в вузе на дневном отделении с работой – широко распространенное явление, вызванное динамикой развития российского общества, его экономическими и политическими преобразованиями. Объем бюджета на финансирование высшего образования ни сейчас, ни в дальнейшем не предполагает содержание студентов за счет государственных дотаций, кроме специально означенных в законе групп населения. Обобщая ситуацию, сложившуюся в отечественном высшем образовании, М.Н. Руткевич подчеркивает, что «в условиях растущей коммерциализации основные расходы на образование в России несет население...», что будет способствовать его (населения) дальнейшей дифференциации. Законодательная база, регулирующая отношения в сфере образования и в сфере труда, оставляет возможность работать студентам-очникам. Но последствия совмещения учебы с трудом приводят к явным противоречиям как в правовом и институциональном аспектах высшей школы, так и в содержании полученного/неполученного образования, в связи с чем представляются неизбежными конфликтные взаимоотношения между системой высшего образования и рынком труда. На разрешение данного противоречия, казалось бы, направлены меры, предусмотренные реформой высшего образования, в частности, переход на двухуровневую систему обучения (бакалавриат − магистратура), развитие малых форм бизнеса при вузах и др. Будет ли этого достаточно без комплексных преобразований учебных планов и использования новых форм учебных мероприятий для студентов?

Выявление мотивов занятости работающих студентов позволяет обнаружить их неоднозначный характер. На первое место  можно отнести желание иметь личные деньги (60%). На второе место - стремление к экономической независимости от родителей (40%). Показательно, что необходимость обеспечить себе средства для существования - на третье место (20%). Следовательно, заработок занимает в мотивациях вспомогательное место, он понимается как средство, обеспечивающее, прежде всего, досуговое потребление, некие символические атрибуты жизни - соответствующие одежду,. услуги и т.д В самом процессе трудоустройства студентов доминируют родители, родственники, взрослые знакомые (28%), друзья-сверстники, причем последние чаще других помогают найти работу (40%). По-видимому, уже работающие студенты помогают трудоустроиться своим однокурсникам там, где трудятся сами. Свою лепту в данный процесс вносят средства массовых коммуникаций (24%). Показательно, что специальные государственные институты занятости не пользуются особой популярностью у студентов. характер занятости студентов таков: большинство имеют постоянную работу (62%), остальные же ограничиваются случайными заработками (38%).  
Сферы деятельности, в которых студенты находят себе работу, чрезвычайно разнообразны. Рейтинг здесь таков: большинство опрошенных нашли работу в сфере обслуживания (46%), 17% - в бюджетной сфере, 14% являются муниципальными служащими, 10% работают в торговле, 5% заняты в предпринимательстве, 8% отметили вариант «другое» (сюда вошли журналистика, общественное питаниеи АНО).В ходе многочисленных исследований, учёными был получен ответ на вопрос о том, насколько занятость студентов дневного отделения способствует их профессионализации и обеспечивает лучшие условия для будущего трудоустройства. В целом у 60% работающих студентов профиль работы совпадает с приобретаемой в вузе специальностью (при этом у 8% совпадает полностью и у 52% - совпадает отчасти). В то же время почти половина (40%) студентов работает не по приобретаемой специальности. Причина одна - трудно найти работу на студенческом рынке труда. Едва ли кто-то станет отрицать, что студенческая вторичная занятость в том виде, в каком она существует сегодня, несет опасность негативного влияния на учебный процесс. В связи с этим у студентов возникает немало проблем. Самой основной из них является недостаток свободного времени (64%). Называют также пропуски занятий (44%) и недостаток сна (44%). Негативных следствий данных явлений немало. Среди них - несвоевременное выполнение заданий (32%), недостаток общения с одногруппниками (28%), снижение успеваемости (8%), неучастие в групповых мероприятиях(6%). Оказалось, что за последние 15-20 лет отношение граждан к тому, что студенты успевают совмещать работу с учебой, сильно изменилось. Для подтверждения этой гипотезы проводилось глубинное интервью. Большинство россиян позитивно относится к тому, что студенты вузов сочетают учёбу с работой. Однако существуют и негативные оценки. Основной плюс от совмещения учёбы и работы состоит в том, по мнению информантов, что овладение навыками производственной деятельности позволяет студенту обеспечивать себя материально (60%). Немаловажно и то, что приобретается опыт работы. Труд - хорошая школа жизни, роме того, студенты больше заняты делом, а не «глупостями», а после окончания учёбы им легче устроиться на работу. Те информанты, кто отрицательно относится к совмещению учёбы и работы, аргументируют свою позицию тем, что мало времени остаётся на учёбу, отсюда и недостаточный уровень знаний; что учёба - это главное, а работа от неё отвлекает; кроме того, такая нагрузка вредит здоровью, да и «успеют ещё наработаться». Многие студенты совмещают учёбу с работой, чтобы зарабатывать на жизнь, на оплату обучения, считает подавляющее большинство опрошенных (90%). По мнению 30% респондентов, главная причина «двойной занятости» кроется в стремлении студентов получить практические навыки по будущей профессии. Исследования в этой области показывают, что работающий студент – новый социальный тип, обладающий высокой трудовой мотивацией, вполне адаптированный к современным условиям развития рыночной экономики, активный субъект трансформации нашего общества. 
Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод ,что в настоящее время российское общество находится в сложной социально-политической и экономической ситуации. Проведенные реформы негативным образом отразились на слабо защищенных слоях населения, к которым относят детей, женщин, стариков, инвалидов. В ходе всеобщего обнищания населения особо заметным стало снижение экономического статуса такой социально- демографической группы ,как молодежь. Проведенный анализ изучаемой проблемы убедительно показал, что молодежь на рынке труда, в силу разных субъективных и объективных причин, оказывается востребованной на низкостатусных должностях, в большинстве своем не сулящих высоких зарплат. Таким образом, молодежь попадает в категорию социально незащищенных слоев населения . В связи с произошедшими изменениями у современной молодежи, с одной стороны, появилось больше возможностей и путей интеграции в общество, но, с другой стороны, сложившаяся в стране ситуация привела к возведению «барьеров», существенно ограничивающих усвоение и выполнение молодым поколением определенных социальных ролей. Таким образом, можно говорить о том, что процесс социализации современной молодежи стал сложным и противоречивым .Исходя из полученных  данных, можно прийти к выводу том, что подрабатывающий студент более уверенно чувствует себя на рынке труда выходя во «взрослую жизнь», имея опыт работы, некий выработанный набор качеств, более высокий уровень самооценки, некие практические универсальные навыки и т.д. В тоже время, работающий студент имеет меньше возможностей получении полноценного уровня знаний, что обусловлено необходимостью в некоторых случаях пропускать занятия, не вовремя сдавать работы, зачеты. Поэтому для каждого уже работающего студента предстоит проблема о рациональном совмещении работы и учебы в ВУЗе


3. Схема образа  исследуемого объекта и предмета:

Трудовая занятость студентов





 

 


 

 

 

 

 



 


 



 

 


4. Постановка проблемы, целей, задач  :                                                                                  

 Проблема исследования состоит в необходимости объяснить неопределенность специфики феномена трудовой занятости студентов очной формы обучения, распространение которого (феномена) вызвано рассогласованием институциональных экспектаций и требований к уровню профессиональной подготовки выпускников вузов, предъявляемых системой высшего образования, с одной стороны, и рынком труда, с другой. В исследовательской практике интересы разных субъектов образовательного процесса – преподавателей, администрации вузов, самих студентов очной формы обучения – в связи с трудовой занятостью студентов подробно не описаны. При достаточном количестве социологических исследований, рассматривающих проблему совмещения студентами учебы с работой, комплексного подхода к оценке данного явления не выработано, фокус проблемы смещен либо в сторону работы, либо – учебы. Функциональное содержание трудовой занятости студентов с учетом региональной специфики изучено недостаточно, а институциональные нормы системы образования при совмещении студентами учебы с трудом не выявлены.

Цель исследования включает выявление социальной значимости, масштабов

и характера  вовлеченности студентов очной  формы обучения в трудовую деятель-

ность, позитивных и негативных аспектов этого процесса, его значения как для 

системы высшего  образования, так и для рынка  труда.

Задачами исследования являются:

• обзор  теоретических подходов к анализу  трудовой занятости студентов;

• анализ феномена совмещения студентами учебы с трудом в социально-

историческом  контексте;

• оценка распространенности сочетания очной формой обучения студентов с трудовой деятельностью (на примере вузов Санкт-Петербурга);

• выявление  режима и характера трудовой занятости  студентов;

• определение  степени соответствия трудовой деятельности студентов 

профилю получаемого  образования и специальности;

• выявление  мотивации трудовой деятельности студентов  очной формы 

обучения;

• раскрытие  социальной роли трудовой занятости  студентов.

Объект исследования: трудовая занятость студентов

Предмет исследования: степень и характер вовлеченности студентов очной формы обучения в трудовую деятельность в период учебного процесса

5.Список используемой  литературы

1. Артемьев, А.И. Социология личности. - М.: ООО «Арбат - XXI», 2001.,С.43-256 

 
2. Лисовский, В.Т. Социология молодежи: история и современность // Социология и общество: тезисы докладов Первого Социологического Конгресса. - СПб., 2000.С 41-44

 
3. Федеральный Закон от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр образовательного законодательства». URL: http://www.lexed.ru/zakon125/#а16 (дата обращения: 01.09.2011)

4. Чередниченко Г.А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи // Социологические исследования. 2009. № 7. С. 119−125

5. Герчиков В.И. Феномен работающего студента вуза // Социология образования перед новыми проблемами. М.; Омск, 2003.

6. Закон Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 «Об образовании», ст. 32. URL: http://www.lexed.ru/zakon3266/#а3 (дата обращения: 01.09.2011)

7. Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. М., 2002.

8. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы – начало 2000-х). М., 2008.

9. При разработке методики использовался исследовательский опыт коллег в области социологии образования, в частности, модификации отдельных блоков социологических анкет: «Студент-политехник» (Куйбышев, 1981, составители: Т.С. Галаева, Л.Е. Кесельман, В.Н. Рагулин, Н.М. Тартаковский); «Анкета студента IV курса» (Ленинград, 1984). Кроме того, в данную методику были включены вопросы, использованные нами в анкете «Институт глазами студента» трехлетнего (2005−2007 гг.) мониторинга удовлетворенности обучением студентов одного из НОУ г. Санкт-Петербурга – Института телевидения, бизнеса и дизайна.


Информация о работе Трудовая занятость студентов: мотивация и результаты