Трудовая миграция в современной России: актуальные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ наиболее актуальных проблем трудовой миграции в современной России.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
1. Определить понятие трудовой миграции и ее основные виды.
2. Выявить основные количественные характеристики процесса трудовой миграции в России.
3. Охарактеризовать общие тенденции миграционного процесса в современной России.
4. Обозначить и дать характеристику основным проблемам, связанным с трудовой миграцией.
5. Проанализировать проблемы трудовой миграции на примере реальных конфликтов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РФ 6
1.1 Общая характеристика процесса трудовой миграции в РФ 6
1.2 Трудности в интеграции и адаптации трудовых мигрантов 13
1.3 Рост ксенофобии как одна из наиболее актуальных проблем современной трудовой миграции 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РФ НА ПРИМЕРЕ КОНФЛИКТОВ 20
2.1 Анализ конфликтов между диаспорами трудовых мигрантов 20
2.2 Анализ конфликта между мигрантами и местным населением 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32

Файлы: 1 файл

Верещагина А.О. курсовая работа (Трудовая миграция в современной России. актуальные проблемы).docx

— 88.99 Кб (Скачать файл)

 

 

 

1.2 Трудности в интеграции и адаптации трудовых мигрантов

Исследователи отмечают ряд проблем, которые являются детерминантами конфликтов между трудовыми мигрантами и населением принимающей страны. В числе наиболее значимых из них – трудности в аккультурации в мигрантов и ксенофобия, или так называемая «мигрантофобия» со стороны местного населения.

В первую очередь  необходимо подробнее рассмотреть  понятие аккультурации и стратегии, связанные с ним. «Аккультурация» означает феномен, появляющийся тогда, когда группы индивидов из разных культур вступают в непосредственный и продолжительный контакт, следствиями которого являются изменения элементов исходной культуры одной или обеих групп».12 В теории аккультурации, разработанной Дж. Берри, выделяются две основные проблемы, которые приходится решать мигранту при вхождении в новую социокультурную среду: первая – это поддержание своей собственной культуры, сохранение своей культурной идентичности; вторая – участие в межкультурных контактах. В зависимости от ответов на эти вопросы, можно выделить четыре стратегии аккультурации: ассимиляция, сепарация, маргинализация и интеграция. «Социальная интеграция – сотрудничество различных классов, социальных групп, включая мигрантов, объединение в целое различных элементов общества».13 Последняя стратегия подразумевает идентификацию как со старой, так и с новой культурой.

Как показывает мировая практика, из всех стратегий  аккультурации только интеграция может  быть добровольной и успешной. А  для этого требуется, во-первых, готовность принимающего общества к новым культурным ценностям и адаптации своих институтов для потребностей всех этнических групп, а во-вторых, готовность и стремление самих мигрантов к адаптации. К сожалению, в реально существующей ситуации не всегда удается достичь условий для взаимного приспособления, так как достижение этих условий требует усилий от обеих сторон.

Проблема  сохранения культурной идентичности для мигрантов имеет особенное значение в век глобализации и распространения современных средств массовой коммуникации. Как отмечает российский социолог А.В. Дмитриев: «Для мигрантских сообществ характерно стремление не просто выжить в новых условиях, но сохранить собственную духовную традицию, и не столь важно, возникают ли конфликты современного общества в результате «столкновения цивилизаций» или их порождают иные причины, важно, что опасность становится очевидной»14.

Интеграция  этнических иммигрантов, тем более добровольная, предполагает для них создание некой «буферной среды», которая способна воспроизвести привычные для них социальные связи, традиционную культурную среду. Для большинства мигрантов из Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии очень важна роль общины в формировании привычных для них культурных норм и ценностей, поддержании социальных связей и групповой иерархии. «Интеграционная буферная среда этих этнических групп как бы воспроизводит традиционные, привычные системы общинных связей. Без них иммигрант чувствует себя как бы вне социума».15

Следует отметить, что успешная интеграция зависит, с одной стороны, от стратегии самой мигрантской общины, а с другой она является результатом политики принимающего общества. И здесь дело не только в бытовых отношениях, в которых чаще всего и возникают конфликты и противоречия, а в действенности социальных, экономических, культурных институтов, которые должны обеспечивать социализацию и последующую интеграцию населения. К сожалению, политика нашего государства по отношению к прибывающим мигрантам пока слабо ориентирована на их успешную интеграцию и адаптацию. В результате формируются замкнутые группы этнических иммигрантов, не испытывающих потребности следовать общепринятым образцам и традициям принимающего населения.

 

1.3 Рост ксенофобии как одна из наиболее актуальных проблем современной трудовой миграции

Для интеграции и адаптации трудовых мигрантов  существуют многие препятствия, в том  числе и со стороны населения  принимающей страны. В обществе существуют определенные трудности на пути принятия «чужеродных» групп в социум и культуру. «Миграционная политика и политика интеграции в настоящее время сталкиваются с серьезными социокультурными ограничениями: фиксируемым социологами высоким уровнем ксенофобий принимающего населения, направленным, в первую очередь, на иноэтничных трудовых этнических мигрантов, а также неготовностью представителей отдельных меньшинств к адаптации к условиям российских локальных социумов».16

Существует  несколько научных определений  понятия «ксенофобия». А.В. Дмитриев под ксенофобией понимает «ненависть и страх ко всему чужому для  образа жизни общества, групп, лиц». 17 Мигрантофобия – это одна из разновидностей ксенофобии, которая характеризуется неприязнью и ненавистью к мигрантам; как правило, этот процесс острого проявления социальных противоречий затрагивает все стороны социальной жизни.

 В российском  обществе на данный момент  сложилось негативное отношение  к трудовым мигрантам. Согласно  данным Аналитического центра Юрия Левады, в 2005 году у россиян сохранялось относительно устойчивое нейтральное отношение к украинцам, молдаванам, однако в отношении других иммигрантских этнических групп доминировали раздражение, неприязнь, недоверие и страх: к выходцам из Закавказья – у 51% респондентов, к приезжим из Средней Азии – у 48%, к китайцам – у 45% опрошенных. Доля относящихся с симпатией, интересом к представителям названных этнических групп варьируется в пределах 2–3%.18

В чем же кроются  истоки столь распространенной мигрантофобии? В ходе опроса, проведенного в 2005 году Аналитическим центром Юрия Левады, среди причин неприязни к трудовым мигрантам были названы следующие: «мигранты занимают рабочие места, где могли бы работать местные жители» (35% респондентов), мигранты способствуют росту преступности (31%), не платят налоги, а все деньги отправляют на родину (23%), дают взятки, подкупают милицию и административные органы (22%), сбивают оплату труда местного населения (20%), наживаются на местном населении (20%), распространяют болезни (18%). Широко распространено мнение о том, что приезжие повышают опасность терроризма.

Факторы роста  мигрантофобии нельзя объяснить однозначно. Однако многие исследователи сходятся во мнении, что данное явление может быть вызвано риском утраты рабочих мест, боязнью конкуренции, а также страхом потери собственной национальной и культурной идентичности. Как отмечает А.В. Дмитриев, фундаментальные предпосылки роста напряженности кроются, в первую очередь, на российском рынке труда, где существует устойчивый спрос на относительно дешевую рабочую силу, которую представляют собой мигранты. В сознании местного населения складывается впечатление, что приезжие отнимают у них рабочие места, так как согласны работать в худших условиях и за меньшую заработную плату.

Другим фактором, провоцирующим негативное отношение  к мигрантам, является временное  нарушение межэтнического баланса. «Этот процесс формирует стойкую иллюзию присутствия и укоренения иноэтничных мигрантов в регионах и воспринимается принимающим обществом как реальная угроза его жизненным интересам, формирует напряженность, интолерантные установки».19

Необходимо  отметить, что свой «вклад» в усиление антимигрантских настроений вносят СМИ, которые в известной степени нагнетают сложившуюся обстановку. К числу сильно преувеличенных проблем относится, в частности, мнение о том, что мигранты способствуют распространению болезней и росту преступности. Нередки газетные заголовки типа «В России каждый десятый трудовой мигрант болен туберкулезом» или «Какие болезни везут в Москву мигранты?». Однако, как показывает статистика, туберкулезом болеет каждый 125-й трудовой мигрант, а не каждый 10-й. Тоже касается и роста преступности. По данным МВД РФ, преступления, совершенные мигрантами, составили лишь 1,4% от общего числа зарегистрированных преступлений в 2007 году. Число преступлений, совершенных против иностранных граждан, наоборот, возросло на 2,4% и составило в 2007 г. 15985 преступлений, что косвенно свидетельствует о нарастании ксенофобских настроений в российском обществе.

Конечно, мигрантофобские настроения не основаны на пустом месте. Среди приезжих есть и преступники, торговцы наркотиками, мошенники, многие из них проповедуют нормы поведения, которые не сочетаются с традиционными установками населения принимающей страны. Однако негативная репутация мигрантских сообществ приобретает все большую значимость вне зависимости от того, насколько она соответствует действительности.

Прямым следствием распространенной мигрантофобии является различного рода дискриминация и социальные конфликты. Они могут возникать между «мигрантами и местными криминальными группами; разными этническими группами; лидерами этнической группы, контролирующей рынок, и представителями местной элиты по поводу пересмотра договоренностей об условиях деятельности; этнической группой, контролирующей анклавный рынок, и местным населением по различным поводам, в том числе по поводу купли-продажи товаров; мигрантами и гражданами России, нанятыми для работы; членами этнической группы за перераспределение доходов, получаемых на рынке». 20

В заключение хочется отметить, что на данный момент  масштаб взаимодействия трудовых мигрантов и принимающего общества постоянно нарастает. «Конфликтогенность этого взаимодействия предопределена неразрывной связью с объективным процессом начальной трансформации российского социума на принципах капиталистического жизнеустройства с присущими этому этапу социальными антагонизмами, всплеском этнофобий и национализма, жесткой борьбой за вытеснение либо подчинение конкурентов».21 Как показывает мировая практика, в подобной ситуации очень важна роль государства как регулятора отношений между мигрантами и местным населением. Именно государство имеет возможность интеграции общества, противодействию негативным процессам, таким как ксенофобия. Если же существующие проблемы оставить без внимания и бездействовать, общество рискует оказаться в состоянии постоянного конфликта. 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РФ НА ПРИМЕРЕ КОНФЛИКТОВ

2.1 Анализ конфликтов между диаспорами трудовых мигрантов

Как уже отмечалось ранее, конфликты в сфере трудовой миграции возникают не только между мигрантами и местным населением, но и между различными группами самих мигрантов. Однако в обоих случаях конфликты ведут к общему нагнетанию обстановки. Дискриминация мигрантов по расовому признаку, с одной стороны, вызывает недовольство и негативную настроенность иностранных граждан к россиянам, а с другой стороны является «пусковым механизмом» для дальнейшего ущемления прав приезжих рабочих и  различных административных и уголовных нарушений против них. Конфликты же между представителями различных мигрантских диаспор также способствуют нарастанию криминогенной обстановки и укоренению негативного отношения со стороны местного населения. Далее мы рассмотрим пример нескольких подобных конфликтов и проанализируем их.

Как сообщает Российская газета, «руководители азербайджанской и таджикской диаспор Петербурга сделали совместное заявление о намерении контролировать места компактного проживания своих соотечественников, а также о желании создать Совет старейшин для работы с петербургскими ГУ МВД и УФМС. Такое внимание к землякам вызвано массовой дракой, произошедшей в Невском районе, – поспорив о результатах футбольного матча, выходцы из Средней Азии так разгорячились, что шестерых впоследствии пришлось госпитализировать, а еще двое скончались от полученных травм». 22 Конфликты с участием мигрантов для Санкт-Петербурга – не редкость; мелкие кражи и драки происходят почти каждый день. Но драка с участием более ста человек и двумя погибшими вызвала особый резонанс со стороны публики.

«Как выяснилось, вечером 10 июля 2012 года во двор дома 269 по проспекту Обуховской обороны вышли две группы проживающих в соседних аварийных домах трудовых мигрантов – местные жители позже подтвердили, что на этой площадке приезжие играют в футбол почти каждый вечер, делясь на команды по национальности. В этот раз сильнее оказались таджики – они одолели азербайджанцев со счетом 3:1. Кто-то из проигравшей команды резко возразил, завязалась перебранка, в ходе которой некоторые достали ножи и палки. Вскоре по вызову очевидцев подъехали полицейские. Полиция и УФМС задержали 103 человека».23  Однако в руководстве азербайджанской и таджикской диаспор считают, что некорректно называть этот конфликт межнациональным. По их мнению, причина случившегося – бытовая неустроенность трудовых мигрантов.

Председатель азербайджанской  диаспоры Петербурга Гейдар Иманов поделился с представителями Российской газеты свои мнением: «Общественные структуры, координирующие работу национальных диаспор, несомненно, должны работать более эффективно, когда дело касается спорных, конфликтных вопросов. Здесь я вижу проблему в отсутствии комплексных, концептуальных решений подобных конфликтов. Главная их [мигрантов] проблема – это социальная неустроенность, незнание языка и культуры страны, в которую они приезжают».24

Следует заметить, что конфликт между таджикской и  азербайджанской диаспорами – не единичный случай. Так, по сообщению  Российской газеты, пять человек были госпитализированы в результате массовой драки между представителями  двух диаспор. Побоище между мигрантами произошло в ночь с  9 на 10 марта 2013 года в Москве.

Конфликт произошел около полуночи возле  ТЦ «Мариэль». «По предварительным данным, сначала таджики напали на группу азербайджанцев». 25 В час ночи в «скорую» поступили двое потерпевших 19 и 18 лет  с ножевыми ранениями. Как сообщили сами пострадавшие, на них напал неизвестный человек азиатской внешности. Разборка у торгового центра продолжалась всю ночь и закончилась утром с приездом полиции. Однако на этом конфликт не закончился. На следующий день движимые жаждой мести кавказцы напали на таджиков  у торгового центра «Спектр». В результате очередной массовой драки были госпитализированы с множественными ножевыми ранениями шеи, головы, груди и спины пять уроженцев Таджикистана в возрасте от 20 до 38 лет.  По словам очевидцев,  пострадавших было намного больше. Некоторых раненых, возможно,  увезли друзья и родственники.  Сотрудники полиции устанавливают данные всех потерпевших и обстоятельства случившегося. Помимо того, один из сотрудников МВД сообщил, что предполагаемой причиной конфликта является борьба за захват наиболее выгодных торговых точек. Также было отмечено, что, скорее всего, данное столкновение имеет отношение к конфликту в Санкт-Петербурге. Не исключено, что побоище в Москве – очередная попытка диаспор отомстить друг другу.

Информация о работе Трудовая миграция в современной России: актуальные проблемы