Телевидение в идеологических процессах Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:11, реферат

Описание работы

Среду идеологических процессов составляет политическая коммуникация – процесс передачи информации, обеспечивающий циркуляцию политической информации между различными элементами политической системы. Суть массовой коммуникации заключается в систематическом распространении информации через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись. Массовая коммуникация является средством утверждения в обществе определенных ценностей, а также оказания воздействия на мнения, убеждения и поведение людей.

Файлы: 1 файл

Среду идеологических процессов составляет политическая коммуникация.docx

— 22.18 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Телевидение в идеологических процессах Республики Беларусь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   

 

 

 

 

Среду идеологических процессов  составляет политическая коммуникация – процесс передачи информации, обеспечивающий циркуляцию политической информации между различными элементами политической системы. Суть массовой коммуникации заключается в систематическом  распространении информации через  печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись. Массовая коммуникация является средством утверждения в обществе определенных ценностей, а также оказания воздействия на мнения, убеждения и поведение людей.

С момента оформления политических идеологий по сей день все большую  роль в политических процессах играют средства массовой информации (СМИ). В  теоретической социологии телевидение, радио и пресса называются средствами массовой коммуникации или (СМК). В англоязычном варианте этот же термин означается словом масс-медиа (mass-media), причем слово «mass» обычно не употребляется. В русском языке термин «массовая коммуникация» утвердился наряду с более традиционным «средства массовой информации».

Средство массовой информации – это совокупность средств распространения  информации, характеризующаяся обращенностью  к массовой аудитории, общедоступностью, а также корпоративным характером производства и распространения  информации.

Роль СМИ в жизни  общества неоднозначна. С одной стороны, СМИ приобретают все большую  власть над умами, превращаясь в  самостоятельного участника политической борьбы, а с другой – СМИ сами часто попадают под контроль различных  политических или экономических  сил.

Воздействие СМИ на общественное сознание обусловлено потребностью человека ориентироваться в происходящем вокруг него событиях. СМИ являются частью его социальной среды. С помощью  СМИ государство и другие субъекты политики не только распространяют информацию, но и также поддерживают или меняют мнения, стереотипы, убеждения своих  реципиентов. Результаты воздействия  СМИ на общество и способы такого воздействия могут существенно  варьироваться в зависимости  от их места в социальной системе. Еще в 1840 г. французский писатель О. де Бальзак впервые назвал прессу «четвертой властью». Примерно столетием  позже противоположную точку  зрения высказал немецкий министр пропаганды Дж.П. Геббельс, считавший, что СМИ должны быть инструментом социального контроля, призванным не переубеждать людей, а рекрутировать их и подчинять определенным действиям по принципу «коммуникатор сказал – реципиент сделал».

Идеологические функции  СМИ в том или ином обществе определяются сложной системой факторов, в число которых входят характер политического режима и уровень  экономического развития общества, идеологизация самих работников СМИ, их собственные профессиональные нормы, а также то, как их работа воспринимается аудиторией.

По мнению Г. Лассуэла, масс-медиа могут быть частью механизма управления благодаря тому, что они выполняют три важные функции:

1) наблюдение за обществом  для выявления потенциальных  угроз социальной стабильности  и определения возможностей влияния  на его ценности;

2) корреляция соотношения  различных сегментов общества;

3) передача социального  наследия от поколения к поколению.

Английский социолог Д. Макквейл предложил выделять следующие функции СМИ:

а) информационную;

б) корреляционную (объяснение, комментирование и интерпретация информации);

в) континуитивную (распространение господствующей культуры);

г) развлекательную;

д) мобилизационную.

В современных обществах  СМИ или масс-медиа опосредуют не только воздействие на общество со стороны различного рода организаций  и групп, но также и общение  множества неассоциированных граждан. Совокупная деятельность СМИ создает  определенную среду публичного общения  или информационное поле (медиапространство).

^ Информационное поле  – это устойчивая совокупность  социальных и политических связей  и отношений, образующаяся в  обществе под воздействием массовых  коммуникаций. Информационное поле  формируется, главным образом,  средствами массовой информации. Существует 3 вида СМИ:

1. Электронные СМИ (радио  и телевидение).

2. Печатные СМИ.

3. Интернет-СМИ.

Будучи одновременно и  продуктом, и средой общения, информационное поле не может быть политически нейтральным. Оно всегда благоприятствует одним  социальным группам, и не выгодно  для других. В силу этого источники  информации, конкурирующие за аудиторию, создают разнородные информационные потоки, которые постоянно его  преобразуют. При этом СМИ выступают  в двоякой роли. С одной стороны, они служат средством реализации гражданами права на свободу мнений и высказываний, с другой стороны, они продвигают корпоративные или  узкогрупповые интересы. В условиях стабильной демократии интересы различных  групп уравновешивают друг друга  таким образом, что это не нарушает коммуникации в обществе и свободы  слова. Если же СМИ заменяют собой  настоящие общественные дискуссии, то чаще всего это является признаком  контроля над обществом со стороны  структур бизнеса или государства. В сфере деятельности СМИ против этих тенденций до сих пор не придумано  более эффективных средств, чем  продуманная государственная политика и профессиональная этика журналистов  и аналитиков, основанная на корпоративной  культуре.

^ Деятельность средств  массовой информации в Республике  Беларусь.

Под средством массовой информации в белорусском законодательстве понимается та или иная форма (способ) периодического распространения массовой информации – периодическое печатное издание, телерадиоорганизация, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа. СМИ позволяют государству и другим субъектам политики не только информировать население о целях и принципах своей деятельности, но и моделировать отношения в обществе. Неоспоримым является сегодня влияние СМИ на формирование представительных органов власти и правящих элит, поддержание в обществе авторитета тех или иных целей, традиций и стереотипов. Как показывает опыт различных стран, в условиях перехода к демократии контроль отдельных политических игроков над ведущими СМИ может обеспечить им долговременный успех. В то же время, чтобы взаимодействия различных политических и экономических сил со СМИ не препятствовали общественному развитию и достижению обществом поставленных перед ним целей, необходима законодательная база, обеспечивающая сбалансированную систему взаимоотношений между СМИ государством.

Согласно Конституции, в  Беларуси каждому гарантируется  свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Монополизация  средств массовой информации государством, общественными объединениями или  отдельными гражданами, а также цензура  не допускаются (ст. 33). Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение  полной, достоверной и своевременной  информации о деятельности государственных  органов, общественных объединений, о  политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии  окружающей среды (ст. 34). С внесением  изменений и дополнений в Конституцию  в 1996 г. в ней появилось положение  о том, что пользование информацией  может быть ограничено законодательством  «в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан  и полного осуществления этих прав» (ст. 34).

Помимо Конституции, деятельность СМИ в Беларуси регламентируют:

Конституция (ст. 5, 33).

Гражданский кодекс Республики Беларусь (деятельность редакций СМИ).

Законы «О печати и других средствах массовой информации», «Об  информатизации», «Об электронном  документе», «Об авторском праве  и смежных правах» и др.

Указы и распоряжения Президента

Постановления Совета министров.

Нормативные акты министерств  и других органов государственной  власти и управления.

Базовым элементом системы  система взаимоотношений государства  и СМИ в Беларуси является Министерство информации – центральный орган  государственного управления, осуществляющий государственное регулирование  в области передачи и распространения  массовой информации. Министерство связи  и подчиненные ему структуры  ответственны за поддержание в стране информационного поля, благоприятного для реализации белорусского пути общественного  развития.

По форме собственности  СМИ в Беларуси могут быть государственными и частными. На практике подавляющая  их часть контролируется государством соучредительство, финансирование, льготы и др.

По степени эффективности  воздействия на массовую аудиторию  на первом месте находятся теле- и радиоканалы. На 1 января в Беларуси было зарегистрировано 210 программ, в  том числе радиопрограмм – 155, телепрограмм – 55.

Объем телевизионного вещания  Белорусского телевидения составляет в среднем 19,5 часов в сутки. Его  потенциальная аудитория – 99% населения  страны. Государственный Первый национальный радиоканал и “Культура” (бывшее Радио-2) вещают в среднем 15-18 часов в сутки.

Доминирующую роль в белорусском  теле- и радиоэфире занимает Национальная государственная телерадиокомпания (НГТРК). Согласно уставу, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь № 174 от 24 апреля 2003 г., НГТРК является центральным государственным учреждением Республики Беларусь, выполняющим отдельные функции республиканского органа государственного управления. В ее состав входят:

- Первый Национальный  телеканал (БТ-1);

- Телеканал «Лад»;

- Телеканал «Беларусь-ТВ»;

- Первый Национальный  канал Белорусского радио

- Радиоканал «Культура»;

- Радиостанция «Беларусь»;

- Радиостанция «Столица»;

- Радиостанция «Радиус-FM»;

- пять областных телерадиокомпаний.

На 1 апреля 2003 г. из 56 зарегистрированных в Беларуси телепрограмм 17 имели  государственную форму собственности (7 являются подразделениями НГТРК, 10 учреждены местными органами власти). Из 130 радиопрограмм в стране 105 являлись государственными, а 9 входили в структуру  Белтелерадиокомпании.18

В республике существует четыре общенациональных радиоканала:

Первый национальный канал  Белорусского радио (передается по проводной  сети);

Канал “Культура” (вещает в  УКВ-диапазоне);

Радиостанция “Радиус-FM” (создана в июле 2003 г., транслируется на частотах, занимавшихся ранее радиостанцией “Сталіца”);

Информационный канал  “Сталіца” (переведенный на частоты ретрансляции российского “Маяка”).

СМИ придают изображения  явлениям некий статус общественного  мнения общепризнанных оценок.

СМИ предлагая своим зрителям, читателям, слушателям своеобразные эталоны  поведения. Образцы того, что следует  считать нормальным.

Таким образом, СМИ является мощным фактором мировоззренческого, политического, идеологического влияния  на духовный мир. Ценностные ориентации и способы поведения личности или группы, а иногда сообщества в целом. И всё же, среди разных типов СМИ наиболее важной выступает газета. Она дает возможность свободно прочесть ту или иную информацию и её обдумать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

http://bip-ip.com/smi-ideologicheskih-protsessov-rb/

http://www.zavtrasessiya.com/consp/ideol/35.html


Информация о работе Телевидение в идеологических процессах Республики Беларусь