Технология социальной работы с семьей,имеющей ребенка - инвалида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить и проанализировать опыт социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- рассмотреть понятия «инвалид», «инвалидность», «дети-инвалиды» в социально-педагогической литературе;
- дать характеристику психолого-педагогическим особенностям детей-инвалидов;
- охарактеризовать технологию социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Содержание понятий «инвалид», «инвалидность», «дети-инвалиды» в социально-педагогической литературе………………………………..….……..6
2.Психолого-педагогическая характеристика семей, имеющих детей-инвалидов…………….................................................................................11
3.Технология социальной работы с семьями детей-инвалидов………………………………………………………………………...15
4.Анализ опыта социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов…………………………………….………………………….........26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 54

Файлы: 1 файл

Власова.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Эффективность реабилитации определяется не мерой соответствия заранее заложенным эталоном «нормы», как это принято в клинической практике, а становлением его способности к дальнейшей самореализации, саморазвитию.

Атмосфера совершенствования  поведения ребенка с ограниченными возможностями предполагает развитие системы инновационных социологических служб, ориентированных на детей с ограниченными возможностями, открывающих им доступ к образованию, труду, спорту, искусству, широкому общению.

В комплексной реабилитационной программе следует активно привлекать родителей к работе со своим ребенком. Родители при соответствующем руководстве могут преодолевать стрессовые состояния. В качестве основного метода лечения может применяться психотерапия.

Под профессионально-трудовой реабилитацией понимается система  гарантированных государством мероприятий  по профориентации, профессиональному обучению и в дальнейшем трудоустройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями. Профессиональное обучение проводится в обычных или специальных учебных заведениях, а также в системе производственно-технического обучения на предприятиях.

Специалисты справедливо  считают, что реабилитация детей-инвалидов  должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные  сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций. В индивидуальных комплексных программах реабилитации детей-инвалидов должны быть отражены не только основные аспекты реабилитации (медицинская, психологическая, педагогическая, социальная, социально-бытовая), но и реабилитационные меры, их объем, сроки проведения и контроль.

В детских домах, школах-интернатах для детей с ограниченными  физическими возможностями сосредоточен контингент с различной степенью поражения опорно-двигательного  аппарата. Здесь для их реабилитации наряду со спортивно-оздоровительной работой применяется профессионально-трудовое обучение. В интернатах создаются учебно-производственные мастерские преимущественно двух профилей: столярное и швейное дело. Во многих интернатах детей-инвалидов обучают профессиям бухгалтера, машинописи с основами делопроизводства.

Проблемной стороной реабилитационного процесса в условиях дома-интерната для детей с  ограниченными возможностями является его определенная замкнутость, что, в свою очередь, также создает  определенные трудности в социализации детей, осложняет их адаптацию в обществе. Такие проблемы эффективнее решаются в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями. Примерное положение об этих центрах утверждено Министерством социальной защиты населения Росиийской Федерации в декабре 1994 года. В соответствии с ним целью деятельности центра является не только оказание детям с отклонениями в психофизическом развитии квалифицированной медико-социальной, психологической, социально-педагогической помощи, но и обеспечение их максимально полной и своевременной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению труду. В некоторых реабилитационных центрах обучение детей-инвалидов школьного возраста в системе дополнительного образования проводится в коллективе их здоровых, нормально развивающихся сверстников. Первые учились не стесняться своего недуга, у них быстрее формировались необходимые коммуникативные знания, а вторые – видеть в своих товарищах по учебе полноценных людей. Но, к сожалению, не каждому инвалиду по карману оказываются расходы на прохождение отдельных курсов медицинской и социально-трудовой реабилитации.

Социально-педагогическая деятельность по поддержке лиц с  ограниченными возможностями - это  непрерывный педагогический процесс  социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах и при участии всех социальных институтов. Л. С. Выготский предупреждал, что отклонения в развитии приводят к «выпадению» из социального и культурного пространства, к нарушению связи с социумом, культурой как с источником развития. Поэтому организация социально-педагогической деятельности по поддержке лиц с ограниченными возможностями - это построение образовательного пространства. Она осуществляется усилиями различных специалистов, но ведущая и интегрирующая роль в этом процессе принадлежит социальному педагогу. Свою деятельность социальный педагог осуществляет во взаимодействии с представителями всех социальных институтов: педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями и другими заинтересованными лицами.

Таким образом, анализируя современную ситуацию в России в сфере специализированной помощи детям с ограниченными возможностями можно выделить инновационные направления в ее стратегии:

становление государственно-общественной системы специализированной помощи (создание специальных образовательных  учреждений, социальных служб государственного и общественного секторов;

создание принципиально  новых форм учреждений для оказания специализированной помощи;

организация ранней помощи детям с ограниченными возможностями  в целях профилактики нарушений  развития и своевременной коррекционной работы.

 

 

4. Анализ опыта социальной работы с семьями,  воспитывающими детей - инвалидов

 

           Проблемы семьи, семейной политики - это комплексные проблемы, которые  призваны решать все законодательные  и исполнительные органы государственной  власти. Большое значение уделяется  проведению государственной семейной политики, которая подразумевает не только расширение форм материальной поддержки семей с детьми, но и укрепление социального статуса семьи посредством информационной пропагандистской кампании.

                Сегодня в ст. Павловской на учете состоит 499 семей воспитывающая детей-инвалидов.

Из числа семей на 01.01.2011 год:

- семьи, имеющие 3-х детей - 145;

- семьи, имеющие 4-х и более детей - 11;

- семьи, имеющие 5 детей - 3.

Меры социальной поддержки семей воспитывающие детей инвалидов.

- компенсация расходов в размере 30% на оплату коммунальных услуг предоставлена 159 семьям.

- ежемесячное пособие семьям до достижения им возраста 18 лет. Приняты и реализуются нормативно-правовые акты, направленные на материальную поддержку семьи и детства.

С 1999 года в ст. Павловской действует общественная организация "Надежда", которая оказывает посильную помощь семьям, является инициатором в проведении акции "Помогите детям собраться в школу", участвует в новогодних праздниках и других городских акциях.

Социальная помощь семьям осуществляется наряду с неполными семьями, семьями, имеющими детей-инвалидов и др. максимальный упор при работе с семьями имеющие детей – инвалидов делается на оказание психолого-педагогических услуг, консультативную работу по вопросам воспитания, материального обеспечения, работу с детьми и подростками по различным направлениям.

Павловский  реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим медицинскую, психологическую и социальную адаптацию детей и подростков с отклонениями в интеллектуальном и физическом развитии от рождения и до 16 лет. Центр разрабатывает специальные методики и социальные технологии, основанные на достижениях в области медицины, психологии, социологии и педагогики, использует индивидуальные программы реабилитации детей с ограниченными возможностями.

В структуре центра

1. Отдел разработки  программ социальной реабилитации.

2. Медико-реабилитационный  отдел.

3. Отдел психолого-педагогической  помощи.

4. Отделение дневного  пребывания.

5. Стационарное отделение.

6. Социально-реабилитационный  отдел

7. Отдел правовой защиты

8. Летний стационар-лагерь  «Лесной».

Рассмотрим опыт деятельности отдельного центра.

Отделение диагностики семей и разработки программ социальной реабилитации обеспечивает разработку индивидуальных программ реабилитации, своевременное внесение в нее корректив. Специалисты отдела фактически являются социальными кураторами семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями. Проблемы, возникающие в семье: медицинские, психологические, юридические, и т.д., решаются работниками отдела с привлечением специалистов из других подразделений центра. Специалисты по социальной работе осуществляют научно-практическую связь с региональными учреждениями социальной защиты, здравоохранения и образования. Социальный работник осуществляет деятельность по реализации следующих мероприятий:

выявление семейных потребностей и ресурсов;

координация диагностического обследования;

информирование семей  о доступных источниках поддержки;

координация и мониторинг оказываемых услуг.

Отделение обслуживает  около 2000 детей-инвалидов и подростков с ограниченными возможностями. Медицинская реабилитация, проводимая в Центре, включает в себя медикаментозную терапию, физиотерапию, ручной, аппаратный и подводный массаж, лечебную физкультуру с использованием специальных тренажеров и мягких модулей, ароматерапию, занятия на стабилометрическом комплексе, СКЕНАР-терапию, магнитотерапию. Ярким примером сочетания достижений космической медицины и реабилитологии являются скафандры - лечебные костюмы «Адели». Лечебный комплекс "Адели" представляет собой оригинальную систему фиксаторов и амортизаторов, прикрепленных к специальной одежде, состоящей из шапочки, курточки, шорт, наколенников и ботинок. Натяжение амортизаторов позволяет устранить порочные положения частей тела, нормализовать мышечный тонус за счет растяжения спастичных мышц и создания облегчающих условий для их антагонистов. Создавая правильные взаимоотношения между частями тела и устраняя порочные установки, костюм пособствует формированию правильной схемы взаиморасположения частей тела и схемы движений, что является основой для формирования моторики.

 Методика применяется  при всех формах ДЦП за исключением двойной гемиплегии. Эффективность методики по мнению авторов - до 70%. Выраженность положительного эффекта ЛК "Адели" зависит от степени тяжести заболевания, наличия функциональных или органических контрактур в суставах конечностей (особенно тазобедренных и голеностопных), наличия патологических синергии и мотивации к становлению движений. Курс лечения - 15-20 дней, повторяют до 5-7 раз в течение года в зависимости от показаний. Первоначально больной находится в костюме до 20-30 минут. Постепенно время увеличивают до 1,5-2 часов в день с перерывами п 5-10 минут (в зависимости от индивидуальной переносимости). Это метод применяется совместно с лечебной физкультурой, физиотерапией и лечебным массажем.

Наряду с реабилитацией  больных с патологией нервной системы и опорно-двигательного аппарата ОРЦ занимается восстановительным лечением больных с бронхолегочной патологией.

К методам реабилитации таких больных можно отнести  прерывистую нормобарическую гипокситерапию. Прерывистая нормобарическая гипокситерапия- это один из новых не медикаментозных методов профилактики, лечения и реабилитации в медицине.

Медицинская реабилитация проводится в стационарном отделении  Центра, располагающим 35 кроватями. За год курс стационарной реабилитации проходит более 400 детей. Эффективность реабилитации достигает 80-90%.

Структура психолого-педагогический отдела представлена:

- круглосуточным стационаром  (40 мест);

-дневным отделением (75 мест).

Сотрудники: 14 воспитателей, 8 учителей-дефектологов, 3 логопеда, 3 педагога-психолога.

Основная задача: оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим нарушения  умственного или физического  развития.

Направления работы:

1. Разработка и реализация  индивидуальных и групповых программ  психолого-педагогической реабилитации и реабилитации детей-инвалидов в отделениях ОРЦ.

2. Организация образовательно-реабилитационного  процесса с целью реализации  специальных программ по сенсорному, физическому, умственному, эстетическому,  нравственному и трудовому воспитанию детей.

3. Моделирование инновационных  и применение адаптированных  коррекционно-развивающих программ (включая реабилитацию с использованием  компьютерных программ), направленных  на обучение, воспитание и социальную  адаптацию детей с сохранным  интеллектом, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата, выраженными речевыми дефектами.

Основным направлением работы социального отдела является социально-культурная реабилитация. Специалисты  отдела организовали спортивно-оздоровительную работу на стадионе "Локомотив", в городе работают 9 кружков, ведется большая культурно-массовая работа, организовываются походы в театры, музеи, цирк, семейные выезды на природу.

Методическая работа направлена на составление программ для реабилитационного лагеря "Лесной» и разработку методических пособий для вожатых и воспитателей.

На стадионе "Локомотив" проводятся спортивно-оздоровительные  индивидуальные и групповые занятия  по специальным комплексам, разработанным  с учетом заболевания ребенка. Дети с различными нарушениями функций занимаются вместе с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Занятия дают не только физическое развитие, направленное на коррекцию нарушений, но и общение, необходимое каждому ребенку. На базе отделения "Локомотив" проводятся праздники и выезды на природу, которые сплачивают не только детей-инвалидов, но и их родителей.

Дети, имеющие диагноз  ДЦП, участвуют в многокилометровых  пробегах и других соревнованиях ("веселые  старты", дартс, армреслинг, легкая атлетика, пулевая стрельба, плавание и т.д.), что также способствует процессу социализации и росту личности ребенка-инвалида.

Летний реабилитационный лагерь "Лесной" является структурной  единицей Областного реабилитационного  центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. Помимо детей-инвалидов, в лагере отдыхают дети из неблагополучных, социально-незащищённых семей Павловского района. В четыре смены проходят реабилитацию 1200 детей и подростков.

Информация о работе Технология социальной работы с семьей,имеющей ребенка - инвалида