Технология социальной работы с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:40, доклад

Описание работы

В России накоплен определенный опыт в социальной работе с пожилыми людьми, но следует сказать, что неразрешенных, сложных проблем здесь значительно больше. Многие социальные работники полагают, что им достаточно житейского опыта, чтобы работать с пожилыми людьми. Однако это не так. Необходимо понимание и осознание множества психологических, этических проблем, возникающих у пожилых людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы в повседневной практической социальной работе. Следовательно, можно как вывод говорить о важности знания теории и практики социальной работы.

Содержание работы

Технология социальной работы
ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
1.1. Социальный статус человека в старости
1.2. Особенности психологического характера
пожилых людей
1.3. Социальная защита пожилых людей и
модели социального обслуживания
1.4. Центры социального обслуживания
1.5. Социальное обслуживание
2. НАВЫКИ И УМЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
В РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
2.1. Значение общения в социальной сфере, функции и роль
2.2. Общение, как инструмент социальной работы
2.3. Этическая ответственность перед профессией
3. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛИЕН-
ТАМИ: БЕСЕДА, ОЦЕНОЧНЫЙ АНАЛИЗ, ВЕДЕНИЕ
ЗАПИСЕЙ
3.1. Беседа с клиентами
3.2. Оценочный анализ
3.3. Ведение записей
4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ..
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Технология социальной работы с пож.docx

— 55.84 Кб (Скачать файл)

Иногда начинающие путают термины “оценка”и “оценочный анализ”. Разница между ними заключается  в том, что оценочный анализ представляет собой исследовательский процесс  изучения, а не просто оценку, т.е. не составление досье на кого-то для  представления в суд, а длительный процесс постоянного накопления данных, включающий анализ мыслей, чувств клиента для того, чтобы сформулировать план его “лечения”.

Традиционно оценочный анализ в социальной работе стремится следовать  по пути, ведущему к источникам (ресурсам), а не по пути потребностей, т.е. мы разрабатываем  модели, разделяющие цели и средства. Хорошие практические результаты вытекают из широкого, всеобъемлющего оценочного анализа, а не узкого, ориентированного лишь на социальные услуги. Такой более  широкий подход позволяет увидеть  недостатки системы услуг и возможно, устранить их. Разумеется, анализ такого рода в отношении пожилых людей может побудить к усовершенствованию услуг: клиенты смогут дольше жить независимо, качество их жизни и тех, кто за ними ухаживает, улучшится. Иллюстрацией этому может быть такой пример: группа старых людей, которые пренебрегали едой оттого, что у них не было аппетита или они не могли готовить себе сами, или забывали поесть, стали собираться вместе в доме помощи по месту жительства, где им выдавались обеды, и эта служба была создана специально для них.

В реальности, конечно, следование принципу удовлетворения потребностей невозможно, если не хватает ресурсов. В социальной работе мы всегда находимся  в ситуации, когда потребности  превышают средства, поэтому многие службы при оказании помощи придерживаются принципа приоритета. Исследования, касающиеся того, что должно быть выявлено в  процессе оценочного анализа показывают, что, в зависимости от конкретных обстоятельств данного клиента, собирается большой объем информации социального, психологического, экономического, политического и духовного плана, характеризующей сущность индивида.

Прежде чем перейти  к междисциплинарному оценочному анализу, обобщим, что же мы понимаем под оценочным  анализом. Оценочный анализ - это  процесс отбора, организации, разделения на категории и синтезации данных. Он возможен в результате систематического и тщательного рассмотрения потребностей клиента, а не просто оказания возможных  услуг. Используемыми методами могут  быть: вопросы, самооценка, ролевая  игра, проверочные тесты, зарисовки, дневники и т.д.

Оценочный анализ предполагает возможность ошибки или предубежденного  отношения социального работника. Чтобы избежать этого следует  проводить перекрестные проверки данных, а кроме того:

1. Развивать в себе самоконтроль, чтобы чувствовать когда вы  пытаетесь нормализовать, слишком  оптимистично или рационально  рассматривать полученные данные.

2. Быть способным противостоять  обладающим более высоким статусом  или властью и выступать против  их мнения, если это необходимо.

3. Рассматривать все оценки  как рабочие гипотезы, которые  должны наполняться содержанием  по мере поступления информации  и знаний.

Междисциплинарные оценочные  анализы. Главной целью обслуживания людей является создание ориентированных  на конкретного человека мобильных  структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он также ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агенствами разного рода. В связи  с этим, менеджер (тот, кто руководит  работой с конкретным клиентом) организует и координирует проведение междисциплинарного оценочного анализа. В случае оценки здоровья пожилых людей, это может  происходить на дому, в дневном  центре или больнице. А чтобы показать динамику взаимодействия различных  профессионалов (например, трудотерапевты, физиотерапевты, врачи общего направления, районные сестры, средний обслуживающий  персонал, социальные работники), ниже приводится краткое содержание результатов  исследования (оценки) группы пожилых  людей.

Давайте рассмотрим, что различные  профессиональные группы считают необходимым  проверять в процессе оценки, состояния  и потребностей клиента.

Вкратце это выглядит так:

- двигательная активность (внутри/вне помещения, шаги, равновесие, суставы);

- упражнения (боль в спине,  боль в ногах);

- нижние конечности (ноги, кровообращение, колени);

- кожа )воспаления);

- зрение (чтение, очки);

- слух (звонок, беседа, слуховой  аппарат);

- уход за собой (умывание, мытье, туалет, одевание);

- выделительные функции  (мочевой пузырь, кишечник, день, ночь, частота);

- дом и домашние задачи (сад, отопление, безопасность);

- питание (диета, аппетит,  приготовление пища, вес, зубы);

- финансы (выплаты, пенсия);

- услуги (добровольные, частные,  помощь на дому, больница);

- умственное состояние  (память, ориентация, настроение, сон,  грусть);

- отношение (к здоровью, ведению хозяйства, помощи, помощникам);

- социальная поддержка  (родственники, друзья, соседи, стресс);

- приспособления для (хождения, туалета, ванной, кухни);

- коммуникация (телефон, скорая  помощь).

Профессионалы могут согласиться  с этими категориями, но исследование выявило разногласия во взгляде  на них. Например, трудности с вставанием со стула терапевт объяснит отложениями  солей, физиотерапевт - слабым функционированием  руд и т.д.

Из всего этого следует  вывод, что для создания целостной  картины ситуации клиента важно  работать в команде, состоящей из представителей разных дисциплин.

Роль социального работника  в такой команде и навыки, которыми он должен обладать, будут включать в себя:

- партнерство, способность  работать с коллегами, распределять  задания;

- умение вести переговоры, представлять какой результат  желаем лично для вас и для  других, умение идти на компромисс  и конфронтацию;

- работа в сети, сбор  и отбор нужной информации, установления  связей между людьми и создание  групп взаимной поддержки;

- коммуникация (общение), написание  эффективных отчетов;

- изменение рамок проблемы (предложение более широких подходов, обсуждение альтернативных путей  ее решения);

- гибкость (умение учиться  у коллег);

- руководство и оценка, измерение результатов и изменение  методов и целей в связи  с этим.

3.3. Ведение записей

Ведение записей, ранее считавшееся  рутинной обязанностью, отнимающей время  от контрактов с клиентами, начинает признаваться как основное умение, причем в ведении записей, где  возможно, принимают участие и  клиенты. В записях фиксируются  водные факты, свидетельства, чувства, решения, предпринятые и планировавшиеся  действия, мониторинг, обзор, оценочный  анализ и значимая информация. Они  могут принимать форму детального отчета, обстоятельного обобщения каждого  факта и контакта, форму для  записей, в которой записывается закодированная информация, или могут  включить в себя длинные социальные истории, программы индивидуальных планов.

Главной целью ведения  записей является улучшение качества услуг, но их также можно использовать как:

- материал для преподавания  и обучения;

- для административных  целей (составление бюджета);

- исследования и оценки;

- чтобы проиллюстрировать  недостатки или отсутствие услуг;

- для сохранения преемственности  в случае замены работников;

- как помощь в планировании  и принятии решений;

- для управления развитием;

- чтобы облегчить участие  клиента в решении проблемы.

Одной из трудностей для начинающих социальных работников является определить, на какой необходимой информации им надо сосредоточиться. Неопытность  ведет к длинным отчетам, в  которых много лишнего и не хватает качественной информации.

Как минимум в записях  должны содержаться: суть проблемы или  ситуации; доступные и необходимые  источники и ресурсы; краткосрочные, средне-, и долгосрочные цели; план действия и точка зрения клиента.

Систематические записи ведутся  по четырем отдельным разделам: документ оценки, карта мониторинг, формы  для периодических записей, информация о расходах. Документ оценки может  быть создан для сохранения баланса  между структурной заранее закодированной информацией и для записей  личных характеристик каждого клиента  пожилого возраста. Его шесть секций охватывают такие основные записи как: возраст, адрес, источник обращения, формальные и неформальные контакты, включая  информацию от помощников по дому и  государственных служб, жилищные и финансовые условия и также такие детали как отопление, канализация, выплаты; возможность справляться с основными ежедневными обязанностями: уход за собой, работа по дому; физическое и умственное здоровье отражается в пятом и в шестом разделах, сюда обычно относится и невозможность двигаться, головокружение, недержание, интеллектуальная неполноценность, отношение клиента к помощи, включая услуги неформальных помощников.

Карта мониторинга состоит  из одного листа, на котором изображена матрица - 7 дней недели. По вертикали - дни недели, по горизонтали - критические  периоды дня, такие как часы приема пищи, время сна.

Формы для периодических  записей, используемые каждые три месяца для проверки процесса оказания помощи, считаются наиболее ценными в  период кризиса или перемен. В  них входят детали, касающиеся самих  проблем и достигнутых изменений, намечающиеся изменения, деятельность социального работника, других служб, практические услуги и требуемые, но недоступные ресурсы.

Четвертым документом является Информация о расходах. Это запись, израсходованных социальным работником средств на оплату помощникам, за помощь на дому, “обед на колесах”, дневной  уход и уход в учреждениях. Эта  информация была поделена на тридцать еженедельных блоков, записей. Каждая страница охватывала стоимость содержания каждого клиента за квартал каждого  года.

4. ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ

 

Стремление к гуманизации  подхода к социальному обслуживанию лиц старших возрастов требует  решения первоочередной задачи на период до 2000 года - обеспечить всех нуждающихся  социальной помощью и услугами на дому, переориентировать деятельность территориальных социальных служб  в расчете на будущие потребности  стареющего населения. Предстоит сконцентрировать усилия на развитии внутренней инфраструктуры центров социального обслуживания, что позволит последовательно реализовать  принцип индивидуального подхода  к клиенту, обогатить состав предоставляемых  социальных услуг.

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного  возраста. В перспективе центры социального  обслуживания должны обеспечивать функцию  поддержки досуговой и иной посильной  общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной  работы в среде пожилых.

Осовременивание материально-технической  базы нестационарных, полустационарных и стационарных учреждений является условием успешной работы по внедрению  новых социальных технологий, расширению перечня и повышению качества предоставляемых услуг. Главным  сдерживающим фактором развития сети учреждений социального обслуживания ветеранов и пенсионеров остается проблема финансирования, что характерно не только для стран с переходной экономикой.

Реальным выражением рыночных отношений становится постепенное  внедрение платности медицинских  и социальных услуг, которая сама по себе имеет значительные преимущества, позволяя реализовать принцип индивидуального  подхода, существенно расширить  спектр предоставляемых услуг по сравнению с гарантированным  государством перечнем услуг, предоставляемых  бесплатно.

Очевидно, что пожилые  люди - наиболее многочисленная категория  потребителей этих услуг. Однако конкретная жизненная ситуация значительной части  пожилых, нуждающихся в социальном обслуживании, не позволяет приобретать  услуги за плату, поскольку основным источником дохода доя пенсионеров  была и остается пенсия, размер которой  находится на грани прожиточного минимума.

Комплексность при организации  надежной социальной защиты пожилых  людей в непростых современных  условиях требует нового социального  партнерства с участием государственных  и негосударственных структур, общественности, семьи и самих пожилых граждан. Такой подход представляется наиболее перспективным, так как позволяет  видеть и решать проблемы пожилого населения России в их широком  межведомственном диапазоне.

Л и т е р  а т у р а

 

1. МТСУ “Теория и методика  социальной работы”.- Ч.2.

2. Роберт Баркер - Словарь  социальной работы.

3. “Материалы семинара  по категоральному аппарату социальной  работы”.- Институт Социальной работы XII.- 1994.

4. Работник социальной  службы.- Москва.- 1997.

5. Социальная работа с  пожилыми.- Институт социальной работы.- Москва.- 1995.

6. Российский журнал социальной  работы.- № 1.- Москва.- 1995.

7. Принципы и концепция  развития медико-социальной реабилитации  больных, инвалидов и лиц пожилого  возраста.- Методические рекомендации.- Москва.- 1990.


Информация о работе Технология социальной работы с пожилыми людьми