Технология социальной работы с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:40, доклад

Описание работы

В России накоплен определенный опыт в социальной работе с пожилыми людьми, но следует сказать, что неразрешенных, сложных проблем здесь значительно больше. Многие социальные работники полагают, что им достаточно житейского опыта, чтобы работать с пожилыми людьми. Однако это не так. Необходимо понимание и осознание множества психологических, этических проблем, возникающих у пожилых людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы в повседневной практической социальной работе. Следовательно, можно как вывод говорить о важности знания теории и практики социальной работы.

Содержание работы

Технология социальной работы
ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
1.1. Социальный статус человека в старости
1.2. Особенности психологического характера
пожилых людей
1.3. Социальная защита пожилых людей и
модели социального обслуживания
1.4. Центры социального обслуживания
1.5. Социальное обслуживание
2. НАВЫКИ И УМЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
В РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
2.1. Значение общения в социальной сфере, функции и роль
2.2. Общение, как инструмент социальной работы
2.3. Этическая ответственность перед профессией
3. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛИЕН-
ТАМИ: БЕСЕДА, ОЦЕНОЧНЫЙ АНАЛИЗ, ВЕДЕНИЕ
ЗАПИСЕЙ
3.1. Беседа с клиентами
3.2. Оценочный анализ
3.3. Ведение записей
4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ..
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Технология социальной работы с пож.docx

— 55.84 Кб (Скачать файл)

Значительную помощь пожилым  людям оказывают местные органы власти.

Так, например, правительство  Москвы с 1 июля 1993 г. увеличило дифференцированные доплаты неработающим пенсионерам. Установлены льготы различным категориям престарелых по оплате жилья, бесплатному  отпуску лекарств по рецептам врачей, по оплате телефона и др. Ежегодно дополнительно  к федеральным бюджетным средствам  выделяется около 10 млрд.рублей из средств  Москвы на социальное обеспечение. Органы социальной защиты Москвы обслуживают 2,4 млн. получателей пенсий, пособий. Правительство столицы ежегодно утверждает и реализует программы  по социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, в т.ч. пенсионеров.

В Российской Федерации сложилось  и действуют несколько моделей  социального обслуживания пожилых  людей.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются  гражданам пожилого возраста и инвалидам  на дому или в специализированных государственных и муниципальных  учреждениях.

Основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста являются: предоставление государственных гарантий; обеспечение равных возможностей при  получении социальных услуг и  их доступности; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан; приоритет мер по социальной адаптации  и др.

Важнейшими моделями социального  обслуживания стали такие, как социальное обслуживание на дому; полустационарное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального  обслуживания; стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах  и др.; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь; предоставление жилой площади в  специальных ломах для престарелых  и т.д.

В 1994 г. в системе социальной защиты РФ действовало 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 700 центров социального  обслуживания, 9000 отделений социальной помощи на дому, а также целый  ряд других учреждений социальной помощи, в том числе и психолого-педагогической и экстренной психологической помощи и т.п.

1.4. Центры социального обслуживания

Преобладающей моделью нестационарных социальных служб становятся центры социального обслуживания и реабилитации инвалидов и престарелых.

В соответствии с Положением, центры могут иметь в своей  структуре различные подразделения  социального обслуживания: отделения  дневного пребывания престарелых и  инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и  др.

В задачи центра входит выявление  престарелых и других лиц, нуждающихся  в социальной поддержке; определение  конкретных видов и форм помощи, предоставление различных социально-бытовых  услуг разового или постоянного  характера; анализ социально-бытового обслуживания населения; привлечение  различных государственных и  негосударственных структур к решению  вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической, юридической  помощи пожилым людям и другим нуждающимся лицам.

К примеру, центры социального  обслуживания пенсионеров имеются  сейчас в каждом административном округе г.Москвы и их организация продолжается. В 1993 г. в 34 таких центрах и созданных  при них 647 отделениях социальной помощи на дому обслуживалось 52 тыс.пенсионеров. В 13 центрах социального обслуживания функционировали отделения дневного пребывания, в 27 - пункты срочной социальной помощи, а задачу последних входило  оказание экстренной помощи медикаментами, продуктами, одеждой и обувью, бесплатным питанием и ночлегом нуждающихся  в этом граждан и т.д.

Важнейшей частью работы центра является социальной обслуживание на дому одиноких пожилых людей: закупка  и доставка продуктов, обеспечение  лекарствами, организация уборки в  квартире, различные социально-бытовые  услуги и их оплата (сдача белья  в прачечную, одежды в чистку, утепление  оконных рам и дверей и т.п.), информирование и консультирование и др.

Социальные работники  поддерживают связь с трудовыми  коллективами, где раньше работали их подопечные, добиваются, чтобы они  не забывали, оказывали помощь и  проявляли внимание к своим бывшим работникам.

Анализ основных направлений  деятельности центров социального  обслуживания свидетельствует о  том, что данная модель социальной службы, ориентированной на работу с пожилыми людьми, получила наибольшее распространение  и признание, является наиболее типичной. Однако она еще не охватывает многие категории пожилых людей, которые  испытывают потребность в социально-психологической  помощи, в общении, социально-правовых консультациях, в адаптации к  новым условиям.

Характерно, что проведенное  в 1993 г. социологическое исследование деятельности ряда центров социального  обслуживания г.Москвы, показало высокую  оценку их деятельности.

Так, почти 1/3 клиентов ЦСО  указали, что социальный работник посещает их через день. К 65,7% обслуживаемых  соцработники приходят два раза в  неделю.

Центры социального обслуживания населения становятся эффективными нестационарными формами социальной поддержки пожилых людей и  других категорий населения РФ.

В 1993 г. Коллегия Министерства социальной защиты населения обсудила опыт и одобрила работу территориальных  центров социального обслуживания Челябинской области.

Было отмечено, что надомное обслуживание престарелых и инвалидов  получило начало еще в 1985 г., затем  через два года, был открыт первый территориальный центр социального  обслуживания населения и 10 отделений  социальной помощи на дому. Уже к  началу 1990 г. 10,5 тысяч человек пользовались помощью отдельных работников и  до 200 человек посещали дневные отделения  в трех таких центрах.

1.5. Социальное обслуживание на дому

Социальное обслуживание на дому - это один из основных видов  социальной работы. Его основная цель - максимально продлить нахождение граждан в привычной для них  среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права  и законные интересы.

К числу основных надомных услуг, гарантированных государством, относятся: организация питания  и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров  первой необходимости; содействие в  получении медицинской помощи и  сопровождение в медицинские  учреждения; помощь в поддержании  условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации ритуальных услуг  и в погребении одиноких умерших; организация различных социально-бытовых  услуг (ремонта жилья, обеспечении  топливом, обработке приусадебных участков, доставки воды, оплаты коммунальных услуг  и др.); помощь в оформлении документов, в т.ч. для установления оценки и  попечительства, обмене жилья, помещении  в стационарные учреждения органов  социальной защиты населения.

Отделения социальной помощи на дому, как правило, организуются при муниципальных центрах социального  обслуживания или местных органах  социальной защиты населения.

В соответствии с действующим  Положением социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе (до 6 мес.). Отделение  создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров и инвалидов, проживающих  в сельской местности, а также  в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства, а в городской местности - не менее 120 пенсионеров и инвалидов.

Социальное обслуживание на дому производится бесплатно, с частичной  оплатой или за полную плату. Бесплатно  обслуживаются, например, одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход или имеющие трудоспособных родственников, обязанных содержать их по закону, но проживающие отдельно, а также проживающих в семьях, подушевой доход которых ниже установленного для данного региона минимального уровня.

Таким образом, основными  направлениями деятельности отделения  социальной помощи на дому являются: выявление  и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании; оказание социально-бытовой и другой необходимой  помощи на дому; содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и  преимуществ, установленных действующим  законодательством.

Отделения социальной помощи на дому были созданы в порядке  эксперимента в 1987 г. и получили широкое  признание со стороны пожилых  людей и инвалидов нашей страны и быстрое развитие во всех регионах Российской Федерации.

 

2. НАВЫКИ И УМЕНИЯ  СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В 
РАБОТЕ В ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

2.1. Значение общения в социальной сфере, функции и роль.

Общение как универсальная  форма жизнедеятельности человека и способ человеческого бытия  возникло в глубокой древности вместе с появлением человека. Сущность и  специфика разных форм общения отражены в трудах многих ученых, политиков, современных ученых и исследователей прошлых лет. В русской истории  различные формы общения также  получили свое развитие.

Большой вклад в развитие форм и методов устного общения  внесли М.В.Ломоносов, Н.Г.Чернышевский, самобытны такие формы общения  как "хождение в народ". В наше время общение определяется как  универсальный способ жизнедеятельности  человека. Оно важно в любой  сфере человеческой деятельности. В  социальной сфере общение обретает особую значимость, здесь это главный  способ деятельности. В процессе общения  происходит рациональное, эмоциональное  и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов, достигается взаимопонимание.

Условно общение можно  разделить на два блока:

1 –стихийное общение в процессе жизни человека

2 –целенаправленный процесс, осуществляемый специальными  
учреждениями или отдельными лицами и непосредственно в 
социальной работе

Каковы основные функции общения?

1. Информативная

2. Политическая

3. Нравственно-этическая

Роль нравственно-этической  функции наиболее важна в работе социального работника. К функциям профессионального общения можно  отнести функцию социальной защиты, адаптирующую, интегративную .

Но прежде всего это  принципы нравственно-этического характера, включая такие общечеловеческие ценности, как добро, истину, сопереживание. Это относится к тем, кто работает в социальной сфере непосредственно  с людьми.

Оказание помощи индивидам  и группам поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего  воздействия показывает, что круг задач включает в себя широкий  диапазон навыков и умений социального  работника, и выполняется посредством  общения. В процессе своего общения  социальный работник выполняет и  свои профессиональные обязанности - организационные, информативные, выступает в качестве адвоката, консультанта.

Социальные работники  часто находятся между властными  структурами и безвластными просителями  услуг, стараются достигнуть сотрудничества с другими в интересах своих  клиентов.

Функции общения многоплановы:

- информативная

- воспитательная

- нравственно-этическая

- психолого-педагогическая

2.2. Общение, как инструмент социальной работы.

Социальный работник должен быть опытным психологом, педагогом, оба эти качества должны быть неразрывны, так как стержневая идея всех слагаемых профессий социального работника - умение и желание помочь людям, найти формы общения. Общение с другими людьми предполагает в психологическом плане готовность не только познавать мир чувств другого человека, но и принять его, т.е. уметь сопереживать.

Социальный работник должен быть чутким педагогом, умеющим предвидеть воспитательные последствия предпринимаемых  в отношении клиента мер, гибко  и тактично реагирующим на изменение  в поведении и настроении человека, а также тонким психологом, способным  избрать наиболее эффективный метод  работы с конкретным человеком.

В работе с клиентом необходимо ориентироваться на лучшее, что в  нем есть, побуждать самого преодолевать недостатки, необходим индивидуальный подход к каждому, учитывая особенность  характера. социальное положение, жизненный  опыт личности.

В работе социального работника  существуют контакты с другими людьми, имеющие целью выполнение какого-то дела, т.н. деловое общение. Оно является очень важным, т.к. процесс поддерживания  и развития уровня общества рождает  разнообразные формы контактов. Для успешного делового общения  требуется овладение искусством общения.

Основные этапы включает подготовку к контакту с учетом психологических  особенностей собеседника, осуществление  контакта, применяя план беседы или  импровизацию, не упуская главной  цели, оценку результата контакта.

К важнейшим требованиям  делового общения следует отнести: предельное внимание к чужим мыслям и словам, корректность и чувство  такта, умение слышать то, что скрыто за словами. Социальная работа многопланова; это и деловое общение, и межличностное, и групповое. Различаются цели, характер и содержание.

Социальное общение –это живая, эмоционально- нравственная основа социальной работы, всех ее видов. Можно  сделать вывод, что социальное общение - интегрированное свойство всех видов, форм и методов социальной работы, обеспечивающее непосредственное взаимодействие социального работника с клиентом. На практике сущность общения состоит  в умении налаживать, устанавливать  контакты, завоевать доверие, облегчить  трудности и страдания.

Если брать этический  аспект делового и других видов общения, то он определяется "кодексом этики". Этический Кодекс Российских социальных работников еще находится в стадии разработки. Социальная работа - это  профессиональная деятельность, в которой  нередко возникают этические  проблемы и ответственность за их разрешение лежит на работнике. Основная цель кодекса состоит в том, чтобы  определить безусловные принципы работы в интересах защиты клиента. Это  предполагает постоянную переоценку методов  в работе, т.к. социальная работа имеет  развитые методы практики, которые  основываются на постоянном росте знаний и опыта.

Информация о работе Технология социальной работы с пожилыми людьми