Технология социальной работы с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:40, доклад

Описание работы

В России накоплен определенный опыт в социальной работе с пожилыми людьми, но следует сказать, что неразрешенных, сложных проблем здесь значительно больше. Многие социальные работники полагают, что им достаточно житейского опыта, чтобы работать с пожилыми людьми. Однако это не так. Необходимо понимание и осознание множества психологических, этических проблем, возникающих у пожилых людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы в повседневной практической социальной работе. Следовательно, можно как вывод говорить о важности знания теории и практики социальной работы.

Содержание работы

Технология социальной работы
ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
1.1. Социальный статус человека в старости
1.2. Особенности психологического характера
пожилых людей
1.3. Социальная защита пожилых людей и
модели социального обслуживания
1.4. Центры социального обслуживания
1.5. Социальное обслуживание
2. НАВЫКИ И УМЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
В РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
2.1. Значение общения в социальной сфере, функции и роль
2.2. Общение, как инструмент социальной работы
2.3. Этическая ответственность перед профессией
3. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛИЕН-
ТАМИ: БЕСЕДА, ОЦЕНОЧНЫЙ АНАЛИЗ, ВЕДЕНИЕ
ЗАПИСЕЙ
3.1. Беседа с клиентами
3.2. Оценочный анализ
3.3. Ведение записей
4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ..
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Технология социальной работы с пож.docx

— 55.84 Кб (Скачать файл)

Подготовка социальных работников, в частности овладение ими  искусством общения, специфическими обязанностями, конкретными правилами, навыками в  работе с людьми, имеет важное значение. Поэтому практическая и теоретическая  подготовка социального работника, его профессионализм способны реализовать  потенциальные возможности в  таких аспектах, как:

- совершенствование самой  личности;

- позитивное влияние на  других лиц;

- создание нравственно-психологической  атмосферы 
в группах и т.д.;

- влияние на стабилизацию  в обществе, снятие;

- социальной напряженности.

2.3. Этическая ответственность перед профессией.

Социальный работник должен придерживаться и умножать цельность, знание и миссию социальной работы.

Социальному работнику следует  защищать достоинство и цельность  профессии.

Социальный работник должен критически оценивать и быть в  центре знаний, касающихся социальной работы.

Социальный работник должен участвовать в накоплении знаний социальной работы, делиться результатами исследований и практическим опытом с коллегами.

Социальная работа, как  и любая отрасль знаний, находится  в процессе постоянного развития и обогащения новыми знаниями, новым  опытом. Приведенные выше этические  стандарты не являются единственными  и всеобъемляющими, но они могут  оказать какую-то помощь социальным работникам в их повседневной работе, главной целью которой является оказание помощи людям, стремление сделать  общество более процветающим и совершенным.

 

3. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ  РАБОТЫ С КЛИЕНТАМИ:  
БЕСЕДА, ОЦЕНОЧНЫЙ АНАЛИЗ, ВЕДЕНИЕ ЗАПИСЕЙ

 

Работа с каждым клиентом, с одной стороны, предполагает индивидуальный подход, а с другой - овладение  определенными технологиями, которые  могут применяться социальным работником в работе с разными категориями  клиентов, в данном случае с пожилыми людьми.

3.1. Беседа с клиентом.

Первая беседа обычно имеет  цель выяснить право клиента получать социальные услуги. Очень многое при  этом зависит от качества беседы.

Беседа с клиентом наиболее точно может быть определена как  коммуникация (общение) или взаимодействие. Это искусство и наука. Начинающим работникам, сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием и пониманием явных и  тайных причин того или иного поведения  человека, т.е. мотивов поведения. Знание этого способствует эффективности  работы и терпимости к людям. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем, как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и  субъективные чувства в часть  межличностного общения, включающего  открытые и закрытые послания, их расшифровку  и реакцию на различные уровни общения.

Люди могут говорить одно, но их поведение может свидетельствовать  об обратном. Практики-эксперты по семейной терапии способны использовать словестные (вербальные) послания вместе с так  называемыми метапосланиями как  часть их беседы.

Иллюстрацией этому может  быть такой критический этап как  покидание дома подростком; в этом случае им посылаются смешанные послания родителям (выражаемые в скобках). Могу я (вы разрешите мне) уйти? Если начинающие не смогут использовать этот способ при  проведении беседы, стоит хотя бы отметить эти типы внутренней мотивации.

К основным навыкам, необходимым  для введения беседы, относятся такие 10 принципов. Вначале информировать  клиента о продолжительности  беседы; начинать беседу после того как клиент понял ситуацию; стараться  быть доброжелательным, чтобы создать  свободную непринужденную атмосферу; постараться увидеть ситуацию глазами  клиента; осознать опасность вынесения  суждений, а не принятия человека таким  как он есть;

развивать навыки социального  общения, например, улыбнуться, чтобы  помочь общению, вначале избегать вопросов, на которые можно ответить “да”или  “нет”; не говорить, не домысливать  за клиента; не слишком торопиться, не суетиться и научиться справляться  с паузами и молчанием клиента (обычно это время, когда клиент напряженно думает).

Каждая беседа обычно фоксируется  на какой-то основной проблеме такой, как  например, исследование финансовых проблем  клиента, его болезнях, обидах, взаимоотношениях и т.д. Каждая беседа-знакомство должна иметь четкую схему, т.е. начало, середину, конец. Каждая последующая беседа-встреча  с клиентом должна как-то базироваться на содержание предыдущей, при этом должны быть использованы письменные или видеозаписи.

В процессе беседы обращения  к одним и тем же трудностям или даже отрицание их может дать работнику какой-то “ключ”. Надо обращать внимание на несоответствования и умолчания. Например, подвергшийся насилию человек  может и не хотеть вмешательства  извне. Такие неожиданные изменения  или что клиент ассоциирует одну идею с другой, поэтому они обе  ничего не значат.

Беседа-интервью социального  работника отличается от повседневных бесед тем, что они имеют тему, направленную на достижение конкретной цели, временные рамки обычно бывают определены, предполагается положительное или отрицательное развитие взаимоотношений. Рассмотрим последние аспект подробнее. Первая встреча социального работника и клиента помимо чисто информативной функции имеет, по меньшей мере, 3 цели: стремление заключить союз с клиентом относительно методов лечения, т.е. социальный работник старается понять мысли и чувства клиента; старается вселить в клиента чувство надежды, что он справится с ситуацией; демонстрирует методы и формы работы . Если не принимать эти факторы во внимание, то управление ситуацией невозможно. Особенно это важно, если наблюдается негативная реакция со стороны клиента.

Иногда социальные работники  переживают, что порой они сталкиваются с необщительными клиентами, которые  вместо того, чтобы сказать, какая  помощь им нужна, делают все, чтобы заблокировать  ее. Одной из причин этого является то, что встреча с незнакомым человеком  может вызвать чувство стыда, больших ожиданий, чувства неудачи, ощущение зависимости. Социальный работник не должен выявлять интимные, вызывающие смущение или пугающие факты о  клиенте или о себе самом, поскольку  это может вызвать негативную реакцию клиента.

Практики часто бывают расстроены, если те, кто пользуются их услугами, не являются на встречу  после первой беседы. Исследования показывают, что около 50% обратившихся за помощью не возвращаются для участия  во второй встрече. Причем даже если первая беседа привела к положительным  результатам, то существует и множество  других причин неявки на вторую встречу. Например, для кого-то первой беседы оказалось достаточно, кто-то не хочет  продолжительного вмешательства в  свою жизнь, кто-то предпочитает обращаться в случае необходимости и т.д.

Удачные беседы не зависят  только от содержания разговора, важно, если к работнику после этого  интервью относятся как к человеку, способному понять чувства клиента, их мысли по поводу их трудностей, и  как социальный работник реагирует  на субъективные чувства клиента  и использует их в рабочих отношениях. Интервью считается успешным, если работник попытается устранить барьеры  общения, приводящие к непониманию.

Если клиент обладает физическими  недостатками, умственными, слуховыми, речевыми расстройствами, то могут  понадобиться альтернативные методы общения. Но даже и опытные работники порой  предвосхищают события или додумывают за клиента, что он хотел бы сказать  или выразить нереально. Лучше дать клиенту возможность говорить максимально  свободно, поскольку, если человеку дать возможность самому рассказать свою историю, то удивительно как скоро  он сам приходит к решению своей  проблемы. Стереотипное отношение к  клиенту создает препятствия. Не стоит рассматривать клиента  как принадлежащего к определенному  классу, и т.д., так как это искажает представление о нем и приводит к поспешным выводам: люди слишком  сложны, чувствительны и склонны  к динамике, чтобы делать о них  поспешные выводы.

Задавание “хороших”вопросов. Тема задавания вопросов как навыка межличностного общения весьма актуальна.

Нашей задачей является выделить моменты, когда этот метод мешает или помогает в помощи клиенту. Так, социальный работник, задающий вопросов в подозрительной или обвинительной  манере, и не заинтересованным или  дружелюбным тоном, вызовет у  клиента чувство страха и недоверия. Слова здесь менее важны, чем  тон и манера говорящего. Вы можете попытаться задать вопрос: “Вы ищете  работу?”совершенно разным тоном.

Задавание большого количества вопросов может выглядеть как  допрос, а слишком мало вопросов может помешать выявить важные моменты.

Неопытные люди часто избегают задавать “зондирующие”вопросы, если клиент догадывается к чему клонится разговор.

Другим барьером может  служить слишком частое задавание  воп-роса, начинающегося с “почему”, т.к. оно подразумевает, что клиент должен объяснять свое поведение, это  приводит к заниманию им оборонительной позиции. Предпочтительнее начинать вопрос со слова “что”, т.к. он может выявить  информацию, полезную для обоих участников разговора, например, вместо того, чтобы  спросить старую женщину почему она  боится выходить из дома, лучше спросить: что, по ее мнению, может произойти, если она выйдет из дома.

Умелое использование  вопросов - это нечто мало изученное  в практике социальной работы. Оно  очень важно, т.к. это не только сбор информации, но и один из путей начала процесса изменения. В литературе уделяется  определенное внимание приемам успешного  задавания вопросов. Так, например, социальные работники, работающие по месту  жительства задают порой простые  наивные вопросы с тем, чтобы  побудить местных жителей начать задавать себе вопрос, почему они не могут оказывать влияния на ситуацию.

Репортерский тип вопросов порой может достичь успеха, если перед корреспондентом намеренно  выдвигают аргументы оппонента  с тем, чтобы привести к изменению. Другими способами использования  вопросов, которые подразумевают  изменение как конечную цель, является построение их таким образом: “Возможно  это неправильно, но...”, “Я не совсем понял ...”, все они стимулируют  отступление клиента от обычной  схемы поведения и рассмотрение новых возможностей. Чтение нотаций  или преждевременные советы нежелательны и не применяются опытными помощниками. В случае возникновения неловких моментов не нужно заострять на них  внимание, можно к ним вернуться  позже, когда клиент уже справился  с конкретной проблемой, или спросить об этом же, но позже, когда он избавится  от смущения.

Так, например, пациенту говорившему, что у него нет друзей, задавался  такой вопрос: “Когда вы говорите, что  у вас нет друзей вы имеете в  виду, что их вообще нет или что  у вас лишь один или два друга?”или “Правда ли, что вы всегда находитесь в состоянии депрессии, если в  вашем дневнике написано, что “по  утрам у вас настроение бывает лучше?”Такие вопросы должны побудить клиента проверить правильно  ли он создает свое представление  о мире.

Другим типом задавания  “хороших”вопросов является так  называемый “круговой опрос”. Он применяется  в семейной терапии и позволяет  оценить взаимодействие и функционирование в рамках семьи путем предоставления одному из членов семьи возможности  прокомментировать взаимоотношения  двух других членов, их поведение. Вопросы  будут типа: “Когда твоя мама пытается заставить брата пойти в школу, что делает твоя бабушка?”или “Как ты думаешь, у кого более близкие  отношения с отцом, у твоей  сестры или брата?”Круговой опрос  выявляет различные позиции участников, дает новую информацию о том, как  третья сторона видит взаимоотношения  между двумя другими членами  семьи.

Гипотетические вопросы  типа: “А что было бы, если ...?”могут еще более прояснить ситуацию, а вопросы, когда предлагается описать  идеальное решение проблемы (с  позиции клиента) могут предложить решение проблемы. Вопросы, ставящие проблему, предпочтительнее готовых  ответов. У людей обычно свои взгляды  на вещи и свои идеи. Например, отчаявшаяся  группа безработных, заявлявшая: “Мы  не может изменить их политику”(имея в виду власти), изменила свое представление  о беспомощности и бесправии, когда лидер группы спросил: “Но  кто они? И что мы знаем об их политике?”Короче говоря, задавание  хороших вопросов экономит время, помогает вовлечь клиентов в решение проблемы и может быть инструментом, используемым для начала изменения ситуации.

Исследование большого объема литературы свидетельствует о том, что независимо от школы, социальные работники должны уметь слушать, наблюдать и реагировать. Обретение  навыков посещения клиентов, понимания  специфики их жизни, навыки задавания  вопросов, решения проблем, планирования действий - все это далеко не просто. Чтобы стать опытным советчиком (консультантом) мало быть заботливым и понимающим, надо еще умело применять  на практике многочисленные приемы и  методы работы. Хороший социальный работник обладает следующими шестью качествами:

1. Симпатия или понимание  - попытка видеть мир глазами  другого человека.

2. Уважение, реагирование  на проблему клиента таким  образом, чтобы передать уверенность  в том, что он сам может  справиться с ней.

3. Конкретность, четкость, чтобы  тот, кто консультируют максимально  четко понимал проблему.

4. Знание самого себя  и оказание другим помощи в  познании себя.

5. Искренность, умение  вести себя естественно во  взаимоотношениях с клиентом.

6. Сиюминутность, иметь  дело именно с тем, что происходит  в настоящий момент встречи.

Представляют особую трудность  для начинающих социальных работников умение определить, какие у них  могут встретиться сложности  в общении и, соответственно, какие  навыки необходимо продолжать практиковать.

3.2. Оценочный анализ

Важной чертой работы с  отдельными клиентами, в частности  с пожилыми людьми, является оценочный  анализ. Оценочный анализ - это продолжительный  процесс, целью которого является понимание  людей во взаимосвязи с окружающей их средой: это основа планирования того, что необходимо сделать, чтобы  сохранить, улучшить или изменить состояние  человека или окружающей его обстановки. Навык проведения оценочного анализа, получения результатов зависит  от административного таланта социального  работника в совокупности с навыками человеческих взаимоотношений. Для  такой работы нужен человек, который  может организовать, систематизировать  и проанализировать полученную информацию, при этом он должен тонко чувствовать  обстановку и быть способным понять уникальность каждой конкретной ситуации. Основные данные, такие как факты, очень важны, но не менее важны  мысли, чувства и интуиция социального  работника.

Информация о работе Технология социальной работы с пожилыми людьми