Технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей и обеспечение условий воспитания мальчиков в неполных семьях.

Содержание работы

Введение
1. Научно-теоретические основы социальной работы с семьёй
1.1 Характеристика социальной работы с семьей
1.2 Основы государственной семейной политики
1.2.1 Цели и задачи семейной политики
1.2.2 Принципы взаимодействия семьи и государства
1.3 Деятельность системы учереждений по обслуживанию семей
2. Формы и методы социальной работы с неполными семьями, воспитывающих мальчиков на примере МОУ СОШ №9 г. Выкса
2.1 Особенности работы социального работника с неполными семьями, воспитывающими мальчиков
2.2 Анализ исследовательской работы, проводимой в МОУ СОШ №9 г. Выкса
2.3 Практические рекомендации для повышения эффективности социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Технология социальной работы с неполными семьями.docx

— 64.24 Кб (Скачать файл)

Беседа 1.

Цель: познакомиться  с семьями, провести диагностическое  исследование особенностей семейного  воспитания, познакомить родителей  с основными целями программы.

В ходе этой беседы предполагается установка контакта с матерями. Так как большинство  матерей так или иначе считают  что самостоятельно могут справиться с сложившимися проблемами.

Беседа 2.

Цель: проанализировать в ходе беседы с матерями особенности  изменения поведения мальчиков  после реализации таких мероприятий  как субботник с участием других родителей мужского пола, а также  экскурсии в музеи военной  техники и боевой славы.

Предлагаемые вопросы  беседы:

-Изменилось ли  поведение Вашего сына после  мероприятия посвященного субботнику  на территории школы?

-Как Вы оцениваете  изменения положительно или отрицательно?

-Как изменилось  поведение Вашего сына и в  чем это проявилось в первую  очередь?

-Считаете ли  данное мероприятие, посвященное  субботнику необходимым условием  в воспитании мальчика и почему?

-Какие изменения  Вы заметили после проведения  экскурсии Вашего ребенка в  музей военной техники и боевой  славы?

-Как Вы способствуете  развитию у Вашего сына мужских  качеств?

-Чем Ваш ребенок  занимается по дому? Есть ли  в этом элементы чисто мужской  работы?

Беседа 3.

Цель: проанализировать в ходе беседы с матерями особенности  изменения поведения мальчиков  после реализации такого мероприятия  как туристических походов с  мужчинами.

Предположительные вопросы беседы:

-Как Ваш ребенок  оценивает поход?

-Восхищается ли  Ваш сын участвовавшим родителем?

-Как Ваш сын  оценивает мужество участвовавшего  родителя мужского пола?

Беседа 4:

Цель: проанализировать в ходе беседы с матерями особенности  изменения поведения мальчиков  во время посещения спортивных секций, а также оценить реализацию программы  в целом.

Предполагаемые  вопросы беседы:

-Изменилось ли  поведение Вашего сына во время  посещения спортивных секций?

-Как Вы оцениваете  изменения положительно или отрицательно?

-Как изменилось  поведение Вашего сына и в  чем это проявилось в первую  очередь?

-Считаете ли  выбранные спортивные секции  жестокими? Если да,то почему?

-Нравиться ли  Вашему ребенку ощущать себя  в мужской роли?

-Как Вы оцениваете  проведенные мероприятия с Вашим  сыном в целом?

-Есть ли у  Вас замечания к проведению  мероприятий? Какие?

-Довольны ли  Вы поведением Вашего сына  сейчас? Если нет, то почему?

-Хотели бы в  дальнейшем участвовать в таких  мероприятиях?

После реализации вышеупомянутой программы, предлогается проведение повторного среза с использованием теста-опросника родительского отношения  к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин). Для  сравнения результатов до реализации программы и после реализации.

На основе вышеизложенного в главе 2 можно сформулировать рекомендации для родителей:

1. В воспитании  мальчиков необходимо учитывать  следующее:

-залогом эффективного  воспитания является атмосфера  любви и доброжелательности в  семье;

-при общении  с ребенком важно умело сочетать  уважения к его личности с  высокой требовательностью;

-нужно уметь  понять и принять своего ребенка  таким, каков он есть, и способствовать  развитию в нем лучшего;

-воспитательные  воздействия нужно строить с  учетом возрастных, половых и  индивидуальных особенностей детей  и с опорой на положительное в ребенке.

2. Нужно внимательно  относиться к мнению и суждениям  ребенка, старайтесь его понять. Нужно постараться не заставлять  ребенка, а убедить его, учить  рассуждать и анализировать вместе  с ним возможные последствия  его действий.

3. В основе семейных  конфликтов с детьми, как правило,  лежит несоответствие родительских  отношений и требований желаниям  и возможностям ребенка. Необходимо  уделить особое внимание обоснованности  запретов для ребенка и возможно  дать ему немного больше свободы  и самостоятельности.

Главное в общении  матери с сыном является поддержка  его стремления к предстоящей  роли мужчины. Необходимо помнить и  использовать важное преимущество семейного  воспитания - мать имеет возможность  хорошо изучить внутренний мир своего ребенка, его потребности интересы и на основе этого максимально  индивидуализировать процесс воспитания.

Заключение

Существующие проблемы в функционировании семьи, на современном  этапе, обуславливают необходимость  оказания ей помощи со стороны общества. На самом деле, если семья не выполняет свою ведущую функцию - первичной базисной социализации личности ребенка - в силу разного рода причин (деформация взаимоотношений в подсистемах семьи, негативное влияние референтной группы, нарушение ролевых функций и т.д.), то необходимо влияние на неё извне с определенной целью: внести необходимые коррективы в её функционирование, т.е. внести изменения. Задача социального работника, педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.

В современных условиях семейная политика должна рассматриваться  как составная часть социальной политики, как целенаправленная деятельность государства и других институтов, ориентированная на обеспечение  социальной безопасности семьи, её благополучия, укрепление и развитие этого важнейшего социального института, создание необходимых  условий для его функционирования и успешного выполнения социально  значимых функций, главными из которых  являются репродуктивная и социализирующая. В настоящее время семейная политика в России серьёзно деформирована и носит характер социальной защиты. В переходный период приоритетной целью такой политики стало обеспечение выживания многих семей, т.е. социальная защита. Что касается других аспектов семейной политики, направленных на укрепление и развитие института семьи, то они в большинстве своём не развиты. В частности, почти не принимается во внимание необходимость формирования позитивных норм и ценностей, регулирующих брачно-семейное и репродуктивное поведение индивидов.

Таким образом ослабляется представление о главной функции семьи - рождение и воспитание детей, будущего поколения. Воспитание детей является важнейшей проблемой, которой заняты отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Но наиболее сложной является проблема воспитания ребенка в неполной семье. В основном единственным родителем в такой семье является мать. В связи с тем, что увеличивается рост неполных семей с матерью-одиночкой, то проблема воспитания мальчиков в этих семьях становится все более актуальной. Отсутствие роли отца в воспитании мальчика усугубляет формирование мужского характера. В таком случае матери необходима помощь со стороны социальных работников и педагогов.

Список используемых источников

1.Азаров Ю.П.  Семейная педагогика: Педагогика  любви и свободы. - М., 1993.

2.Антонов А.И.  Микросоциология семьи. Методология  исследования структур и процессов. - М., 1998

3.Байярд Р.Т., Байярд  Д. Ваш беспокойный подросток. - М., 1995.

4.Боздарев К.К.  Единственный ребенок. - М., 1988.

5.Бреслав Г.М.  Эмоциональные особенности формирования  личности в детстве. - М., 1990

6.Васильева Э.К.  Семья и ее функции. - М., 1999.

7.Видра Д. Помощь  разведенным родителям и их  детям. - М., 2000.

8.Ган М.П., Черепанова  Э.М. Я сама: В помощь неполной  семье. - М., 2002.

9.Гиппенрейтер  Ю.В. Общаться с ребенком. Как? - м., 1995.

10.Гурко Т.А. Программа  социальной работы с неполными  семьями. - М., 1992.

11.Демидов А.М.  Семья с одним родителем. - М., 1987.

12.Ковалев С.В.  Писхология современной семьи. - М., 1988.

13.Кон И. Современное  отцовство: мифы и проблемы // Семья  и школа. 2003. №4. С. 17 - 20.

14.Кочубей Б.Н.  Мужчина и ребенок. - М., 1990.

15.Мацковский М.С.  Социология семьи: проблемы, теория, методология и методики. - М., 1989.

16.Медведева Н.Я., Шишова Т.А. Книга для трудных  родителей. - М., 1994.

17.Методика и  технологии работы социального  педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М., 2002.

18.Психология семейных  отношений с основами семейного  консультирования. - М., 2004.

19. Рогов Е.И.  Настольная книга практического  психолога в образовании: Учебное  пособие.-М.: Владос,1996.- 529 с. [Электронный ресурс].- режим доступа: http://effecton.ru/113.html

20.Социальная работа: теория и практика / Отв. Ред. Е.И. Холостова. - М., 2002.

21.Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной  работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.

22.Харчев А.Г., Мацковский  М.С. Современная семья и ее  проблемы. - М., 2000.

23.Шакурова М.В.  Методика и технология работы  социального педагога. - М., 2002.

Приложение А

Изучение социальной истории личности

1. Личность.

2.1. Общие сведения (Ф.И.О., год рождения, место рождения, семейное положение, адрес).

2.2. Семья (родители: Ф.И.О., год рождения и смерти - если кто-то из них умер, адрес; братья и сестры: имена, даты рождения, место проживания; дети: имена, возраст, даты рождения и место проживания).

2.3.Профессиональный  уровень (наличие образования,  место учебы, работы, причины переходов  с рабочих мест).

2.4.Индивидуальные  особенности личности (здоровье  и физическое состояние, способность  к социальному контакту - умение  общаться с другими лицами, знания  и навыки, трудоспособность, способность  изменять физическую и техническую  среду, способность воздействовать  на других людей - власти и  влияние на социальную среду,  способность рационально и целеустремленно  работать для осуществления намеченных  альтернатив).

2.5.Взаимопонимание  внутри семьи, его место в  ней; соседские и общинные связи.

2. Заботы, потребности,  проблемы.

2.1.Причины, приведшие  к необходимости взаимодействия  с данной личностью.

2.2. История развития  потребности, проблемы и факторы,  влияющие на её развитие.

2.3. Способность  к выполнению жизненных ролей.

2.4. Основные потребности  (общечеловеческие и индивидуальные).

2.5. Ожидания личности  по содержанию оказываемой помощи.

3. Факторы, влияющие  на оказание помощи клиенту.

3.1. Что ожидает  личность в качестве результата  помощи.

3.2. Реалистичны  ли эти ожидания.

3.3. Наличие внутренних  ресурсов у личности к изменениям.

3.4. Негативные факторы  влияния на ожидания личности.

3.5. Позитивные факторы  влияния на ожидания личности.

Приложение Б

Кинетический рисунок  семьи Р. Бернс, С. Кауфман (КРС)

Тест "Кинетический рисунок семьи" (КРС) Р.Бернса и  С.Кауфмана дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей  семьи, но и позволяющей ребенку  анализировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому рисунок семьи  не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при  рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений.

Тест КРС состоит  из 2 частей: рисование своей семьи  и беседы после рисования. Для  выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.

Инструкция: "Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы  каждый занимался каким-нибудь делом".

На все уточняющие вопросы следует отвечать без  каких-либо указаний, например: "Можешь рисовать, как хочешь".

Во время рисования  следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его  мимику, жесты, а также фиксировать  последовательность рисования. После  того, как рисунок закончен, с  ребенком проводится беседа по следующей  схеме:

1) кто нарисован  на рисунке, что делает каждый  член семьи, 

2) где работают  или учатся члены семьи; 

3) как в семье  распределяются домашние обязанности, 

4) каковы взаимоотношения  ребенка с остальными членами  семьи. 

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка  считается качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных  частей, затушевывание отдельных  частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и  людей на рисунке.

При интерпретации  КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:

1) анализ структуры  рисунка семьи (сравнение состава  реальной и нарисованной семьи,  расположение и взаимодействие  членов семьи на рисунке);

2) анализ особенностей  рисунка отдельных членов семьи  (различия в стиле рисования,  количество деталей, схема тел  отдельных членов семьи); анализ  процесса рисования (последовательность  рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).

Рассмотрим на примерах каждый аспект схемы интерпретации.

Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится  в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто  показывает их взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической  близости является расстояние между  отдельными членами семьи. Иногда между  отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как  бы перегородкой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись  за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальной  семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как  бы поглощающей все ее внимание. Общая деятельность членов семьи  обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет  несколько членов семьи. Это может  свидетельствовать о наличии  внутренних группировок в семье. Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части  листа. Это уже может свидетельствовать  о депрессивности ребенка, о его  чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают  не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную  озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она  тревожит его, и он как бы откладывает  рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь  сильной эмоциональной значимостью.

Информация о работе Технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков