Технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей и обеспечение условий воспитания мальчиков в неполных семьях.

Содержание работы

Введение
1. Научно-теоретические основы социальной работы с семьёй
1.1 Характеристика социальной работы с семьей
1.2 Основы государственной семейной политики
1.2.1 Цели и задачи семейной политики
1.2.2 Принципы взаимодействия семьи и государства
1.3 Деятельность системы учереждений по обслуживанию семей
2. Формы и методы социальной работы с неполными семьями, воспитывающих мальчиков на примере МОУ СОШ №9 г. Выкса
2.1 Особенности работы социального работника с неполными семьями, воспитывающими мальчиков
2.2 Анализ исследовательской работы, проводимой в МОУ СОШ №9 г. Выкса
2.3 Практические рекомендации для повышения эффективности социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Технология социальной работы с неполными семьями.docx

— 64.24 Кб (Скачать файл)

4.Социальный патронаж  семей, нуждающихся в социальной  помощи, реабилитации и поддержке. (Подробнее рассмотрим в следующем  параграфе).

5.Анализ уровня  социального обслуживания семей,  прогнозирование их потребности  в социальной помощи и подготовки  предложений по развитию сферы  социальных услуг.

6.Привлечение различных  государственных и неправительственных  организаций к решению вопросов  социального обслуживания семей. 

В системе учреждений социального обслуживания семей  и детей активно развивается  специализированная психолого-педагогическая помощь. Сегодня ее повсеместно представляют Центры психолого-педагогической помощи населению, основными задачами которых  являются:

повышение стрессоустойчивости  и психологической культуры населения, особенно в форме межличностного, семейного, родительского общения;

помощь гражданам  в создании в семье атмосферы  взаимопонимания и взаимного  уважения, преодоления конфликтов и  иных нарушений супружеских и  семейных отношений;

повышение потенциала формирующего воздействия семьи  на детей, их психическое и духовное развитие;

помощь семьям, испытывающим различного рода трудности  в воспитании детей, в овладении  знаниями их возрастных психологических  особенностей, предотвращении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков;

Психологическая помощь семьям в социальной адаптации к  изменяющимся социально - экономическим  условиям жизни; регулярный анализ обращений  в Центр и разработка рекомендаций для местных органов государственной власти по профилактики кризисных проявлений в семье.

Таким образом, проанализировав  направления деятельности социальной работы в отношении семей, можно  сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом  объеме. Несмотря на все усилия государственных  и негосударственных организаций  в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными и по сей день.

2. Формы и методы  социальной работы с неполными  семьями, воспитывающих мальчиков  на примере МОУ СОШ №9 г.  Выкса

2.1 Особенности  работы социального работника  с неполными семьями, воспитывающими  мальчиков

Деятельность социального  педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.

Рассмотрим последовательно  каждую из составляющих.

Образовательная составляющая включает в себя два направления  деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих  семейных проблем и формирование педагогической культуры матери.

К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о  целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с ребенком; применение физических наказаний и др.

Поэтому деятельность социального педагога предусматривает  проведение широкого просвещения матери по следующему кругу вопросов: роль матери в формировании у ребенка  адекватного поведения в отношении  к сверстникам; воспитание ребенка  в семье с учетом пола и возраста; поощрение и наказание в воспитании детей в семье; трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и  развития профессиональных склонностей  и задатков детей; организация режима труда, учебы, отдыха и досуга ребенка  в семье; нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей; развитие представлений об общении  в детском возрасте.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в  первую очередь, с матерью - путем  ее консультирования, а также с  ребенком посредством создания специальных  воспитывающих ситуаций для решения  задачи своевременной помощи семье  в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного  потенциала. Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется  воспитательная функция, являются сферы  родительского долга, любви и  интереса. Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах лишает мать возможности эффективного влияния на детей. Акцентирование на какой-то одной из сфер в ущерб  другим искажает воспитательный процесс, лишает его полноты и целостности.

Содержание сферы  долга раскрывается через ответственность  матери и ребенка за характер жизни  и нормальное функционирование семьи. Если нарушены отношения в этой сфере, то социальному педагогу следует  оказать помощь в формировании нравственного  сознания детей и родителей через  бытовую требовательность, взаимную ответственность и уважение.

Если мать не добивается позитивного результата в воспитании, то в семье наблюдаются неадекватные методы воспитания. Социальному педагогу при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые  в их семье методы воспитания и  помочь определить наиболее адекватные. Известно, что методы семейного воспитания можно разделить на две группы. Первую группу методов составляют методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия. Данная группа методов включает в себя: метод уважения детской личности и метод убеждения. Социальный педагог должен показать родителям, через какие приемы может реализовываться этот метод. Ими могут быть: обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика.

Вторую группу методов  составляют методы педагогического  и психологического воздействия  воспитателя на личность ребенка  в целях коррекции его сознания и поведения. Этими методами могут  пользоваться родители, если у ребенка  возникают какие-либо проблемы. Данная группа методов включает в себя: метод обращения к сознанию, метод  обращения к чувству, метод обращения  к воле и поступку. Социальный педагог  также должен показать, через какие  приемы реализуется данная группа методов. Обращаться к сознанию ребенка можно  через пример, разъяснение, возбуждение  психического состояния радости, актуализацию мечты, снятия напряжения в отношениях. К чувствам ребенка обращаются либо родители, либо социальные педагоги через  обращение к совести, чувству  справедливости, эстетическому чувству, к самолюбию, состраданию и милосердию, страху и бесстрашию, отвращению и  брезгливости, а обращение к воле и поступку требует от педагога внушения, упражнения, поощрения, наказания.

Таким образом, подсказанная родителям система методов и  приемов в воспитательном процессе должна быть трансформирована, воплощена  в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для  всех членов семьи. Существующие проблемы в семье могут быть связаны  с неправильно выбранными тактиками  семейного воспитания. Тогда социальный педагог помогает осознать особенности  таких негативных тактик, как «диктат», «опека», «конфронтация», «мирное сосуществование», и помочь овладеть позитивной тактикой семейного воспитания, так называемой «тактикой сотрудничества».

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя 2 компонента; социально-психологическую  поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Наиболее эффективна эта работа, когда помощь семье оказывается  комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные  отношения семьи, положение ребенка  в семье, отношения семьи с  обществом; психолог посредством психологических  тестов и других методик выявляет те психические изменения каждого  члена семьи, которые приводят к  конфликту; психиатр или психотерапевт  проводит лечение.

Коррекция межличностных  отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое  насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. До недавнего  времени этому явлению не уделялось  должного внимания. К такому виду насилия  относится запугивание, оскорбление  ребенка, унижение его чести в  достоинства, нарушение доверия. Социальный педагог должен так скорректировать  отношения в семье, чтобы все  необходимые меры для обеспечения  установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью  методов, основанных на уважении человеческого  достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

Посреднический  компонент социально-педагогической помощи включает в себя 3 составляющие: помощь в организации, координации  и информирование.

Помощь в организации  направлена на организацию семейного  досуга, включающую в себя: организацию  клубов по интересам с использованием мужским видов работы, организацию  семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению мужской домашней работы, «клубов знакомств», летнего отдыха и другое. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Такая помощь оказывается любому члену семьи, в том числе и детям, с которыми плохо обращаются или о которых не заботятся.

В условиях низкой мотивации обращения семей именно за социально-педагогической, психологической  помощью необходимо применение такой  формы работы с семьей, как патронаж - одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями. Эта форма работы позволяет установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможность информировать семью о предстоящем визите и его целях. Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы, как одну из форм работы с семьей. Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи - образовательные, психологические, психолого-педагогические. Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы - с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.

Наряду с индивидуальными  консультативными беседами, могут применяться  групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинга. Социально-психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей. Образовательные тренинги должны быть направлены на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия.

Групповые методы работы дают возможность родителям  обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать  на себя роль лидера при обмене информацией  развивает активность и уверенность  родителей.

Социальный педагог  не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение  семейных проблем, добиться осознания  возникшей проблемы, создать условия  для ее успешного решения. Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном  подходе. Он предполагает изучение и  использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи).

Воспитание ребенка  в неполной семье - это воспитание, которое осуществляется в трудных  условиях. Поэтому чрезвычайно разумно  поступает мать, одна воспитывающая  сына, когда осмысливает, понимает ситуацию и ищет правильные пути для определения  препятствий, чтобы избежать опасности. Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится домашний очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все  происходит в высшей степени вежливо  и учтиво, неизменно вызывает у  детей психический надлом и сильные  переживания. Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает открыто  свои чувства. Кроме того, он воспринимает уход отца как отказ от него. Ребенок  может сохранять эти чувства  многие годы. Необходимо помочь ребенку  в формировании важных качеств, которые  будут способствовать проявлению мальчика как мужчины. Это непростая задача. Здесь нужна социально-педагогическая помощь семье, которую может оказать  социальный педагог.

Социальный педагог  призван решать сложные проблемы, связанные с социальным и эмоциональным  развитием этой категории детей, оказывать им всестороннюю помощь и  поддержку, способствуя адекватному  развитию мальчиков.

Информация о работе Технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков