Технологии социальной работы с молодыми семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить формы и методы работы по решению социальных проблем молодых семей в современном обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить социальные проблемы молодых семей в современном обществе;
2. Исследовать социальные проблемы студенческой семьи;
3. Охарактеризовать особенности решения проблем молодых семей методами социальной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 Основы социальной работы с молодой семьей
1.1 Молодая семья как объект социальной работы
1.2 Социальные проблемы молодой семьи
1.3 Структура и задачи социальной работы с молодой семьей
2 Особенности решения проблем молодых семей методами социальной работы
2.1 Формы и методы социальной работы с молодой семьей
2.2 Решение социальных проблем молодых семей в России
ИССЛЕДОВАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая молодая семья.docx

— 99.41 Кб (Скачать файл)

Также через системы социальных служб и клубов для молодежи проводятся комплексные меры по укреплению молодой  семьи:

  • профилактическая работа с группами социального риска среди молодежи и подростков, обобщение и внедрение эффективного опыта по предотвращению асоциального поведения подростков и молодежи;
  • расширение деятельности профильных лагерей, клубов, организация досуга молодежи;
  • принятие эффективных мер для снижения уровня подростковой и молодежной преступности;
  • создание условий для психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков, социальная адаптация несовершеннолетних с девиантным поведением;
  • развитие учреждений социального обслуживания молодежи;
  • просвещение подростков по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем.

Совокупность приемов и методов  деятельности субъектов и объектов социальной работы, рассматривающих  социальные проблемы клиентов, как  способ стимулирования развития их собственных  сил, конструктивной деятельности в  социуме по изменению неблагоприятной  жизненной ситуации служат достижению понимания клиентом зависимости  и взаимообусловленности личных и общественных проблем, активизации  его участия в солидарных действиях  по разрешению возникающих проблем, конфликтных ситуаций.

Наряду с этим, проблема дальнейшей разработки методов обусловлена  и необходимостью научно-исследовательских  изысканий со стороны специалистов по социальной работе с молодыми семьями, как в рамках общества, так и  в масштабах малых групп. Особенно важно отметить, что развития этой деятельности осуществляется в процессе непосредственной практической работы через оказание адресной, комплексной  и своевременной помощи.

Предусматривает внедрение мер, направленных на развитие института семьи, в том  числе молодой семьи в российском обществе, повышение уровня компетентности молодых родителей в вопросах воспитания детей. Содействует укреплению социального благополучия молодых  семей. Предполагает развитие системы  центров семейного просвещения  «Академия молодой семьи», развитие системы клубов молодой семьи, создание всероссийской очно-заочной школы  «Молодые родители и ребенок».

Специфика и содержание каждого  из комплексных направлений Программы  уже сегодня разрабатываются  и отбираются авторитетным коллективом  ученых, практиков, исследователей управленцев  сферы работы с молодежью. При  этом открытый характер разработки Программы  обеспечивается средствами широкого обсуждения и коррекции программных мер, которые предусмотрены самим механизмом управления Программой, описанным в Концепции.

Всероссийский центр интеграции молодых  людей с ограниченными возможностями  должен приобрести статус пилотной площадки для создания и продвижения интеграционных программ для молодежи и с участием молодежи. (Миссия подобного центра заключается в создании и распространении программ совместной деятельности молодых людей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников. Центр проектируется как модульный и по содержанию деятельности и по форме конструирования зданий. Модульный подход в данном случае обеспечивает возможность тиражирования и распространения опыта работы центра в регионах РФ).

Логика проектирования мероприятий  Программы, предполагает, что действие всех проектов и программных действий распространяется на территорию всей страны.

Данная Программа должна развить  новые формы и методы социальной работы с молодыми семьями, разрешить  многие накапливающиеся в последние  годы проблемы у молодых семей.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Решение социальных  проблем молодых семей в России

 

Социальные  службы семьи. Для управления государственной семейной политикой созданы соответствующие комитеты в обеих палатах Федерального Собрания России, в Администрации Президента Российской Федерации. В структуре федерального Министерства здравоохранения и социального развития сформировано специальное подразделение - Департамент проблем семьи, женщин и детей. Эти структуры координируют проведение семейной политики в органах исполнительной власти, осуществляя руководство различными социальными службами семьи.

Служба  семьи - один из механизмов регулирования  брачно-семейных отношений в рамках социальной работы с семьей, основная цель которого - обеспечить оптимальное  выполнение семьей ее разнообразных  функций, прежде всего терапевтической, воспитательной, репродуктивной, способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию личности супругов и их детей, стабилизации брака, а также содействовать одиноким в создании семьи. Организационно служба семьи представляет собой сеть учреждений консультационного типа.

На начало 1998 г. действовало 115 центров социальной помощи семье и детям, 36 центров  психолого-педагогической помощи населению, 132 социальных приюта для детей и  подростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8 центров помощи детям, оставшимся без  попечения родителей, 40 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В ряде территорий функционируют  комплексные центры социальной помощи населению, в которых предусмотрена  работа с семьей и детьми. В 2005 г. их количество значительно увеличилось.

В последние  годы стала быстро развиваться сеть консультативных учреждений («Брак  и семья», «Центр социального здоровья», «Мать и дитя», «Совершенствование»), появляются семейные клубы, реализуются  программы «Кроха», «Здоровый малыш», «Безопасное материнство», «Сознательное родительство», «Семь - Я», «Согласие», «Женщина и семья» и др.

Наиболее  целенаправленно сеть учреждений социального  обслуживания семьи и детей развивается  в Московской, Орловской, Ленинградской, Ростовской, Самарской, Челябинской, Тюменской  областях, Красноярском и Краснодарском  краях, в ряде других территорий.

В Республике Тыва хорошо зарекомендовали себя 15 центров социальной помощи семье  и детям, из них два центра социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков в городах Кызыле и Ак-Довураке. Главная их задача заключается в стимулировании экономического потенциала семьи, ее саморазвития, в обеспечении адресной социальной поддержки. На базе Научно-технического центра традиционной и нетрадиционной медицины действует психологическая служба «Телефон доверия». Для обеспечения координации действий центров, служб социальной помощи на дому и срочной социальной помощи действует Управление проблем семьи, женщин и детей со структурными подразделениями в низовом звене в виде отделов и секторов.

Основные  направления реализации семейной политики, например, в Краснодарском крае включают в себя создание системы социальной и психолого-педагогической помощи семье, охрану здоровья матери и ребенка, улучшение материальных условий  жизнедеятельности семьи, поддержку  малоимущих семей, повышение профессионального  и социального статуса женщин, профилактику правонарушений несовершеннолетних, идеологическую, пропагандистскую и  культурно-просветительскую работу, подготовку кадров работников социальных служб. Организационные меры включают следующие мероприятия:

  • принятие специальных законодательных и иных правовых актов края, решений местных органов власти и управления;
  • внесение в качестве законодательной инициативы изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и иные правовые акты по вопросам семейной политики;
  • разработку и осуществление краевых программ комплексного и целевого характера по отдельным направлениям семейной политики;
  • формирование системы территориальных органов социальной защиты, а также специальных служб различного профиля и направленности по оказанию социальной, социально-психологической и социально-педагогической помощи семье и детям и др.

Основными функциями социального работника  при этом являются:

  1. диагностическая (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциала);
  2. охранно-защитная (правовая поддержка семьи);
  3. социально-психолого-педагогическая;
  4. прогностическая (моделирование ситуаций и разработка программ адресной помощи);
  5. координационная.

Разнообразие  условий на обширной территории Российской Федерации, различие проблем и возможностей большого города или маленького населенного  пункта, культурного центра с множеством социальных ресурсов и специалистов или отдаленного поселения, где  таких профессиональных работников нет, - все это объясняет существование  различных моделей социальных центров  и служб для работы с семьей.

Преобладающая модель государственной службы - территориальные  центры социальной помощи семье и  детям. В отличие от других учреждений социального обслуживания эти центры, имеющие разнообразные направления  деятельности и предоставляющие  широкий спектр социальных услуг, могут  решить своими силами проблемы семьи, оказать помощь в преодолении  трудных жизненных ситуаций в  различных областях жизни. Эта способность  центра очень важна и существенна, так как российская семья сегодня  сталкивается с множеством проблем, которые не могут решить существующие в пределах той или иной территории функционирующие социальные учреждения. Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство Российской Федерации; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти.

Наряду  с государственными территориальными центрами, службами, входящими непосредственно  в систему Министерства труда  и социального развития Российской Федерации, имеются различные социальные службы семьи ведомственной, межведомственной подчиненности, смешанные - государственные  и коммерческие. Идеология этой службы - работа с целостным социальным объектом, т.е. районом, который понимается, во-первых, как совокупность проживающих здесь различных групп и слоев населения, а во-вторых, как социальная структура, включающая микрорайоны, учреждения, организации и предприятия. Приоритет в оказании помощи всегда оказывается работе с семьей и детьми. Работа же с организациями является основным средством обеспечения стабильности социального обслуживания и оптимизации затрат.

Основная  задача работников службы - помочь члену  семьи (вне зависимости от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования  методов социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической  и других методов социальной работы. Критерием эффективности здесь  принято считать степень реабилитации члена семьи, т.е. восстановление его  прежних способностей к трудовой деятельности, возвращение его в  общество.

В настоящее  время в Российской Федерации  создано много социально-психологических  служб, в том числе территориальных, действующих на основе закона о предпринимательстве  и предпринимательской деятельности. Основные направления их деятельности те же, что и государственных служб.

Следует подчеркнуть, что сегодня базовыми, типовыми моделями организации социальной работы с семьей и детьми по месту  жительства (территориальными) являются центры социального обслуживания и  реабилитации семьи и детей и  районные социально-психологические  службы. Кроме того, имеется определенное количество слабо взаимодействующих  между собой социальных служб (не всегда территориальных) различной  ведомственной принадлежности.

Опыт  деятельности служб по месту жительства подтверждает тот факт, что социальная работа по своей сути межведомственна  и требует правового оформления и организации территориальных  социальных служб, координации деятельности органов социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры и спорта, правоохранительных структур, служб занятости.

Рассмотрим  их подробнее, поскольку именно они  представляют собой модели социальных служб нового типа - модели нормативного программного характера.

На основании  разработанной концепции развития социальной службы, Основ законодательства Российской Федерации о социальной службе, типовых положений различных  территориальных центров работы с семьей и детьми во многих регионах начали формироваться территориальные  службы (ТСС), которые оказывают комплекс социальных услуг всем нуждающимся (взрослым и детям), поскольку включают в себя учреждения социальной структуры, органы управления делами социальных служб, учебные и научно-исследовательские  заведения. Осуществляя деятельность на территории конкретного городского или сельского района, небольшого города, ТСС максимально приближена к населению, доступна всем нуждающимся.

Структура ТСС состоит из следующих специализированных территориальных центров:

Информация о работе Технологии социальной работы с молодыми семьями