Технологии социальной работы с молодыми семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить формы и методы работы по решению социальных проблем молодых семей в современном обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить социальные проблемы молодых семей в современном обществе;
2. Исследовать социальные проблемы студенческой семьи;
3. Охарактеризовать особенности решения проблем молодых семей методами социальной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 Основы социальной работы с молодой семьей
1.1 Молодая семья как объект социальной работы
1.2 Социальные проблемы молодой семьи
1.3 Структура и задачи социальной работы с молодой семьей
2 Особенности решения проблем молодых семей методами социальной работы
2.1 Формы и методы социальной работы с молодой семьей
2.2 Решение социальных проблем молодых семей в России
ИССЛЕДОВАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая молодая семья.docx

— 99.41 Кб (Скачать файл)

Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив  создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство ответственности за создаваемую  семью, готовность к рождению и воспитанию детей. Известно, что большинство  людей создают семью по любви. Таких семей, по данным социологов, примерно 70-75%. Без сильного чувства, без сердечного влечения, по рассудку создают семью 15-20% молодоженов. Около 5-10% создают семью по материальным соображениям (один из будущих супругов имеет машину, отдельную благоустроенную  квартиру, хорошо оплачиваемую должность  и т.п.) [6]

Психологическая готовность к созданию семьи – это наличие развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и  семейную жизнь, умения создать здоровый морально-психологический климат в  семье, устойчивости характера и  чувств, развитых волевых качеств  личности. От атмосферы семьи, в которой  выросли будущие супруги, зависит  во многом и то, как сложится судьба будущей семьи, будет ли она благополучной  или, напротив, столкнется с проблемами и трудностями, а то и распадется.

Данные  социологических исследований свидетельствуют: развод родителей в три раза увеличивает  вероятность развода у детей, в то время как вероятность  развода детей из полной семьи составляет 5 из 100 [6]

Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические  умения и навыки, сексуальную воспитанность. Педагогическая грамотность молодых  людей, вступающих в семейную жизнь, предполагает знание закономерностей развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцем. Под хозяйственно-экономическими умениями и навыками подразумеваются умение планировать, распределять и соблюдать семейный бюджет, организовывать быт и досуг, создавать в семье уют. Сексуальная воспитанность предполагает усвоение необходимых знаний об интимных сторонах жизни человека, правильных взглядов на взаимоотношения полов, знание того, как беречь свою любовь.

Итак, стабильная благополучная семья может функционировать  только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Решение возникающих в  молодой семье социальных проблем  не может быть реализовано без  организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для  молодежи.

Социальная работа среди молодежи оказывает большое влияние на становление молодых семей. Она  рассматривается как обеспечение  наиболее благоприятных социально-экономических  условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному  становлению личности, обретение  ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни  общества.

 

1.2 Социальные проблемы  молодой семьи

 

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних  философов. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную  систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Сегодня в России свыше 40 млн. семей. Семья, по определению  А.Г. Харчева, - это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности [20].

В свою очередь, понятие «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на таких  факторах, как биологические связи, брак и правовые нормы и правила, касающиеся усыновления (удочерения), попечительства и т.д.

Как малая  социальная группа семья:

  • реализует естественные (витальные) потребности своих членов;
  • создает условия для непосредственных контактов;
  • не имеет жестко структурированной системы взаимоотношений по вертикали;
  • социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.

Как социальный институт семья:

  • основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей;
  • совокупность социальных отношений, основанных на таких факторах, как биологические связи, брак и правовые нормы и правила, касающиеся усыновления (удочерения), попечительства и т.д. [14].

Семья находится  в движении, меняется не только под  воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов  своего развития. Вот почему она  является одной из важных сфер и  одним из главных объектов социальной работы.

Современная семья переживает сложный этап эволюции - переход от традиционной модели к новой. Существенно меняется роль семьи: 67% составляют простые семьи, состоящие из супружеской пары с детьми или без них. Число родившихся в таких семьях не позволяет обеспечить простое воспроизводство численности населения. Растет число детей, родившихся вне брака. Сокращается число заключенных браков, большинство разводов приходится на молодые семьи. Число семей, где расторгнут брак, но есть дети, составляет почти 70% от общего числа. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. С каждым годом увеличивается количество гражданских браков, где лидирующее положение занимают молодые пары [4].

По данным социологического Левада-центра, на вопрос: «Что в вашей семье "не так"?» были получены следующие ответы:

низкие  доходы - 69%;

плохое  здоровье - 29%;

бытовые трудности - 17%;

усталость- 16%;

опасение  потерять работу - 14%;

безысходность и плохое жилье - 12%;

невозможность дать детям хорошее образование - 9%;

нехватка  свободного времени - 8%;

пьянство, наркомания - 2%;

плохие  взаимоотношения в семье - 2%;

затруднились  ответить - 9% [3].

В связи  с этим многие ученые характеризуют  нынешнее состояние семьи как  кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в  сторону автономизации семьи, что  неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и  увеличение числа одиноких людей.

Самостоятельно  регулируя семейные отношения, семья  несет огромную ответственность  за собственное выживание и воспитание полноценных граждан. Наряду с традиционными  функциями, связанными с рождением  и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья признана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся условиях современной  жизни.

Семья как  фундаментальный социальный институт сталкивается с непониманием тех  сил, которые формируют сегодня  процесс ее развития.

Семья выступает  в качестве социального института  в последней инстанции, обеспечивая  своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей, молодежи и, что важнее, объединяя  своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить с  другими трудности и радости  жизни.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений  между ее членами, включая помимо отношений родства и систему  духовных, нравственных отношений, в  том числе отношения власти, авторитета и т.д. Выделяют семьи авторитарные (патриархальные, матриархальные) и  демократические (эгалитарные). Эгалитарные  семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах. Внутрисемейные отношения  могут быть как персональными (отношения  между матерью и сыном), так  и групповыми (между родителями и  детьми или между супружескими парами в больших семьях).

Сущность  семьи отражается в ее функциях, структуре и ролевом поведении  ее членов. Основными функциями семьи  являются репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная, восстановительная, социально-статусная, эмоциональная, сексуальная и др.

Репродуктивная  функция включает в себя физическое и духовно-нравственное воспроизводство  человека в семье.

Хозяйственно-потребительская (бытовая) связана с поддержанием физического здоровья членов общества, уходом за детьми и престарелыми членами  семьи, ведением домашнего хозяйства, единого бюджета и т.д.

Воспитательная  функция заключается в том, что  семья оказывает решающее значение в формировании ребенка как человека и гражданина, передавая ему свой социальный опыт и позитивные традиции, правила поведения в обществе.

Средняя величина семьи за последние три  десятилетия сократилась и составила 3,2 человека в городах и 3,3 в сельской местности. Как показали исследования, сокращение величины семьи за последние  три десятилетия обусловлено  следующими факторами:

  1. ростом числа малодетных семей;

2) приростом  числа молодых семей вследствие  снижения возраста вступления  в брак;

  1. тенденцией к отделению молодых семей от родительских (нуклеаризация);
  2. увеличением доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими матерями.

Согласно  последним исследованиям ВЦИОМ (2005 г.), 29% россиян хотели бы иметь одного ребенка, 46% - двоих, 12% - троих детей. Отсутствие продуманной государственной  политики социального обслуживания семьи и детей приводит к нежеланию  женщин иметь детей.

В России крайне низкая рождаемость - на 10 женщин 13 детей. Однако обнадеживает тот факт, что заметно меньше стало юных мам в возрасте до 20 лет. Средний  возраст рожениц по стране 22- 24 года, а в Москве - 25-27 лет.

Характерной особенностью последних лет в  крупных городах России стало  увеличение численности населения  за счет роста миграции. Например, в  Москве в 2004 г. 14,3 тыс. человек получили российское гражданство. Это в три  раза больше, чем в 2003 г. Из 288 тыс. человек, зарегистрированных по месту жительства, 16%, приехали из-за пределов города, по причине заключения брака [8].

Сегодня только в трех регионах (Ингушетии, Тыве и Дагестане) коэффициент рождаемости  превышает тот, который нужен  для воспроизводства поколения - 2,1, в то время как в Москве он составляет 1,19, а в Санкт-Петербурге - 0,95.

Сложной проблемой, существенно подрывающей  здоровье женщин, остается прерывание беременности. Если в Англии на 1000 женщин детородного периода приходится 12 абортов, а в Голландии всего 5, то в России - 60. По официальным  данным, наша страна занимает первое место  в мире по количеству абортов. В 2007 г. их было сделано 1 млн. 800 тыс., а по неофициальным - 4 млн. Из 35 млн. россиянок в юном детородном возрасте 7 млн. бесплодны. С каждым годом в стране возрастает количество брошенных детей. Сегодня в России, по официальной статистике, насчитывается 1,5-2 млн. беспризорных и безнадзорных, по неофициальной - эта цифра приближается к 4 млн. [7].

По характеру  распределения семейных обязанностей и по тому, кто в семье является лидером, выделяют следующие основные типы:

1. Традиционная (патриархальная) семья, где главная  роль отводится старшему мужчине  и четко распределены мужские  и женские обязанности.

  1. Нетрадиционная (эксплуататорская) семья, где помимо распределения мужских и женских ролей за женщиной закрепляется право на участие в общественном труде наряду с мужчиной.
  2. Эгалитарная семья (семья равных), в которой домашние обязанности пропорционально делятся между супругами.

Преобладающий тип семьи в стране - это простые  нуклеарные семьи, состоящие из супругов с детьми или без них (67% семей). Семьи этого типа делятся примерно поровну на три части: без детей (молодые семьи, еще не имевшие детей, и старые, где взрослые дети живут отдельно); с одним ребенком; с двумя детьми. Еще 12% супружеских пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками.

Сложных семей, включающих две супружеские  пары или более, в России очень  мало - всего 3,4%, что подтверждает интенсивность  нуклеаризации семей.

Значительную  долю составляют неполные семьи - 13%. В  подавляющем числе случаев это  семьи одиноких матерей, разведенных  женщин и вдовцов. В большинстве  этих семей один, реже два ребенка [9].

Данная  типология семей используется при  разработке материалов переписи населения. В ее основу положены такие критерии, как брачное состояние, родственные  связи и наличие детей.

Для целей  государственной семейной политики типы семей выделяются по иному основанию - объективному риску социальной уязвимости, а значит, нуждаемости в материальной поддержке государства, особых льготах  и услугах. Поскольку в семье  один кормилец, в трудных материальных условиях находится большинство  семей одиноких матерей. Их насчитывалось  около 1,5 млн. Аналогичные трудности  испытывают семьи военнослужащих срочной  службы с детьми (около 40 тыс. семей), а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей). Еще одна категория  семей, получающих поддержку государства, - это семьи с детьми-инвалидами. Следует назвать также семьи  с родителями-инвалидами. Нуждаются  в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие детей под опеку (попечительство). Следующая многочисленная категория  семей с объективно ограниченными  материальными возможностями - это многодетные семьи. Их численность постоянно сокращается и составляет в настоящее время около 2 млн. [15]

Информация о работе Технологии социальной работы с молодыми семьями