Технологии социальной работы с мигрантами и беженцами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. «Земля превращается в планету мигрантов», — таков один из многочисленных заголовков в сети Интернет, характеризующих актуальность данной проблемы и риски, связанные с миграцией. На наших глазах разворачиваются масштабные перемещения огромных потоков людей. Для одних государств миграция становится источником устранения дефицита рабочей силы, для вторых она разрешает одновременно проблему и национально-культурной, и исторической идентичности. Так, в 1990-е гг. из бывшего СССР в Израиль эмигрировали около 700 тыс. граждан, имеющих высшее техническое образование; в Израиле это образно назвали «золотым дождем». Помимо разрешения проблемы специалистов была подтверждена национально-культурная идентичность государства Израиль.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ 5
1.1. Миграция с точки зрения социальной работы. Виды миграции населения 5
1.2. Предмет и методы социальной работы с мигрантами 10
1.3. Динамика и структура миграционных потоков в современной России 13
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ 15
2.1. Миграционная политика и ее социальная роль и задачи 15
2.2. Правовое регулирование миграции и гарантии прав мигрантов 18
ГЛАВА 3. ПОМОЩЬ МИГРАНТАМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 20
3.1. Проблемы специализации социальной работы с мигрантами 20
3.2. Технологии социальной работы с мигрантами 22
3.3. Социальная работа с различными категориями реальных и потенциальных иммигрантов 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Технология социальной работы с мигрантами и беженцами.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

Положения Конституции РФ, регулирующие отношения в сфере миграционных процессов, получили свое непосредственное отражение в более чем 30 действующих на настоящий момент федеральных законах России (см. приложение 1).

Таким образом, накопилось немало норм и других актов, которые регулируют миграционные отношения, включая их социальную составляющую. Но пока в отношении мигрантов гарантии социальной помощи применяются больше эпизодически, по аналогии, на основании решений судов. Основные виды социальных услуг, которые включает социальное обслуживание населения, были установлены Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52143—2003. Данные стандарты были разработаны и внесены Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 «Социальное обслуживание населения», приняты и введены в действие постановлением Госстандарта России от 24 ноября 2003 г. № 327-СТ. Стандарт реализовал нормы:

    • федеральных законов Российской Федерации: «О ветеранах»; «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
    • постановлений Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»; от 8 июня 1996 г. «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий»; от 27 ноября 2000 г. «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». Их разработка и введение в действие — важный шаг на пути совершенствования нормативной базы социальной работы и поиска оптимальных механизмов реализации законодательства.

Стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые населению государственными, муниципальными и учреждениями социального обслуживания иных форм собственности, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, и устанавливает основные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и требования к порядку и условиям оказания этих услуг. Ряд гарантий создается с принятием Указа Президента РФ, утвердившего Государственную программу «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», которая реализуется с 1 января 2007 г. Создана межведомственная комиссия по реализации этой программы.

ГЛАВА 3. ПОМОЩЬ МИГРАНТАМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

3.1. Проблемы  специализации социальной работы  с мигрантами

Социальная работа во многих странах формировалась как функциональный инструмент социальной политики наряду с социальным страхованием и социальным обеспечением. Развитие системы общества, дальнейшая дифференциация социальных функций и структур имели своим следствием выделение направлений специализации социальной работы. Возникла и проблема выделения работы с мигрантами как особого вида социальной деятельности.

Для социального государства  характерны неотъемлемые функции, выраженные в социальной работе с теми, кто  находится в таком положении, когда они сами не могут самостоятельно реализовать некоторые свои жизнесферные потребности. Для таких слоев их права не могут быть реализованы с помощью только частных или коллективных способов (гарантий). В основном государственные способы (гарантии) помогают таким социальным слоям реализовать свои жизнесферные потребности и права. Поэтому государство через свои социальные службы (в некоторых странах также через частные службы, наиболее широко в Дании и Германии) сохраняет для таких людей комплементарную социальную среду, помогает повысить общественно полезную, производительную активность и реализовывать жизнесферные права.

Соответственно  суть функций социальной работы с  мигрантами и ее различных направлений заключается в поддержании комплементарной социальной среды или изменении социальной среды в направлении ее большей комплементарности для людей, изменяющих свое место жительство и попадающих в другую социальную среду. Таким образом, социальная работа с мигрантами выражается, с одной стороны, в повышении статуса и улучшении положения мигранта, с другой — в воздействии на среду, в которую включается мигрант. Изменение отношений мигрантов как элементов структуры с социальной средой — это функциональная основа целевой детерминации специалистов и соответственно выделения направления социальной работы с мигрантами и беженцами13.

Состояние разных слоев мигрантов как дезадаптированных элементов, выпадающих из системы, и ответ системы через миграционную политику и социальную работу дает картину функциональных оснований дифференциации разновидностей мигрантов и особенностей работы с каждым слоем мигрантов. Внутри этого направления также идет дифференциация, обозначаются разные формы работы, что означает обогащение функциональной основы и структуры, повышение качества социальной деятельности.

К функциям социальной работы с мигрантами следует отнести: компенсационную, адаптационную, интеграционную, комплементарную, восстановительную, развивающую и правозащитную. В соответствии с особенностями идентификации мигрантов в трех основных жизненных сферах нового общества можно характеризовать интеграционную функцию в трех срезах — естественно-антропологическом, духовно-культурном и агентно-профессиональном. По субъектам, гарантирующим услуги, можно выделить функции государственных служб, муниципальных служб, функции общественных объединений (организаций, фондов, органов общественного самоуправления), функции частнопрактикующих социальных работников.

Для России, несмотря на то, что именно в России всесторонняя ценность ресурса ми фантов постоянно возрастала, направление социальной работы с мигрантами не находило должного проявления в практике14. В основном работа с мигрантами долгое время отдавалась на откуп миграционным службам, проводилась по доброй воле предприятий, работодателей и муниципалитетов. Миграционные службы, особенно в начале 2000-х гг. увлеклись контрольно-ограничительным администрированием. Из-за этого образ России значительно потерял в своей привлекательности для соотечественников в странах СНГ, Балтии и др. Тем самым Россия серьезно осложнила свою демографическую, геокультурную и геоэкономическую ситуацию. Административный контрольно-миграционный подход доминировал даже по отношению к такой категории мигрантов, как вынужденные переселенцы и беженцы.

Тем не менее обострение демографической ситуации, рост потребности  в рабочих руках, социальная напряженность, находящая разрядку в ксенофобии, заставляют вновь и вновь обращаться к постановке проблемы целенаправленной работы с мигрантами. Поэтому ставится вопрос создания миграционных трудовых бирж, кадровых агентств для мигрантов, интеграционных центров для мигрантов в городах. Этим озабочены работодатели, муниципалитеты, региональные власти.

Быстрый рост учреждений и организаций, призванных заниматься социальной работой, острая нехватка необходимых для нее специалистов сделали профессии социального работника и социального педагога в России одними из самых востребованных среди профессий социально-гуманитарного профиля. Образование и профессиональная подготовка социальных работников сегодня ведутся в более чем 130 вузов по всей России, в учебных заведениях среднего профессионального образования. Социальные работники уже востребованы в миграционных службах, центрах социальной адаптации и интеграции мигрантов. Неизбежно потребуется специализация по работе с мигрантами.

3.2. Технологии  социальной работы с мигрантами

Если представить социальную работу как целостное содержание деятельности, а работу с мигрантами как составную часть, то реальное узнаваемое выражение специфики этой части проявляется в определенных формах (видах) работы. В последние годы в российской науке и практике часто употребляются также понятия «технология социальной работы», «социальные технологии». Несмотря на несколько искусственное соединение двух слов — «социальные» и «технологии» (последнее заимствовано из технических наук), такое сочетание стало уже общепринятым и вполне приемлемым для исследования социальной работы. Возможно употребление этого термина и в отношении к социальной работе с мигрантами. Но в данном случае мы используем понятие «форма» («вид») исходя из следующего суждения. Социальная технология — это комплекс мероприятий, который носит целостный, довольно устойчивый и в то же время операционализированный характер15. Для социальной работы с мигрантами, находящейся, по сути, в начале своего становления, пока сложно говорить о технологиях. Специфические социальные технологии в работе с мигрантами — дело будущего. В связи с этим в данной работе употребляется понятие формы социальной работы с мигрантами.

Форма — набор определенных устойчивых и узнаваемых признаков, по которым одно явление отличают от другого однородного явления. Понятие формы дает возможность проведения более последовательной классификации  актов деятельности по их видовым признакам.

Дифференциация форм работы с мигрантами – закономерный процесс, сопутствующий ее развитию, изменению содержания понятия «миграция». Так, преобладание беженцев, вынужденных переселенцев в структуре мигрантского потока в середине 1990-х гг. требовало одних форм помощи мигрантам. Усиление потока репатриации и переселения соотечественников, начавшееся с 2007 г., нуждается в других формах работы. Одни формы необходимы, когда категория миграции выступает в чистом виде, т.е. с минимумом ограничений и персональном состоянии и состоянии принимающей среды. Другие - когда положение мигранта осложнено, например болезнью, бездомностью, отсутствием документов, да еще проходит в условиях обострения ксенофобии, т.е. связано с комплексом разных объективных и субъективных ограничений. Причем минимизация (максимизация) ограничений может определяться и влиять на форму как в прямой, так и в обратно пропорциональной зависимости от степени вовлечения (интеграции, адаптации) мигранта и новую среду.

Разная целевая  детерминация мигрантов диктует  разный ответ принимающей среды через стимулы и ограничения, т.е. включает разные функции социальной работы. Это отражается соответственно и в определении разных форм работы с мигрантами — от наиболее простых социально-бытовых услуг до наиболее сложных форм долгосрочной интеграции будущих граждан.

В России направления и формы социальной работы в 1990-е гг. определялись в основном по аналогии с опытом западных стран. Трансформация российского общества привела к переносу разных форм социальной защиты с государственных предприятий и учреждений (немало их разорилось, приватизировалось), с государственных фондов общественного потребления на плечи самих граждан. Установившийся остаточный принцип стал очень сильным фактором, определившим отношение социальных и миграционных служб к работе с мигрантам.

Но в настоящее время формы социальной работы с мигрантами остаются еще в маргинальном состоянии, как и получатели данной помощи. Некоторые сдвиги, начиная с 2006 г., дают надежду на позитивные изменения на этом направлении.

Практические формы  социальной работы с мигрантами конкретизируют реализацию ее функции как средства помощи маргинальным субъектам и «примирения» их с социальной средой. Для большинства категорий мигрантов, тем более для беженцев и вынужденных переселенцев (других перемещенных лиц), важнейшим проявлением социальной незащищенности является признак значительной дезадаптированности по отношению к новому сообществу (среде). Значит, необходимы формы работы, обеспечивающие благоприятное течение процессов территориальной реабилитации, адаптации и аккультурации в новой среде.

В отношении экономических (трудовых) иммигрантов важное значение для профессиональной адаптации  имеют обеспечение временным  или постоянным жильем, помощь в трудоустройстве, т.е. реализация простейших естественно-антропологических и агентно-профессиональных потребностей.

Кроме этого, формы работы с мигрантами, в зависимости от того, какими средствами (гарантиями), каким способом они обеспечиваются, необходимо разделить на следующие: а) усиливающие индивидуальное влияние мигранта на условия жизни (консультирование, психологическая и правовая реабилитация, кредитование, предоставление средств, снижающих ограничение жизнедеятельности, например для ми грантов-инвалидов, курсы изучения языка, индивидуальная подготовка по профессии); б) обеспечивающие коллективное влияние на жизненные обстоятельства (групповые формы работы, создание переселенческих общин и организаций, групп самопомощи, фондов, коллективных предприятий мигрантов — кооперативов, артелей, бригад); в) воздействующие на изменение или стабилизацию государственной политики в целом (социальные стандарты, комплементарная миграционная политика), без которых невозможна успешная социальная работа с мигрантами.

Работа с мигрантами предполагает активизацию их самодеятельности (собственно работа в этнообщине), в том числе и направленную на выполнение самими членами переселенческих коллективов некоторых форм социальной работы (самопомощь, т. е. взаимная помощь, коллективная или групповая терапевтическая работа в общине). Помощь в создании переселенческих организаций, способных защищать права мигрантов, обеспечивать взаимопомощь, самообслуживание, коллективную производственную деятельность, лоббизм — все это также можно включать в совокупность форм социальной работы с мигрантами.

К классическим формам социальной работы относятся устоявшиеся на сегодняшний день виды помощи (услуги, мероприятия), применимые практически ко всем направлениям социальной работы, в том числе и с мигрантами. Эти формы выступают также основными и для обучения социальных работников и социальных педагогов. Причем классические формы отражают триаду форм гарантирования социальной помощи, улучшения положения дезадаптированных клиентов. Эта триада разделяется на индивидуальные, коллективные и общественно-государственные (эгалитарные) формы. В отношении социальной работы с мигрантами это разделение прослеживается особенно явно: а) индивидуальная помощь; б) работа с группами мигрантов, работа одновременно и с мигрантами, и с принимающим обществом; в) меры воздействия на государственную политику. Разграничение и взаимодействие таких классических форм отражают проявление принципа субсидиарное, по которому признаются зоны ответственности различных субъектов, чтобы одни субъекты не вмешивались без необходимости в ответственность других: «Вышестоящим инстанциям не рекомендуется брать на себя выполнение того, что может в действительности сделать сам человек». Что могут сделать индивид и коллектив, должны делать индивид и коллектив, а муниципалитет и государство, не должны мешать этому, а устранять излишние препятствия. Чего не могут сделать индивиды и коллективы, должны делать муниципалитеты и государственные органы16.

Информация о работе Технологии социальной работы с мигрантами и беженцами