Технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 01:32, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования-проанализировать социальные программы и проекты, направленные на повышение качества жизни пожилых граждан и наметить направления повышения их эффективности.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать социальный статус пожилых граждан в современном обществе;
2. Рассмотреть программно-целевой подход как основное средство реализации социальной политики;
3. Проанализировать содержание региональных программ повышения качества жизни пожилых граждан;
4. Обобщить предварительные результаты реализации программ повышения качества жизни граждан пожилого возраста и предложить направления повышения их эффективности.
В ходе исследования использовались следующие методы: изучение научной и учебной литературы и первичных

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Социальный статус пожилых граждан в современном обществе 7
1.2. Программно-целевой подход как средство реализации социальной политики 18
ГЛАВА II. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
30
2.1. Анализ содержания региональных программ повышения качества жизни пожилых граждан 30
2.2. Результаты реализации программ повышения качества жизни граждан пожилого возраста и направления повышения их эффективности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 67

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 148.10 Кб (Скачать файл)

 — совершенствование  законодательства в сфере  социального  обслуживания в части регулирования  участия родственников в.уходе за пожилыми людьми:

- обеспечение личностно  ориентированного подхода к предоставлению  услуг исходя из реальных потребностей;

духовное воспитание подрастающего поколения, вовлечение в его общественную жизнь, связь поколений стабилизация, улучшение состояния здоровья и  социально-бытовой адаптации; 

  • совершенствование функционирования системы социальной защиты населения области, обеспечивающей удовлетворение потребностей граждан в доступном и качественном социальном обслуживании на долгосрочную перспективу, развитие сети комплексных центров социального обслуживания населения;
  • обеспечение оперативного доступа пожилых граждан и инвалидов к объектам инфраструктуры;

- поддержание жизнеспособности  и активности граждан пожилого  возраста (клубная; кружковая, объединения  и т. п.);

  • увеличение количества пожилых граждан, участвующих в добровольческом движении;

-  улучшение качества  социального обслуживания граждан пожилого возраста, повышение уровня жизни социальных работников, повышение престижа профессии и другие.

Прогнозируемый объем финансирования мероприятий программы в 2011—2013 гг. составляет 3 615 729,0 тыс. руб. в том числе: 2011 год — 168 066,0 тыс. руб., 2012год-1 232 400,0 тыс.руб. ,2013год-1 215 263,0 тыс. руб.

В области также реализуется долгосрочная целевая программа •«Доступная среда на 2011—2015 годы», объем финансирования которой составляет более 787,6 млн. руб.

В программе предусматривается комплекс мер по дальнейшему формированию в области доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам социальной инфраструктуры, транспорта, средствам связи и информации, повышения доступности реабилитационных услуг и качества жизни инвалидов, интеграции их в современное общество.

В соответствии с принятыми в области целевыми программами проводятся работы по дальнейшему укреплению материально-технической базы объектов системы социальной защиты населения, за счет различных источников финансирования, а также в рамках долгосрочной целевой программы «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов социальной сферы и развитие инженерной инфраструктуры в населенных пунктах Белгородской области на 2011-2013 годы». Указанной программой предусмотрен ремонт Шебекинского дома-интерната для престарелых и инвалидов.

В Ивановской области в целях консолидации усилий социальных служб и объединения ресурсов регионального сообщества в интересах пожилых людей Правительством Ивановской области принята программа «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста» на 2011-2013 годы. В рамках реализации программы особое внимание областной Департамент социальной защиты населения уделяет развитию государственно-частного партнерства.

Участие государственных учреждений в социальном проектировании дает возможность апробации инновационных социальных технологий в работе с пожилыми людьми, привлекая на эти цели внебюджетные средства.

Примером такого партнерства может служить взаимодействие учреждений социального обслуживания региональной системы социальной защиты населения с негосударственным благотворительным фондом «Ладога», учрежденным Геннадием и Еленой Тимченко. Ивановская область стала первым российским регионом, где фонд начал реализацию программы «Сообщество — старшему поколению», направленной на повышение качества жизни людей старшего возраста. В настоящее в Ивановской области финансовую поддержку благотворительного фонда «Ладога» получили 11 социальных проектов на сумму 2 млн. рублей. Проекты были представлены в рамках проведения конкурса «Активное поколение», основная цель которого — поддержка гражданских инициатив, способствующих вовлечению пожилых людей в активную жизнь, и развитие межпоколенных связей.

При финансовой поддержке Фонда «Ладога» в регионе активно развивается сеть юридических клиник, в которых студенты старших курсов юридических вузов, юрисконсульты учреждений социального обслуживания населения бесплатно консультируют пожилых людей по правовым вопросам (за исключением уголовно-правового характера), а также помогают им восстановить нарушенные права. Первая из таких клиник в системе социальной защиты населения была создана в Родниковском комплексном центре социального обслуживания населения в 2012 году.

Наличие опыта общения с пожилыми людьми позволяет заключить, что граждане, входящие в старшие возрастные группы, как правило, обладают невысоким уровнем правовой грамотности, с трудом ориентируются в правовом поле. Вместе с тем потребность у пожилых людей в получении консультационных юридических услуг достаточно высока.

Проект «Юридическая клиника «За честь и достоинство» бюджетного учреждения социального обслуживания Ивановской области «Родниковский комплексный центр социального обслуживания населения» направлен на повышение информированности и юридической грамотности пожилых людей, оказание им правовой защиты и помощи. Проект разработан в целях улучшения качества жизни граждан пожилого возраста посредством повышения уровня их правовой культуры. Основные задачи проекта:

  1. эффективная защита прав и законных интересов граждан старшего поколения;
  2. повышение уровня правовой культуры 1раждан;
  3. разработка и распространение информационных материалов, способствующих приобретению базовых юридических знаний и формированию правовой культуры и правосознания граждан;

В состав целевой группы участников проекта вошли пожилые  люди, обслуживаемые в структурных подразделениях Комплексного центра, пенсионеры-жители сельской местности, получающие услуги в рамках работы автопоезда «Милосердие».

 В связи с большим  количеством маломобильных клиентов  учреждения, проживающих в отдаленных частях города, было принято решение об открытии двух кабинетов юридической клиники, а также о проведении консультирования по телефону и организации выездных юридических консультаций. Ежемесячно на базе отделений временного проживания и Дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов ОБУСО «Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения» проводятся юридические консультации и правовые лектории «Правовая грамотность - залог Успеха», «Потребитель» — это звучит гордо», «Защищай свои права», «Легко ли быть соседями?».

Количество пожилых людей, обратившихся за юридической помощью в  ходе реализации проекта, возросло в три раза. Тематика обращений разнообразна: оформление завещания или договора дарения (40%); основания присвоения званий «Ветерана труда» и «Ветерана труда Ивановской области» .43%), правомерность начисления или перерасчета' пенсии (15%), вопросы, связанные с земельными отношениями (10%) и др.25

В Курской области реализуется программа «Повышение уровня и качества жизни пожилых людей в Курской области» на 2011-2013 годы.26 В  области живет более 280 тысяч пожилых людей. Количество одиноко проживающих пожилых людей в Курской области составило 35,4 тыс. человек. Попадая в разряд пенсионеров, большое количество российских пожилых людей, к сожалению, вынуждены отказаться от привычного образа жизни, сложившихся стандартов потребления, снизить уровень социальных и культурных притязаний, перейти в иной социальный статус.

Целью Программы является формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на расширение спектра услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста, внедрение новых форм и методов социального обслуживания;

развитие сети и укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения Курской области, оказывающих социальные услуги гражданам пожилого возраста;

организация мер по укреплению здоровья, организации занятости, культурного досуга, социальной защищенности граждан пожилого возраста;

развитие инновационных форм обслуживания, направленных на расширение перечня предоставляемых услуг гражданам пожилого возраста;

привлечение внимания общественности к проблемам граждан пожилого возраста;

повышение уровня профессиональной подготовки специалистов, работающих с гражданами старшего поколения;

научно-методическое обеспечение деятельности, направленной на повышение уровня жизни граждан пожилого возраста

На реализацию программы «Повышение уровня и качества жизни пожилых людей в Курской области» в областном бюджете предусмотрено более 201 миллиона рублей.

Программные мероприятия предполагают со стороны государственных социальных служб внедрение в практику работы учреждений социального обслуживания семейных форм, устройства ухода за гражданами пожилого возраста, расширение категорий, пользующихся услугами магазина «Ветеран», развитие сети университетов для пожилых людей, создание пунктов проката современных средств и предметов ухода за пожилыми людьми. При этом с учетом возможностей бюджета города Курска есть намерения также поэтапно расширять категории граждан пожилого возраста и объемы муниципальной поддержки.

Предложенные программные мероприятия позволят достигнуть следующих положительных результатов:

охват социальными услугами не менее 98% пожилых людей, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании;

создание в г. Курск, г. Железногорск, г. Щигры пунктов проката средств и предметов ухода за пожилыми людьми;

проведение ремонта, при необходимости - вывод из эксплуатации, не менее 20% в год не соответствующих действующим санитарным нормам и правилам зданий стационарных учреждений социального обслуживания населения;

создание постоянно действующей лаборатории мониторинга социально-экономического положения граждан всех категорий;

решение вопроса безопасного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания населения;

сокращение имеющейся очередности граждан пожилого возраста на социальное обслуживание;

приведение условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания в соответствие с действующими санитарными нормами и правилами;

максимальный охват сельских поселений муниципальных районов мобильными бригадами для обеспечения пожилых граждан социальными, социально-бытовыми и иными услугами;

ежегодное обучение в «Университетах пожилого человека» не менее 4000 граждан пожилого возраста, в том числе с посещением факультетов здоровья, культуры и искусства, основ православия, садоводства-огородничества и домоводства, а также факультета информатики.

Кроме указанной программы в Курской области реализуется проект «С заботой о людях», предусматривающий оказание различных видов услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в отдаленных населенных пунктах. Для оказания помощи нуждающимся, по дорогам области курсируют мобильные бригады, в состав которых входят специалисты социальных служб, пенсионного фонда, медработники, а при необходимости парикмахеры, плотники, электрики и ветеринары. Состав формируется исходя от поступившей заявки.

В городе Новокузнецке (Кемеровская область) разработана и внедрена в практику программа «Повышение качества жизни пожилых людей».27 Она работает на протяжении трех лет и доказала свою эффективность.

Ключевая идея программы основана на учете мнения пожилых людей по всем вопросам, прямо или косвенно касающихся их жизни.

Разработчики программы предложили комплексный подход к проблеме повышения качества жизни пожилых людей. Были выделены пять важнейших проблем, с которыми сталкивается пожилой человек в своей жизни. Это «независимость», «участие», «уход», «реализация внутреннего потенциала», «достоинство».

Под независимостью подразумевается доступ пожилых людей к качественному продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию путем обеспечения соответствующего дохода и поддержки соответствующих органов управления и общественных организаций, а также обеспечение само- и взаимопомощи. Сюда же относятся и вопросы самообслуживания, возможность заниматься посильным трудом или любимым делом, реализуя свой творческий потенциал, а также проживание в безопасных условиях, главным образом - проживание дома до тех пор, пока это возможно.

Под участием пожилых людей понимается их вовлечение в жизнь общества, добровольную посильную работу, возможность создавать объединения и участвовать в них, иметь возможность излагать свое мнение по актуальным вопросам жизни общества и самих пожилых людей.

Гарантией ухода рассматривается как возможность иметь обеспеченный уход со стороны семьи, общества и государства. И конкретно - медицинское обслуживание, позволяющее поддержать или восстановить здоровье, сдержать начало наступления недугов, иметь доступ к социальным услугам, бесплатную правовую защиту, пользоваться услугами учреждений, обеспечивающих вышеуказанные услуги.

Реализация внутреннего потенциала — возможность реализации любого потенциала индивида, соответствующего морально-нравственным устоям общества, а также гарантированный доступ к ресурсам в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.

В области обеспечения достойной жизни пожилые люди должны получать возможность вести достойный и безопасный образ жизни, не подвергаться эксплуатации, физическому или психологическому насилию, а также иметь право на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса.

Информация о работе Технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста