Технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 01:32, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования-проанализировать социальные программы и проекты, направленные на повышение качества жизни пожилых граждан и наметить направления повышения их эффективности.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать социальный статус пожилых граждан в современном обществе;
2. Рассмотреть программно-целевой подход как основное средство реализации социальной политики;
3. Проанализировать содержание региональных программ повышения качества жизни пожилых граждан;
4. Обобщить предварительные результаты реализации программ повышения качества жизни граждан пожилого возраста и предложить направления повышения их эффективности.
В ходе исследования использовались следующие методы: изучение научной и учебной литературы и первичных

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Социальный статус пожилых граждан в современном обществе 7
1.2. Программно-целевой подход как средство реализации социальной политики 18
ГЛАВА II. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
30
2.1. Анализ содержания региональных программ повышения качества жизни пожилых граждан 30
2.2. Результаты реализации программ повышения качества жизни граждан пожилого возраста и направления повышения их эффективности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 67

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 148.10 Кб (Скачать файл)

− основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;

− перечень программных мероприятий;

− обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;

− механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;

− оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

К целям программы предъявляются следующие требования:

− соответствие компетенции государственных заказчиков целевой

программы;

− потенциальная достижимость;

− существование возможности проверки достижения целей;

− установление срока достижения цели и этапов реализации целевой программы с определением соответствующих целей.

Несомненно, предъявляемые требования являются базовыми, однако при достижении соответствующего уровня государственного программирования на первое место, на наш взгляд, выходит соответствие поставленных целей компетенции государственных заказчиков целевой программы.

Наиболее существенными требованиями к содержанию программы

являются:

− прогнозирование значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также определение условий досрочного прекращения реализации ФЦП;

− увязанность мероприятий ФЦП по ресурсам (с указанием статей расходов и источников финансирования) и срокам;

− обоснование возможности привлечения для реализации мероприятий ФЦП внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов РФ с описанием механизмов привлечения этих средств;

− наличие оценок социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общей оценки вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценки эффективности расходования бюджетных средств.

Таким образом, требования, предъявляемые к содержанию ФЦП, являются достаточно общими. Отсутствие конкретизации, с одной стороны, не ограничивает проявления творчества при разработке программ и создает условия для их совершенствования, с другой — служит сдерживающим фактором при принятии конкретной программы, так как присутствие двойственного подхода («государство социальное» и «государство хозяйственное»), единство требований к содержанию программ различных видов обусловливают высокую роль субъективного фактора на этапах разработки и утверждения ФЦП. В этих условиях особая роль в разработке и реализации ФЦП отводится государственному заказчику.

На региональном уровне помимо развития законодательной базы  эффективным инструментом государственного воздействия на повышение уровня социально-экономического положения граждан пожилого возраста и инвалидов, способным комплексно решать существующие у населения проблемы, является программно-целевой метод, в котором особое место занимают региональные программы, направленные на повышение качества жизни, в том числе пожилых людей.

В структуре федеральной исполнительной власти нет органа, специализирующегося именно на решении проблем социального развития. Существовавшее теперь Министерство труда  и социальной защиты не способно решать в комплексе проблемы социального развития территорий. А ведь именно территориальный аспект социального развития вышел на первый план с самого начала рыночных реформ, создания муниципальной ветви власти, перенесения значительной части ответственности по решению вопросов социального развития на регионы и муниципалитеты. Отраслевые и функциональные министерства решают социальные проблемы косвенно — путем совершенствования деятельности соответствующих отраслей, развития соответствующих государственных функций. Между тем действует такой орган федеральной исполнительной власти, как Министерство регионального развития, совокупность задач которого не будет полной без наличия задач по социальному развитию территорий.

 

ГЛАВА II. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

 

2.1. Анализ содержания региональных программ повышения качества жизни пожилых граждан

 

Социальные проблемы пожилых людей существуют во всех странах, возникли они достаточно давно и изменяются вместе с развитием общества.

На всем протяжении истории человечества возникновение и решение таких проблем зависело от особенностей общественного восприятия роли и значимости старшего поколения в жизнедеятельности и развитии общества на микро- и макроуровнях.

Проблемы пожилых людей, решаемые посредством социальных услуг, касаются социально-психологической адаптации пожилых людей в определенных социально-экономических условиях, а также они в значительной степени зависят от государственной социальной политики, роли общества в ее формировании и реализации.

Возрастные изменения и приобретенные нарушения здоровья, как правило, обусловливают затруднения у пожилых людей к самостоятельному проживанию, к поддержанию социальных связей, к обеспечению экономической независимости и другим ограничениям, что в конечном итоге существенно отражается на социальном положении индивидов и качестве их жизни.

Формирующиеся на протяжении многих столетий в обществе стереотипы по поводу сниженной физической и социально-экономической активности старшего поколения и в этой связи его бесперспективности для привнесения в общество благ во многом предопределяют сущность отношения к старшему поколению и методы выбора услуг для них.

Социальная политика по отношению к пожилым гражданам и меры их социальной поддержки, в том числе и посредством услуг, во все века во многом определялись социально-экономическими условиями, конкретными государственными задачами, общественно-политической конъюнктурой и, что особенно важно – государственной социальной политикой в отношении отдельных категорий населения и отношением общества к этой политике.

В настоящее время официально подход нашего государства к определению судьбы пожилых граждан в период до 2015 года, согласно принятой Концепции, предусматривает последовательное решение ряда принципиальных задач:

• улучшение материального и социального положения граждан старшего поколения путем совершенствования механизмов нормативного регулирования в сферах зашиты прав и интересов, пенсионного обеспечения, охраны здоровья, посильной занятости, предоставления адресной помощи и широкого спектра социальных услуг, способствующих достойному образу жизни в пожилом возрасте;

• совершенствование имеющихся и формирование новых институциональных структур, обеспечивающих поддержание жизненных сил и здоровья, социализации и социальной коммуникации пожилых людей.21

Существенным звеном современной социальной политики в отношении пожилых граждан сегодня являются программы, направленные на социальную защиту и повышение качества жизни пожилых людей, реализуемые в регионах РФ.

В 1997 году Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Старшее поколение» на 1997–1999 гг. Основополагающей целью программы было улучшение социального положения граждан пенсионного возраста, создание благоприятных условий для реализации их прав и полноценного участия в экономической, общественной, культурной и духовной жизни России, улучшение межведомственной координации при решении проблем пожилых людей. В соответствии с этой программой в «создание условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности...» планировалось инвестировать 928 млн. руб., из которых 336,5 млн. рублей - на капитальный ремонт социальных учреждений для пожилых. В рамках программы осуществлялись мероприятия, направленные на ускорение развития и закрепление позитивных изменений качества социального обслуживания пожилых людей, а также внедрялись новые социальные технологии в этой области. Среди первых инновационных технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста тех лет можно выделить создание разнообразных моделей мобильных социальных служб, бригад экстренной социальной помощи, «банков» вещей, пунктов проката средств реабилитации и предметов первой необходимости, бригад социальных работников по выращиванию огородной продукции, служб «Социальное такси», «Школа здоровья», «Домашний санаторий» и других.

Стали появляться и новые формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: геронтологические, геронтопсихиатрические, реабилитационные центры, дома (отделения) милосердия, социальные центры кризисной реабилитации, учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные центры, специальные жилые дома для одиноких престарелых, социальные квартиры.

Таким образом, благодаря мероприятиям федеральной целевой программы «Старшее поколение» интересы пожилых людей четко обозначились в качестве одного из основных приоритетов государственной социальной политики в Российской Федерации. Однако, в соответствии с результатами проверки, программа, к сожалению, не была реализована, поскольку, «как показала проверка, одной из основных причин, не позволяющих добиться заметных позитивных перемен в создании необходимых условий жизнеобеспечения граждан пожилого возраста, стало отсутствие единой научно обоснованной концепции государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения». 22

Начиная с 2005 года указанная программа на федеральном уровне перестала действовать, но способствовала появлению аналогичных региональных и муниципальных программ. Долгосрочные целевые программы должны были обеспечить эффективное решение наиболее значимых проблем в области социального, экономического, экологического и культурного развития регионов. В процессе разработки и реализации региональных программ у государственных органов управления появилась возможность скоординировать направления действий исполнителей, сроки выполнения и источники финансирования, с учетом существующих взаимосвязей и взаимодействий участников, интеграции организаций и отраслей экономики. В бюджетах всех уровней предусматривались средства на реализацию программ, обеспечение установленных законодательством льгот, оказание адресной социальной помощи и обеспечение обслуживания пожилых людей в различных отраслях социальной сферы.23

Региональные программы уже ставили своей целью не только изменение качества социального обслуживания пожилых людей, но и создание условий для повышения качества жизни пожилых людей на основе развития новой сети и совершенствования деятельности действующих учреждений социального обслуживания, обеспечения доступности медицинской, социальной и юридической помощи, социальных, образовательных культурно-досуговых и иных услуг, внедрения новых стратегий ухода, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества.

Нынешняя геронтосоциальная политика также осуществляется посредством множества социальных проектов и социальных программ разного уровня (федерального, регионального, муниципального). На заседании президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшемся в октябре 2010 года, тема социальной политики в отношении граждан пожилого возраста и повышения качества их жизни стала главной. Итогами заседания стал обозначенный Д.А. Медведевым Перечень поручений Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Данный Перечень поручений обозначил цели, задачи и основные направления государственной политики в отношении пожилых людей, что стало предпосылкой к разработке и реализации в каждом субъекте Российской Федерации программы, направленной конкретно на повышение качества жизни пожилых людей.

Реализуемые в субъектах РФ социальные программы в той или  иной степени отражают данное направление. По состоянию на 20 октября 2010 г. программы утверждены во всех 83 регионах.   Каждая программа - это комплекс мероприятий, охватывающий все стороны жизни пожилых людей. При их  разработке учитывалась обеспеченность социальными услугами пожилых людей из числа нуждающихся в услугах (не менее 90 процентов); постепенный вывод из эксплуатации ежегодно не менее 20 процентов ветхих и аварийных зданий, в первую очередь стационарных учреждений соцобслуживания; строительство новых и капитальный ремонт действующих учреждений соцобслуживания; создание необходимого числа мобильных бригад для обеспечения социально-бытовыми услугами сельского населения и многое другое. Все эти направления работы отражены в соответствующих методических рекомендациях, разработанных Минздравсоцразвития, которые были разосланы в регионы. Ряд регионов включили в свои программы развитие негосударственных учреждений стационарного социального обслуживания на основе частно-государственного партнерства, в их числе Санкт-Петербург, Пермский, Алтайский края, Псковская, Саратовская, Курская области, Ямало-Ненецкий автономный округ. 24

Приведем несколько примеров.

На территории Белгородской области принята  и реализуется долгосрочная целевая программа «Социальная поддержка, пожилых людей в Белгородской области на 2011-2013 годы,   утвержденная постановлением Правительства области от 28 февраля 2011 года. Целью Программы является формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества. В рамках Программу предусматривается решение следующих задач:

Информация о работе Технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста