Технологии социальной работы по защите прав мигрантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Задачей современных государств является не просто признание, а защита прав человека, создание соответствующих условий для их реального обеспечения. При разработке социальной политики именно создание условий для реализации прав человека в социальной сфере и оказывается в центре внимания государства и органов местного самоуправления. Эти условия включают в себя соответствующие нормативные системы и специальные учреждения, деятельность которых нацелена как на формирование возможностей для реализации личностью своих прав, так и непосредственно на их осуществление.
Цель исследования: раскрыть теоретические и практические основы реализации технологий социальной работы по защите прав мигрантов.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы реализации технологий социальной работы по защите прав мигрантов
Характеристика технологий социальной работы по защите прав человека
Технологии социальной работы с мигрантами
Социальная адаптация
Социальная реабилитация
Технологии экономической поддержки населения
Технологии социальной работы в сфере занятости населения
ГЛАВА 2. Практический опыт реализации современных технологий социальной работы с мигрантами
2.1 Система работы учреждений социальной защиты с мигрантами
2.2 Реализация технологий социальной работы с мигрантами в деятельности различных учреждений
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

технологии соц работы с мирантами.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

Создалась довольно острая и противоречивая ситуация: переселенцы  заинтересованы в выборе места жительства и работы в городах, где они, как  правило, проживали до миграции, а государственные программы — в освоении регионов, в которых имеется дефицит трудовых ресурсов, чаще всего сельской местности. В условиях нехватки инвестиций большинство беженцев и вынужденных переселенцев сами занимаются своим трудоустройством. Одновременный рост безработицы отражается прежде всего на занятости вынужденных мигрантов.

Большую сложность представляют собой взаимоотношения мигрантов  и местного населения, которые не всегда складываются благоприятно. Социально-экономический кризис Российской Федерации, бытовые, поведенческие, культурно-религиозные особенности вновь прибывающих порой являются причиной недоброжелательного отношения к ним со стороны местного населения.

Как показывает международный  опыт, одной из наиболее эффективных форм решения проблем интеграции мигрантов является добровольная организация их компактных поселений. Это не только решает жилищно-бытовые проблемы, но и способствует тому, что процесс адаптации происходит постепенно, бесконфликтно, с меньшими социально-психологическими нагрузками. Этнокультурные группы получают возможность поддерживать и сохранять нормы, обычаи, традиции в системе образования, создания культурных центров, национальных общин и коммун.

Иммигранты и члены  этнических групп иммигрантского происхождения часто испытывают трудности при обустройстве в новых местах жительства — частично ввиду недостатка средств, дающих людям возможность эффективно функционировать в обществе, а частично — в силу существования различных форм дискриминации (неумышленной или преднамеренной).

Напряженные межнациональные  и межэтнические отношения стали  реальностью в некоторых регионах России, где нередко возникают  кровавые столкновения, на многие десятилетия  вперед программирующие неприязненные  отношения между людьми разных этнических групп. Серьезные этнические и социальные конфликты и напряженность отмечаются в различных странах и регионах, поэтому изучение опыта развитых стран мира по предотвращению такого развития событий жизненно необходимо для решения аналогичных вопросов в нашей стране.

Исследование международного опыта показывает, что в работе с мигрантами решающую роль играет миграционная правительственная политика, практическое выполнение которой во всех сферах государственной и общественной деятельности обеспечивает четко сформулированная программа по вопросам межобщинных отношений.

Установление добрых межобщинных отношений предполагает предоставление иммигрантам прочного правового статуса и равных возможностей для их участия в различных  сферах жизни общества. Только на этой основе могут развиваться равноправные межнациональные отношения и жизнедеятельность диаспоры. Основываясь на опыте других стран, можно сделать вывод, что политика и технология по вопросам этнических отношений и работы с мигрантами в обязательном порядке должны быть сформированы с учетом ряда принципов:

• во-первых, следует исходить из предположения, что большинство иммигрантов останутся на постоянное (или продолжительное) жительство в принимающей стране и что они могут внести немаловажный вклад в ее экономику;

• во-вторых, необходимо осознавать решающую роль органов государственной власти в содействии адаптации и интеграции иммигрантов и в развитии добрых межобщинных отношений; это, в свою очередь, дает основание предполагать, что будет обеспечена законодательная база для мер, направленных на достижение равенства возможностей, борьбу с дискриминацией мигрантов и в необходимых случаях осуществление успешной интеграции иммигрантов. С другой стороны, необходимо поощрять иммигрантов развивать в себе чувство принадлежности к новому обществу; властные структуры и общественные организации должны воспринимать иммигрантов и их лидеров как необходимых партнеров в деле установления межобщинных отношений;

• в-третьих, следует сознавать, что интеграция и установление добрых отношений между местным населением и мигрантами — это процесс, рассчитанный на длительный период. Международные конвенции и опыт ряда стран подтверждают, что иммигранты, прожившие долгий срок в принимающей стране, особенно те из них, кто в ней родился, должны иметь возможность без труда получить ее гражданство, что явилось бы наиболее эффективным методом развития у них чувства принадлежности к обществу, в котором они живут.

В условиях обострения миграционной ситуации очень важно учредить в местах сосредоточения иммигрантов официальные органы, которые занимались бы осуществлением и координацией действий, направленных на достижение мигрантами равных возможностей, их интеграцию и ассимиляцию. Правовые средства борьбы с дискриминацией должны дополняться другими средствами, особенно в области образования и информации, направленными на решение конкретных проблем различных категорий мигрантов в стране пребывания.

Правительственным структурам необходимо предпринимать действенные  меры вместе с работодателями и профсоюзами для достижения фактического равенства возможностей мигрантов и местного населения. Заслуживают всяческой поддержки те органы власти субъектов Федерации, которые берут на себя ответственность за обеспечение и содержание в порядке достаточного количества жилья за умеренную плату путем применения различных механизмов. Борьба против дискриминации в жилищном вопросе на основе правовых норм и социальных мер также имеет важное значение.

Международная практика свидетельствует о том, что принудительная концентрация иммигрантов в определенных городских кварталах или сельских населенных пунктах, которая равносильна сегрегации, превращению указанных мест в гетто, нежелательна. Одновременно и насильственное рассредоточение иммигрантов вызывает у прибывших сомнение, настороженность, недоверие к властям. Быстрое рассредоточение прибывших иммигрантов небесспорно с точки зрения обеспечения сбалансированного социального состава населения в определенных районах и городах. Более конструктивным является восстановление запущенных кварталов, в которых иммигранты имеют тенденцию концентрироваться, с целью сделать их более привлекательными для всего населения в целом. Необходимо учитывать все более возрастающее этническое и культурное многообразие населения в определенных регионах и стране в целом. Устранение дискриминации и удовлетворение потребностей мигрантов будут более эффективным, если штат миграционной службы комплектовать также из лиц иммигрантского происхождения. Именно из опыта развитых стран можно многое почерпнуть с целью разработки подходящих центральных и местных структур, общенациональных, региональных и муниципальных программ, которые позволили бы хотя бы смягчить межнациональные и этнические конфликты в нашей стране и облегчить участь наших соотечественников за рубежом.

Зарубежный и отечественный  опыт дает основание утверждать, что  многие повседневные проблемы миграции должны решаться на местном уровне. Именно местные власти в партнерстве  с центральными правительственными органами и неправительственными организациями всех видов играют важную роль в подготовке соответствующих условий для установления нормальных отношений между мигрантами и местными жителями.

Учреждения социального  обслуживания населения принимают  значительное участие в обустройстве и адаптации беженцев и вынужденных переселенцев, прежде всего содействуя им в получении всех видов пособий и льгот, предоставленных им действующим законодательством (это нелегкая работа, учитывая чрезвычайные обстоятельства, нередкую утрату документов и т.д.). Кроме того, данные учреждения занимаются устройством детей беженцев и вынужденных переселенцев в учебные заведения по месту жительства (а при необходимости в реабилитационные учреждения) и психологической реабилитацией самих мигрантов.

Улучшение положения мигрантов может наступить при активизации их собственного социального потенциала. Страны, в которых насчитывается значительное количество мигрантов, поощряют возникновение ассоциаций иммигрантов и этнических групп, с учетом которых формируются общественные фонды, предназначенные для разработки и реализации проектов, отражающих интересы мигрантов и беженцев. Первостепенное значение придается вопросам религии, культуры, традициям и обычаям с целью обеспечить уважение прав человека. Положительных результатов добиваются те органы власти, которые стремятся установить контакт с представителями различных конфессий и организовать обсуждение ими проблем, в одинаковой мере интересующих и коренных жителей, и мигрантов.

Многие местные органы власти стремятся предоставить иммигрантам возможность в полной мере принимать участие в культурной жизни местного населения. Важную роль в этом вопросе играют те средства массовой информации, которые поощряют любую деятельность, направленную на то, чтобы местные жители проявляли лояльность, терпимость во взаимоотношениях с мигрантами. Технология социальной работы с мигрантами принесет позитивные результаты при наличии четкой и продуманной политики и программы по прогнозированию миграционных процессов и конкретных миграционных потоков, региональных миграционных программ, содействии мигрантам и беженцам в адаптации к новым местам поселения. Решение подобных проблем возможно при условии совместной работы Федеральной миграционной службы и органов власти (федеральных и региональных), выделения для мигрантов квот и определенных территорий для поселения.

В силу стихийности и  быстротечности миграционных процессов  многие вопросы невозможно решить в  отрыве от всего общества, без выделения  значительных средств, вовлечения в  эту деятельность различных организаций и фондов. С этой целью по примеру других стран в России создаются негосударственные организации (НГО; так, в Сергиевом Посаде функционирует НГО «Сервис-центр», где переселенцы могут обмениваться опытом предпринимательства и трудоустройства). Предстоит большая организаторская работа по приему и обустройству беженцев и вынужденных переселенцев. В этой связи необходимо добиться того, чтобы помощь мигрантам, соотечественникам стала нравственной задачей всего общества. [23;с. 214]

 

2.2 Реализация технологий социальной работы с мигрантами в деятельности различных учреждений

 

Возникшие и видоизменившиеся традиционные миграционные проблемы инициировали новый виток исследований. В начале 1990-х гг. сложился ряд новых научных  коллективов, специализирующихся на изучении современных миграционных явлений. Костяк этих коллективов составили не молодые ученые, а те, кто имел за плечами многолетний опыт работы в данной области.

Одним из таких центров  стала лаборатория анализа и  прогнозирования миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, возглавляемая К.А. Зайончковской. Главное внимание коллектива сосредоточено на анализе новой миграционной ситуации, сформировавшейся после распада СССР, ее взаимосвязях с национальными конфликтами, экономическим кризисом, политической и экономической дифференциацией постсоветского пространства. Выявлены кризисные деформации миграционных процессов, сопутствовавшие распаду СССР, а также стабилизирующие факторы, проявившиеся после 1993 г. С 1993 г. ведется мониторинг миграционной ситуации в России. Учеными лаборатории проведены масштабные исследования адаптации вынужденных мигрантов в Центральной России (1992, 1994 гг.), в Ставропольском крае, Оренбургской области (1994 г.). В 1993— проведены обширные исследования миграционного потенциала русских на Украине, в Литве, Таджикистане, Узбекистане, Киргизии, Казахстане. Г.С. Витковской разработана классификация факторов вынужденной миграции и дано ее мотивированное определение. [2;с.126]

Лаборатория была пионером изучения процесса «утечки умов». В 1991 - 1992 гг. проведено исследование эмиграционного потенциала кадров научно-технического комплекса, охватывавшее всю цепочку функционирования и подготовки кадров — производственную науку на ряде оборонных предприятий, фундаментальную науку в ведущих физических институтах РАН и студентов физико-математического профиля в университетах Москвы и Казани. На базе этого исследования был развеян миф об ожидавшемся вале эмигрантов из бывшего СССР. В последующем (1994—1995 гг.) на примере закрытых городов анализ эмиграционного потенциала был дополнен анализом движения научных кадров в другие сектора экономики. Было показано, что именно межсекторальная мобильность является главным разрушителем интеллектуального потенциала страны.

Профессиональные научные  коллективы, изучающие различные  аспекты современной миграционной ситуации, в 90-е гг. сложились также  в ряде других институтов РАН. В частности, в Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН успешно изучаются трудовая миграция, адаптация вынужденных мигрантов и т.д. Другой научный коллектив, возглавляемый И.Г. Ушкаловым, образовался в Институте международных экономических и политических исследований РАН. Здесь ведется изучение широкого круга внешнемиграционных проблем. Среди них: эмиграция и «утечка умов», трудовая межгосударственная миграция и другие. Это один из немногих коллективов, где приоритетное значение придается исследованию эмиграционного и иммиграционного законодательства в зарубежных странах. [17;с.446]

Особую роль в системе  работы учреждений социальной защиты играют территориальные социальные центры, социальные службы. Они могут  быть специализированными: психолого-педагогические; экстренной психологической помощи по телефону; медико-социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями; социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков; помощи беженцам и лицам, пострадавшим от стихийных бедствий и межнациональных конфликтов; социальной помощи несовершеннолетним беременным; социальные приюты и т. п.; а также комплексными: территориальные центры социального обслуживания населения; центры социальной помощи семье и детям; центры дошкольной и внешкольной работы с несовершеннолетними и т. п.

Опыт свидетельствует  о высокой результативности работы многих территориальных центров. Им удается сконцентрировать внимание на таких проблемах, как: организация в различных формах материальной помощи особо нуждающимся группам населения, содействие их самообеспечению и достижению ими материальной самостоятельности; оказание разнообразных видов психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной помощи, широкого комплекса услуг по семейному консультированию и планированию семьи; осуществление ряда мероприятий по охране прав детей, передаче их на усыновление, под опеку и попечительство; предоставление информации гражданам об их социально-экономических правах, и пр.

Информация о работе Технологии социальной работы по защите прав мигрантов