Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 19:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

gek-sociology.doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

Соц. процессы выступают как «относительно однородные серии явлений, связанных взаимными причинными или структурно­ функциональными зависимостями». Процесс органически сочетает изменчивость и устойчивость, прерывность и непрерывность. В соц-х процессах проявляется способность систем и их элементов менять свои специфические черты (различия) под влиянием внешних и внут­ренних факторов. Поэтому социолог, приступая к изучению определен­ного социального процесса, должен выяснить, в каких условиях осу­ществляются изменения, какова их причина и направленность.

Следует подчеркнуть всеобщность соц-х процессов. Жизнедеятельность обще­ства происходит в различной форме соц-х процессов, характери­зующих субъективно-объектные связи во всех сферах чел-х отношений. Сам соц-й процесс есть не что иное как развертыва­ние потенциала лич-ти, утверждение роли и статуса соц-х групп, классов, слоев, организаций.

Классифицировать соц. процессы можно различными способами. Внутренняя природа социальных процессов и характер измене­ний, к кот. они приводят, раскрываются специальными социо­логич. теориями или же в рамках социолог-х отраслей. На уровне общей социолог-й теории можно лишь наметить некото­рые узловые проблемы, образуемые сложным переплетением соц-х процессов, и определить некоторые общие принципы их типологии (иногда лишь по внешним, формальным признакам).

Начать можно с классификации, предлагаемой Я. Щепаньским, в основе кот.- количественные критерии и сложность социального взаимодействия:

внутриличностные процессы, происходящие в личности человека (например, процесс самообразования);

    процессы, происходящие в отношении между двумя индивидами;

    процессы, про исходящие в отношениях между индивидом и группой;

    процессы, изменяющие организацию и внутреннюю структуру общности;

    процессы, изменяющие отношения между двумя общностями (группами);

    процессы, изменяющие структуру и организацию глобального общества (социума).

Это - формальная классификация, по признанию самого Я. Щепаньского, ничего не говорящая ни о внутренней природе процесса, ни о характере вызванных им изменений. Поэтому социологи различных

направлений неоднократно предпринимали попытки классификации,

принимая за основу не масштабы системы, в которой процесс происходит, а само содержание вызываемых изменений.

Одним из фундаментальных принципов классификации является деление социальных процессов на процессы дифференциации и процессы интеграции. Оба вида процессов закономерны и универсальны. Дифференциация знаменует собой деление, разъединение, разобщение, усложнение социальных связей, возникновение новых социальных единиц.

Интеграция, напротив, означает процесс объединения социальных единиц, укрепление социальных связей. Эти два вида процессов соответст­вуют природным процессам ассоциации (соединения) и диссоциации(разложения каких-либо веществ).

Социальные процессы делят также на регулируемые и нерегулируемые (стихийные). Деление это в значительной мере условно. Социальный процесс протекает в конкретных социальных условиях, всегда имеет своего конкретного носителя, который придает содержанию процесса свою специфику. Носители (субъекты) социальных процессов разнообразны. Это могут быть компактные группы или организации - тогда процессы в наибольшей степени поддаются регуляции. Однако на различных уровнях социальных процессов довольно ощутимо дает о себе знать стихийное начало в общественной жизни. Это и понятно. Ведь здесь мы имеем дело не только с деятельностью сознательно орга­низованных групп, но и с массовыми явлениями, то есть с переплетени­ем бесчисленного множества взаимодействующих воль, в итоге образующих сложный, непредсказуемый процесс. Многообразие факторов (объективных и субъективных), которые невозможно полностью предвидеть и проконтролировать не только в их совокупности, но и каждый в отдельности, обусловливает неопределенность протекания процесса в целом.

Процессы можно классифицировать и с учетом той сферы общественной жизнедеятельности, где они происходят. Поэтому часто говорят об экономических, политических, идеологических и иных видах процес­сов. Что касается такого критерия, как направленность движения, то обычно выделяют две формы: поступательную и вращательную. Поступательную форму часто отождествляют с понятием «развития» в самом общем виде, когда к изменениям можно приложить мерки «выше-­ниже», «хуже - лучше». Типичным примером является так называемый «плоский эволюционизм» XIX века.

Теории «вращательного» (циклического) движения общества известны с древних времен. У словно их можно разделить на две группы. В первую можно включить теории исторического круговорота, согласно которым любое общество движется по замкнутому кругу с постоянными возвращениями вспять, к исходному состоянию, и последующими но­выми циклами возрождения и упадка. Общей формулой здесь может служить известное библейское изречение: «Что было, то и будет, и что делал ось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».

В другую группу следует включить более поздние концепции, со­гласно которым история выглядит как цепочка независимых (или слабосвязанных) циклов, которые сменяют друг друга на протяжении тысяче­летий. Это могут быть замкнутые и взаимно враждебные «культурно-­исторические типы» (Н. Я. Данилевский), «Локальные культуры» (О. Шпенглер), региональные, несовместимые друг с другом «циви­лизации» (А. Тойнби).­


12.Институц. отношения и соц. институты. Источники развития (или кризиса) соц. института.

Социальная практика показывает, что для чел. Общ-ва жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов опред. Общ-ва или опред. соц. группы. Это, прежде всего, относится к тем соц. отношениям, вступая в которые, члены соц. группы обеспечивают удовлетворение наиб. важных потребностей, необходимых для успешного функц-я группы как целостной социальной единицы. Практика закрепления отношений, напр-х на удовлетворение насущных потреб-й, заключ-ся в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде соц. институтов, кот. явл-ся наиболее сложными и важными для общ-ва видами социальных связей. Соц. институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, опред-т устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Понятие "институт" - одно из центральных в соц-ии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед соц-ми.

В своей повседневной деят-ти люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это м.б. учеб. или науч. организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Между понятиями "институт" и "группа" имеется существенное внутреннее различие. Если группа - это совокуп-ть взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокуп-ю социальных норм, существующих в опред. области челов. Деят-ти, т.е. реализуемых на практике. Социальный институт - это организованная система связей и соц. норм, кот. объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами - стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Любой соц. институт возникает и функц-т, для удовлетворения той или иной социальной потребности. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

Вместе с тем есть важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Выделяют пять таких институтов в развитых обществах: это институты семейные, полит., эконом., образов. и религ. Итак, институт - это своеобразная форма человеч. деят-ти, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осущ-ся людьми, организ-ми в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потреб-ми данной соц. группы или общ-ва в целом. Институты, т.о., поддерживают соц. структуры и порядок в общ-ве.

Выделяют пять основных комплексов институтов:

1.                                Экономические институты, служащие для производства и распределения товаров и услуг;

2.                                Политические институты, регулирующие доступ к власти и ее осуществление;

3.                                Институты стратификации, определяющие размещение позиций и ресурсов;

4.                                Институты родства, связанные с браком, семьей, социализацией молодежи;

5.                                Институты культуры, связанные с образовательной, научной и религиозной деятельностью.

Соц. институты появляются в общ-ве как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Исходя из этого институционализация представляет собой процесс определения и закрепления соц. норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, кот. способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Так, прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов. Каждый день возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше. При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

1.          возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2.          формирование общих целей;

3.          появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4.          появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5.          институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

6.          установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7.          создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высоко-формализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину - в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь - в крепкую семью. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"