Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 15:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 149.87 Кб (Скачать файл)

3.Методология и методика  социологического исследования

1. Подготовка социологического  исследования. Всякое исследование следует начинать с постановки проблемы. Это          первый, начальный момент в социологическом исследовании. Решение о проведении социологического исследования должно быть обосновано практической целесообразностью. Нацеленность на практику – первое правило социолога.  
 
Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.  
 
Разведывательное исследование – наиболее простой вид социологического исследования, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких масштабных исследований. Потребность в этом возникает в тех случаях, когда предмет таких исследований относится к числу мало или вообще не изученных корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой проблем. В частности, данный вид исследования может успешно применяться для получения дополнительной информации о предмете и объекте, уточнения и совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в хода его проведения. Выполняя названные вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных социологических данных. Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации, позволяющий осуществить его в короткое время.  
 
Описательное исследование – это более сложный вид социологического исследования. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Описательное исследование обычно применяется, когда объект анализа – относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. В таких ситуациях выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп позволяет осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними. Выбор метода сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью.  
 
Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. Аналитическое исследование имеет большую практическую ценность.  
 
Подготовка аналитического исследования требует тщательно разработанной программы и инструментария. Для этого нередко при помощи разведывательного или описательного исследования собираются сведения, которые дают предварительное представление об отдельных сторонах изучаемого объекта и предмета, позволяют выбрать оптимальные пути их дальнейшего углубленного анализа. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер.  
 
Самостоятельной разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования интересующего исследователя объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые черты и свойства.  
 
Социология как научное изучение общества исходит из предположения о возможности собрать объективные обобщенные данные о тех или иных сферах общества, отдельных проблемах и людях. Поэтому в социологии имеются определенные стандарты, которые могут быть использованы для оценки этих данных. В социологии, как и в большинстве наук, важное значение придается эмпирической основе, и, прежде всего фактам. Цель социологии, как и всякой науки – описание исследуемых явлений и выявление присущих им закономерностей. 
 
Закономерности представляют собой периодически повторяющиеся тенденции. Установление закономерностей имеет огромное значение, так как создает основу для прогнозирования исследуемых явлений, предвидения типов поведения и событий, а значит, и осуществления контроля над социальными процессами в обществе, выработки рекомендаций по вопросам политики, экологии, воспитания, культуры и т.д.  
 
Задачей изучения данной темы является получение общего представления о том, как провести социологическое исследование, ознакомится с методикой его проведения и основными процедурами.  
 
В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основные этапа:  
 
1.  подготовительный (разработка программы исследования);  
 
2. основной (проведение эмпирического исследования);  
 
3.   завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и составление рекомендаций).   
 
2. Сбор социологической информации. 
 
Метод анализа документов. 
Документ в социологии представляет собой специально созданный человеком предмет, предназначенный для хранения и передачи информации. По способу фиксирования информации различают:  
 
·     рукописные документы,  
 
·   печатные документы,  
 
·     записи на пленке (кино-, видео-, фото- и т.п.)  
 
С точки зрения целевого назначения выделяют материалы, избранные самим исследователем и документы, составленные независимо от социолога, которые называются целевыми или собственно социологической информацией.  
 
По степени персонификации документы разделяют на личные и безличные. К личным документам относятся картотеки индивидуального учета (библиотечные формуляры, анкеты, бланки и т.п.), характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи.  
 
Безличные документы – статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний и т.п.  
 
В зависимости статуса источника выделяют официальные и неофициальные документы.  
 
Официальные документы – правительственные материалы, постановления, заявления, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и текущие документы различных учреждений и организаций, деловая корреспонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность и т.п.  
 
Неофициальные документы – многие личные материалы, а также составленные частными лицами безличные документы (статистические сообщения, выполненные другими исследователями на основе собственных наблюдений).  
 
Особую группу документов представляют собой многочисленные материалы средств массовой информации. По источнику информации документы разделяют на первичные и вторичные.  
 
Первичные документы описывают конкретные ситуации, деятельность отдельных людей, органов и т.д. Вторичные документы носят более обобщенный, аналитический характер, отражают более глубокие аналитические социальные связи.  
 
Одним из этапов метода анализа документов является отбор документов для изучения. Критерием отбора документов служат цели и задачи исследования. Исследования документов можно разделить на «внешние» и «внутренние».  
 
Внешний анализ – это изучение обстоятельства возникновения документа, его исторического и социального контекста. Внутренний анализ – это изучение содержания документа, всего того, о чём свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.  
 
Существуют различные виды анализа документов. Чаще всего выделяют два основных вида: качественный (традиционный) и формализованный (контент-анализ). Эти два подхода к изучению документов различаются во многом, но могут дополнять друг друга. Качественный анализ зачастую служит предпосылкой последующего формализованного анализа. Под качественным (традиционным) анализом понимается многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определённой точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Традиционный (качественный) анализ позволяет охватывать глубинные, скрытые стороны содержания документов. Недостатком данного метода анализа документа является субъективность.  
 
Формализованный анализ – это количественный метод анализа документов (контент-анализ). Суть метода контент-анализа заключается в выявлении количественных, легко подсчитываемых признаков, свойств, черт документов. Недостаток формализованного анализа заключается в том, что невозможно все параметры документа замерить формальными показателями. Контент-анализ – это техника выведения заключения, производимого с помощью объективного и систематического выявления характеристик текста в соответствии с целями и задачами исследования.  
 
При анализе документов исследователь сталкивается с проблемой подлинности (достоверности) документа. Острота её зависит от типа документа: значительно труднее установить подлинность исторических документов. Установив достоверность документа, исследователь должен проверить достоверность зафиксированной в нём информации. Оценка достоверности зафиксированных в документе данных производится путем перебора источников ошибок.  
 
Источники ошибок можно разделить на два вида: случайные и систематические. Случайные ошибки (например, опечатки) в меньшей степени влияют на результат исследования. Систематические ошибки (сознательные или несознательные) оказывают сильное воздействие на результат исследования.  
 
При использовании в исследовании метода анализа документов как источника социальной информации, необходимо систематическое изучение содержания документа для получения полной информации о различных сторонах отраженного в них явления.  
 
Метод наблюдения. 
Наблюдение как метод социологического исследования уже давно используется в социологии в качестве важного источника социальной информации. Наблюдение в социальных исследованиях представляет собой метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия изучаемого объекта, регистрацией всех факторов, влияющих на объект исследования в контексте целей и задач исследования.  
 
Специфической особенностью наблюдения является неразрывная связь субъекта наблюдения (наблюдателя) с объектом наблюдения. Исследователь наблюдает социум, социальные процессы и явления, являясь одновременно элементом этого общества, неразрывно с ним связанным и подвергающимся всем воздействиям и изменениям, которым подвергается общество в целом. Поэтому, интерпретация наблюдаемых явлений непосредственно зависит от восприятия наблюдателем социальной действительности, понимания социальных процессов, ситуаций, действий отдельных индивидов. Социальное мировосприятие наблюдателя непременно подвержено влиянию мировоззрения исследователя.  
 
Объективность социального исследования использующего метод наблюдения состоит не в том, чтобы исключить личностное отношение к объекту исследования, а в том, чтобы не подменять эмоциональными, нравственными и другими ценностями критерии научного исследования. Другая особенность наблюдения в социальных исследованиях заключается в том, эмоциональное восприятие объекта исследования наблюдателем накладывает отпечаток на интерпретацию социального явления. Эта особенность должна учитываться как возможный источник искажения, ошибок.  
 
Следующая характерная черта наблюдения – сложность повторного наблюдения. Повторное наблюдение даже повседневного социального фактора затруднительно, т.к. социальные процессы подвергаются воздействию огромного числа различных факторов и поэтому редко бывают идентичными.  
 
Трудности применения наблюдения в качестве метода сбора первичной социальной информации являются следствием его особенностей. Они делятся на субъективные (связанные с личностью наблюдателя) и объективные (не зависящие от наблюдателя).  
 
К субъективным трудностям относят влияние эмоционального восприятия объекта исследования с позиции личностной системы ценностей на процесс интерпретации исследуемого объекта. К объективным трудностям можно отнести ограниченность времени наблюдения, невозможность наблюдения рада социальных факторов.  
 
Метод опроса. 
Одним из основных в социологии является метод опроса. Однако, метод опроса не является изобретением социологов, гораздо раньше опрос использовали медики, педагоги, юристы. Социальные работники широко используют метод опроса в своей работе.  
 
Социологический опрос – это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом, с целью получения от респондента необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.  
 
Опрос – это форма социально-психологического общения между исследователем и респондентом, в результате которого в короткие сроки можно получить значительную информацию от большого количества людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов. Метод опроса можно применять в отношении любых слоев населения.  
 
В развитии метода опроса выделяют две традиции: статистическую и психологическую.  
 
Статистическая традиция 
. Метод опроса, как уже было сказано, не является изобретением социологов: в третьем тысячелетии до нашей эры в древнейших государствах Азии и Африки с помощью исследований населения устанавливали его численность, налогоплатежность и способность носить оружие. В древние времена опрос выступал средством диалога между властью и населением. Неизбежно возник вопрос о достоверности данных, полученных в результате опроса. Тогда же были изобретены первые средства контроля за качеством полученной информации: сведения сообщались под присягой, вводились штрафные санкции за предоставление ложной информации. В античный период учет населения производили цензоры. Цензоры, производя перепись населения, учитывали только данные представителей мужского пола, так же производя проверку достоверности полученной информации. Отношение населения к переписи сложилось негативное.  
 
В России переписи населения стали производиться в Х1-ХП веках с той же целью – узнать количество и платежеспособность населения.  
 
В Х1Х веке в США, Англии оформляется метод социологического опроса. А. Кетле установил основные правила опроса, актуальные и в наше время:  
 
1.   Задавать только необходимые вопросы.  
 
2.   Избегать вопросы, которые могут вызвать раздражение или опасение респондентов.  
 
3. Ясно и четко формулировать вопросы, для однозначного понимания всей совокупностью опрашиваемых.  
 
4.   Вопросы должны обеспечивать взаимный контроль (ответы на одни вопросы позволяют проверить достоверность ответов на другие вопросы).  
 
В конце Х1Х века в России была проведена перепись населения. В первые годы советской власти наблюдался повышенный интерес к социологическим опросам населения. В период с 1922г. по 1935г. было проведено более 50 опросов, вышло 186 работ по социологии.  
 
Складывалась система разновидностей метода опроса:  
 
·     корреспондентный опрос,  
 
·     самосчисление,  
 
·     экспертный опрос.  
 
В современной системе классификации опроса эти виды преобразовались в следующие:  
 
·     почтовый опрос,  
 
·     раздаточное анкетирование,  
 
·    формализованное интервью.  
 
Психологическая традиция. 
В конце Х1Х века, наряду со становлением статистической традиции в системе опроса, стали создаваться опросники для изучения психики человека. Психология обретает статус самостоятельной науки. Изучение психики человека происходит в рамках тестовой традиции.  
 
Опрос – это наиболее сложная разновидность социально-психологического общения исследователя и респондента.  
 
В комплексе методов сбора социологической информации опрос является наиболее популярным. Существует два основных вида опроса: интервью и анкетирование.  
 
Интервью – это прямой контакт (беседа) интервьюера с респондентом с фиксированием ответов респондента. В современной практике социологических опросов метод интервью используется реже анкетирования. Однако, интервьюирование имеет свои достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием.  
 
Главное различие между анкетированием и интервьюированием состоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. При анкетном опросе их общение опосредуется анкетой. Содержащиеся в ней вопросы, их смысл респондент интерпретирует сомостоятельно, в пределах имеющихся у него знаний. Он формулирует ответ и фиксирует его в анкете тем способом, который либо указан в тексте анкеты, либо объяснен анкетером. При интервьюировании контакт между исследователем и респонднтом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, направляет беседу в нужное русло, фиксирует ответы респондента.  
 
Существуют различные формы интервью по способу организации и проведения: интервью по месту работы, интервью по месту жительства. Интервью по месту работы необходимо при изучении производственных или учебных коллективов. Интервью по месту жительства предпочтительнее при изучении проблем, о которых удобнее говорить в неофициальной обстановке. В домашней обстановке респондент располагает большим запасом времени, охотнее отвечает на вопросы.  
 
Независимо от места проведения интервью, необходимо позаботиться об устранении «третьих лиц» или хотя бы уменьшении их влияния на респондента. Как показывает практика, любое присутствие во время интервью лишнего человека приводит к смещению ответов респондента.  
 
Анкетный опрос (анкетирование) – разновидность метода опроса, при которой общение между исследователем и респондентом опосредуется анкетой. Анкетирование представляет собой наиболее распространенный на практике вид опроса.  
 
Выделяется два вида анкетирования – групповое и индивидуальное.  
 
Групповой анкетный опрос широко применяется по месту работы, учебы. Анкетер работает с группой 15-20 человек, при этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет. Респонденты имеют возможность получить дополнительную консультацию по технике заполнения анкеты, а анкетер, собирая вопросники, может проконтролировать качество их заполнения.  
 
При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах, по месту учебы, по месту жительства респондентов, при этом время возврата анкеты обговаривается заранее. Эта форма опроса имеет те же преимущества, что и групповое анкетирование.  
 
Анкетный опрос считается одним из наиболее оперативных способов сбора первичной социологической информации.  
 
Анкета представляет собой систему вопросов, объединенных единым исследовательским замыслом, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта и предмета исследования. Основная функция анкеты – предоставить исследователю достоверную информацию о предмете анализа.  
 
Метод экспиремента. 
Одним из своеобразных методов сбора первичной информации является эксперимент. Основная цель эксперимента – проверка гипотез, имеющих непосредственное применение на практике. Как разновидность углубленного, аналитического исследования и одновременно как метод сбора информации о факторах, воздействующих на изменение состояния тех или иных социальных явлений и процессов, эксперимент имеет большую научную и практическую ценность.  
 
Эксперимент лучше проводить в небольших однородных группах обследуемых. Объект, с помощью которого проводится эксперимент, выступает только как средство создания экспериментальной ситуации и, в отличие от объекта массового исследования, может иметь отношение к использованию полученных результатов и выводов.  
 
Суть метода эксперимента заключается в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (или групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействие определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик (контрольных характеристик).  
 
Успех эксперимента зависит от создания соответствующих условий:  
 
·     в качестве контрольных выбираются самые важные характеристики (с точки зрения изучаемой проблемы);  
 
·     изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик, которые вводятся или изменяются самим исследователем;  
 
·     на протекание эксперимента не должны оказывать влияние те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны ее изменить.  
 
Известны различные типы эксперимента. Эксперименты различаются по характеру экспериментальной ситуации, по логической структуре доказательства гипотез.  
 
По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные.  
 
В полевом эксперименте объект (группа) находится в естественных условиях своего функционирования. При этом члены группы могут быть осведомлены либо нет о том, что они участвуют в эксперименте. Решение об их осведомленности в каждом конкретном случае зависит от того, насколько эта осведомленность может повлиять на ход эксперимента. В лабораторном эксперименте экспериментальная ситуация и экспериментальные группы формируются искусственно. Поэтому члены группы как правило осведомлены об эксперименте. 
 
5.Этапы развития теоретической социологии:            

I.                       середина 19 века.

     О. Конт, выделили науку как самостоятельную науку, изучающую простейшие

связи в обществе. Он считал, что  социология должна быть позитивной (изучать

только факты). Основные метолы исследования – наблюдение и эксперимент, любое

общество может находиться в  состоянии социальной статики (благополучное

состояние) или в состоянии социальной динамики.

     Герберт Спенсер, он связывал общество с живым организмом, подчиняющемуся

биологическим законам. Общество развивается  от простейших форм к более сложным,

оно постоянно приспосабливается  к изменяющимся условиям, выживают наиболее

приспособленные. Отдельные части  общества становятся более сложными и

специализированными, и они не могут  функционировать друг без друга. Ему

принадлежит идея социальной эволюции.

Карл Маркс. На развитие общества большое  влияние оказывает экономически

фактор. Каждая формация определяет взаимодействие экономического базиса

(производственные силы, производственные  отношения). Переход от одной

формации к другой происходит революционным  путем.

     Причины революции:

Невозможность для производственных сил развиваться в рамках старых

производственных отношений.

II.                       2 половина 19 века.

Позитивизм (продолжатели Конта и  Спенсера). Главная идея – общество

развивается эволюционным путем.

Существуют различные направления:

1.           географическая  школа. Главный фактор развития  общества –

географическая среда (климат, водные ресурсы, ландшафт).

2.           Демографическая  школа. Главный фактор – рос  народонаселения.

3.           Расовая  школа. Развитие и прогресс  общества несут высшие расы.

4.           Социальный  Дарвинизм. Источником общественного  развития является

борьба за существование.

5.           Психологическая  социология.

Габриель Лебон – понятие толпы. Габриель Тард – теория подражания, теория

коллективной психологии. Чарльз Кулин – изучил множественное взаимодействие.

На рубеже 19-20 веков происходит соединение теоретической и эмпирической

социологии.

В 1892 году в Чикагском университете открывается первая кафедра социологии.

III.                      начало 20 века.

Фердинанд Теннис (немец) «общество  – это сложный много уровневый  механизм со

множеством связей. Оно является внешним по отношению к индивидуальному».

Вывод: основной регулирующий механизм в обществе – это мораль. Основная

деятельность общества – воспитание.

Макс Вебер.

Понимающая социология: «необходимо  изучать мотивы поведения людей  и тогда мы

сможем понять человека и воздействовать на его поведение».

Эмиль Дюркейм.

«Предметом изучения социологии является социологическая реальность,

основанная на социологических  факторах, существующих объективно, независимо

от человека и способов оказывать  на него давление. Теория образования

человека зависит от внешних  факторов, а не от него самого».

IV.                      середина 20 века.

Структурный функционализм.

Социальный объект рассматривается  в качестве целого, а затем разбивается  на

части, выявляется зависимость между  этими частями и частями и  целым.

Теория социальных конфликтов (Маркс)

Теория социально-психологического направления (ролевая теория личности)

V.                      90 годы 20 века.

1.           Гуманистическая  социология (необходимо участвовать  в изменении

общества).

2.           Феминистическая  – основное внимание к вопросу  полового развития,

социальной роли мужчин и женщин, и защиты прав женщин.

6.Классический период в развитии  социологии.

На вторую половину XIX — начало XX в. приходится расцвет теоретической социологии, развитие социологических теорий, ставших классическими. Данный период — это своего рода социологическое «осевое время». Поэтому внимание к нему особенно пристальное. Анализ классического периода в развитии социологии предполагает решение проблемы систематизации созданных в это время социологических теорий, определения принципа их структурирования, критерия их классификации. Здесь существуют различныеподходы.

Чаще  всего используется принцип соотнесенности социологической концепции с  другими науками (определение неизвестного через известное). Так, выделяют социальный органицизм и социальный дарвинизм (Л. Гумплович, Г. Спенсер и др.), сводящие закономерности эволюции человеческого общества к закономерностям биологической эволюции и выдвигающие принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни; социальный механицизм, сторонники которого (А. Кетле, Г. Кэри, В. Парето и др.) пытались объяснить общественную жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физических науках; географическое направление в социологии (Г. Бокль, Л. И. Мечников, ф. Ратцель и др.), отстаивающее решающую роль географической среды в истории общества; психологическое направление (Л. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули и др.), представители которого стремились сводить общественные явления к психическим, искали ключ к объяснению всех общественных явлений и процессов в психических особенностях поведения индивида или общности. Рассматриваются в истории социологии и другие направления. Однако ни одно из них не может включить наиболее значимые, классические социологические концепции.

Мы попробуем  применить иной принцип классификации  — региональный. (Этот принцип используется при изучении истории социологии недостаточно последовательно.) В его  основе чрезвычайно актуализировавшийся  во второй половине XX в. цивилизационный подход к анализу социокультурного процесса, при котором история развития науки об обществе предстает как взаимодействие национальных, региональных социологических школ. На рубеже XIX и XX вв. вполне проявилось своеобразие в анализе общества в рамках таких социологических школ, как немецкая, французская, русская, американская и др. Мы остановимся лишь на ключевых фигурах, не только определивших основные школы, но и ставших классиками мировой социологии в целом.

При рассмотрении немецкой социологической  школы выделим две основные фигуры — К. Маркса (1818 — 1903 гг.) и М. Вебера (1864—1920 гг.), социологические теории которых оказали без преувеличения огромное влияние на развитие социологии. Хотя эти теории создавались не одновременно, они находятся как бы в заочном споре. Социологическая теория К. Маркса определяется историками социологии как теория экономического детерминизма, поскольку главную причину, источник развития общественной жизни в целом он видел в экономических отношениях. Эта позиция является основой методологии марксистской социологии — исторического материализма — использование которой позволяет рассмотреть развитие общества как естественно-исторический, объективный процесс смены общественно-экономических формаций. Не отрицая некоторого влияния на экономику политической и духовной жизни общества, марксистская социология, однако, недвусмысленно определяет иерархию сфер общественной жизни: экономическая — детерминирующая, социально-политическая и духовная — детерминируемые. В работах Маркса вскрыт механизм влияния экономики на общественную жизнь и политику, создана своеобразная системная теоретическая картина жизни общества, описаны ее перспективы, в которых развиты социалистические представления о целях общественного движения. В связи с этим теория Маркса приобрела много активных сторонников, сыграла важную роль в развитии социологии.

Принципиально иной подход при объяснении причин и логики общественного развития использовал М. Вебер, основоположник понимающей социологии и теории социального  действия. В работе «Протестантская  этика и дух капитализма» выработанная Вебером методология анализа  социальных явлений получила наиболее отчетливое выражение. Здесь социолог показывает логику развития процесса рационализации общества — процесса, определяющего сущность перехода от аграрного общества к индустриальному. Рационализация начинается с духовной сферы жизни общества, и именно изменения в духовной сфере (возникновение  протестантской этики как процесс  рационализации христианства) оказываются  исходными, определяющими, делают возможным  возникновение новых (буржуазных) социально-политических и экономических структур. Вебер, таким образом, намечает альтернативный марксову способ анализа общества, при котором экономическая сфера жизнедеятельности утрачивает свою детерминирующую роль и оказывается в положении детерминируемой духовной сферой. Однако в работах Вебера основные понятия («идеальный тип», «социальное действие») разрабатываются как внутренне противоречивые, что нашло отражение в перипетиях последующей теоретической судьбы его социологической концепции. Социология Вебера оказала решающее воздействие на формирование основных альтернативных школ современной социологии, на рубеже 70—80-х годов вновь возросший интерес к Веберу получил название «веберовского ренессанса», но и до сих пор его теория служит источником полемики и конфронтации по основным теоретико-методологическим проблемам социологического знания.

Взаимодействие  социологических теорий Маркса и  Вебера определяет своеобразие немецкой социологической школы классического  периода. При этом более обстоятельный  анализ предполагал бы не только расширить  изложение этих теорий, но и дополнить  их рассмотрением социологических  взглядов таких крупных немецких социологов, как Ф. Теннис (1855—1936 гг.), один из первых представивший социологию как многоуровневую науку, выделивший чистую, прикладную и эмпирическую социологию; а также Г. Зиммель (1858—1918 гг.), осуществивший анализ форм социального взаимодействия, носящих «сквозной» для человечества характер (конфликт, конкуренция, подчинение, авторитет, договор и др.), что оказало серьезное влияние на становление современной социологии.

Характеризуя французскую социологическую  школу классического периода, выделим  концепции двух исследователей —  Э. Дюркгейма (1858—1917 гг.) и Г. Тарда (1843—1904 гг.). Между ними развернулся спор по основному вопросу социологии, специфически модифицированному: что является исходной социальной реальностью — индивид или общество?

Тард решал этот вопрос в пользу индивида. Коллективное сознание он считал функцией, а не фактором индивидуальных сознаний, в психологии видел ключ к социологии, общественную жизнь и ее процессы объяснял действием простых психических механизмов, главным из которых является подражание. Существование общества он объяснял как взаимодействие двух процессов: первый — индивидуальное творчество, изобретение нового (в результате чего создаются язык, хозяйство, правительство, религия и т. д.), а второй — подражание нововведениям, обеспечивающее их распространение. Взаимодействие этих процессов сравнивается с бросанием камней в воду и движением кругов по воде (новые открытия — новые волны подражания и т. д.). Цель социологии, по Тарду, открывать повторяемость социальных фактов. Вспомогательной наукой является статистика, Учитывающая количество повторений, вызванных каждым творческим актом. Задачу социологической науки Тард видел в изучении законов подражания, благодаря которым общество поддерживает свое целостное существование и развивается по мере возникновения и распространения изобретений.

Социологическая теория Дюркгейма, центральной  фигуры французской социологической  школы, наиболее активно содействовавшей  институционализации социологии во Франции, основывалась на концепции  коллективных представлений и была направлена против психологизма Тарда. В определении предмета социологии Дюркгейм шел по пути поиска особого рода реальности — реальности «социальных фактов», существующих объективно, независимо от индивида и оказывающих принудительное давление на него. Общество, согласно Дюркгейму, — это исходная, первичная реальность, наделенная чертами превосходства над индивидом. Систематизация данных представлений осуществлена социологом в концепции социологизма как противоположной концепциям индивидуалистическим, теории социальной атомизации. Разрабатывая проблему специфического метода социологии, Дюркгейм обосновывал принципы объективизма и эмпиризма в исследовании социальных фактов, при проведении социологических исследований. В осуществляемых исследованиях центральной являлась проблема соотношения «механической» и «органической» форм социальных связей, форм солидарности, вторая из которых возникает на основе разделения труда. По мере совершенствования системы разделения труда должна развиваться «органичность» солидарности членов общества. Однако Дюркгейм отразил в своей теории несовершенство буржуазного общества, нарушения в нем социальных связей, приводящие к кризису личности — к социальной аномии и самоубийству. Выход Дюркгейм видел в создании новых органов общественной солидарности, которые он называл профессиональными корпорациями и которые должны были выполнять производственные и культурные социальные функции.  

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"