Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 15:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 149.87 Кб (Скачать файл)

воздействием складываются и упрочиваются следующие структуральные особенности:

1. Положительная эмоциональная  направленность межличностных отношений  членов С. 

2. Сплоченность семейной общности, единство ее целей, задач, ценностных  ориентаций, стандартов поведения.

3. Эмоционально насыщенные, согретые  любовью и заботой друг о  друге 

непосредственные внутрисемейные контакты между супругами, родителями и 

детьми.

4. Важная для самоутверждения  личности уверенность в собственной  нужности и значимости для  других.

5. Потребность любить близких  людей, помогать, доверять им, заботится  о них, ответить любовью на  любовь и преданность.

Основные проблемы:

 Среди них, бесспорно, приоритетное  место занимает материальная 

неустроенность многих, особенно молодежных семьи.

Вторая трудная проблема в развитии современной С. - существенное

снижение среднего ее размера и  детности.

Третья сложная проблема в развитии современной С. - негативная

динамика браков и разводов.

Четвертая трудная проблема, обусловленная  сложностями развития

современной С., - снижение рождаемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28.Семья и брак. Социальные функции семьи.

Репродуктивная – это воспроизводство  в детях численности родителей.

Воспитательная – для нормального  полноценного развития ребенка семья  жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакми другими институтами и общественными учреждениями.

Хозяйственно-экономическая –  охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование  семейного бюджета, организацию  семейного потребления, проблему распределения  домашнего труда.

Рекреационная – она должна стать  оазисом спокойствия, уверенности, создавать важное для человека чувсво безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса.

Семья – это малая группа основанная на родственных связях и регулирующая отношения мужду супругами, родителями и детьми. Брак можно определить как санкционированную обществом, устойчивую форму половых отношений. Нестабильность брака и семьи, проявляющаяся в росте численности разводов объясняется влиянием урбанизации и вызванной ею интенсивной миграцией населения, научно-технической революцией, причина социально-экономичекого, культурного, религиозного характера.

 

 

19.Социальное равенство и социальная справедливость. 
Социальное равенство — общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определенной области. Политический аспект социального равенства заключается в рассмотрении правил общественного управления: право на участие в выборах, правила определения лидеров, права и обязанности лидеров, равенство перед законом, тогда как экономический подход рассматривает процесс распределения благ: право на работу, распределение ресурсов, равенство возможностей. Социальная справедли́вость – понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия, между этими сущностями оценивается как несправедливость. Начиная с Аристотеля принято выделять справедливость уравнительную и распределительную. Уравнительная — относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и его цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц. Распределительная — требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное — равным, неравное — неравным», «каждому своё»). Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является «начальником». Уравнительная справедливость является специфическим принципом частного права, тогда как распределительная — принципом публичного права, являющегося совокупностью правил государства как организации. Требования уравнительной и распределительной справедливости являются формальными, не определяя, кого следует считать равным или отличающимся, и не указывая на то, какие правила к кому применять. Различные ответы на эти вопросы дают различные концепции справедливости, которые дополняют формальное понятие справедливости содержательными требованиями и ценностями.

 

32. Государство: происхождение и сущность.  
ГОСУДАРСТВО – важнейший институт политической системы общества, способ социального бытия человека в условиях господства политического отчуждения. В истории политической мысли выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства: 1. «Силовая» (Д.Юм, Л. Гумплович и др.), когда государство возникает в результате внутренней узурпации (внутренней или внешней) политической власти. 2. Договорная (Т.Гоббс, Д.Локк и др.) - государство является следствием заключения между индивидами общественного договора с целью сохранения   безопасности жизни и собственности и происходит из «естественного состояния». 3. Марксистско-руссоистская («экономическая»). К возникновению государства приводят объективные изменения в хозяйственно-экономической жизнедеятельности индивидов. При этом марксизм констатирует классовую сущность возникающего государства как института угнетения и защиты интересов господствующего класса перед другими. 4. «Патриархальная» (Р.Филмер). Согласно этой концепции государство возникает в результате естественного разрастания семей, причем власть правителя      может быть уподоблена власти отца в семье. 5. Органическая (Э.Бэрк). Государство представляется «организмом» (в противоположность либеральному «механицизму»), основанном на традиционных    общественных установлениях. 6. Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквинский). Государство является отражением «небесных порядков», причем государственный суверен – «помазанник божий». Решение вопроса о происхождении государства позволяет определить и перспективы его эволюции: либо постепенное сужение функционального поля государственности в пользу институтов гражданского общества (марксизм, либерализм), либо сохранение государства как разумно-традиционной формы  организации управления и бытия человека (консерватизм). Возникшее в Новое время государство обрело свое собственное содержание (суверенная власть, рациональность администрации, религиозный нейтралитет, единство территории, постоянная армия, государственная собственность, единые правовая и судебная системы). Государство всегда выражает всеобщность интересов человеческого рода в отличие от индивидуализированной сферы гражданского общества, чьей функцией по управлению оно и является. Функции государства различаются как внутренние и внешние; внутренние: защита государственного строя, предотвращения и разрешения социальных конфликтов, регулирование общественных отношений, выработка и поддержание общей для страны политики в экономической, социальной, духовной и пр. областях и многие др.; внешние: обороны от внешней агрессии, защиты своих интересов во взаимоотношениях и другими г. и пр. Государства можно классифицировать по различным признакам: по формам правления (монархические, аристократические, демократические), по типам политического режима (тоталитарные, авторитарные, демократические), с т. з. устройства (унитарные, федеративные, конфедеративные, имперские) и др.   В структуре государства выделяются: государственный аппарат, правительство, глава государства, муниципальные и центральные органы власти. Для демократического государства свойственна система разделения властей. Современное государство, опирающееся на единую судебную и правовую системы, узурпирует в своих руках монополию над средствами убеждения и принуждения, причем осуществляющиеся при этом методы и средства различаются в зависимости от типа или формы государства.

 

16. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. 
В обществе существует отклоняющееся (девиантное) поведение, которое представляет собой "социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)". 
Носителями рассматриваемого явления являются определенные лица, некоторые социальные группы, вступившие осознанно или стихийно в конфликт с существующими в обществах требованиями и нормами поведения. 
Отклонение (девиация) в сознании и поведении людей обычно созревает постепенно. Более того, в социологии есть понятие "первичная девиация", когда на определенные отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек, игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Такие отклонения граничат с незначительными проступками или безнравственными действиями и до поры до времени могут не замечаться (прощаться, игнорироваться), как, например, употребление спиртных напитков со случайными людьми, приводящее к нарушению общественной морали. 
Но есть второй уровень отклоняющегося поведения (вторичная девиация), когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с определенной реакцией на его действия. 
При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать индивидуальные и коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения требований морали и права одним человеком, то во втором случае отклоняющееся поведение является отражением деятельности некоторой социальной группы - преступной шайки или изуверской секты, которые создают некое подобие своей "культуры "(субкультуры) и открыто конфронтируют с принятыми нормами. 
Вместе с тем нельзя, как это следует из ряда исследований, всякое отклонение считать девиантным поведением. В таком случае все социальные группы и все люди будут попадать под данное определение, ибо нет в обществе ни одного человека и социальной группы, которые бы во всех ситуациях, во всех случаях жизни абсолютно соответствовали нормам и правилам. 
Помимо вышеуказанных(деление на первичную и вторичную девиации, на индивидуальные и коллективные формы отклоняющегося поведения ) классификацию данного вида поведения можно осуществить по сферам жизнедеятельности людей. В соответствии с этим в производственно-трудовой сфере проявляются экономические хищения, стяжательство, бесхозяйственность и т.д.; в сфере распределения- стремление урвать от общества побольше, взяточничество, социальный паразитизм; в сфере политической жизни - карьеризм, бюрократизм, аполитичность, национализм, экстремизм; в сфере быта и образа жизни - нищенство, пьянство, потребительство, пренебрежительное отношение к семейному долгу; в сфере духовной жизни - бескультурье, эрзацкультура, снобизм в культуре, мещанство; в сфере общения - хамство, эгоизм, бездушное отношение к людям, грубость, клевета, высокомерие, нечестность и т. д. 
Иногда отклоняющееся поведение типологизируют по другому основанию - противопарное и аморальное,- исходя из того, что нормы, стандарты и правила определяются двумя главными регуляторами жизнедеятельности людей: нравственностью и правом. Конечно, граница между ними условна, тем не менее ею можно руководствоваться при изучении конкретных форм отклоняющегося поведения. 
Вместе с тем социологические исследования 80-90-х годов показыают, что среди всех названных групп отклоняющегося поведения наиболее крупными и представляющими предмет тревоги общества являются алкоголики, наркоманы и преступники. 
Неблагоприятный морально-психологический климат, расхождение групповых норм с общественно санкционироваными, трудности адаптации, отсутствие взаимной требовательности, конфликты и напряженность в общении - это далеко не полный перечень причин отклоняющегося поведения, имеющих своей базой микросреду. Однако сама она неоднородна, ибо человек входит одновременно в несколько коллективов, групп, влияние которых может быть противоречивым.

 

 

15.Социология  воспитания. Система социализации  личности.

Социология  Воспитания

- социологич. дисциплина, предмет к-рой - воспитание как обществ. процесс, роль соц. ин-тов (семьи, системы образования, средств массовой информации и др.), а также соц. макро- и микросреды в этом процессе. Начало развитию С.в. как самостоятельной научн. дисциплины положил Э. Дюркгейм, в дальнейшем на ее методологию большое влияние оказали Дж. Дьюи, З. Фрейд, Э. Фромм и др. известные социологи. Гуманистич. ориентация С.в. связана с преимущественным вниманием к соц. становлению личности (см.), ее автономии и суверенности. Научн. методология выдвигает на первый план в С.в. активное взаимодействие личности и соц. среды. Социологич. изучение формирования личности в системе образования может рассматриваться как одно из ответвлений Св. - педагогич. социология. С.в. изучает вопросы последовательного прохождения этапов социализации (см.) человека, включения его в систему обществ. отношений в разные периоды его жизни. При этом исследуются факторы, наиболее глубоко воздействующие на этот процесс, соц. механизмы взаимодействия личности с соц. средой, а также степень и возможности влияния самой личности на ее соц. окружение. Св. широко использует методы наблюдения, соц.-педагогич. эксперимента, модифицированные процедуры опросов, интервью и др. Объектами изучения при этом являются не только воспитуемые, но и воспитующие. Большоезначение в С.в. имеет исследование межкостных отношений, особенностей соц. и этнич. среды, традиций, обычаев, форм соц. контроля. Ф.Р. Филиппов.    

Социализация – процесс формирования личности, в ходе которого индивид  усваивает умения, образцы поведения  и установки, свойственные его социальной роли.    

Данный процесс не следует понимать как механическое перенесение извне  вовнутрь, поскольку в ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные.    

Социализация включает в себя как  стихийное, так и целенаправленное воздействие. В последнем случае это воспитание, которое противопоставляется  собственно социализации.    

Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными  жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени  достижения результата или завершенности  процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и  юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую два других периода.    

Существует два понимания социализации:     

1) социализация может рассматриваться как процесс усвоения социальных норм, в ходе которого индивид превращает внешние нормы, навязанные ему окружением, во внутренние, которым он подчиняется добровольно. Другими словами, личность делает нормы частью своего «я»;    

2) социализация может рассматриваться также как важная составляющая социального взаимодействия: индивиды стремятся повысить самооценку, приводя свои действия в соответствие с ожиданиями других, и благодаря этому стремлению они социализируются.    

Выделяются следующие стадии социализации:     

1) первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает);    

2) стадия индивидуализации (проявляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка пока еще неустойчивы. Юношеский возраст (18–25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;    

3) стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. В обратном случае невозможны следующие исходы:    

а) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и обществом;    

б) изменение себя;    

в) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация;    

4) трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность;    

5) послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

 

34. Политическое сознание и политическая культура.

 Политическая  культура - это один из основных  элементов, составляющих духовный  потенциал общества. Она выражает  суть социально-политической системы,  определяет "правила игры" в  политике, базовые политические  ценности и основные общественные  цели, отражает многообразие политической  жизни, оказывая решающее влияние  на утверждение социального статуса  гражданина. Без политической культуры  говорить о человеке как о  социально значимой личности  трудно. Политическая культура помогает  выяснить социальные интересы  и предпочтения граждан и социальных  групп, степень осознания людьми  их общественных задач и их  практическую роль в политической  жизни. Уровень политической культуры  во многом определяет общекультурный  уровень отдельной личности, социальной  общности и общества в целом.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"