Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

справочник.docx

— 126.27 Кб (Скачать файл)

Каждая из предложенных им функций  связана с тем или иным участником или элементом коммуникации.

Некоторые исследователи (А.А.Леонтьев, Н.Б.Мечковская) добавляют также магическую или заклинательную функцию, этническую (объединяющую на-род) функцию, биологическую функцию (для коммуникации животных).

Другие исследователи предпочитают минимизировать количество функций, выделяя  лишь основные и считая другие разновидностью основных. Так, известный психолог и лингвист Карл Бюлер (1879-1963) выделял три функции языка, проявляющиеся в любом акте речи: функцию выражения (экспрессивную), соотносимую с говорящим, функцию обращения (апеллятивную), соотносимую со слушающим, и функцию сообщения (репрезентативную), соотносимую с предметом речи. Отправитель сообщения выражает себя, апеллирует к получателю и репрезентирует предмет коммуникации.

Традиционно также выделяется либо две, либо три функции языка и  коммуникации, которые, впрочем, пересекаются друг с другом. Считалось (и бытовое  сознание очень легко воспринимает это мнение), что язык в первую очередь выполняет познавательную (когнитивную) или информационную функцию: выражение идей, понятий, мыслей и  сообщение их другим коммуникантам. Вторая функция, которая обычно выделялась – оценочная: выражение личных оценок и отношений, третья – аффективная: передача эмоций и чувств. Роджер Т.Белл, известный американский автор работ по социолингвистике, соотносит с этими функциями языка три сферы гуманитарных наук: лингвистика и философия (когнитивная функция), социология и социальная психология (оценочная функция), психология и литературоведение (аффективная функция).

Рассмотрим более подробно наиболее известную модель Р.О.Якобсона, в  которой выделяется шесть функций, в соответствии с участниками  и аспектами его же модели коммуникации. Модель Якобсона применима как для  анализа языка и коммуникативных  систем в целом, так и для функционального  исследования отдельных речевых  и коммуникативных актов и  коммуникативных событий.

 АДРЕСАНТ эмотивная функция 

Адресант непосредственно выражает свое отношение к теме и ситуации:

  • По моему мнению, не стоило привлекать для работы эту ненадежную фирму.
  • Перечеркнутая бомба на плакате.

АДРЕСАТ конативная функция 

Внимание сосредоточено на адресате (обращения и императивы, привлечение  внимания, побуждение):

  • Президент! Уходите в отставку!
  • Пиктограммы мужчина и женщина

 КОНТЕКСТ референтивная функция 

Наиболее обычная функция: внимание сосредоточено на объекте, теме, содержании дискурса.

  • Солнце восходит на востоке.
  • Форма предмета бытовой культуры (например, ложки) как обозначение его возможного применения

 СООБЩЕНИЕ поэтическая функция 

Фокусировка на самом сообщении  и ради сообщения; иногда называется ‘праздничной’ функцией:

  • Рифма, аллитерация и т.п.
  • Изображение игры света на картине.

КОНТАКТ фатическая функция 

Использование коммуникативной системы  для начала, поддержания и окончания  общения, фокусировка на контактном элементе ситуации:

  • Алло? – Да-да!
  • Радиопозывные (например, станция Маяк), заставки передач.

КОД метакоммуникативная функция 

Сосредоточение внимания на самом  коде; теория языка и коммуникации представляют собой метаязык для  описания коммуникативного процесса:

  • Жи-ши пишется с буквой и.
  • Объяснение учителем правил невербальной коммуникации в школе: Сначала ученик должен поднять руку, затем уже выйти.

Слабые места приведенных моделей  связаны как с минимализацией функций (упрощение), так и с введением большого их количества; весьма незначительно исследована роль адресата (только в глазах говорящего, в его предположении о возможной реакции слушающего); не учитывается общий языковой фон и общественный характер коммуникации, рассматриваются два минимальных участника (групповая и массовая коммуникация требуют отдельного и дополнительного разговора). Хотя ‘фактор адресата’ и заложен в модели, обратная связь, реальный отзвук сообщения не всегда учитывается, модель носит однонаправленный характер (от отправителя к получателю). На деле же каждый из них участвует в коммуникации на равных правах, кроме того, участники коммуникации поочередно исполняют роли отправителя и получателя сообщения.

Функциональная характеристика сообщения (коммуникативного акта) может быть дана в зависимости от его направленности, его основной коммуникативной задачи. Р.Димблби и Г.Бертон выделяют шесть функций сообщений и коммуникативных актов: предупреждение, совет, информация, убеждение, выражение мнения, развлечение.

Эта классификация функций является прагматической. то есть, связанной с употреблением коммуникативных средств для достижения определенных целей. О прагматике будет идти речь в лекции, посвященной семиотическим аспектах коммуникативного процесса.

Еще одна интересная модель языковых функций связана с именем австралийского лингвиста, автора ряда работ по функциональной грамматике, М.А.К.Хэллидея. Система Хэллидея содержит три макрофункции, в которые в процессе языкового развития индивида соединяются семь исходных дискретных (отдельных) функций в языковом поведении ребенка. Каждый акт взрослого, по мнению Хэллидея, обслуживает более чем одну функцию сразу. Три макрофункции в системе Хэллидея – это идеационная, межличностная и текстуальная. Идеационная близка традиционно выделяющейся когнитивной, но шире ее, включает ‘выражение опыта’, оценочные и аффективные аспекты. Межличностная функция включает в себя индексальную и регулятивную, выражая роль говорящего в речевой ситуации, его личные приверженности и взаимодействие с другими. Именно эта функция способствует установлению и поддержанию социальных отношений, посредством которых разграничиваются социальные группы, а индивид получает возможность взаимодействия и развития собственной личности. Текстуальная функция связана со структурированием речевых актов – выбором грамматически и ситуационно уместных предложений. Недаром именно Хэллидей называл функциональную грамматику грамматикой выбора. Модель Хэллидея позволяет описать ситуативно-обусловленное использование языка, в котором семантический компонент соотносится с социальным, с одной стороны, а с другой – с лингвистическим. По мнению Хэллидея, на входе семантика имеет социальное, а на выходе – лингвистическое. Семантика, таким образом – промежуточный, посредующий уровень между социальным (ситуацией) и лингвистическим (текстом и языковыми средствами конкретного речевого акта).

8. Коммуникативная профессиограмма социального работника.

Общение является многогранным процессом  и реализуется в разнообразных  формах (межличностное общение, социальный диалог, деловое и профессиональное общение, коммуникация и пр.). Общение  — это прежде всего взаимодействие, взаимоотношение, сторонами которого являются люди, субъекты общения (В.И.Курбатов, И.Ф.Поручник). Процесс общения включает в себя:

— формирование и развитие личности (социализацию индивида);

— развитие общества и общественных отношений;

— обмен результатами деятельности;

— создание и развитие общественных механизмов взаимодействия людей;

— социально-психологическую адаптацию  людей;

— обмен эмоциями;

— обучение, передачу умений и навыков;

— обмен информацией;

— обмен деятельностью;

— формирование отношения к себе, к другим, к обществу в целом.

Общение выражается во взаимоотношениях типа:

1) «Я — Я» (индивидуально-личностный  тип общения);

2) «Я — Мы» (индивидуально-коллективный  тип);

3) «Мы — Мы» (коллективно-общественный  тип). Каждый тип общения характеризуется  своими чертами, специфической  лексикой, имеет свои цели и  задачи. Содержательный характер  общения определяется предметом  общения.

Этим объясняется многообразие видов общения, каждому из которых  присущи пластичность, способность  модифицироваться и переходить в  другой тип общения.

Одним из главных направлений деятельности социального работника является работа с клиентом, в основе которой  лежит общение прежде всего в его индивидуально-личностном выражении. Социальный работник должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.

В основе такой деятельности лежит  коммуникативная техника общения, владение которой является важным признаком  профессиональной пригодности социального  работника. Характеристики, составляющие профессиональный портрет социального  работника с точки зрения владения им коммуникативной техникой, называются коммуникативной профессиограммой социального работника.

Социальный работник должен:

— знать речевой этикет и уметь  его использовать;

— уметь формулировать цели и  задачи делового общения;

— организовывать общение и управлять  им;

— анализировать предмет общения, разбирать жалобу, заявление, ставить  вопросы и конкретно отвечать на них;

— владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и  стратегией;

— уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, круглый  стол, деловое совещание, деловую  игру, переговоры, торги;

— иметь навык доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать  и опровергать, достигать соглашений и решений, компромиссов и конвенций, делать оценки и предложения;

— владеть техникой речи, риторическими  приемами и фигурами, уметь правильно  строить речь и другие публичные  выступления;

— уметь с помощью слова проводить  психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим  условиям, корректировать его поведение  и оценки.

Таким образом, задача социального  работника — помочь клиенту обрести  себя, найти свое место в динамично  меняющемся мире, сориентироваться в  новых социальных отношениях, и общение  является важным инструментом в этом процессе. 

9. Общение в профессиональной  деятельности социального работника  (деловое, консультативное, интимно-личностное).

Особенности делового общения  социального работника.

Зачастую социальному работнику  в своей деятельности необходимо общаться с официальными лицами –  представителями власти, каких-либо социальных институтов и пр. Ведь в функции социального работника входит координация деятельности различных государственных и  негосударственных учреждений, участие в работе по формированию социальной  политики, развитию сети учреждений социального обслуживания, отстаивание интересов своих клиентов в различных инстанциях и многое другое, связанное с контактированием  специалиста не только с нуждающимися в какой-либо помощи, но и с другими людьми в процессе своей работы. Этот контакт происходит в деловом общении, в деловой беседе социального работника.

   “Деловая беседа представляет  собой акт непосредственной коммуникации  в официально-деловой  сфере,  осуществляемой с помощью вербальных  и невербальных средств. Она  имеет следующие характерные  особенности:

- Дифференциальный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и особенностей партнеров в интересах доступного и убедительного изложения позиций сторон.

- Быстрота реагирования на высказывания партнеров.

- Аналитический подход к учету и оценке субъективных и объективных факторов.

- Ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате критического разбора других точек зрения по данной проблеме.

- Ощущение сопричастности и ответственности в решении проблем”.

В своем официально-деловом общении  социальный работник должен учитывать  “следующие рекомендации:

1.                Необходимо заранее написать  план беседы, отработать наиболее  важные формулировки;

2.                Применять принцип периодического  воздействия на собеседника в  ходе беседы: неблагоприятные моменты  и факты чередовать с благоприятными, в начале и в конце говорить о положительных фактах;

3.                Постоянно помнить о движущих  мотивах собеседника: его ожиданиях,  преимуществах, которых он добивается, его желании самоутвердиться,  его самолюбии;

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"