Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

справочник.docx

— 126.27 Кб (Скачать файл)

- Я устала ежедневно мыть  посуду по пять раз в день!

- Я тебя понимаю, но я еще  и ежедневно хожу на работу. Давай договоримся так, я буду  мыть посуду на выходных, когда  я свободен. Или, если хочешь, мы  можем распланировать график, и  чередоваться по четным и нечетным  числам.

4.  Игровой

 Уровень общения, основывающийся  на импровизационных формах, которые  могут быть несерьезными, шутливыми,  даже гротескными. Так, несколько  приятелей, оживленно разговаривая  и обмениваясь шутками, не замечают, как выстраивается достаточно  длинная логическая цепочка. Кокетство  женщин – также один из ярчайших  примеров общения на уровне  взаимной игры.

 Этот уровень общения напрямую  связан с чувством юмора, он  очень важен для любых неформальных  отношений. Например, семейные отношения  вряд ли будут достаточно гармоничными  и постоянно обновляющимися без  взаимной игры и юмора. Бывает, что люди с определенным типом  характера и темперамента применяют  игровой уровень в разговорах, требующих совсем другого уровня  общения. Вовсе не значит, что  эти люди не способны к серьезным  действиям, просто это следствие  определенного склада психики.  Такие люди принадлежат к психотипу гипертимов (жизнерадостные, энергичные люди). К слову сказать, если нас чрезмерно раздражают подобные оптимисты, может это нам стоит задуматься, не слишком ли мы серьезно относимся к жизни?

5.Духовный

 Название показывает, что данный  уровень общения характеризуется  наибольшей степенью раскрытия  своей личности и погружения  в личность собеседника. Этот  уровень требует порою немалых  внутренних усилий, на которые  далеко не все способны. Духовный  уровень общения используется  некоторыми особенно близкими  родственниками, друзьями. Исповедь  священнику, искренний рассказ о  себе непременно потребует особенно  глубокого духовного уровня общения.

 Особой чертой духовного  уровня общения является неспешный  темп речи, причиной которого  является особое доверительное  отношение к собеседнику, к  общению с ним.

 Ситуация: Она показывает Ему  тетрадку своих школьных стихов, а Он, вместо того чтобы проявить  заинтересованность, отпускает реплику:  «Я-то думал, что ты о чем-то  серьезном». Эта модель поведения  в корне неверна. Она предлагает  Ему общение на духовном уровне, Он же воспринимает это на  уровне примитивно-деловом. «Хм,  а у тебя получались неплохие  сонеты» – должен сказать он, даже если это будет не совсем правдой.

6. Уровень масок

 Каждый может насчитать у  себя много масок. Собеседник  поневоле надевает маску приветливости,  серьезности, вежливости, так как  иногда просто психологически  невозможно вкладывать в общение  все свои умственные ресурсы,  обаяние. Также следует учесть  контакты не только вербальные  – ничуть не реже мы сталкиваемся  с кем-то просто взглядом, молча жмем кому-то руку, на это тоже уходит энергия, и мы защищаемся при помощи масок (более подробно МирСоветов рассказывал об этом в материале «Невербальные средства общения»).

 Заметьте, что когда вы говорите  не совсем искренний комплимент, вы одеваете маску, чтобы не получить травму от собственной неискренности. Такое понятие как ложь непосредственно связано с системой масок. В уровень масок входит также и понятия «Формального уровня», «Уровня поддержания контакта», «Уровня стандартной беседы» (по Бюдженталю). Формальный уровень характеризуется поддержанием о себе определенного впечатления и сохранением определенной дистанции. Уровень поддержания контакта – общение людей в более непринужденной манере, общение на уровне фактов и мнений. Уровень стандартной беседы представляет собой повседневный диалог между близкими и знакомыми людьми.

 Если необходимо – пользуйтесь  масками, иногда ваше истинное  настроение не стоит показывать  собеседникам, так как любое отступление  от нормы может быть неправильно  воспринято. Ваше дурное настроение  при общении с клиентом, или  ваше излишне приподнятое настроение  на поминках будут не совсем  уместны.

 Стоит отметить, что постоянное  общение в маске зачастую очень  мешает проявлениям собственного  «Я». Предположим, если уместно  быть вежливым и сдержанным  на улице, то в общении с  любимой, друзьями это будет  даже опасно.

 В буддистской и даосской философиях хорошо разработаны техники «надевания масок», и таким образом маска является путем к самосовершенствованию – подавление недостатков своего «Я» с помощью маски. Например, если вы хотите избавиться от застенчивости, вы надеваете на себя маску смелого, решительного, даже несколько наглого человека.

Общение в критической  ситуации

 Существует также особый  уровень – общение в критической  ситуации. Подобные ситуации способствуют  снятию масок, более плодотворному  субъективному контакту, совместному  принятию решений.

 Чем быстрее  человек определяет, на каком  уровне нужно общаться с собеседником, тем успешнее будет контакт.  Определить то, на каком уровне  произойдет беседа подчас невозможно, однако одежда и манеры человека – первое, что следует учитывать. При знакомстве лучше всего начинать беседу в маске сдержанной вежливости, в меру открытым и доброжелательным, но не в коем случае ни с панибратства, ни с угрюмой замкнутости. Очень важен момент рукопожатия. Оно не должно быть ни вялым, ни таким, чтоб у собеседника трещали кости – не стоит ставить цель заранее подавить партнера по общению. Женщинам руку лучше не жать, хотя это делается довольно часто, лучше ограничиться легким поклоном головы.

5.Процесс общения и его структура.  Коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения.

Процесс общения 

Во-первых, он состоит непосредственно  из самого акта общения, коммуникации , в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся . Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением , т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинестико -тактильному (двигательно - осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному) , но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная  характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.

Основные компоненты общения: субъекты; средства; потребности, мотивация и  цели; способы взаимодействия, взаимовлияния  и отражения влияний в процессе общения; результаты.

Возможен и другой, обобщенный, подход к структуре общения –  это различные стороны процесса общения в целом. Выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Правомерно было бы отметить и такие явления, как понимание, сопереживание, эмоциональное отношение партнеров друг к другу.

Современные социальные психологи  говорят о необходимости уделять  больше внимания именно тем сторонам общения, которые связаны с характеристикой  рефлексии и отношений, складывающихся в ходе взаимодействия и взаимовлияния  людей друг на друга (перцептивная сторона). Д. Майерс всю социальную психологию рассматривает как психологию общения: “как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу”.

Каждый подход по-своему верен, однако описывает частные параметры  структуры социально-психологического общения. В качестве обобщенной модели структуры социально-психологического общения можно представить модель, которая предусматривает дифференциацию общения на содержание и форму. Содержательную сторону общения можно рассматривать в коммуникативном аспекте, формальную – в поведенческом, реализуемом в процессе интеракции. Каждая из них, в свою очередь, тоже может восприниматься как со стороны формы, так и содержания.

Общение как перцептивный процесс

В качестве субъектов общения, как  отмечалось выше, могут выступать  и индивидуум, и группа.

Цель общения может заключаться: вне взаимодействия субъектов; в  самом взаимодействии; приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения; приобщении инициатора общения  к ценностям общения.

Нас будет интересовать преимущественно  первая ситуация общения – деловое  общение. Предметом делового общения  является дело. Произведенное общение  может и не быть по своей сути общением, если другой субъект выступает  в качестве объекта. Например, при  жестко авторитарном стиле руководства.

Мы будем рассматривать общение  в единстве трех сторон: общение  как восприятие (перцептивная сторона), общение как коммуникация (коммуникативная составляющая), общение как взаимодействие (интерактивная сторона). Общение проходит три последовательные стадии: контактную (вчувствование, настройка), ориентировочную (сбор информации), фазу активного взаимодействия.

6. Коммуникативный процесс, его  структурные компоненты. Модель  процесса коммуникации.

Коммуникационный процесс и  его структура

Коммуникация, как уже говорилось выше, включает различные процессы, при помощи которых один человек  влияет на другого (например, речь, письменные тексты, музыку, драматические произведения, изобразительное искусство и  т. д.). Коммуникация – это механизм, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений.

Понимание человеком какого – либо символа есть совокупность реакций этого индивида, вызванная воздействием символа. Участие индивида в процессе языкового общения дает ему возможность осуществить коммуникацию с самим собой (думать) и со своей социальной группой. Процесс коммуникации служит также основой формирования групповых норм, т. е. тех средств, посредством которых осуществляется социальный контроль, распределяются социальные роли, достигается координация усилий, ожидания приобретают конкретные черты и происходят общественные процессы.

Люди рождаются в определенных условиях развития культуры и одним из важных аспектов этой культуры является установление соотношения между знаками и обозначаемыми ими предметами и явлениями, используя которые люди более или менее адекватно отражают ту или иную ситуацию и общаются.

Коммуникация также понимается как совместное пользование информацией, которую люди получают в результате общения. Каждый социум или социальная группа использует информацию, исходя из собственных потребностей и интересов.

Научить осуществлять коммуникацию сложно. От обучаемого требуется способность  понимать и реагировать на суть сообщения, стремления людей групп, организаций  и обществ. Способность понимать человеческие взаимоотношения имеет  крайне важное значение. Человек, находясь в обществе, как правило, склонен к приобретению взглядов, точек зрения и привычек тех людей, с которыми заинтересован в общении.

Коммуникативные процессы выполняют  в социокультурной среде ключевую роль, так как именно в ходе коммуникативных процессов создаются разделяемые индивидами представления, символы, мнения, которые могут воплощаться в образцах поведения, ценностях, нормах. Коммуникативные процессы – это среда для передачи культурного опыта в знаках, поведении, ритуалах и т. д. Различаются межличностные и межгрупповые коммуникативные процессы. На одном полюсе находится взаимодействие двух и более индивидов, полностью детерминированное их межличностными связями и индивидуальными характеристиками и полностью независимое от групп и культурных категорий, к которым они принадлежат. Другому полюсу соответствует взаимодействие между двумя или более индивидами (или группами индивидов), полностью детерминированное их принадлежностью к различным группам и категориям и независимое от межиндивидуальных личностных связей.

Коммуникация любого типа рассматривается  как процесс, определяемый социокультурными закономерностями. Благодаря внешним воздействиям (стимулам), специфике структур социокультурных коммуникаций, наличию в процессе коммуникации осознанных представлений и неосознанных побуждений, разделяемых членами общества и управляющих их действиями в организованных группах и неорганизованных коллективах (толпе), мы имеем возможность выделить основания для дифференциации коммуникативных процессов в обществе.

Итак, в основе коммуникации заложены стремление к пониманию, привычки, познавательные или эмоциональные побуждения, ввиду  чего коммуникация выступает как  важный инструмент человеческих отношений. Рассмотрим составляющие коммуникативного процесса.

Источник коммуникации (адресант) – это лицо, или группа, или  организация, генерирующие сообщение.

В качестве источника может выступать  президент компании или страны, пресс-секретарь, информационное агентство, компания-рекламодатель, агент по личным продажам. Обычно источник имеет представление о том, как  бы он хотел, чтобы сообщение интерпретировалось получателем. Однако результат интерпретации, т. е. толкование сообщения получателем, определяется рядом факторов, и прежде всего кодированием.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"