Шпаргалка по "Социальной работы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Социальная работа".

Файлы: 1 файл

0330372_985D5_shpargalki_po_tehnologii_socialnoy_raboty.doc

— 441.50 Кб (Скачать файл)

Опред функции  выполняют благотворительные организации  и фонды социальной помощи населению: а) социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным; б) социальная реабилитация инвалидов; в) правовая помощь социально нуждающимся категориям населения.

15. Социальное  обслуживание: понятие, принципы, цели  и основные виды.

Социальное  обслуживание - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. (ФЗ «об основах социального обслуживания населения в РФ»).

Цель СО – оказание социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в т.ч. дети-инвалиды), нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

Принципы социального  обслуживания:1) адресность; 2) доступность; 3) добровольность; 4) гуманность; 5) приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; 6) конфиденциальность; 7) профилактическая направленность.

Социальное обслуживание осуществляется государственными предприятиями  и учреждениями социального обслуживания, являющимися собственностью субъектов Российской Федерации и находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Виды:

1) социальное обслуживание  на дому (включая социально-медицинское  обслуживание);

2) полустационарное социальное  обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений  социального обслуживания;

3) стационарное социальное  обслуживание в домах-интернатах  для престарелых и инвалидов,  психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для  умственно отсталых детей, пансионатах  и других учреждениях социального  обслуживания независимо от их наименования;

4) срочное социальное  обслуживание;

5) социально-консультативная  помощь.

 

 

 

 

 

16. коммуникативные навыки  в с.р.

Одной из главнейших особенностей деятельности социального работника является клиентурная деятельность. Она выражается в том, что профессиональный социальный работник постоянно ведет общение с клиентами. Его поле деятельности — профессиональное общение. Поэтому, наряду с чисто профессиональными знаниями и навыками, умение вести деловое общение является одним из важнейших признаков профессиональной пригодности социального работника.

Общение с.р. - это, чаще всего, разрешение конфликтных ситуаций, предупреждение их и диагностика различных форм коммуникативных напряжений, в числе которых учет конфликтогенных факторов, барьеров общения, восприятия, речи и предубеждения, ошибок, разрушающих коммуникативный процесс. Межличностное общение — это обмен информацией, эмоциями, личностное взаимодействие, психологический контакт. Важнейшей особенностью деятельности социального работника является умение вести диалог, организовывать процесс коммуникации, управлять им. Умение вести диалог предполагает целый ряд профессиональных навыков и знаний. Профес-л должен уметь выслушать и понять, корректно спросить и по-деловому точно ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверительности и непринужденности, найти тонкий психологй подход к клиенту, разрешить конфликт и снять напряжение. В основе всего этого - коммуникат техника общения. Владение ею — важн признак профессиональной пригодности специалистов любого профиля, чья деятельность связана с общением. Специалист в этой области должен: • знать речевой этикет и уметь его использовать;• организовать требуемый вид общения и управлять им;• анализировать предмет общения, его цели и задачи;• корректно ставить вопросы и точно на них отвечать; • вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое совещание, командную деловую игру, переговоры, торги, • уметь анализировать конфл кризисные ситуации, конфронтации и разрешать их; • иметь навык доказывать и обосновывать, критиковать и опровергать, аргументировать и убеждать, достигать соглашений и компромиссов; • владеть техникой речи, уметь использовать ритор фигуры и приемы; • правильно строить речь и другие публичные выступления; • знать служебный этикет и уметь его использовать; • с помощью слова осуществлять психотерапию в общении; снимать стресс, напряжение; адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки.

19. Т-группа

от англ. training group — группа тренинга — малая группа, создаваемая для обучения базовым межличностным умениям. К таковым относят: умение распознавать и оценивать индивидуальные, групповые, межличностные проблемы; коммуникативные умения (см. Коммуникация); развитие самопознания. Возникновение Т-группы относится к 1947 г. и связано с классическими исследованиями К. Левина в области групповой динамики. Психологи клинической ориентации в подобной групповой работе обычно акцентируют индивидуальные проблемы участников, социальные психологи — проблемы личностных ресурсов эффективной деятельности организаций. В любом случае принципиальным оказывается совершенствование понимания участниками групповых процессов, развитие чувствительности к ним (отсюда еще один используемый термин — тренинг чувствительности). Т-группы относятся к совокупности методов так называемого экспериментального обучения — то есть обучения посредством переживания опыта. Основными составляющими подобной групповой реальности являются открытое предъявление участников друг другу, интенсивная безоценочная межличностная обратная связь, опробирование новых форм общения. Роль ведущего, называемого тренером или фасилитатором, состоит прежде всего в создании доверительного, психологически безопасного, поддерживающего группового климата. Последнее делает возможным включение участников в самоисследование и исследование складывающегося группового процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Психология  групп: члены групп, их цели  и роли.

Цель: 1. Решение задач. Роли: *Инициатор - предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач * Разработчик - детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы * Координатор - комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы * Контролер - направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, и выявляет отклонения от намеченного курса * Оценщик - критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи * Погонщик – стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше уже сделанного

2. Оказание  поддержки. Роли: * Вдохновитель - поддерживает начинания других, выказывает понимание чужих идей и мнений * Гармонизатор - служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, и таким образом сохраняет в группе гармонию * Примиритель - поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и таким образом поддерживает в группе гармонию * Диспетчер - создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, и регулирует процессы общения * Нормировщик -формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов * Ведомый - пассивно следует за группой, выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятии решений

Каждый из них имеет возможность устанавливать и развивать какие-либо отношения с другими. Каждый может либо способствовать, либо мешать достижению общегрупповых целей. В зависимости от типа группы будут формулироваться специфические цели участников, достижению которых и служит их опыт пребывания в группе.

Если функции группы состоят преимущественно в решении  каких-либо проблем, главенствующее значение имеет задача, а не психическое  самочувствие отдельных личностей. В терапевтической группе или группе личностного развития главным является душевный комфорт их участников. Целью участия в группах развития может быть переживание радости и самоудовлетворения. В психотерапевтических группах задачи обычно связаны с самоисследованием и самопознанием. Цель участников – избавление от серьезных эмоциональных проблем или их предотвращение, а также достижение определенных изменений в поведении и психике. Члены таких групп считают, что они недостаточно приспособлены к жизни и их задача – найти пути преодоления своих страданий и избавления от своих изъянов. Часто исходная задача (например избавиться от тревожности или депрессии) по мере развития группы трансформируется в цели, связанные с межличностными отношениями, стремлением к общению. По всей видимости, цель построения эффективной системы межличностных взаимодействий формируется по мере осознания членами группы социальной природы их личных потребностей как социальных существ. В достаточно гибко организованной группе индивидуальные цели по мере развития группового опыта могут корректироваться и модифицироваться.

 

20. Арт-терапия.

Метод лечения посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает клиентов выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Именно поэтому арт-терапия с успехом используется при работе с детьми, взрослыми, в индивидуальной и семейной терапии, при решении широкого спектра межличностных и внутриличностных проблем, а также вопросов, касающихся физического здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Психология  групп: руководство группой, этика  групповой работы.

Основные стили руководства: 1.  Авторитарный -все аспекты политики определяет руководитель -все шаги в деятельности группы последовательно диктует руководитель -индивидуальные задания и пары для их выполнения определяет руководитель -руководитель хвалит или критикует того, кого сочтет нужным, но сам в работе не участвует, кроме случаев, когда надо что-либо показать 2. Демократичный - политика вырабатывается на основе направляемых руководителем дискуссий и принимаемых в группе решений - в процессе дискуссии определяются общие этапы пути к стоящей перед группой цели. руководитель часто предлагает выбор из двух или более возможностей - распределение обязанностей и выбор партнеров отдаются на усмотрение группы - руководитель хвалит или критикует других, старается быть объективным и принимает участие в работе группы, не беря на себя слишком много 3. Попустительский - полная свобода членов группы в принятии решений при минимальном участии руководителя

- руководитель предоставляет  материалы для работы и отвечает  на вопросы, если они есть - руководитель никак себя не  проявляет - деятельность членов  группы редко комментируется  руководителем, который не пытается оценивать или регулировать ход событий

Этические проблемы и  требования: 1.сознательное согласие на нее участников, свобода выбора и защищенность от психических и физических травм. Руководитель группы обязан предоставить как можно больше информации о целях, методах, стоимости, длительности и принципах работы группы, чтобы участники понимали суть и значение опыта, который они могут получить.2. Свобода выбора на протяжении всего курса занятий в группе. 3. Принятие адекватных мер предосторожности для предотвращения психических и физических травм. 4. Доступность рук-ля для бывших участников при возникновении у них необходимости в получении консультаций после завершения работы группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. С.Р. в  сфере производства

СР - это специфический вид профессиональной деятельности, направленный на оказание содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление помощи человеку, семье, группе лиц. СР, как форма практической деятельности на предприятии, направлена, в конечном итоге, на гармонизацию социальных отношений в организации.

Цель СР на предприятии состоит во взаимодействии между отдельными работниками и предприятием в целом, направленном на улучшение качества жизни работников.

Объектом СР являются все работники предприятия, и в первую очередь, работники, находящиеся в затруднительных ситуациях и прилагающие собственные активные усилия по их преодолению.

Задачи СР на предприятии: • создание условий, в которых работник может в полной мере проявить свои возможности и способности • активную адаптацию и реадаптацию работника на предприятии; • профилактику и предупреждение социально-нежелательных явлений; • организацию научных исследований, конференций, семинаров, учебно-просветительской деятельности по проблемам социальной работы на предприятии; • разработку и реализацию социальных программ; • социальное обслуживание, оказание услуг работникам предприятия; • социальную поддержку работников, оказавшихся в ТСЖ; • осуществление соц. мониторинга.

Социальная работа на предприятии призвана осуществлять следующие основные функции: информационную, диагностическую, прогностическую, организационную, психолого-педагогическую, практическую, управленческую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.Социальная  работа в сфере образования Кроме самих соц.работников в сфере образования ведут специалисты разных профилей; социальные педагоги, социальные психологи, школьные психологи, сами учителя, также работники специализированных учеб заведений. Методы и подходы в этом случае будут несколько отличаться, но цели останутся общими: воздействовать на процессы социализации учеников, учащихся или студентов, т.е. одновременно формировать благоприятную среду для успешного учебного процесса и создавать адекватную социальную среду социализации личности ученика и студента, а также содействовать реабилитации учителей и преподавателей в процессе их профессиональной

деятельности. Объектом водействия, становятся как отдельные личности, так и социальные группы (учебные классы), а также и весь коллектив учебного заведения. Предметом СР в системе образования посредническая деятельность между школьниками, учащимися и преподавателями, а также между родителями и работниками инфраструктур образования, т.е. деятельность с целью гармонизировать отношения в сфере образования и содействовать более адекватному и эффективному выполнению функций образования как социального института общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной работы"