Шпаргалка по "Основам социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:55, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 «Понятие социальной структуры»
Социальная структура общества
представляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связей между объективно существующими общественными классами, социальными группами и общностями людей. Социальную структуру общества следует отличать от структуры общества как совокупности сфер общественной жизни: экономической, политической, духовной и социальной. В отличие от нее социальная структура общества отражает его дифференциацию на группы людей, в той или иной мере социально отличающихся друг от друга, и систему связей между ними.

Файлы: 1 файл

билеты.docx

— 213.80 Кб (Скачать файл)

5. бунт - подобно бегству от действительности, данное поведение тоже одновременно отрицает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения. Но он приводит к замене старых целей и средств на новые: развивается новая идеология (она может быть революционной). К примеру, систему социалистической собственности, вытесняющую частную собственность, революционер считает более законной, чем существующую. Бунтари (мятежники) стремятся к изменению социальной структуры. При этом следует помнить, что бунтари – это не обязательно обездоленные люди, но они апеллируют к чувствам обездоленных и призывают их к действиям.

Вопрос 29 «Понятие культуры. Социология и культура»

Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

  • технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;
  • деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;
  • ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей..

 

Социология и  культура связана между собой  в глобальных проблемах человечества.

Глобальные проблемы человечества. 
К глобальным проблемам человечества относятся проблемы, затрагивающие жизненные интересы всех представителей мирового сообщества и, следовательно, требующие согласованных международных усилий для их решения.

Безусловно, устойчивого  перечня глобальных проблем не существует, тем не менее, к наиболее актуальным из них относят следующие:

- угроза мировой термоядерной  войны, предотвращение которой  предполагает установление и  поддержание безъядерного мира;  
- экономическая отсталость отдельных стран мирового сообщества (стран Африки, Азии, Латинской Америки), требующая преодоления резкого дисбаланса развития человечества;  
- угроза истощения как воспроизводимых, так и не воспроизводимых природных ресурсов (продовольствия, сырья, источников энергии);  
- экологический кризис, порождаемый сверхактивным вторжением человека в биосферу;  
угроза перенаселения планеты, осложняющего социально-экономический прогресс в развивающихся странах;  
негативные последствия научно-технического прогресса;  
- деморализация и криминализация общественной жизни.

Типичная классификация  глобальных проблем человечества, выражающая суть общего кризиса техногенной  цивилизации, предполагает различение трех следующих групп:

1) общечеловеческие проблемы (например, предотвращение гонки  вооружений);  
2) проблемы отношений человека с природой (например, изучение и освоение космоса);  
3) проблемы взаимоотношений общества и человека (например, ликвидация наиболее опасных заболеваний). 

 

 

Вопрос 30 «Культура и система норм (обычаи, нормы, законы)»

Культурная норма - культурная норма является системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать. С этой точки зрения нормативная культура - это тщательно разработанная система таких норм или стандартизированных, ожидаемых способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно. Очевидно, что такие нормы, основанные на молчаливом согласии людей, не могут быть достаточно устойчивыми. Изменения, происходящие в обществе, преобразуют условия совместной деятельности людей. Поэтому некоторые нормы перестают соответствовать удовлетворению потребностей членов общества, становятся неудобными или бесполезными.

Рассмотрим основные типы норм в порядке повышения  их общественной значимости.

обычаи - это просто привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности. Пожимание правой руки при приветствии, еда с вилки, езда по правой стороне улицы, кофе или чай на завтрак - все это обычаи.

 

Нравственные  нормы - Под нравственными нормами, следовательно, мы понимаем идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. При этом члены той социальной общности, где действуют подобные нравственные нормы, разделяют веру в то, что их нарушение несет бедствие всему обществу. Члены другой социальной общности могут, конечно, считать, что по крайней мере некоторые из нравственных норм данной группы неразумны. Например, может быть непонятно, почему в отдельных социальных группах существуют запреты на употребление в пищу мяса коров или свиней или не разрешается женщинам открывать на людях лицо, лодыжки и запястья. Для многих обществ непонятны языковые запреты, когда не разрешается использование некоторых слов (так называемых нецензурных слов).

 

Закон - это просто усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд, колонии для преступников и т.д.). Тот, кто не подчиняется узаконенным нравственным нормам, обычно наказывается, изолируется или даже уничтожается.

Вопрос 31 «Стиль и  культура. Моностилистические и полистилистические культуры»

Типология культуры Л.Г.Ионина

    Современный российский  социолог и философ Л.Г.Ионин строит типологию культур, опираясь на довольно разнообразные концепции (Г.Зиммеля, Ф.Тенбрука, Т.Веблена, Ю.Лотмана и Б.Успенского) и основываясь на понятиях \"жизненной формы\" и \"стиля\". Он выделяет два типа культуры – моностилистический и полистилистический. Можно сказать, что ключевыми для определения сущности этих типов культуры служат понятия единообразия и многообразия.

 

   Моностилистическая культура, тяготеющая к единообразию и гомогенности, описывается Л.Иониным посредством следующих характеристик.

    1. Иерархия.

    Имеется в виду как иерархия произведений культуры, так и иерархия \"культурных экспертов\". В рамках моностилистической культуры всегда понятно, какая идея является истинной, а какая – ложной, кто имеет право выносить суждения и оценки, а кто – обязан учитывать эти мнения. Например, в рамках моностилистической культуры может существовать только одна истинная религия и о соответствии чьих-либо взглядов догматам этой религии могут судить только священники.

   2. Канонизация. 

    В рамках моностилистической культуры существуют устоявшиеся формы культурной практики. \"Канонинизируется\", например, искусство. Художник обязан следовать определенной традиции. В качестве примера можно привести древнерусскую иконопись. Иконы писались разными авторами. Но, поскольку авторы следовали устоявшемуся образцу, все иконы в чем-то похожи. Русскую иконопись не перепутать, например, с религиозной по тематике, но совершенно иной по стилистике итальянской живописью эпохи Возрождения. Канонизируется (ритуализируется) и поведение людей в определенных ситуациях. Канонизация означает почти полное отсутствие пространства для индивидуального выбора в любой сфере социокультурной деятельности.

   3. Упорядоченность. 

    Моностилистическая культура четко предписывает, где, кем и когда должны совершаться те или иные значимые культурные действия. Например, общаться с Богом нужно в храме, в определенное время. При этом порядок богослужения, поведение его участников и даже их расположение внутри храма строго определено.

   4. Тотализация.

    Тотализация – это тенденция моностилистической культуры к \"всеохватности\", построению единой универсальной культурной формы, потенциально включающей в себя все, создающую общую систему интерпретации реальности во всех ее проявлениях. Примером могут служить мифологии первобытных народов – они включают в себя целостную интерпретацию универсума, охватывает все аспекты их бытия: от повседневных занятий до объяснения происхождения мира.

   5. Исключение.

    Понятие \"исключение\" Л.Ионин использует для обозначения тенденции моностилистической культуры отторгать те элементы, которые не вписываются в существующую систему представлений.

   6. Упрощение. 

    Если вышеназванная  \"процедура\" исключения невозможна, чуждый и непонятный элемент  \"упрощается\" – т.е. происходит  его интерпретация в известных  и привычных терминах и формулах.

   7. Официальный консенсус. 

    Подавляющее большинство  носителей моностилистической культуры разделяют свойственные ей идеи, представления и верования, не подвергают их сомнению.

   8. Позитивность.

    Носители моностилистической культуры ориентированы на сохранение существующего положения дел и воспринимают его как естественное и правильное.

   9. Телеология.

    Моностилистическая культура, как правило, предполагает наличие разделяемого всеми ее носителями представления о цели существования. Например, моностилистическая советская культура ориентировалась на построение коммунизма.

   Полистилистическая культура, узаконивающая принцип многообразия, – полная противоположность моностилистической. Ей свойственны следующие черты.

   1. Деиерархизация.

   Отсутствие устойчивой  иерархии как культурных смыслов, так и культурных экспертов. Это выражается в, фактически, равноправном сосуществовании различных точек зрения, стилей, мировоззрений, образцов поведения в рамках одной и той же культуры.

   2. Деканонизация.

   Отсутствие устоявшихся  канонов культурной деятельности.

   3. Неупорядоченность. 

   Полистилистическая культура не определяет четко место и время протекания тех или иных видов культурной деятельности. Торговля может происходить как на рынке и в магазине, так и \"на дому\" или в Интернете. Известный певец может выступать на главной \"официальной\" площади страны, а не в концертном зале, специально предназначенном для подобных целей.

   4. Детотализация.

   Полистилистическая культура лишена внутреннего единства, отличаясь крайним разнообразием и даже противоречивостью своего содержания. Она не формирует \"тотального\", всеобъемлющего мировоззрения мировоззрения.

   5. Включение. 

   Полистилистическая культура, в отличие от моностилистической, не исключает ничего, она открыта для нового и неизвестного ранее. Эта черта способствует усложнению культуры и нарастанию ее внутренней противоречивости.

   6. Диверсификация.

    Сочетание в  рамках одной культуры разнообразных  стилей, ее усложнение.

   7. Эзотеричность.

    Л.Ионин противополагает эзотеричность полистилистической культуры – официальному консенсусу моностилистической. Эзотеричность понимается здесь как тенденция образовывать замкнутые группы с культурными особенностями, отгораживающиеся от окружения, не допускающие в свой круг \"посторонних\".

   8. Негативность.

    Носители полистилистической культуры зачастую негативно настроены по отношению к существующим культурным смыслам или равнодушны к ним.

   9. Ателеология.

   Полистилистическая культура не предполагает никакой цели существования ни для общества, ни для человека.

   Естественно, в  реальной жизни трудно найти  \"чистые\" примеры моностилистической и полистилистической культур. Выше было сказано, что типологизация – это всегда идеализация, упрощение реальности. В реальности едва ли возможен как абсолютный моностилизм, так и последовательный полистилизм: первый привел бы к застою и вырождению, второй – к дезинтеграции и хаосу. Однако реальные культуры могут тяготеть к той или иной модели. Так, культура советского общества явно тяготела к моностилистическому типу. К этому типу тяготеют культуры большинства древних цивилизаций. Современная же российская культура ближе к полистилистическому типу, как и культуры современных западных обществ. Следует отметить также, что в рамках одного общества могут сосуществовать оба описанных типа. Существование полистилистической культуры не исключает существования \"анклавов\" моностилизма, – например, в виде замкнутых религиозных или этнических сообществ.

 

 

Вопрос 32 «Церемониальная  и символическая стороны культуры»

СИМВОЛЫ В КУЛЬТУРЕ. Символ как элемент и инструмент культуры становится специальным предметом  внимания и научного исследования в  связи с формированием новой  гуманитарной дисциплины — культурологии. В одних случаях культура в целом трактуется как символическая реальность (вплоть до их отождествления, как в “философии символических форм” Кассирера), в других — вырабатывается методология “расшифровки” того смысла, который бессознательно (или во всяком случае нецеленаправленно) был придан объекту культуры, в третьих — символ изучается как сознательно творимое сообщение культуры, и в этом случае интерес представляет как поэтика его создания, так и механизмы его восприятия.

    Если выделить три типа передачи сообщения в культуре — прямое (однозначная связь смысла и знаковой формы), косвенное (полисемантичная форма, имеет фиксированный смысл, но предполагает свободную интерпретацию) и символическое (полисемантичная форма, имеет смысл только как заданность предела интерпретации), то символическое сообщение будет наиболее специфичным для культуры как мира творческих объективации, поскольку частные целеполагания всегда остаются для культуры в целом лишь встроенными в нее элементами. В этом смысле даже однозначный авторский замысел в культурном контексте становится символом с бесконечной перспективой интерпретации.

 

 

В большинстве организаций  существуют церемонии и ритуалы, они являются самыми наглядными аспектами  организационной культуры.

• Церемонии- стандартизированные и повторяющиеся действия, которые происходят при особых случаях и оказывают влияние на поведение членов организации.

• Ритуалы- это система церемоний

Социальный аспект ритуала

Ритуал — это ключ к  пониманию человеческого общества, пишет английская исследовательница  М.Вильсон. Арнольд ван Геннеп в работе «Обряды перехода» пишет, что жизнь общества или конкретного человека состоит из переходов и там, где этот переход становится особенно важным, происходят особые действа1. Изменения в положении человека влекут за собой взаимодействие светского и сакрального, таким образом, необходимо соблюдение ритуала, чтобы общество не испытало затруднений. Человек в своей жизни проходит некие этапы, это рождение, брак, беременность, обучение, приобщение к религии, похороны и т. д. И каждый этап сопровождается церемонией, цель которой обеспечить человеку переход из одного состояния в другое. Чтобы перейти из одного состояния в другое, из одной группы в другую, объединиться с людьми этой группы, человек вынужден следовать церемониям, различным по форме, но сходным по механизму действия. Первоначально было два больших сообщества, основанных на признаке пола (женщины и мужчины), далее на магически религиозном признаке (светское и сакральное). На следующем уровне мы видим разделение на религиозные общины, касты, профессиональные классы, а внутри каждого такого общества — разделение на возрастные классы, семьи. Для каждой группы людей, как и для одного человека, жить — это постоянно воссоединяться и разъединяться, менять состояние и форму, умирать и возрождаться. Например, изменение социального статуса влечет за собой изменение образа жизни, изменение места жительства, событие, которое отмечается различными формами обряда перехода. В традиционной культуре перемены воспринимаются с трудом, поэтому любой переход, в том числе смена статуса, нуждается в особом сопровождении — ритуале.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам социологии"