Шпаргалка по "Основам социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:55, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 «Понятие социальной структуры»
Социальная структура общества
представляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связей между объективно существующими общественными классами, социальными группами и общностями людей. Социальную структуру общества следует отличать от структуры общества как совокупности сфер общественной жизни: экономической, политической, духовной и социальной. В отличие от нее социальная структура общества отражает его дифференциацию на группы людей, в той или иной мере социально отличающихся друг от друга, и систему связей между ними.

Файлы: 1 файл

билеты.docx

— 213.80 Кб (Скачать файл)

Общество как социальная система обладает устойчивостью, способностью к самовоспроизводству, что находит проявление в стабильности его основных структурных элементов (адаптации). Если соотношение сил, элементов, поддерживающих равновесие, нарушается, но сама конфигурация общественной системы в целом, ее основные структурные элементы остаются неизменными, то утраченное равновесие быстро восстанавливается. Т. е. изменения остаются внутренними (например, рост влияния какой-либо социальной группы, появление нового состава государственных органов и т.д.), а система, интегрируя в себя новые образования, в целом остается неизменной

Второй вид социального  изменения - это изменение структуры, когда система неспособна восстановить равновесие из-за сильного давления изнутри  и вовне. Для сохранения целостности  социальной системы происходит модификация  социальных подсистем и их структурных  элементов (социальных ролей, институтов, организаций).

Более обобщенно социальное развитие общества Парсонс сводит к четырем механизмам эволюции. Первый - это дифференциация, связанная с усложнением строения общества. Второй - адаптация (адаптивное возвышение), под которой понимается новый способ соотнесения с окружающей средой (например, новая техника или новые способы коммуникации). Третий механизм предполагает увеличение объема членства в обществе {инклюзия). Прежние критерии членства в обществе (класс, пол, этническая принадлежность) теряют свое значение в эволюционирующем обществе. Четвертый - обобщение ценностей. В изменяющемся обществе ценности и нормы все в меньшей степени остаются приемлемыми для разных групп.

Вопрос 19 «Понятие модернизации»

Модернизация - одно из базовых  понятий социологии, означающее переход  от традиционного общества к современности, "модерну". Стержневой проблемой, анализируемой социологией классического  периода, была проблема своеобразия  современного общества, его отличия  от предшествующего типа социальной организации.

   Для Э.Дюркгейма современное общество - это общество с "органической солидарностью", пораженное "аномией"; для К.Маркса специфика современного общества определялась капиталистическим производством; М.Вебер видел специфику модерна в росте рациональности. Ф.Теннис осмысливал переход к современности как смену "общины" "обществом", то есть как коренное изменение типа социальных связей. Г.Зиммель сконцентрировал внимание на таком феномене, как деньги, опосредующим человеческие отношения и делающим их все более абстрактными и т.д.

   Согласно оформившейся  в XX веке классической концепции  модернизации, базовые различия  между традиционными и современными  обществами в общих чертах  сводятся к следующему.

   Основные черты  традиционных обществ:

   - в материальном  производстве доминирует сельское  хозяйство и ручные технологии, используется энергия человека  и животных;

   - сельское население  во много раз превосходит городское;

   - производство ориентировано  главным образом на непосредственное  потребление, рыночные отношения  развиты слабо;

   - сословная или  кастовая система стратификации;  низкая социальная мобильность;

   - преобладание предписанных  статусов над достигаемыми;

   - расширенная патриархальная  семья;

   - невыделенность личности из социального окружения;

   - низкий темп социальных  изменений, ориентация на прошлое,  а не на будущее;

   - господство религиозно-мифологического  мировоззрения;

   - относительно однородные  ценности и нормы;

   - авторитарная, сакрализованная политическая власть.

   Современным обществам  присущи иные характеристики:

   - промышленное производство  и сложные технологии, основанные  на использование энергии пара  и (позже) электрической и ядерной  энергии;

   - городское население  превышает сельское;

   - производство ориентировано  на массовый рынок;

   - классовая система  неравенства; высокая социальная  мобильность;

   - достигаемые статусы  преобладают над предписанными;

   - господство научного, светского мировоззрения, массовое  образование;

   - высокий темп  социальных изменений, ориентация  преимущественно на будущее;

   - индивидуализм;

   - нуклеарная (супружеская) семья;

   - неопределенные, противоречивые  ценности и нормы;

   - распространение  формальных организаций, бюрократий.

   - демократическое  политическое устройство.

   Это лишь весьма  схематичное и упрощенное описание  различий между традиционными  и современными обществами, но  и оно позволяет увидеть, что  речь идет, фактически, о разных  социальных мирах. Переход от  традиционного к современному обществу не мог быть ни быстрым, ни легким. Западным обществам - пионерам модернизации, для осуществления этого процесса понадобилось несколько веков. В социологической науке существует множество объяснений причин модернизации, но до сих пор нет общепринятого. Скорее всего, речь должна идти об уникальном стечении исторических обстоятельств.

   Модернизация стран  Западной Европы (и США) называется  первичной модернизацией. Она  порождалась внутренней логикой  развития этих обществ. Модернизация  незападных обществ, ставших на этот путь под прямым или косвенным воздействием Запада, называется вторичной модернизаций. Она протекала в гораздо более сжатые исторические сроки, на культурной почве, весьма отличавшейся от европейской. В связи с этим вторичная модернизация сопровождается множеством специфических трудностей, порождаемых культурными факторами.

   Модернизация подразумевает  не только коренные структурные  изменения, но и глубокую культурную  трансформацию. Культурный аспект  модернизации и будет нас интересовать  в первую очередь. Как менялась  культура при переходе к современности?  Рассмотрим этот вопрос на  примере западных обществ - "пионеров  модернизации".

 

Модернизация, по мнению большинства  исследователей, подразумевает рациональный контроль над природным и социальным окружением человека, тесную интеграцию в мировую культуру, осуществление  научной революции, распространение  рационального взгляда на жизнь, строительство либерально-демократического государства. Модернизация связывается  с использованием неодушевленных источников энергии, индустриализацией, расширением  прикладных научных исследований, распространением индустриальных ролей

В общем модернизацию можно охарактеризовать как процесс, посредством которого традиционные, аграрные общества трансформируются в современные, индустриальные. Данный переход приводит к появлению и развитию передовых индустриальных технологий, а также соответствующих им политических, культурных, социальных механизмов, позволяющих указанные технологии поддерживать, использовать и управлять ими. Модернизационный переход редко протекает спокойно и равномерно; он оказывает воздействие на все социальные институты, всех членов общества. Термин модернизация, таким образом, должен описывать множество одновременных изменений на различных уровнях. Модернизация сопровождается расширяющейся дифференциацией экономической, организационной, политической и культурной сфер. Модернизация тесно связана с процессом индустриализации; тем не менее, их нельзя отождествлять.

Три вида теорий модернизации: первый вид — классические теории модернизации. В рамках этих теорий исследователи сосредоточили свое внимание на сопоставлении высокоразвитых и развивающихся стран, пытаясь выявить общие тенденции перехода группы развивающихся стран к современности. Второй вид — теории конвергенции, пытавшиеся найти пути перехода к современности для социалистических стран. Третий вид теорий модернизации — концепции неомодернизации — возникает после краха системы социализма, когда отпадает необходимость в теориях конвергенции, но зато остро ощущал потребность в теориях, обосновывающих переход пост коммунистических стран к демократии.

Вопрос 20 «Понятие социального движения»

Социальные движения —  это отчетливо выделяющиеся формы  коллективного действия, направленные на реорганизацию общества или какой-либо из его частных структур. Жизнь  людей в обществе всегда порождала  социальные движения, но в XIX-XX вв. они  превратились в поистине массовое, повсеместное и крупномасштабное явление. Уже в середине XIX в. это вызвало  рост научного интереса к причинам возникновения таких движений, условиям их массового распространения и  социальным последствиям.

Рассматривая феномен  социальных движений в самом общем  виде, можно сделать вывод, что  все они, хотя и обусловлены совершенно разными социальными процессами, имеют единый механизм: путем перегруппирования  и мобилизации индивидов ориентировать  их на изменение существующих социальных институтов, структур и поведенческих  норм.

Революционные движения стремятся  изменить общество, полностью отменив  существующую систему ценностей.

Реформаторские движения стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы. Реформаторскими являются аболиционистские (движения за отмену какого-либо закона), экологические (движения за охрану окружающей среды), феминистские (за равноправие женщин) и др.

Экспрессивные социальные движения отличаются стремлением осуществить  не институциональные изменения, а  возрождение или обновление людей  изнутри (часто при этом вожди  движения дают обещания будущего спасения). Примером такого социального движения является религиозная секта пятидесятников. Хотя подобные движения в основном возникают в среде наиболее непривилегированного населения, религиозные секты не стремятся добиться всесторонних социальных перемен; их цель состоит не в изменении  мира, а в спасении индивидов от этого мира, приобретающего все более  уродливые формы. Как правило, члены  таких сект убеждены, что второе пришествие мессии уже не за горами и единственное спасение состоит  в обращении в истинную веру и  духовном перерождении.

Социальные движения можно  классифицировать также на секулярные, или светские, и религиозные.

Э. Гидденс предложил более простую типологию социальных движений:

  • демократические движения, направленные на сохранение или защиту политических прав;
  • рабочие (профсоюзные) движения, ставящие целью контроль за рабочими местами, охрану экономических и трудовых прав работников, отстаивание более справедливого распределения экономической власти;
  • экологические движения, направленные на ограничение промышленного загрязнения природной среды и истребления живых существ;
  • движения за мир, направленные на отказ от производства и испытания средств массового уничтожения, от силовых методов решения межнациональных конфликтов.

В эту типологию не вошли  набравшие в последние десятилетия  силу женские движения в защиту прав женщин и детей, движения сексуальных  меньшинств за легализацию и связанные  с ней права, консервативные и  фундаменталистские движения.

 

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

 

Социальные движения —  это неинституциональный тип коллективного действия, и соответственно их не следует смешивать с социальными институтами. Социальные институты — это устойчивые и стабильные образования, а социальные движения имеют неопределенный временной цикл, они нестабильны, при некоторых условиях легко распадаются.

Социальные движения представляют собой особую разновидность социальных процессов. Все социальные движения начинаются с чувства недовольства существующим социальным устройством. Объективные события и ситуации создают условия для понимания  несправедливости существующего положения  вещей. Люди видят, что власти не принимают  мер, чтобы изменить ситуацию. При  этом существуют определенные эталоны, нормы, знание того, как должно быть. Тогда люди объединяются в общественное движение.

В современном обществе можно  выделить различные социальные движения: молодежные, феминистские, политические, революционные, религиозные и др. Общественное движение может быть структурно не оформлено, в нем может не быть фиксированного членства. Это может быть стихийное кратковременное движение или общественно-политическое движение с высокой степенью организованности и значительной продолжительностью деятельности (из них рождаются политические партии).

СТАДИИ СОЦИАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

Стадия беспокойства связана с возникновением у населения  неуверенности в завтрашнем дне

Стадия возбуждения наступает, если на стадии беспокойства люди начинают связывать ухудшение своего состояния с реальными социальными процессами в такой степени, что у них возникает потребность в активных действиях.

На стадии формализации происходит оформление движения (структуризация, регистрация и т.д.), появляются идеологи для его теоретического обоснования, формулирования четких и ясных целей и задач. Через агитаторов населению разъясняют причины создавшегося положения, перспективы самого движения. На этой стадии возбужденные массы превращаются в дисциплинированных представителей движения, которые имеют более или менее реальную цель.

На стадии институционаяизации социальному движению придается завершенность и определенность. Движение вырабатывает определенные культурные образцы с разработанной идеологией, структурой управления, собственной символикой.

Социальные движения, достигшие  своей цели, например получившие доступ к государственной власти, превращаются в социальные институты или организации. Многие движения распадаются под  влиянием внешних условий, внутренних слабостей.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Почему в одном обществе возникают социальные движения, бурлит революционная деятельность, появляются беспорядки, а другое общество живет  без значительных потрясений и конфликтов, хотя там также есть богатые и  бедные, правящие и управляемые? По-видимому, однозначного ответа на данный вопрос не существует, поскольку действует  множество факторов, в том числе  цивилизационных.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам социологии"