Разработка программы коррекционной работы с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 18:27, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка программы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения в условиях детского дошкольного учреждения.
Объект - дети дошкольного возраста с нарушением зрения.
В соответствии с целью в работе будут решены следующие задачи:
1. Подбор и изучение литературы по данной теме.
2. Практическое исследование социально-психологических особенностей детей с нарушением зрения.
3. Анализ социально-психологической работы с детьми с нарушением зрения.

Файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota_skorrektirovannaya_ot_20_05_15.docx

— 178.31 Кб (Скачать файл)

Рекомендации воспитателям при работе со слабовидящим детьми:

1. Воспитатель должен знать индивидуальные особенности функционирования зрительной системы ученика. Дети с нарушением зрения при одинаковом состоянии зрительного анализатора (при одинаковой остроте и поле зрения) отличаются друг от друга возможностями его использования: один может выполнять задания с опорой на зрение, другой - на осязание, третий - на осязание и зрение.

2. В случае если у ребенка нет светобоязни, и он нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности, поскольку количество света, необходимое для нормального функционирования зрения, зависит как от общей освещенности игровой  комнаты, так и от функционального состояния зрительного анализатора ученика. Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу, ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.

3. В процессе выполнения письменной работы, необходимо следить за осанкой ребенка с нарушением зрения. Расстояние от глаз ребенка до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см. Для чтения можно использовать подставки.

4. Воспитателю  следует знать, что оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих детей составляет не более 15 - 20 минут непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10 - 20 минут.

5. Воспитателю  следует помнить, что темп письма и чтения слепого или слабовидящего ниже. В связи с этим используются диктофоны, на которые записываются фрагменты урока.

6. На занятиях по счету необходимо использовать, с одной стороны, компенсаторные механизмы памяти (устный счет), с другой стороны - прибор прямого чтения.

7. Речь воспитателя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет, рисует или когда проводит опыт.

8. Словарную работу следует проводить на каждом занятии, а не только на занятиях родного языка, т.к. для многих слабовидящих характерен вербализм, который объясняется обедненностью опыта и отсутствием за словом конкретных представлений.

9. Необходимо проводить специальную работу по ориентировке. Работу по обучению ориентированию следует вести на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с книгой, с планом, на занятиях по рисованию и физической культуре. При этом важно использовать все сохранённые и нарушенные анализаторы.

Рекомендации родителям слабовидящего ребенка:

1. Способствуйте формированию  коммуникативных навыков через  чтение, беседы, игры.

2. Информируйте ребенка  о трудностях, которые могут вызвать  затруднения при ориентировке  в пространстве.

3. Формируйте позитивные  свойства личности, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.

4. Развивайте мимику  ребенка, учите контролировать ее  с помощью пения. В данном процессе  мышцы лица тренируются, и человек  учится ими обладать в большей  мере.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Анкета исссследования социально-бытовых умений и навыков у детей с ОВЗ//Коррекционная педагогика. - 2014. - № 3. - с. 73
  2. Архипенко Г.М. Социальная адаптация младших дошкольников с нарушениями зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - № 1. – 2007
  3. Белоглазова А.А. Образования и социализация детей с нарушением зрения/А.А. Белоглазова//коррекционная пдагогика. - 2015. - № 4. - с. 83
  4. Безух С., Лебедева С. "Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов. – М.: Речь, 2007
  5. .Бондаренко, М. П. Осваиваем окружающее пространство : (советы родителям детей с глубоким нарушением зрения) / М. П. Бондаренко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2011. — № 5. — С. 53–57
  6. Бондаренко, М. П. Советы тифлопедагогу по взаимодействию с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения / М. П. Бондаренко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — № 3. — С. 41–47.
  7. Выготский, Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте / Л. С.     Выготский. – Т. 2. – М. – 1982
  8. Гаджиева, Д. Гендерная тифлопсихология дошкольного и младшего школьного возраста: Монография / Д. Гаджиева, П. Омарова, Д. Маллаев. - 2012. - 128 с.
  9. Голубева, Е. В. Оборудование лечебного офтальмологического кабинета детского сада / Е. В. Голубева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 8. — С. 10–20.
  10. Грачева Н.В. Выявление и сопровождение учащихся «группы риска» // Матер. науч. конф. Московского ин-та аналитической психологии и психоанализа, 2012. - С. 45–46.
  11. .Денискина, В. З. Группы для дошкольников со сложными нарушениями в образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения / В. З. Денискина, Н. С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — № 2. — С. 3–10.
  12. Денискина, В. З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями / В. З. Денискина // Дефектология. — 2012. — № 5. — С. 3–12.
  13. Денискина, В. З. Учимся улыбаться / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — № 1. — С. 66–73 ; № 2. — С. 74–79.
  14. Дошкольная педагогика: ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания : методические рекомендации / авт.-сост. Н.В. Амасович. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2012. – 48
  15. Дианова В.И. Роль социализации в системе помощи детям-сиротам с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - № 5. – 2008
  16. Жигорева М.В. О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии // Коррекционная педагогика. Теория и практика. - № 5. – 2007
  17. Закрепина А.В. Педагогическая помощь семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью // Дефектология - № 2. – 2004
  18. Зикратов, В.В.,  Макарова, Л.Н. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья // Профессиональное образование в России и за рубежом 2 (4) 2011. – С. 113-118
  19. Зубкова, В. П. К проблеме изучения представлений об эмоциях у детей в условиях зрительной недостаточности / В. П. Зубкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2015. — № 1 (63). — С. 30–34.
  20. Казакова Е.И., Жданова М.А., Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. – М.: Владос, 2003. – 528 с.
  21. Козловская Е.В., Лапина Т.Д., Печникова М.А. Алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников «группы риска» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2012
  22. Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - № 3. – 2005
  23. Колпакова М. А. Зрительная гимнастика/М. А. Колпакова//Коррекционная педагогика. - 2012. - № 6. - с. 64-69
  24. Коробейников, И. А. Терминологические аспекты модернизации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья : (на примере современной тифлопедагогики) / И. А. Коробейников, А. А. Любимов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 2. — С. 3–8.
  25. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 2009
  26. Малкова, Т. П. К вопросу о надомном обучении детей-инвалидов по зрению с комплексными нарушениями / Т. П. Малкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2015. — № 1 (63). — С. 17–20.

 

  1. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей-инвалидов с умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - № 1. – 2007
  2. Малофеев Н.Н., Разенкова Ю.А., Урядницкая Н.А. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации // Дефектология – 2007. - № 6
  3. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – 4-е изд. – М, 2009. – 456 с.
  4. Основы специальной психологии /  Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Изд. центр «Академия», 2003
  5. Павлий Т.Н. Актуальные вопросы создания службы комплексного сопровождения аутичного ребенка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - № 4. – 2008
  6. Подколзина, Е. Н. Дидактические игры в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения / Е. Н. Подколзина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2012. — № 6. — С. 24–32.
  7. Подугольникова Т.А. Тифлопсихолоческое исследование объема кратковременной зрительной пмяти с использованием компьютерных технологий/Т.А. Подугольникова//Дефектология. - 2010.-№ 1. - С.7-14
  8. Подугольникова Т.А. Эффективность использования интерактивных компьютерных игр для развития кратковременной зрительной памяти при индентификации объектов/Т.А. Подугольникова//Дефектология. - 2010.-№ 2. - С. 47-56
  9. Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения/ Л. И. Плаксина. – М. : ГороД, 1998. – 262 с.
  10. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студентов ВУЗов / Под ред.И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - 5-ое изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.
  11. Психолого-педагогический практикум: Учебное пособие / Авт.-сост. А.К. Быков. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 128 с.
  12. Психолго-педагогическое сопровождение [Электронные ресурсы] // http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/76-psychological/822-2011-11-25-15-14-52.html. (Дата обращения 15.02.2015)
  13. Репринцева Е.Г. Ресурсное обеспечение деятельности службы ранней диагностики и помощи детям с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - № 6. - 2008
  14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПБ. : Питер, 2007. – 713 с
  15. Савина Е.А., Максименко О.В. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. - В.: ВЛАДОС, 2008  Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПБ. : Питер, 2007. – 713 с.
  16. Семенова И.С. Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей «особого» ребенка»// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. - №7. – С.10-13
  17. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Генезис, 2005
  18. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Составители: Щенникова С.В., Алешенькина Е.Е.: Учебное пособие. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ. – 2013. - 106 с.
  19. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Изд.центр «Академия», 2003.
  20. Татарова С.П. Реабилитация детей-инвалидов посредством организации совместной деятельности и общения с их здоровыми сверстниками // Журнал Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2009. - № 2.
  21. Ткачева В.В. Особенности диагностической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии // Коррекционная педагогика. Теория и практика. - № 5. – 2007
  22. Цветкова И.В. Социализация и адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированной группы детского сада // Теория и практика общественного развития, 2011. - № 1.
  23. Фильчикова, Л. И Нарушения зрения у детей раннего возраста: Диагностика и коррекция / Л. И. Фильчикова, М. Э. Бернадская, О. В. Парамей. – М. : Полиграф сервис, 2003. – 176 с.
  24. 17. Фильчикова, Л. И. Объективные методы диагностики нарушения зрения и слуха у детей раннего возраста / Л. И. Фильчикова, З. С. Алиева // Дефектология. — № 6. — С. 77–82.
  25. Шамарина Е.В. Основы специальной педагогики и психологии: Учебное пособие. - М.: Книголюб, 2007. - 248 с.
  26. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005

 

 

Приложение 1.

Анкета для изучения мнения родителей детей с нарушениями зрений, посещающих ГБДОУ № 95

Уважаемые родители! Просим вас принять участие в опросе, который поможет в дальнейшей работе учреждения и повышении качества предоставляемых услуг. Для этого заполните, пожалуйста, эту анкету. Внимательно прочитайте каждый пункт и отметьте наиболее подходящий, по вашему мнению, вариант. Возможен выбор нескольких вариантов ответа.

  1. Вспомните, как Вы узнали об этом детском садике?

а) из рекомендаций родных, знакомых;

б) посоветовали специалисты – врач, педагог и др.;

в) случайно;

г) другое: __________________________________________ ______________

2. С какой целью (целями) Вы устроили своего ребёнка в данный сад:

а) коррекция зрения;

б) качественная подготовка к школе;

в) пребывание ребёнка в лучших условиях (по сравнению с предшествующим детским садом) – психологический микроклимат, санитарно-гигиеническая обстановка, питание, материальная база и пр.

г) другое: __________________________________________________________ 3. Охарактеризуйте особенности общения сотрудников нашего детского сада с Вашим ребёнком:

а) заинтересованное, доброжелательное общение;

б) сдержанное, ровное общение;

в) конфликтное общение.

4. Вас устраивает частота занятий с Вашим ребёнком?

а) да;

б) нет: нужно заниматься чаще/реже (нужное подчеркнуть)

в). другое__________________________________________________________

5. Вы присутствовали на открытых занятиях, родительских собраниях?

а) да;

б) нет

6. Приходилось ли Вам в течение этого года прибегать к дополнительной медицинской помощи (частный офтальмолог, офтальмолог детской поликлиники и др.):

а) нет;

б) да; если да, то почему? ___________________________________________ 8. 7. Как Вы занимаетесь с ребёнком дома по заданиям сотрудников детского сада, в т. ч. врача?

а) с желанием, ответственно, регулярно;

б) неохотно, нерегулярно, как получится;

в) чаще не занимаюсь вовсе;

г) другое: _________________________________________________________ 8. Наблюдается ли у ребенка прогресс:

а). да, у ребенка улучшилось зрение

б). да, ребенок многому научился в детском саду

в). нет

г). другое 

Спасибо за уделенное время! Ваше мнению очень важно для нас.

 

 

Приложение 2

Анкета для изучения мнения сотрудников ГБДОУ № 95. работающих с детьми с нарушением зрения

Уважаемые сотрудники ГБДОУ № 95! С целью повышения качества работы учреждения просим вас заполнить анкету. Внимательно прочитайте каждый пункт и отметьте наиболее подходящий, по вашему мнению, вариант. Возможен выбор нескольких вариантов ответа.

  1. Считаете ли Вы, что ребенку с нарушением зрения необходима постоянная помощь и опека взрослых?

а). да

б). нет

  1. Достаточно ли, на Ваш взгляд, занятий проводится в саду?

а). да

б). нет

в) затрудняюсь ответить

  1. Достаточно ли детям помощи со стороны врача офтальмолога в детском саду?

а). достаточно

б). нет, требуется внимание со стороны специалистов государственных и частных клиник

в).другое__________________________________________________________

4. Как можно достичь наилучшего эффекта в решении проблем детей с нарушениями зрения?

а). увеличив количество занятий

б). при поддержке родителей

в).другое__________________________________________________________

5. Активны ли родители таких детей?

а). активны

б). не всегда

в). нет

  1. Наблюдаете ли Вы прогресс у детей, постоянно ходящих в Ваш сад?

а). да

б). нет

в).другое__________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Анкета для родителей «Проблемы поведения»

 Инструкция. Заполните первую часть «Дисциплинарные проблемы», оценивая каждую проблему в баллах от 1 до 5 (5 — максимальное проявление проблемы).

 Затем заполните вторую  часть «Эмоциональные нарушения», оценивая каждое нарушение таким  же способом.

Затем перечислите все проблемы первой части, оцененные вами в 4 и 5 баллов, а также все нарушения второй части, оцененные вами в 4 и 5 баллов. Постарайтесь выявить причинно-следственную связь между перечисленными пунктами первой и второй частей.

Информация о работе Разработка программы коррекционной работы с детьми